Научные основы словарно - лексической работы как средства патриотического воспитания.
статья (2, 3, 4 класс) на тему
Формирование патриотического воспитания личности в младшем школьном возрасте представляет собой серьёзную научную проблему, требующую практического решения. В своей статье я опиралась на труды известных методистов, педагогов и психологов. А воспитательные концепции, сформулированные в трудах К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, стали во многом исходными позициями для определения содержания и средств патриотического воспитания, основанных на принципах народности и широкого использования русского языка как средства общения и познания. Словарно - лексическая работа может выступать не только как средство обогащения словаря, его развития и расширения, но и при определённых условиях: целенаправленная подготовка, организация и проведение словарно - лексической работы с лексико - семантической группой слов духовности и нравственности будет способствовать духовно - нравственному и патриотическому воспитанию при создании учителем условий с учётом возраста детей, при организации сотрудничества учителя с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
![]() | 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Лицей № 1451
Статья
Научные основы словарно-лексической работы
как средства патриотического воспитания
Подготовила: Даудова Марина Петровна,
учитель начальных классов
Москва 2015 год
Вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности, Ф.И. Буслаев [2, с.76] обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для более точного понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи.
Важность словарной работы, ее развивающий характер отмечал и Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, "представляя для них нечто вроде игры в слова". Такие упражнения дают детям "власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти" [9, 87].
Сторонник и последователь К.Д. Ушинского Д.И. Тихомиров [3, с.46] указывал на необходимость организации уже в начальных классах наблюдений над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. Такая работа, как отмечал Д.И. Тихомиров, укажет, "где и как грубая материя слова хранит зародыш значения, зерно понятия", будет способствовать тому, что "ученик увидит отчасти и происхождение слова, родство между словами, познакомится с семейством слов от одного общего корня".
И.И. Срезневский [3,с.56] также считал, что словарная работа по образованию слов "естественно соединяется" со "вниманием в смысл слов и выражений".
Сама природа слова, его связь с окружающим миром требует вдумчивого и осмысленного подхода к работе над лексикой русского языка. Через родное слово, как отмечал К.Д. Ушинский, отражается вся история духовной жизни народа. [6, с.93].
Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества - патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.
По мнению Ушинского [9, с.98], родной язык "является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ", и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация.
Исходя из того, что родной язык "есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи, знания, а потом передаем их", К.Д. Ушинский считал главной задачей элементарного обучения овладение родным языком. "Эта работа постепенного познавания родного языка должна начаться с самых первых дней учения и по своей первостепенной важности для всего развития человека должна составлять одну из главнейших забот воспитания".
Он советовал воспитателям путем простых упражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать детей возможно более полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами их мыслительного процесса. "Необходимо, - писал он, - чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово".
Таким образом, ученые-методисты связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей.
Обращаясь к идеям крупнейших методистов прошлого, можно сделать важный вывод общеметодического плана: специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления.
Кирпичиком, ведущим к образованию ассоциаций или связей, Л.С. Выготский [2, с.34] считал слово, а также работу над словом. Научные установки психолога обращают нас к наследию К.Д. Ушинского, усиливают понимание того, почему великий педагог на первое место ставит развитие "дара слова". Выделяя слово как живую клеточку, содержащую в простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению, психолог идет к четкому отграничению двух основных функций слова. Одна из них является указанием на предмет, действие или качество, которую он назвал предметной соотнесенностью слова.
Вторая, не менее важная функция – функция значения. Именно значение слова претерпевает в развитии ребенка существенные преобразования. Определяя значение слова, Выготский подчеркивал, что слово не ограничивается указанием на тот или иной предмет, но также вводит этот предмет в систему связей и отношений, анализирует и обобщает его.
Обращаясь к метафоре, можно сказать, что значение слова – это своеобразное увеличительное стекло, сквозь которое мы смотрим на мир. Постоянное расширение значения слова в сознании ребенка позволяет повышению более глубоким и широким взглядом проникнуть в окружающий мир.
Существенным является то, что работа над словом не ограничивается толкованием его значения, но и также направлена на углубленный анализ предмета, обозначенного данным словом. Слово вводит предмет в широкую систему связей.
В связи с этим представляется очевидным, что словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Нет сомнений в том, что синтетическая деятельность находится в тесной связи с аналитической. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи [3, с.65]
Слово, как известно, обобщает. Когда мы говорим "книга", мы имеем в виду любой предмет, которому могут быть приписаны свойственные ему качества. Интересно, что психологические интерпретации предметной отнесенности и значения слова уходят корнями в глубины русской филологии.
Невольно удивительные приходят по своей тонкости аналогичные наблюдения, сделанные в свое время и отраженные в "Словаре живого великорусского языка" В.И. Далем.
Так, читая одну из его словарных статей, мы находим, что топор – "железное, настольное орудие, для тески и рубки, в котором отличают: лопасть с лезом и обух с проухом, а обух насаживают на топорище, деревянную рукоять, кривую, выкаченную". В.И. Даль [1, с.114] объясняет, что существуют разные топоры. "Топор плотничий, с широкою тонкою лопастью и с острым носком" и т.д. В данной словарной статье жизнь слова "топор" показана в системе устойчивых словосочетаний, пословиц и поговорок.
Иными словами, если слово вводит предмет в широкую систему связей, то описание и объяснение этих связей предмета является наилучшим способом толкования значения слова.
М.Р. Львов говорил, что слово – важнейшая единица языка. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно [5, с.104].
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа» - писал известный ученый-методист А.В. Текучев [5, с.76].
В связи с введением новых образовательных стандартов, возрастает роль словарно - лексической работы. Словарно - лексическая работа с ее коммуникативной, практической, развивающей, огромной познавательной, воспитательной направленностью имеет неограниченные возможности для формирования творческого мышления учащихся.
Вот почему сегодня так важно с самого начала обучения ребенка в школе раскрыть загадки, тайны, возможности родного слова, привить интерес к нему, сформировать чувство слова, учить творческому обращению со словом, пробудить у ребят потребность к самостоятельной творческой работе над познанием родного слова и над своей речью.
Таким образом, одной из важнейших задач в школе является упорядочение словарной - лексической работы на уроках литературного чтения, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.
Далее я приведу примеры детских работ (см. приложение). Учащиеся третьего класса выполняли творческие работы дома с помощью взрослого, а затем делали сообщение на уроках литературного чтения. Все слова встречались в произведениях, которые были размещены в учебниках по литературному чтению. Работа помогла ребятам понять слово, осознать его, а затем в дальнейшем успешно применить в своей речи.
Литература
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 3 – М., 1990.
2. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. – М., 1989.
3. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М.: Просвещение, 1991.
4. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.в. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
5. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983.
6. Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях. / Н.Г. Михайлова. М. - 2000. – 216 с.
7. Пасынок Ю.Ю. Начальная школа. Работа со словарными словами. 1-4 классы. М.: Первое сентября, 2005. – 187с.
8. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.- 506с.
9. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2. – с.160.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Средства патриотического воспитания младших школьников»
Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитан...
Статья "Создание Блокадной книги моей семьи как средство патриотического воспитания младших школьников"
Патриотическое воспитание учеников начальной школы через организацию проектной деятельности по созданию Блокадной книги моей семьи....
МУЗЫКАЛЬНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Именно в юности у человека наиболее активно работают механизмы идентификации себя с эпохой и идеологической структурой среды. В подобный период кризиса идентичности одним из многочисленных факторов ра...

Приложение к статье Научные основы словарно - лексической работы как средства патриотического воспитания
В данном материале представлены работы учащихся со словами, которые встречались в произведениях литературного чтения. Дети выполняли творческие работы дома, а затем делали сообщение на уроках чтения....

"Словарно-лексическая работа как необходимое условие осознания младшими школьниками содержания художественного произведения."
В статье указываются и разъясняются методы и подходы работы над текстом на уроках литературного чтения....
Словарно-лексическая работа на уроках русского языка и литературы.
У каждого учителя свои секреты и находки. Я же для своей работы использую приём Душа слова. Работу по обогащению словаря младшего школьника я выстраиваю поэтапно. В основе моего опыта лежат идеи, мето...