Конспект урока по экологии Алтайского края
план-конспект урока (3 класс) на тему

Дорохова Наталья Михайловна

Конспект урока  с презентацией  по теме « Судьба природы –наша судьба» для учеников 3 класса. Данный урок подготовит учащихся к восприятию материала о существовании единого круговорота жизни на нашей планете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_ekologii.doc625.9 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия.

               Задачи:

Познакомить детей с наукой «экология», ее задачами,  с экологами и их ролью в сохранении природы.

Показать красоту родной природы и влияние окружающей среды на  сохранение и укрепление своего здоровья.

Формировать экологическую культуру детей.

                                                    Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята, я сейчас предлагаю Вас прослушать мелодию детской песни и представить те картины, которые могут возникнуть в вашем воображении. Звучит мелодия  песни «Ели добрый ты …»

Дети узнали песню.

II. Фронтальная беседа. Актуализация знаний.

-Что вы представили? Какое у вас появилось настроение?

( теплый дождик, светит солнце, смех, сразу возникает радостное настроение).

- Ребята, а это важно, что нас окружает? Почему? (это влияет на наше  настроение и улучшает здоровье)

- А что в нашем классе создаёт хорошее настроение, влияет на наше здоровье? (Это цветы. Они делают наш класс чистым, уютным, красивым).

- А что хорошего нас окружает по дороге в школу? (Красивые дома, деревья).

- Молодцы, Вы очень наблюдательны. А сейчас я прочитаю Вам стихотворение, в котором вы доскажите одно слово и узнаете, что станет предметом нашего разговора на уроке:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года -  

Это все вокруг природа

III. Сообщение темы урока.

-Угадали, сегодня мы будем говорить о судьбе природы, но и не только о ней.

Прочитайте на доске запись «Судьба природы – наша судьба»  

- Как Вы думаете, почему необходимо говорить на эту тему? (Природа в опасности, страдает, сам человек в опасности, страдает здоровье человека).

 Сегодня предлагаю Вам провести на эту тему заседание экологической комиссии. Вы будете членами этой комиссии, а мне позвольте быть председателем . Мы будем выслушать ваши впечатления, предложения, решения, как помочь нашей природе, а значит, и нам самим.

IV. Работа по теме урока.

 1.Знакомство со словом «экология»

- Ребята, давайте вспомним, что такое экология и кто такие экологи?

Выступление ученика

Я держу в руках Красную книгу Алтайского края. Мы знаем, что в эту книгу внесены редкие животные, птицы, рыбы или уже исчезнувшие. И их очень много. Это значит, что в природе произошло что–то непоправимое. Чтобы спасти природу от гибели, появилась наука экология. Она изучает связи между живыми существами и окружающей средой. Слово «экология» образовалось из двух греческих слов «экос» - дом, «логос» - наука.

Экология – это наука о доме. А для человека дом – наша планета, и сейчас она в опасности. В справочнике школьника я прочитал, что экология изучает две проблемы. Первая – как мир вокруг нас влияет на каждый организм (растение, человека, животного) и какие вредные последствия. Вторая  проблема -  взаимоотношения между живыми организмами. А – экологи – это люди, которые спасают нашу планету от ран, которые мы сами ей и наносим.

Учитель:

- Я добавлю, что наука экология помогает человеку лучше использовать землю, беречь реки, леса, птиц, животных. В городах есть учебные заведения, которые готовят таких специалистов.

  1. Видеосюжет «Свалка».

 

- Как можно назвать это место? (Помойка, свалка).

-Что Вы здесь увидели?

Какой вред приносит эта свалка всему живому и неживому?( Запах, мухи разносящие инфекцию, грязная вода, грызуны)

- С чем можно сравнить эту свалку для нашей земли? (Это рана). 

Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на земле после нас. Возможно, ты спросишь: а будет ли природе хуже, если я, собирая орехи, сломаю несколько веток, или сорву всего 3-4 цветка, или поймаю одну единственную бабочку? Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сломанный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькие раны, нанесённые природе. И если одну такую рану нанесёшь ты, другую – твой товарищ, третью, четвёртую, пятую – кто-то ещё, что же станет с природой?

Послушайте выступление Семёна, он нам расскажет о больших и маленьких ранах

Выступление ученика.

3. Выступление ученика (с использованием плаката «Раны Земли»).

Человек наносит природе маленькие и большие раны: убивает животных, птиц, ловит бабочек и стрекоз, рвет цветы, ломает ветки кустарников и деревьев. У нас в селе весной очень много ломают веточек сирени, черемухи, рвут ландыши. Красоты на минуты, а вреда – надолго. А около школы некоторые ученики ломают ветки ивы, катаются на них. Природа с трудом, но залечивает эти маленькие раны. Но есть раны и большие: рыбу ловят в огромных количествах, сильно загрязняют воду, отравляют воздух, вырубают леса. Многие растения и птицы, рыбы и звери стали редкими или совсем исчезли. А еще разные аварии на заводах, засухи, землетрясения, наводнения. А страдает сам человек – дышит грязным воздухом, пьет плохую воду, болеет. А вывод один – надо быть природе другом.

Вывод: Мы ещё раз убедились, что судьба природы – наша судьба.

4.Историческая справка.

В том, что судьба человека зависит от природы, человек знал давно. Ведь именно природа дает человеку все необходимое для жизни, поэтому природу старались беречь  всегда.

1. Князь Ярослав Мудрый, один из известных правителей Руси, не разрешал в больших количествах добывать лебедей, бобров и других зверей.

2. Царь Петр I велел наказывать палками тех, кто рубил дубовый лес, даже отправлял их  на очень тяжелые работы в Сибирь. А тех,  кто будет выбрасывать в реку Неву отбросы, будет бит кнутом.

3. А в Европе за незаконную вырубку леса  преступнику даже отрубали руку.

300, 200 лет назад законы были жестокими, зато природа была вне опасности.

Сейчас прозвучит музыка, вслушайтесь в неё сердцем, поживите с ней несколько минут и покажите в движения, что представили. А поможет вам моё стихотворение, но его надо слушать внимательно, в нём надо услышать экологическую ошибку.

V. Физкультминутка.

1. На лужайке, на ромашке

   Жук летал в цветной рубашке.

   Жу-жу-жу, жу-жу-жу

   Я с ромашками дружу.

   Тихо по ветру качаюсь,

   Низко-низко наклоняюсь.

2. Я нашла себе жука

    На большой ромашке,

    Не хочу держать в руках,

    Пусть лежит в кармашке.

    Ой, ой, ой, упал мой жук,

    Нос испачкал пылью.

    Улетел, улетел

    Зеленый жук ,

    Улетел на крыльях.

- Какая экологическая ошибка допущена детьми?

   5. «Моя земля – моя забота».

Как вы понимаете это высказывание?

А предлагаю вам найти ошибки в правилах поведения в природе.

Эти правила мы учимся выполнять в природе и призываем это делать и детей и взрослых.

6. Защита экологических знаков, нарисованных детьми для нашего села.

Рассмотрите внимательно и назовите правила, которые « зашифрованы» этими условными знаками.

А вот эти экологические знаки вы нарисовали сами.  Я надеюсь , что когда-нибудь ваши нарисованные знаки найдут применение в жизни.  ( Работа с рисунками детей.)

VI. Закрепление  изученного.

1. Работа с тестами.

Соедини начало фраз и их окончание, и ты получишь правила бережного отношения к природе в нашем селе

Слайд ( проверка)  

2.Экологическая ситуация.

- Я очень рада, что вы ответственно подошли к этому заданию, молодцы.

А как вы поступите, если увидите такую картину: (Знакомство с экологической ситуацией

Экологическая ситуация

Мы приехали на речку воскресенье провести,

Но свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят, загорают и едят,

Отдыхают, как хотят сотни взрослых и ребят!

Мы по берегу пошли и поляночку нашли,

Но на солнечной полянке тут и там - пустые банки,

И, как будто нам назло,  даже битое стекло!

Мы по бережку прошли, место новое нашли,

Но и здесь до нас сидели, жгли костры, бумагу жгли -

Тоже ели, тоже пили, насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо...

- Эй, ребята! - крикнул Дима -

Вот местечко хоть куда! Родниковая вода!

Чудный вид! Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли –

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели...

Отдохнули и ушли!

И остались на поляне у потухшего костра:

Две разбитых наши склянки, две размокшие баранки -

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти!

Человек живет на земле, пользуется всем, что дает ему природа, но сам же и вредит ей: рубит лес, копает землю, ездит на машинах, строит дымящиеся заводы. Земля делается беднее, реки и моря мелеют, воздух загрязняется. Все кругом страдает, в том числе и человек.

Человек, осознав свои ошибки, многое пытается поправить, восстановить и это задача не только взрослых, но и нас детей.

В нашем посёлке ведётся большая работа по  благоустройству родного уголка.  

Спасая природу, важно вспомнить, что истоки добрых взаимоотношений между человеком и природой хранит народная мудрость, к которой полезно обратиться и сегодня.

Подумайте и ответьте. О каких правилах охраны природы гласит народная мудрость.

  1. Лес и вода – родные брат и сестра.
  2. Где цветок –там и медок.
  3. Хорошие поступки украшают человека.
  4. Не нужна соловью золотая клетка, а ему нужна зелёная ветка.
  5. Судьба природы – судьба Родины.

Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.  А Родина – это и есть природа, которую мы должны беречь и охранять.

VII. Домашнее задание: выучить народное изречение, придумать экологическую историю, употребив его.

VIII. Итог урока

Работа над рассказом В. Сухомлинского «Камень»

На лужайке, под развесистым дубом, жил колодец. Много лет он давал путникам воду. Под дубом у колодца, любили отдыхать путники. Однажды к дубу подошёл мальчик. « А что будет, если я возьму и брошу в колодец камень? Вот, наверное, сильно булькнет?»- подумал мальчик. Он поднял камень и бросил в колодец. Раздался сильный всплеск. Мальчик засмеялся, убежал и быстро забыл о своей жалости.

А камень упал на дно и закрыл источник. Вода перестала наполнять колодец, и он высох.  Высохла трава вокруг, и дуб высох, так как подземные воды ушли в другое место. Перестал вить гнездо соловей. Смолкла соловьиная песня. Тоскливо и пусто стало на лугу. Прошло много лет. Мальчик вырос, стал отцом, потом дедом.

Однажды он пришёл туда, где когда-то зеленела лужайка, шумел развесистый дуб, манила путников чистая колодезная вода.

Не стало ни лужайки, ни дуба, ни колодца. Лишь желтел песок да ветер разносил тучи пыли.

«Куда же всё подевалось» -подумал дедушка.

Если бы итог урока выражался баллами, то все вы получили бы высокую оценку. Меня радует, что судьба нашей  природы  не оставила вас равнодушными.

Чтение стихотворения:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Животноводство в нашем крае"

Формирование представлений обучающихся об отрасли сельского хозяйства – животноводстве...

Конспект урока по экологии на тему: "Вода - дефицитный ресурс"

Конспект урока по экологии  для 4 класса....

Конспект урока: "Полезные ископаемые родного края. Полезные ископаемые Мордовии

На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и...

Конспект урока "Животноводство в нашем крае" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 класс разработан на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного поцесса, задачи фор...

Конспект урока "Устная история родного края."

Конспект урока "Устная история родного края."...