Главные вкладки

    Конспект урока "Животноводство в нашем крае" 4 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Янковская Нина Алексеевна

    Конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 класс разработан на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного поцесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Тема урока: "Животноводство в нашем крае"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc456 КБ

    Предварительный просмотр:

    Окружающий мир

    4 класс

    Тема урока: « Животноводство в нашем крае»

    Дата проведения: 19 декабря 2014 года

    Цели: способствовать формированию у учащихся представления о еще одной отрасли сельского хозяйства – животноводстве; ознакомить с отраслями животноводства, их особенностями в крае; формировать первоначальные умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развивать интерес к предмету «Окружающий мир»; воспитывать умение работать в группах, сотрудничать.

    Тип урока: открытие нового знания

    Планируемые образовательные результаты.

            Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

            Метапредметные: овладевают способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

            Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

    Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский;

              индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

    Оборудование: раздаточный материал для опроса, карточки для работы в группах, презентация «Животноводство», карточка «Соедини стрелочками», листы самооценки, шкала самооценки,  ноутбук, проектор, иллюстрация профессора Окружайки, картинка верблюда

    Основные понятия: скотоводство, коневодство, кролиководство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство, свиноводство.

    Организационная структура (сценарий) урока

    I. Организационный момент.

    Прозвенел уже звонок,

    Время начинать урок.

    К гостям нашим повернитесь,

    Поздоровайтесь и улыбнитесь.

    А сами будьте очень внимательны,

    Работайте в хорошем темпе и старательно.

    Чтобы всё мы изучили,

    Знания крепкие получили.

    II. Актуализация опорных знаний.

    1. Фронтальный опрос,

    - Как называется наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений? (растениеводство)

    - Перечислите отрасли растениеводства? (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство)

    1. Игра « Верные – неверные утверждения»

    - Знания об отраслях растениеводства вы открыли на прошлом уроке. А понять хорошо ли вы усвоили материал прошлого урока нам поможет игра «Верные – неверные утверждения»

    (у каждого ребенка карточка)

    - Если высказывание верное, то ставите знак «+», если неверное – то знак «-»

    Утверждение

    Верно (+),

    неверно (-)

    Проверка

    1

    Главными зерновыми культурами являются овёс, ячмень, рожь, пшеница.

    +

    2

    К овощным культурам относятся капуста, абрикос, персик.

    -

    3

    Масло получают из подсолнечника и льна.

    +

    4

    Врагами тлей являются божьи коровки.

    +

    5

    От мышей и полёвок урожай защищают совы, пустельги.

    +

    6

    К плодовым культурам относятся яблоки, груши, томат.

    -

          Взаимопроверка в парах, оценивание

              «5» - все верно;

              «4» - допущено 1-2 ошибки;

              «3» - допущено 3-4 ошибки.

    1. Тест

    - А теперь давайте зайдем в гости к растениеводству через тест. (у каждого ученика на парте)

    1. Основными отраслями растениеводства являются:

    а) полеводство, коневодство, пчеловодство, плодоводство

    б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство

    в) полеводство, овощеводство, птицеводство, рыбоводство

    2. Село дает городу:

    а) продукты питания

    б) продукцию для заводов и фабрик

    в) продукцию для ткацких фабрик

    3. Главными зерновыми культурами являются:

    а) картофель, томаты, лен

    б) овес, ячмень, рожь, пшеница

    в) лук, репа, подсолнечник

    4. К овощным культурам относятся:

    а) морковь, петрушка, томат

    б) капуста, абрикос, персик

    в) вишня, баклажан, патиссон

    5. К сельскохозяйственным профессиям относятся:

    а) ткач, металлург, геолог

    б) агроном, комбайнер, овощевод

    в) цветовод, археолог, инженер

     

      - Взаимопроверка в парах.

    III. Самоопределение к деятельности.

    - Ребята, к нам в гости заглянул профессор «Окружайка».

                   

    -Он хочет познакомить нас с ещё одной отраслью сельского хозяйства. А вот какой, узнаете, когда разгадаете загадки.

    Сама пестрая,

    Ест зеленое,

    Дает белое.

              (Корова)

    Хвост крючком,

    Нос пятачком.

             (Свинья)

    Длинное ухо,
    Комочек пуха,
    Прыгает ловко,
    Любит морковку.

                  (Кролик)

    Я скачу, скачу.
    Грива вьётся на ветру.
    Кто это?
                               

                       (Конь)

    - Что объединяет эти слова? (животные)

    - К какой группе животных их отнесём? (домашние животные)

    - Верно, это домашние животные. Когда – то в прошлом все животные на Земле были дикими, но с появлением скотоводства домашних животных становилось все больше и больше. Люди не просто одомашнивали животных, а выводили множество новых пород. В результате этого появилась новая отрасль сельского хозяйства.

    - Как называется такая отрасль сельского хозяйства? (животноводство)

    - Ребята, кто догадался, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока? (Животноводство нашего края) Слайд 1

    - Что должны узнать сегодня на уроке? (Составление плана урока, Слайд 2)

    1. Что такое животноводство.

    2. Отрасли животноводства.

    3. Роль животноводства в жизни человека.

    - Как будем работать для достижения цели? (в парах, группах)

    - Какие источники информации могут нам помочь?

    IV. Открытие нового знания.

    1. Знакомство с новым понятием (Работа в группах.)

    - Для того чтобы правильно  ответить на первый вопрос нашего плана, давайте  выполним  следующее  игровое  задание.

               

       Задание.   Расставить  в нужном порядке слова, получить определение -животноводство. (заслушать 1 группу, у кого получилось по -другому)

    -Животноводство – это отрасль сельского хозяйства, занимающаяся  разведением домашних животных.

    2. Решение проблемной ситуации.

    Отгадайте загадку:    Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка!

    Но каждый горб – не горб, амбар!

    Еды в них – на семь суток!

                                  (Верблюд)

    (Показ картинки верблюда)

    - Верблюды – сильные выносливые животные, которые перевозят грузы, а верблюдица дает молоко.

     -Разводят ли у нас в Крыму верблюдов? Почему?

    - Отчего это зависит? (От  природных условий, от растительности – основы питания животных, от потребностей людей)

    3. Сообщение учителя.

     

    - От профессора Окружайка можно узнать, что животноводство – объемное понятие. Оно включает в себя несколько отраслей.

    Слайд 3


    Разведение крупного и мелкого рогатого скота

    Свиноводство

    Коневодство

    ЖИВОТНОВОДСТВО

    Кролиководство

    Птицеводство

    Рыбоводство

    Пчеловодство

                             

    4. Работа в группах.

        - Чтобы подробнее узнать о каждой отрасли, давайте подключим к работе группы ученых животноводов. Каждая группа получит карточку-помогайку.

    - Послушайте задание: соберите информацию из учебника по своей отрасли, заполните карточку и поделитесь знаниями со всем классом.

    Отрасль « Разведение крупного и мелкого рогатого скота»

     Задание: прочтите статью учебника на с. 197, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

    Крупный рогатый скот -это__________. Все породы делят на  ____________, _____________ и ________________________ .

    Мелкий рогатый скот - это_________________. Очень ценят породы овец с тонкой шерстью - ______________ («руно» - ______________)

    Стада овец называют ___________. Большие отары пасутся на ___________. Коз разводят ради______________________________.

    Отрасль « Свиноводство»

     Задание: прочтите статью учебника на с. 198, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

    Свиньи не грязнули, они, наоборот, очень ___________________ . В жару свинья ложится в грязь для того, чтобы __________________________________________________________

    Свиней нужно почаще _______________________. Содержать их надо в ___________ помещениях. Породы свиней ________________________________.

    Отрасль « Коневодство»

     Задание: прочтите статью учебника на с. 198-199, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

    В прошлом лошадь помогала крестьянину в _______, перевозила ____________________, участвовала и в военных ___________.

           Лошадь по-прежнему необходима __________________________. Немало людей увлекаются конным ___________________________. Породистых лошадей разводят на ____________________________. Насчитывается свыше 250 пород – от могучих _____________ до миниатюрных ________.

    Отрасль « Кролиководство»

     Задание: прочтите статью учебника на с. 199-200, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

    Домашние кролики произошли от _________. Кроликов разводят ради ____________________. Содержат кроликов в ___________. Днём зверьки обычно ____________, а ночью _______________.

    Кормят кроликов ____________________________________________

    Но нельзя давать им траву, влажную от _______________________. От этого кролики могут _____________. Такую траву нужно сначала ___________.

    Отрасль « Птицеводство»

     Задание: прочтите статью учебника на с. 200-201, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

    Домашние птицы – это _______________________________________.

    На крупной ______________ в инкубаторы помещают одновременно сотни тысяч _________

    Вентиляторы подают в инкубатор тёплый ____________. Специальный механизм время от времени _____________ яйца, чтобы они равномерно прогревались. Вылупившихся ____________ отправляют в цех ________________. Оттуда подросших кур переводят в цех клеточных______________. Домашних птиц разводят и на менее крупных _______________ и на приусадебных____________ .

    Отрасль « Рыбоводство»

     Задание: прочтите статью учебника на с. 201, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

    Разведением рыбы в прудах занимаются специальные рыбоводческие ____________. Основные прудовые рыбы - ______________________

    ________________. В природе в диком виде встречаются _____________________________. А вот _______ - это одомашненная форма _________.

    Отрасль « Пчеловодство»

     Задание: прочтите статью учебника на с. 201-202, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

    В далёком прошлом было много диких _______. Они жили в ________ деревьев. Со временем люди стали сами выдалбливать  в стволах деревьев _______ для пчёл. Так зародилось ________________. А потом появились и __________. Название пасека произошло от слов «сечь», «посекать», то есть ________ лес.

    Чтобы забрать мёд из колод, пчёл приходилось _______________ ядовитым дымом. Позже был изобретен разборный _________. В него вставляют ________ с сотами, пчёлы заполняют ячейки ________. ____________ достает рамки, не причиняя вреда пчелиной семье.

    5. Заслушивание сообщений представителей от групп с дополнением учителя. (презентация «Животноводство» слайды 4 - 22)

    Слайд 7

    Предками коров были древние туры. Приручить тура было невозможно – они поднимали на рога охотника вместе с конём. Иногда охотники приводили домой маленьких турят. От них и пошли наши коровы. Молока они давали совсем мало. Оно считалось лекарством и лакомством.

    Слайд 10

    Люди одомашнили свинью ещё в каменном веке. Свиней  разводят ради вкусного мяса и шкуры, из которой шьют обувь и одежду. Своим сильным плоским носом свиньи роют землю в поисках кореньев. Свиней разводят на свиноводческих фермах.

    Слайд 13

    Домашние лошади – потомки дикой лошади (Пржевальского) и тарпана. Лошадь Пржевальского была открыта более 100 лет назад в пустынях Центральной Азии русским путешественником Н.М.Пржевальским. Из молока лошади делают целительный напиток – кумыс. Кровь лошадей-доноров используют для изготовления медицинских препаратов.

    Слайд 15

    Пород кролей много.  В Крыму разводят такие: породы: бабочка, серебристый, калифорнийский. Содержат кроликов на фермах.

    Слайд 18

    Домашних кур начали разводить 4 тыс. лет назад. Домашние куры происходят от диких банкивских кур, который до сих пор водится  в Юго-Восточной Азии.

    Слайд 22

    Продукты пчеловодства: мёд, воск, прополис.

    6. Физминутка.

    Дружно встали на разминку,

    Наклоняем нашу спинку

    Раз-два, раз-два

    Веселее детвора.

    Поработаем руками,

    Кто угонится за нами

    Раз-два, раз-два

    Веселее детвора.

    Поднимаем плечики,

    Как прыгают кузнечики

    Раз-два, раз-два

    Веселее детвора.

    Поверни головку влево,

    Поверни головку вправо,

    Опусти головку вниз

    И тихонечко садись.

    V. Включение новых знаний в систему знаний.

    1. Работа в тетради.

    - А хорошие ли знания мы приобрели во время урока, нам помогут узнать некоторые задания в тетради.  (с. 90 № 2)

    2. Игра «Четвертый лишний»

      (устно со всем классом)

    а) Кролиководство, птицеводство, овощеводство, пчеловодство

    б) Куры, индюки, кролики, гуси

    в) Мёд, воск, прополис, яйца

    3. Игра « Соедини стрелочками» (работа в группах)

    Животные

    Место разведения

    Профессии людей

    Коровы

    Конный завод

    конюх

    Гуси, утки, куры, индюки

    Ферма

    доярка

    Пчёлы

    Птицефабрика

    пчеловод

    Лошади

    Пасека

    птичница

             

    Фронтальная проверка.

    VI. Подведение итогов урока.

    - С чем нас сегодня решил познакомить профессор Окружайка? (с животноводством, его отраслями)

    - На все ли поставленные вопросы мы с вами ответили?

    - Много ли получили значимой для вас информации?

    - Что нужно делать, чтобы животные хорошо себя чувствовали? (следить за здоровьем, ухаживать, кормить)

    - Животному, как и человеку, нужен уход и внимание.

    - Как называют людей, которые занимаются разведением домашних животных? (животноводы)

    - Какие профессии животноводов вы теперь знаете? (зоотехники, врачи-ветеринары, доярки, конюхи, свинарки, пастухи, птичницы)

    - Все они вносят повседневно большой вклад в сельскохозяйственное производство. Это люди добросовестно относящиеся к труду, искренне любящие свое дело.

    - Поднимите руку, кто хотел бы быть животноводом?

    - Легок ли труд животноводов?

    - А  ведь  люди  этих  профессий  испытывают  очень  много  трудностей.  Им  приходится много работать в плохих условиях и  в холоде, подвозить корма, кормить животных, убирать за ними.

    - К  сожалению,  не  все  в  нашей  стране  хотят  стать  животноводами.

    - Можно  ли  считать  это  проблемой государства? (да)

    - Если это проблема государства, кто может помочь решить её? К  кому из вышестоящих руководителей нашей страны можно  было  бы  обратиться для решения проблем животноводства? (президент или государственная дума).  Вот  это  и  станет  одним  из  заданий в домашней работе.

    VII. Домашнее задание.

    - Откройте дневники и запишите домашнее задание: с. 195 – 203 знать

     Дифференцированное:

    «5» - Составить письмо к президенту РФ Путину В.В. с просьбой об изменении отношения к проблемам животноводства

    «4» - подготовить сообщение о тех домашних животных, которые тебя особенно заинтересовали.

     Слайд 23

    «5»

    с. 195-203 знать, письмо президенту

    «4»

    с. 195-203 знать, сообщение о домашнем животном

    «3»

    с. 195-203 знать

    VIII. Рефлексия.

    - Вспомните, что хорошо получалось на уроке?

    - Над чем нужно ещё поработать?

    IX. Самооценка.

    - Дорогие ребята, приближается замечательный праздник Новый год. Я хочу вам пожелать, чтобы в будущем году вы росли здоровыми, умными и талантливыми детьми.

    - А знаете ли вы, какой по восточному календарю наступит год? (год Козы)

    - Я, надеюсь, что наша коза принесла вам сегодня удачу.

    - Давайте попробуем себя оценить по волшебной шкале. (показ карточки козы)

                                  2015 год Козы. Календарь по месяцам.

    В этом вам поможет карточка самооценки. (Показ карточки самооценки)

               Вид    работы

     Самооценка

    1.

    Игра «Верные и неверные  утверждения»

    2.

    Выполнение теста

    3.

     Работа  в  группе  по  изучению  отрасли  животноводства

    4.

    Игра  по  группам «Соедини  стрелками»

    5.

    Мой  темп  работы

    - Возле символа будущего года Козы при помощи фломастера обведите свою оценку за урок.

       (спросить 1-2 учеников какую дали себе оценку, почему)

    - Скрепите свой тест, карточку самооценки и шкалу, оставьте их на парте. Я потом просмотрю, и считаю, что наши с вами оценки совпадут.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект коррекционного занятия в 0 -классе "ЩИ ДА КАША -ПИЩА НАША"

    Конспект занятия "ЩИ ДА КАША-ПИЩА НАША""Цель:  -расширять словарный запас детей,учить отвечать на вопросы полным предложением.                  ...

    Конспект проведения прогулки в 1 классе "Солнышко наше - нет тебя краше"

    В конспекте содержится подборка поговорок, потешек, стихов о солнце(фольклорный материал).Описана прогулка с применениемРазличных видов гимнастики (для глаз, дыхательная гимнастика, расслабляющий комп...

    Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"

    Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...

    Конспект внеклассного мероприятия "Наши дедушки, наши бабушки."

    Мероприятие посвящено Дню пожилого человека...

    Конспект урока. Тема: "Наши проекты: "Задачи - расчеты"". 3 класс. УМК "Школа России".

    Конспект урока по математике на тему: "Наши проекты: "Задачи-расчеты""...