Викторина «Мой родной край – что я знаю о нем?»
методическая разработка (4 класс) на тему

Ядне Анна Рудольфовна

Данная викторина рассчитана для детей начальных классов. Он способствует формированию  нравственно-патриотических  чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края. 

         Помогает воспитывать чувство Родины, интерес к общественным событиям родного поселка и нашей страны, уважение к труду.

         Знакомит с  историческими данными малой Родины, ее значимостью в  жизни  России.

         В настоящее время можно отметить  возросший интерес к изучению истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Вы, наверное, согласитесь с тем, что дети мало знают о родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Знание своей истории всегда было потребностью общества. Ведь, как известно, без знания прошлого не будущего. Каждый человек любит то место, где он родился. Родной край становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю. Знакомство с историей, культурой, природой и бытом людей живущих  рядом, позволяет лучше почувствовать родной край,  а значит, стать созидателем своей малой Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Тазовская школа – интернат среднего полного (общего) образования

«Мой родной край –

что я знаю о нем?»

викторина

                                             

Ядне Анна Рудольфовна, воспитатель

Стаж работы 4 года,

Образование: средне-профессиональное

п.Тазовский, 2014

Оглавление.

  1. Введение
  2. План занятия.
  3. Библиографический список.
  4. Приложения
  1. Фотоотчет
  2. Сообщения воспитанниц Салиндер Марии, Салиндер Арины

Введение

        Данная викторина рассчитана для детей начальных классов. Он способствует формированию  нравственно-патриотических  чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края.  

        Помогает воспитывать чувство Родины, интерес к общественным событиям родного поселка и нашей страны, уважение к труду.

        Знакомит с  историческими данными малой Родины, ее значимостью в  жизни  России.

            В настоящее время можно отметить  возросший интерес к изучению истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Вы, наверное, согласитесь с тем, что дети мало знают о родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Знание своей истории всегда было потребностью общества. Ведь, как известно, без знания прошлого не будущего. Каждый человек любит то место, где он родился. Родной край становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю. Знакомство с историей, культурой, природой и бытом людей живущих  рядом, позволяет лучше почувствовать родной край,  а значит, стать созидателем своей малой Родины.

Актуальность.

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины ребенка связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Цель.

Формирование нравственно-патриотических чувств к родному краю.

Задачи.

  1. Обучающая – расширить представления о родном крае и его особенностях
  2. Развивающая – развивать эмоционально – целостное отношение к родному краю.
  3. Воспитывающая – воспитывать бережное отношение к природе родного края.

                                 

«Что может быть милей
Бесценного родного края?»

 (Н. Языков.)

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами проведем викторину на тему «Мой родной край – что я знаю о нем?». Мы с вами будем разгадывать задания и конечно в конце викторины  поиграем во вкусную игру. А для этого нам надо сесть поудобнее и слушать внимательно. За каждый правильный ответ угадавший получает жетон, по окончании нашей игры - викторины мы с вами посчитаем, у кого больше жетонов тот и победил.

Воспитатель: Еще в средние века было известно, что в диких Северных краях находится великое богатство. О Златокипящей Мангазее рассказывали истории и легенды. Край был богат рыбой и пушниной, осетриной, олениной, соболями да рябчиками. Все это умело добывали ненцы – коренные жители Севера, занимаясь традиционными промыслами: охотой, оленеводством, рыболовством.

Воспитатель: А теперь мои помощники Маша и Арина расскажут вам свои сообщения, которые они приготовили.

Сообщения воспитанниц.

Салиндер Маша: В советские годы на Крайнем Севере открыли новые богатства - «голубое топливо» и «черное золото». Именно отсюда в 1962 году с открытием Тазовского месторождения пошел Большой газ Ямала. А после открытия известных на весь мир месторождений - Русского, Уренгойского, Ямбургского и Заполярного - Ямало-Ненецкий автономный округ стали называть газовой провинцией России.

Наш округ занимает северную часть Тюменской области. В округе семь больших районов (Ямальский, Приуральский, Тазовский, Надымский, Пуровский, Шурышкаркий, Красноселькупский) и восемь городов (Салехард – столица округа, Лабытнанги, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, Тарко-сале). В состав муниципального образования Тазовский район входят 5 поселений: п. Тазовский и сельские поселения – с. Антипаюта, с. Газ-Сале, с. Гыда и с. Находка.

Салиндер Арина: На Севере России, в Сибири, привольно тысячеверстно, раскинулись тундровые просторы трех полуостровов: Ямальского, Гыданского и Тазовского. Их омывают воды Обской губы и Карского моря. На самом севере Ямальского и Гыданского полуостровов, а также на островах Белом, Оленьем, Шокальского нет торфяно-мохового покрова, не растут даже низкорослые кустарники, только летом, на короткое время, расцветают северные маки, камнеломки, другие скромные цветы. Южнее, ближе к теплу, обильно растут мхи и лишайники, брусника, ива, низкорослые березки, багульник. Южные районы тундры – это край грибов и ягод, кустарников, мхов, лишайников. Еще южнее начинается лесотундра, дальше к югу – тайга.

        Коренными жителями Ямало-Ненецкого округа считаются ненцы, ханты, селькупы.

        «Ненец» в переводе на русский язык – «мужчина, человек». Основное занятие ненцев – оленеводство. Ханты живут по берегам рек, это «речные люди», занимаются рыболовством. Селькупы проживают в лесной зоне, это «лесные люди», их главные занятия – охота и рыболовство.

Воспитатель: Тазовский район входит в состав Ямало-Ненецкого автономного округа- субъекта Российской Федерации и является самым крупным по территории районом Тюменской области. Расположен за Полярным кругом, на правой стороне Обской губы, простирается на 750 км с севера на юг и до 300 км с запада на восток. Большая часть района размещена на Гыданском полуострове. Самые крупные реки района - Таз, Танама, Мессояха, Юрибей. На территории района более 18 тысяч озер.

А теперь  мы с вами начнем викторину «Мой родной край – что я знаю о нем?». Я буду задавать вопросы, а вы поднимаете руку и отвечаете на вопрос, кто правильно отвечает, тот получает жетон.

1 конкурс - мой край.

  1. Как переводится название нашего края «Ямал» (край земли)
  2. Назовите столицу Ямала (г. Салехард)
  3. Какая рыба изображена на гербе Тазовский (осетр)
  4. Назовите национальные праздники нашего края (День рыбака, День Оленеводов)
  5. Чем занимаются народы Севера, каким промыслом (рыбаки ловят рыбу, охотники занимаются промыслом пушнины, оленеводы оленеводством).

2 конкурс – загадочный.

        А теперь мы с вами будем отгадывать загадки. С места не выкрикивать, поднимайте руку.

В тундре он бродит большими стадами,
Словно короной, красуясь рогами.
Важен он в жизни полярных народов -
Транспорт надёжный для дальних походов.

                                         (Северный олень)

Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - …

                                 ( Волк )

Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая.
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
                            ( Лиса)
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснется, ну реветь,
Как зовут его -
                        (Медведь).
Оленя старший брат,
С рогами как лопаты,
Его легко узнать:
Прозвался  он – сохатый.

                              (Лось)

Похож внешне он на лисицу,
Охотник, проныра, хитрец,
Не спрятаться зайцу и птице
Поймает их ловкий ... .

                                     (Песец)

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето
. 
                             (Заяц)

3 конкурс – рыбный.

        Назовите, какие виды рыб вы знаете, и обитают в наших реках, озерах: (осетр, ряпушка, нельма, муксун, щука.)

4 конкурс – ягодный.

        Назовите ягоды, которые растут у нас на Севере. (морошка, голубика, брусника, ежевика, смородина, черника, клюква.)

5 конкурс  – угадай по вкусу.

        А теперь мне нужны 4 человека, мы им закроем глаза и посмотрим, знают ли они вкус ягод с закрытыми глазами.

6 конкурс  - национальные орнаменты.

А теперь я вам буду показывать наши национальные орнаменты, а вам надо будет отгадать, что означает этот узор.

Итог. Итак, ребята на этом наша викторина закончилось, теперь давайте подсчитаем ваши жетоны.

Приложение 1.

Уровни  изучения  сформированности  базовых национальных ценностей   по М.И. Шиловой (методом наблюдения)

3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;

2 – любит и бережет природу;

1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 – природу не ценит и не бережет.

по В.А. Игнатовой и др.

низкий уровень – все признаки отсутствуют, либо некоторые из признаков присутствуют, но выражены слабо, характеризуются низкой интенсивностью, неустойчивостью, проявляются эпизодически, тенденций к появлению или развитию признаков не наблюдается, отношение не служит фундаментом формирования и развития других типов отношений к природе.

– отсутствуют осознание необходимости сохранения природы

– безразличное и разрушительное отношение к объектам природы

– участие в экологической деятельности по собственной инициативе отсутствует.

средний уровень – присутствуют некоторые или все признаки, характеризующиеся заметной выраженностью, высокой интенсивностью, устойчивостью, но проявляющиеся эпизодически, нерегулярно, тенденция к развитию выражена умеренно, отношение способно выступать предпосылкой формирования других типов экологических отношений личности.

– фрагментарные знания об экологических проблемах

– осознание необходимости сохранения природы

– ситуативное положительное эмоциональное отношение к объектам природы

– фрагментарное участие в экологической деятельности.

высокий уровень – присутствуют все признаки, они характеризуются яркой выраженностью, высокой интенсивностью, устойчивостью, регулярностью проявления, тенденция к развитию сильно выражена, отношение является фундаментом формирования всего спектра экологических отношений личности (в том числе социальных, отношений с другими людьми).

– хорошая осведомлённость об экологических проблемах

– осознание необходимости сохранения природы

– положительное эмоциональное отношение к объектам природы;

экологически целесообразные поступки

– практическая деятельность экологического направления

– ответственность перед личным «Я» в отношении к природе.

Уровни  сформированности базовых национальных ценностей  

по М.И. Шиловой:

гордость за страну

3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 - интересуется историческим прошлым;

1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 – не интересуется историческим прошлым.

служение своими силами

3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других;

2 – находит дела на службу малому Отечеству;

1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;

0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству.

забота о своей школе

3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других;

2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 – в делах класса участвует при побуждении;

0 – в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Уровни  сформированности    базовых  национальных   ценностей                 по М.А. Захаревич, Л.И. Чепиковой

низкий уровень

– имеет общее представление об историческом прошлом своей малой родины;

– слабо ориентируется в государственном устройстве и социальной

структуре российского общества;

– не всегда взаимодействует с окружающими в соответствии с социальной ролью, не реализует гражданскую позицию;

– ситуативно-негативно относится к своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, народным традициям, не участвует в преобразовании ближайшего социума (школы, дома).

средний уровень

– знает значимые события своей малой родины; знает на уровне элементарных представлений о государственном устройстве и социальной структуре российского общества;

– умеет под руководством старших

взаимодействовать с окружающими в соответствии с социальной ролью, реализовать гражданскую позицию;

– положительно относится к своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, народным традициям, принимает участие в преобразовании ближайшего социума (школы, дома) в составе коллектива сверстников.

высокий уровень

– знает историческое прошлое своей малой родины; знает на уровне элементарных суждений о государственном устройстве и социальной структуре российского общества;

– умеет на первичном уровне взаимодействовать с окружающими в соответствии с социальной ролью, реализовать гражданскую позицию;

– демонстрирует устойчиво-положительное отношение к своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, народным традициям, активно

участвует в преобразовании ближайшего социума (школы, дома).

Библиографический список.

  1. Ямальский калейдоскоп Л.В. Федорова//Тюмень 2003.
  2. Ледовый материк Н. Дудников// Москва 2000.
  3. Журнал Тазовкий район.
  4. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Наш родной край"

Проверка знаний материала о природе родного края...

Мультимедийная викторина "Природа родного края"

Данное пособие  представлят собой игру -викторину о природе   Краснодарского края. Игра предназначена детям 7-8 лет и может быть использована на уроках кубановедения, внеурочных занятия...

Положение о проведении экологической викторине "Знатоки родного края"

Положение о проведении Викторины было разработано для сетевого мероприятия в рамках года экологии. Викторина проводилась для начальной школы....

Викторина "Деревья родного края"

Вопросы викторины направлены на обобщение знаний детей по теме "Деревья родного края", активизируют любознательность, открывают красоту родной природы....

Викторина по родному краю.

Разработка внеклассного мероприятия, проводимого в рамках празднования 75-летия Кемеровской области....

Викторина "Знатоки родного края"

Викторина по краеведению для учащихся начальной школы посвещена 70-летию Калининградской области....