Образовательная развивающая программа внеурочной деятельности.
рабочая программа на тему

Агапова Лариса Вадимовна

  Материал можно использовать в качестве методического пособия для разработки  образовательной программы внеурочной деятельности или программы дополнительного образования учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx55.16 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная развивающая

 программа внеурочной деятельности

в начальной школе:

 "Летопись родного города"

                                                                             

                                                 

                                   

Пояснительная записка.

     

Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного края».

Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданской позиции. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Необходимость развития подрастающего поколения в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, содержательнее будут знания школьников о родном крае и его лучшим людях, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма, в усвоении и воспроизводстве социального опыта.

Психолого-педагогические исследования показывают, что младший школьный возраст является сенситивным для процесса социализации. Овладение учебной деятельностью обусловлено потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, желанием занять определенное место в системе доступных общественных отношений. При этом следует учитывать, что формирования отношений у младшего школьника имеет свои особенности. С одной стороны, повышенная эмоциональность, сопровождающая в процессе познания, а также становление  эмпатийно рефлексивных качеств предоставляют возможность ребенку осознать своё личностное отношение к тому, что его окружает. С другой - младший школьник воспринимает окружающий мир конкретно образно, и ему еще сложно самостоятельно выявлять социальную значимость явлений и объектов. Использование в учебно-воспитательном процессе социализирующих возможностей краеведческой деятельности способствует разрешению данного противоречия (учение родного края позволяет сформировать у ребенку культурную картину мира, знания и умения социальных отношений в знакомых конкретных их проявлениях.

Предлагаемая программа «Летопись родного города» направлена на формирование ценностно-мировоззренческой, социальной, коммуникативной, познавательной, информационной, рефлексивной компетентностей младшего школьника.

     Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ№19. При разработке программы был использован методический конструктор “Внеурочная деятельность школьников” (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва Просвещение”, 2010 г.) и  “Примерные программы внеурочной деятельности под редакцией В. А. Горского, Москва “Просвещение”, 2011 г.

 Нормативно-правовой и документальной базой  рабочей Программы внеурочной деятельности обучающихся являются:

  • Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3226-1;
  • Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы”;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373);
  • Концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Устав МБОУ СОШ №19;
  • Программа развития МБОУ СОШ №19;
  •  Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №19;

Предлагаемая программа «Летопись моего города» рассчитана на четыре года обучения и предназначена для работы в 3-4 классах. Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков. Основная задача программы - формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии, воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина. На кружок отводится 1 час в неделю-\34 часа в год\.

В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, его славной историей, учатся осознавать себя маленькой частичкой этой истории, рефлексировать свою причастность к происходящему, уважать и ценить культурное наследие родного города.

В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, общекультурное, обще-интеллектуальное. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, краеведения.

 Практика творческой деятельности основана на использовании занятий в форме ролевой игры, выполнении творческих проектов, работой с разными источниками информации.

Занятия призваны дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом родного города и его настоящем.

Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со

всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.

          По типу данная программа внеурочной деятельности является тематической, и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле.

 Срок реализации программы 2 года. Тематическое планирование рассчитано на 68 часов (34 –в год) при условии проведения занятий 1 час в неделю.

Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся.

     

Цель программы: создание условий для развития положительного субъектного опыта обучающихся, необходимого для формирования личности гражданина-патриота  и подготовки ее к успешной адаптации в обществе.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего села; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие села, края, страны;
  • прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу;
  • способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
  • расширять исторический и экологический кругозор учащихся.

Воспитывающие:

  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села;
  • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
  • содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

           Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.  

    Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и практические занятия, включая походы и экскурсии. Содержание деятельности   предусмотривает  следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную и городскую газеты, составление и разгадывание кроссвордов, “круглые столы”

Критерии результативности реализации программы.

Основным критерием результативности занятий по внеурочной деятельности «Летопись родного города» выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям малой родины, показателями которого можно считать:

- наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно исторического наследия;

активная познавательная позиция младшего школьника; участие в различных проектах,

конференциях, исследованиях, конкурсах;

- широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции

ребенка);

- овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности,сочинительством)

- овладение опытом исследовательской и проектной деятельности

Планируемые результаты реализации программы:

- организация гарантированного непрерывного процесса получения, расширения и углубления знаний об окружающем мире, осуществляющаяся во внеурочной деятельности;

- создание комплексной системы внеклассной работы по развитию и реализации интересов учащихся в различных направлениях краеведческой деятельности;

- создание условий для развития ключевых компетентностей школьников;

- отражение результатов исследовательской и поисковой деятельности в печатных и цифровых формах организации краеведческих материалов;

- приобретение опыта участия в краеведческих конкурсах и конференциях;

- реализация социально-экологических проектов;

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
  • эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

Метапредметными результатами изучения являются:

  • способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность__
  • способность осуществлять информационный поиск;
  • способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях;
  • основы умения учиться: различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы;
  • совершенствовать предметные умения, делать запрос к различным источникам информации;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

       

  Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

       Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием разнообразных форм сбора информации (беседы),  дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
  • выражать речь в устной и письменной форме;
  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

        Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

         

     Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.

     Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)

     Элементарные социальные знания школьники получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, читальном зале, расширяют представление о себе как о  гражданине России. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с представителями

музеев, библиотек и т. д. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к памятникам истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе, в интенете.(с помощью родителей)

     Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным

становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её истории и культуре, героическим страницам её прошлого.      

       Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Они имеют первоначальный опыт участия в социальных акциях по месту жительства.          Достижение всех трех уровней результатов деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

  •    формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);
  • формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.  

     

 Содержание программы  «Летопись родного города»

3 класс.

Тема 1.  Я  муромлянин.(12ч.)

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода.

Практика: Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края.

Практика: Изучение летописи школы. Конкурс рисунков «Моя любимая школа»

История улиц города. Старые и новые названия. Улицы, названные в честь выдающихся людей.

Практика: Сбор старых и новых фотографий улиц города, их сравнение. Совместное обсуждение собранного материала.

Достопримечательности города, известные повсюду. Викторина «Знаешь ли ты свой родной город».

Практика: Конкурс фотографий.

Мой любимый уголок. Почему он мне дорог.

Практика: Сочинение-описание.

Тема 2. Город древний как Русь.

Первое упоминание о городе. Повесть временных лет. Крестители Мурома.

Практика: работа с копиями документальных источников.

Богатырь былинный Илья Муромец.

Житие Муромских святых. Петр и Февронья Муромские.

Экскурсия  в Свято-Троицкий монастырь.

Муром-город мастеров. Дмитриевская слободка. Муромская ярмарка. Муромское купечество. Посещение  историко-художественного краеведческого музея.

Практика: Подготовка сообщения об истории купеческих домов, сохранившихся до наших дней.

Традиции и обряды Муромского края. Праздники в Карачарове.

Практика: Изучение фотографий древнего города в специальной литературе.

Самые древние достопримечательности города. Экскурсия к Церкови св. Косьмы и Дамиана.

Тема 3. Они прославили наш город.

Яркие фигуры истории Мурома 19 века. Городской голова А. В. Ермаков. Водонапорная башня. Отец телевидения В. К. Зворыкин. Академик Куликов.

Яркие фигуры современности.

Практика: В ходе занятий - сбор информации о людях, прославивших город. Оформление альбома.

Тема 4. Никто не забыт- ничто не забыто.

Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Школы – госпитали. Выпускники и учителя школы – защитники Отечества.

История бронепоезда «Илья Муромец»

Муромцы-герои Советского Союза.

Практика:  работа с копиями архивных материалов школьного музея.

Работа над проектом «Спасибо деду за победу»

Экскурсия в СОШ №33 в музей А. Ф. Гастелло.

Экскурсия в школьный музей «Боевой путь бронепоезда «Илья Муромец»

4 класс.

Тема 1. Славные страницы истории Мурома.

Участие жителей Мурома в Великой Отечественной войне. Трудовые будни города в годы войны. Предприятия города и их вклад в победу над врагом.

Работа над проектом «Судьба семьи – судьба страны».

Цель проекта: подвести учащихся к пониманию причастности семьи  и каждого ее члена в отдельности  к  истории родного города и страны в целом. Работа предполагает сбор материалов из  семейных архивов, фотографий, приглашение старожилов города, детей войны. Особое внимание уделяется таким событиям как  участие в Великой Отечественной войне,  блокада Ленинграда, сталинские  репрессии, стройки века, деятельность пионерской и комсомольской организации. Акция «Подарок ветерану войны и труда»

     История боевого пути бронепоезда «Илья Муромец». Подготовка экскурсионной группы и сценария экскурсий для учащихся школ города. Работа над проектом «Продолжая в бессмертие путь» .Акции по уборке территории около памятника бронепоезду.

     История Вербовского поселка.  Планируется посещение музея  приборо-строительного завода п. Вербовский, куда был эвакуирован один из военных заводов г. Ленинграда вместе с его жителями накануне блокады.

Знакомство учащихся с  муромскими поэтами. Работа над проектом «Моя малая родина глазами поэтов земляков»

Тема 2. Любуюсь и горжусь тобой Муром.

Работа над проектом «Муромская жемчужина» Идея проекта состоит в разработке экскурсионного маршрута  по достопримечательностям города, связанного единой темой.

Участие в акции «Чистый город»

P.S.Большая часть проектов – групповые и направлены на формирование ценностно-мировоззренческой, социальной, коммуникативной, познавательной, информационной, рефлексивной компетентностей.

     

                              Тематическое планирование.

 3 класс.

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе

теория

практика

1

Я муромлянин.

12 

5 

7 

 

Я и моя семья. «Старые фотографии рассказывают…».

3

1

2

22

Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы.

2

1

1

 

Мой дом. Мой двор. Моя улица.

2

1

1

 

Достопримечательности нашего города.

3

1

2

.

Мой любимый уголок.

2

1

1

2

Город древний как Русь…

14

7

7

Первое упоминание о городе.

1

1

 Богатырь былинный Илья Муромец.

2

1

1

Муромские чудотворцы.

2

1

1

Муром – город мастеров.

3

1

2

История Муромского герба.

1

1

Традиции и обряды Муромского края.

2

1

1

Свидетели былые  минувших дней…

3

1

2

3.

 Они прославили наш город.

7

5

2

 Городской голова А. В. Ермаков.

1

1

Отец телевидения В. К. Зворыкин.

1

1

Академик живописи И. С. Куликов.

1

1

Драматург А. К. Гладков и его «Гусарская баллада»

1

1

Олимпийский чемпион А. Прокуроров.

1

1

Памятники  известным и знаменитым в г. Муроме.

2

2

4.

Никто не забыт –  ничто не забыто.

13

7

7

Моя семья в годы  Великой Отечественной войны.

4

2

2

 Наша школа в годы войны.

2

1

1

Выпускники школы- защитники Отечества

3

1

2

Бессмертный подвиг Н. Гастелло.

2

1

1

«И наш бронепоезд стоит на запасном пути»

2

1

1

Муромцы-герои Советсткого союза.

1

1

4 класс

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе

теория

практика

1.

 Славные страницы истории Мурома.

23

 Проект   «Судьба семьи – судьба страны»

4

2

2

Фотография расскажет. Экскурсия  в музей  приборо-строительного завода.

2

2

История бронепоезда «Илья Муромец»

3

2

1

Проект «Готовим экскурсию»

4

1

3

Дети войны.

1

1

Акция «Подарок ветерану войны и труда.

2

2

Проект «Моя малая родина глазами поэтов земляков»

3

1

2

Встречи с интересными людьми.

2

2

Герои наших дней.

2

1

1

2.

Любуюсь и горжусь тобой Муром.

11

1

10

Проект «Муромская жемчужина»

8

1

7

Акция «Чистый город»

3

3

Содержание деятельности предусматривает кроме вышеперечисленных форм деятельности на предыдущем этапе:

  • участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного  и окружного уровня;
  • представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото и видеоматериалов в школьный музей;
  • составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;
  • создание и защита собственного проекта;
  • создание презентаций - представлений по изученной теме;

Литература для учителя.

Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности. Центр теории воспитания ИТИП РАО

Российский образовательный портал; http://edu.1september.ru/ Педагогический университет «Первое сентября»;

http://festival.lseptember.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;

http://www.researcher.ru/index.html Исследовательская деятельность школьников»;

http://lit.lseptember.ru/index.php. Газета «Начальная школа» (Издательский дом «Первое

сентября»);

http://rus.lseptember.ru.«Начальная школа » (Издательский дом «Первое сентября»);

http://mega.km.ru «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века: учебное пособие.-Муром,2001 г.

Литература для учащихся.

  1. Т.Б.Купряшина, О.А.Сухова. Муромский сборник. Муром, 1993г.
  2. История Мурома и Муромского края с древнейших времён до конца XX века. Учебное пособие. Муром, 2001 г.
  3. Д.Пудков. Муром. Ярославль, 1979 г.
  4. Г.К.Вагнер, С.В.Чугунов. По Оке от Коломны до Мурома. Москва, 1980 г.
  5. П.Платонов. Обыкновенный человек. Сборник стихотворений. «Литературная газета»,2012 г.
  6. Л.А. Сапоровский «Учитель, солдат, поэт». Страницы военных лет.
  7. Сборник стихов Муромских поэтов «Муромские родники», из-во Муром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности Развивающие игры

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развивающие игры", разработана в соответствии с ФГОС. Расчитана на учащихся 1 класса....

Технологии оценивания образовательных результатов программы внеурочной деятельности «После уроков»

В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием программы внеурочной деятельности «После уроков» разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся. Резу...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Защита образовательной рабочей программы внеурочной деятельности "Умелые ручки"

Защита образовательной рабочей программы внеурочной деятельности "Умелые ручки"...

Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».

образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...

Комплексная познавательно-развивающая программа внеурочной деятельности

Данная программа – образовательный проект организации внеурочной деятельности младших школьников Щёлковского муниципального района, сформирована с учётом требований Федерального государственного...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Друзья мудрой Совы» для внеурочной деятельности

Образовательно-развивающая программа "Друзья мудрой Совы" разработана на 4 года обучения в начальной школе для внеурочной деятельности....