Конспект УОНЗ "Названия зимней одежды" в 3 классе.
план-конспект урока (3 класс) на тему

Хасанова Ольга Владимировна

Организация деятельности обучающихся по изучению темы " Зимняя одежда" в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uonz._nazvaniya_zimney_odezhdy.3_klass.docx40.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Названия зимней одежды.

Тип урока: УОНЗ

Цель урока:

1)-способствовать формированию знаний по теме «Зимняя одежда»;

- познакомиться с новыми словами по теме и способствовать формированию умения употребления их в речи;

- расширить словарный запас.

 2) Формировать УУД:

- Личностные: способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.  

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  2. Предметные: объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака;
  3. Метапредметные: Р: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: - строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. К: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Задачи: 1) воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, правильному поведению в быту, адекватно оценивать результат своей работы; 2) развивающие: развивать умение производить классификацию предметов,  объектов по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; 3) образовательные: создать условия для знакомства с новыми словами, понятиями.

Новые слова: малича, кучик сапöг, пеля шапка.

Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, литература.

Ресурсы:1) основные: проектор, ноутбук; Е. Н. Вязова, А. В. Сизова. Коми кыв.2 класс (стр. 69-73); карточки и картинки по теме  «Паськöм»;  тетрадь; 2) дополнительные: алгоритм самооценки,«Мудер кубик».

Организация пространства: Фронтальная работа, групповая и индивидуальная работа.

Технология проведения урока (этапы)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(4 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

1) Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

- Бур лун!

-Кутшöм öні вогöгöрся кад?

-Кутшöм тöв?

-Кутшöм талун вежон лун?

-Кутшöм талун числö?

-- Сетам кывлы удж: дж, тш, дз, ö-

-Кучкöй кинад, кор кыланныд тайö шысö :

Дж: джодж, дадь, джыдж, гач, мач, джын.

Тш: чушканзі, журнал, тшын, тшак.

Ő, кор кылö водзын: öшинь, кöр, öшкамöшка, öдзöс, вöв, öгуреч, öчки.

Дз: казьтыштам кывпесан-

Дзоля Коля гачыс кын,

Дзоля Коля дзугö лым.

-Для чего мы проговорили эти слова, словосочетания?

2)–Какое замечательное событие происходит сейчас в нашей стране и во всём мире? Идёт Олимпиада. Поддержим наших спортсменов- сделаем зарядку- заодно проверим готовность д.з.- стр.62, упр.98- наизусть. (На следующем уроке- на отметку!)

-Чётко произносили слова и знают уже текст- …, …, … . Они сегодня уже стали чемпионами начала урока. Отметка –«5»!

2. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.  Устанавливает тематические рамки.

На доске- таблица из орнаментов.

-Ребята, Капелька-войт написала вам письмо. Оно из… пасов-орнаментов. Вспомните, как появились первые пасы. Отгадайте, что написала Войт?

X

V

W

I

ϟ

Ѩ

А

М

Ь

С

Ö

П

К

Ѩ-1  X-2   I-3  W-4  Ῡ-5   ϟ-6  V-7 

-ПАСЬКÖМ – ОДЕЖДА.

-На какие группы по сезону можно разделить одежду? (Зимнюю и Летнюю).

- Подумайте, какая тема будет сегодня на уроке?

(Зимняя одежда- Тöвся паськöм).

Цель нашего урока- познакомиться с новыми словами по этой теме, чтобы расширить свой словарный запас.

- Поставьте перед собой  учебные задачи .

* узнать по теме новые слова  язык

* учиться хорошо читать по-коми  книга

* совершенствовать коми разговорную речь. рот

- А откуда мы будем узнавать новые слова по этим темам? (учебник, словари, интернет, учитель)

-Откройте учебники на стр. 69.прочитаем слова, которые вы должны знать по теме «Одежда»(читают все)

-Какие слова можно выделить по сегодняшней теме?

-А ещё какие виды зимней одежды вы знаете?(малица, тёплая куртка, тёплый комбинезон, зимние ботинки, пимы, унты)

-На экране- малица- малича.

-Что это за одежда?(рассказ учителя-Малица (от ненецкого мальця), длинная мужская одежда глухого покроя у ненцев, частично у коми, хантов и манси (оленеводов). Шьётся из оленьих шкур шерстью внутрь, только подол — шерстью наружу; иногда имеет капюшон из более тонких шкур мехом вверх; к рукавам пришиваются рукавицы. Обычно М. (кроме подола и капюшона) покрывают тканью и орнаментируют разноцветной материей. Затылочную часть капюшона тоже иногда делают из сукна и расшивают бисером. Раньше М. надевали прямо на тело, теперь — на бельё и другую одежду из тканей. Поверх М. зимой носят совик (сокуй) — одежду того же покроя, но мехом наружу.

http://slovari.yandex.ru/малица/БСЭ/Малица/

На экране- пимы-

Пимы и валенки - далеко не одно и то же. Пимы - национальная обувь финоугорских народов (например Коми), шьётся из оленьей шкуры.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/120487/Пимы

-На экране- унты

-Унты́ — разновидность сапог для холодного и очень холодного климата.

В одном варианте делаются   на резиновой или кожаной подошве, утепление из собачьей (ступня) и овечьей (голенищешерсти, снаружи —кирза.

Второй вариант — мех внутрь/мех наружу, чаще всего собачий или олений, подошва из толстого слоя войлока.

У народов Крайнего Севера используется как повседневная зимняя обувь.

У нанайцевудэгейцев для унтов применяется название торбаза́.

Раньше унты входили в комплектацию зимней формы одежды лётчиков. В переводе с эвенкийского языка слово «унты» означает «обувь».

Классические унты изготавливались из шкуры оленя и украшались кусочками песцовых или заячьих шкурок. Унтами также иногда называют пимы.

Унты считаются одним из самых тёплых видов обуви.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%ED%F2%FB

Проговаривают звуки,  объясняют, для чего нужно выполнять подготовку язычка.

Проговаривают проблему с помощью учителя.

К: умение слушать и понимать речь других

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (6 мин)

Цели:

- организовать актуализацию умений разбивать предметы на группы по заданным признакам;

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

1. Организует актуализацию умения разбивать предметы на группы по заданным признакам.

-Вспомним правила работы в группах- на экране!

-Прочитайте   слова, розданные вашей группе, и  повесьте в нужную колонку на доске. (Пась, ковта, малича, гын сапöг,кöдзыд, букыш, еджыд, лымъя , кучик сапöг, пими, лызь, коньки , урасьöм, тöвшöр, öшым, руд, сьöд, дадь)

-Какие слова нам уже знакомы?

На доске-

Паськöм   Кöм   Поводдя  Тöлысьяс  Рöм

- распределите свои слова по своим  группам….

2) Фиксирование затруднения.

Все нашли свою группу, и только несколько слов  –нет. (Оказывается, что на этих  карточках написаны слова- лызь, коньки, дадь.)

Работа в группах:

Педагог раздаёт карточки –слова группам учащихся по 4-5 человек в каждой группе.(1 ряд-паськöм, 2 ряд-кöм, 3-поводдя, 4- тöлысьяс, 5-рöм) Дети рассматривают их, обсуждают, в какую колонку на доске  они должны  прикрепить данные слова  и выполняют данное педагогом задание. Педагог вмешивается только в том случае, если к нему обращаются за помощью, или если ситуация действительно, по мнению педагога, становится критической, и требует его вмешательства.

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; описание предмета; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.                          Р: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

III. Выявление места и причины затруднения

(3 мин)

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

- Почему возникло затруднение? -В какую группу вы можете объединить эти слова?

(предметы для зимних забав- исласян кöлуй)-

-А почему я взяла и эти слова?

(Зимняя олимпиада)

- А на какую тему все эти слова? (зимнюю)

-Вспомним наши ф/мин «зимние»:

-Шоныд пась меным дась…

-Дзоля Коля…

-Улöс вылын мича коз…        

-Какая из этих ф/мин больше подходит к нашей теме?

( Шоныд  пась..)

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

П: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

К: умение оформлять свои мысли в устной форме;

IV. Построение проекта выхода из затруднения

(4 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

- Какие задачи перед собой ставили? (научиться правильно употреблять в речи названия зимней одежды.)

 2. Организует составление совместного плана действий.

- Назовите ещё раз известные вам названия зимней одежды- на экране (пась, кучик сапöг, гын сапöг, кепысь, малича, пеля шапка, пими, унты).

-Что мы делаем с одеждой? (носим, одеваем, обуваем).

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя фиксируют новое знание в речи и знаках.

Под руководством учителя формулируют тему урока.

П: выделение, формулирование познавательных задач; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

К:умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Р: умение работать по коллективно составленному плану

V. Реализация построенного проекта

(6  мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

1. Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

-Прочитаем и переведём (на экране!):

-Ывлаын кöдзыд- шоныда пасьтась.

-Мый ми новлам тöлын?

2. Организует устранение и фиксирование преодоления затруднения.

(На экране! - картинки: кучик сапöг, малича, шапка, кепысь, пась.

- В коми языке, когда что-то надевают или обувают, к названию одежды добавляют суффикс -ась или -ясь.

-На доске- карточки с вопросами-

Что делает?  Мый вöчö?

-Напишем и по-русски, и по-коми. ( Дети выходят к доске  пишут выражения в нужные строчки).

Что делает?

Мый вöчӧ?

Надевает шапку

шапкаасьö

Надевает шубу

пасясьö

Надевает рукавицы

кепысясьö

Надевает малицу

маличаасьö

Обувает кожаные сапоги

кучик сапöгасьö

-Придумайте предложения-сёрникузя с этими выражениями.

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя фиксируют новое знание в речи и знаках.

Под руководством учителя формулируют тему урока.

П: выделение, формулирование познавательных задач; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

К: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Р: умение работать по коллективно составленному плану

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 4 мин)

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

-Открываем тетради…Гижам… Урасьöм тöлысь 14-öд лун.

114-öд удж. Что надо сделать? -(Написать вместо картинок слова).

-Выберите предложения с названиями зимней одежды и напишите в тетради.

 На какие «опасные места» обратим внимание? Пишем. Подчеркните названия зимней одежды.

-Проверьте правильность по эталону(Экран!)

-Оцените себя: Если написали без помарок и так, как на экране-, поставьте себе «5»; если получилась 1 ошибка-«4».

--Ответим на вопрос-

-Мый тэ пасьталін талун?

(Оценивание)

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину,  исправляют ошибки.

Выполняют самооценку по алгоритму.

Р: готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок К: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий,  способностью с помощью вопросов,  материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию; Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию.

VIII.Включение в систему знаний и повторение.(5 мин)

- На мал.досках (сзади)- картинка с мальчиком и девочкой.

-Коді тайö?

-Пöжалуйста, пасьтöдöй тöвся паськöмöн.

(дети по-очереди идут к доске и приставляют к макетам карточки-слова с названиями зимней одежды (должны остаться слова-летняя одежда).

(Оценивание)

- Как преобразились наши зонка и нывка! Спою для вас коми-пермяцкую песню «Басöк нывка»- о красавице, которая наряжалась в праздничную одежду и пошла плясать.

Называют слова по теме  урока.

П: умение ориентироваться в своей системе знаний

К: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

IХ.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

(4 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

  -Урок помасьö.

-Какая была сегодня тема урока?

        -Какие задачи ставили?

 -Что нового узнали?

- Какая работа была наиболее трудной?

-Вспомните ещё раз «зимние» коми слова. Поможет «Мудер кубик».

-на экране!- слова рефлексии.

- Какую домашнюю работу надо дать? /Выучить новые слова/

- А ещё –творческое задание в конвертах на доске:

1 вариант- разгадать кроссворд

2 вариант (более сложный)-самим составить свой кроссворд по теме «Паськöм»

3 вариант- написать по фото на стр.46 небольшой рассказ о детях на катке, описав , во что одеты девочки и мальчики, дать им имена.

-Урок помасис.  Аттьö! Аддзысьлытöдз!

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли -по экрану!

Р : умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Л: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по теме «Деление слов на части» на лексическом материале «Зима. Зимняя одежда»

На логопедическом занятии детям дается практическое представление о том, что слово состоит из частей; активизируется  и расширяется словарь по теме «Зима. Зимняя одежда»....

Конспект занятия по ИЗО "Зимняя одежда"

Управление общего образованияРтищевского муниципального района Саратовской области Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей«Центр детского творчества «Светлячок»...

Занятие по проектной деятельности "Зимняя одежда хакасов"

Разработка занятия и презентация по проектной деятельности....

Урок по предмету окружающий социальный мир в 1 классе на тему "Зимняя одежда"

Урок по предмету Окружающий социальный  мир в 1 классе   по теме: «Зимняя одежда»...

Занятие по краеведению: «Зимняя одежда мужчин народов ханты и манси»

Занятие по краеведению: «Зимняя одежда мужчин народов ханты и манси»...

Консультация "Зима. Зимняя одежда"

Рекомендация родителям...