«Формирование каллиграфических умений в период обучения якутской грамоте».
методическая разработка (1 класс) на тему

Мосова Светлана Филипповна

МАтериал для участия на всероссийском  конкурсе "Учитель года".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

 «Методический семинар»

«Формирование каллиграфических умений

в период обучения  якутской грамоте».

 Мосова Светлана Филипповна

Учитель начальных классов МБОУ

«Тылгынинская СОШ им. И.Ханды»

Села Тылгыны Вилюйского района

Республики Саха ( Якутия).

Объяснительная записка.

               С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Чтение и письмо тесно связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свою специфику. Специфика письма заключается в том, что оно имеет две стороны – графическую и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно.

Задача формирования каллиграфических умений выступает как одна из проблем в образовании. Еѐ изучением занимались и занимаются многие учѐные, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций, таких как: ―письмо с секретом; развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определѐнную систему принципов, методов и приемов (Е. А. Хамраева, Л.Я. Желтовская, В.А. Илюхина, Е.Н. Потапова, И. И. Каратаев, М. Е. Охлопкова  ).

Проблема обучения письму была и остается актуальной до сегодняшнего дня. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты, т.к. для того чтобы разобраться в причинах трудностей обучения письму, необходимо знать процесс письма на разных этапах его формирования, влияние формирования навыка письма на развитие ребенка, его возрастные особенности и состояние здоровья. Данная тема достаточно широко освещается как в методической педагогической литературе так и в периодических изданиях, особенно в журнале «Начальная школа». Эта проблема заинтересовала и меня ещё на заре моей педагогической деятельности , когда я прочла статью «Письмо секретом», опубликованную в журнале «Начальная школа» 1990 года.

А второй раз , когда в 2011 г при прохождении фундаментального курса В г. Якутск, куда приезжала и читала лекции сам автор «Письма с секретом» Илюхина В.А.   . Практическая значимость, особенно для национальных школ, где обучение идёт на родном языке и очень мало времени отводится для отработки навыков письма,  и актуальность данной проблемы для методически грамотного обучения письму и определило выбор темы самообразования «Формирование каллиграфических умений в период обучения  якутской грамоте».

Актуальность проблемы обучения первоклассников каллиграфическому письму обуславливается прежде всего и тем, что в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, современному человеку приходится много заниматься образованием и самообразованием. Вследствие чего и возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром, красивом письме, основы которого закладываются именно в начальной школе.

Систематическое использование методов и приѐмов обучения каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности, изучения русского языка и других школьных дисциплин.

Проблема актуальна и с точки зрения следующих позиций: небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности; плохое, не аккуратное письмо занимает много времени у проверяющего, и в то же время у проверяющего складывается точно такое же впечатление о пишущем, как о не грамотном и небрежном ребёнке. Проблема плохого письма также вытекает из появления компьютеризации в обучении. Ученики меньше времени уделяют письму, и каллиграфический навык со временем утрачивается. Трудности, которые связаны с обучением письму: овладение формой букв, их безотрывное письмо и способы соединения, наклонное письмо, всё это теряется из-за отсутствия постоянных упражнений в письме.

                Однако проблема одна из трудно решаемых проблем в школе. При овладении письмом дети испытывают не только физические, но психологические трудности.

Как решить эту проблему, как помочь детям преодолеть трудности, стало мотивом выбора темы моей работы: “Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте”.

Для решение этой цели определила решить такие задачи:

  1. Прочитать и провести анализ литературы по теме.
  2. Определить условия, необходимые для формирования каллиграфического навыка.
  3. Выявить современные методики работы над формированием каллиграфического навыка и их содержание.
  4. Определить и апробировать содержание этапов формирования каллиграфического навыка.

После теоретического анализа этой проблемы я выдвинула следующую гипотезу: уровень сформированности каллиграфического навыка письма будет возрастать, если:

  1. Если вести этапы каллиграфического письма в сказочной или игровой форме:
  2. Организовать поэтапный процесс формирования каллиграфического навыка с учётом психофизиологических особенностей процесса.
  3. Создать необходимые условия и подобрать  эффективные приемы, виды работ, которые соответствовали бы в формировании каллиграфического письма.

При обучении якутской грамоте на формирование каллиграфического письма отводятся только 5-10 минут , что затрудняет работу учителя. Якутские дети учатся книгами ,которые обучают грамоте под авторством И.И. Каратаева «Азбука» , М. Е. Охлопковой и Д.К. Сивцевым «Букубаар», которые в свою очередь имеют свои рабочие тетради для письма, «прописи». .

Во время своей педагогической деятельности я, пробовала применяиь методику якутских авторов и методики  Потаповой Е.Н. и Илюхиной В.А. Особенно мне понравилась методика В.А. Илюхиной «Письмо с секретом». В ведением этой методики мои ученики стали писать с удовольствием, быстро усвоили написание элементов букв, в краткий срок научились писать красиво, разборчиво, грамотно.  

В якутские прописи начинаются с письма палочек, крючочков  и овала, при письме которых дети встречают огромные трудности, и исчезает желание письму. А методика «Письмо секретом» В.А. Илюхиной кардинально изменяет технологию обучению письму.

Методика по формированию каллиграфического навыка письма учащихся “Письмо с секретом” В.А.Илюхиной.

Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма, говорит автор. В.А.Илюхина пришла к выводу, что сложнее всего написать детям те элементы букв, где присутствует “овал”. Учёной было предложено заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы.

В.А.Илюхина. выделила основные элементы письма: прямая наклонная палочка вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, "Поворот на месте" (закруглить), "Крючок до середины", "Секрет", "Закрыть секрет", "Рельсы". Упражнения, содержащие эти элементы, приучают писать детей в такт, по команде. Строгий размер в движении - вот вся тайна красивого и быстрого письма. Эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренирует память. Все вышеуказанные элементы пишутся без отрыва руки от тетради. В.А.Илюхина при написании слова предлагает проговаривать каждую букву, обращаясь за помощью к детям. Основные элементы: прямая наклонная линия, "поворот на месте", "крючок до середины", "секрет"- встречаются часто, и дети легко усваивают. Каждый последующий урок - новая буква. Причем, начиная примерно с середины сентября, дети "отправляются в поиск" самостоятельно. На уроке звучит речь, и произносит ее ребенок, который не всегда еще может дать полный ответ на другой вопрос учителя! Например: "Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем "поворот на месте", поднимаемся по "крючку" до середины, пишем "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия вниз, выполняем "поворот на месте", поднимаемся по "крючку" до середины, пишем "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия вниз, "поворот на месте". То есть дети объясняют написание каждой буквы и в итоге получают целое слово- школа. Методика В.А.Илюхиной очень эффективна. Она имеет много своих плюсов: во-первых, экономичность обучения, быстрота периода обучения; во-вторых, положительная мотивация в действиях детей; в-третьих, развитие внимания, памяти.

Также рассмотрела технологию обучения письму И. И. Каратаева. Он основывается на трёх этапах.

  1. развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами), над данной проблемой также работала М.Е. Охлопкова..
  2. развитие тактильной памяти (работа с образцами для обвода);

Многие техники обучения письму также встречаются в методике  В.А.Илюхиной.  Методика В.А.Илюхиной .  “Письмо с секретом” дает теоретическую разработку данной проблемы. Используя методику  «Письмо с секретом» В. А. Илюхиной  при обучении якутской грамоте , вооружаешься новым теоретическим подходом и поднимаешься на новый уровень, дополнив их новыми подходами.

Методика  «Письмо с секретом» Илюхиной является творческим , оригинальным подходом к технологии обучении письму.  И.И. Каратаева

Обучение письму  по прописи  Каратаева И.И. идёт поэтапно, оно в своё время привносило  много элементов новизны в традиционную методику обучения письму М. Е. Охлопковой.

  1. Первый этап обучения письму.

Основная цель: постановка пальчиков, руки в целом, правильная осанка при письме..

  1. Второй этап обучения письму.

                     Основная цель - развитие тактильной памяти (память кончиков пальцев) , карточки для обвода букв пальчиками. Но кроме этого вида памяти есть и другие (зрительная и слуховая). 3.

  1. Третий этап обучения письму.

Основная цель:  обучение письму элементов букв, самой буквы, слов, предложений. закрепление знаний, умений с помощью вкладыша букв и карточками – кальками, которые представляют собой элементы, соединения, буквы, слова.

По данной методике работают многие учителя, если не используют её полностью, то берут элементы и вставляют их в свои уроки.

Издавна в методике обучения детей письму и чистописанию применялся ритмический (тактический) прием (метод тактирования), то есть письмо под счет.

В основе каждой из методик находятся принципы, методы, зарекомендованные себя исторически;

  1. Методики, направлены на сознательное овладение учениками каллиграфическим навыком .
  2. Имеющиеся современные технологии обучения письму детей носят развивающий характер;

В своей же работе я использую данные методики частично. И вот такие результаты письма мы получили в 1 классе начало 2 полугодия. (см. презентацию)

Список литературы

Думнова  Методика обучения письму младших школьников.   сайт http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2006_02_09.html

Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. –№8. –с.16-24.

Илюхина, В.А. Обучение грамоте в 1 классе М. Астрель 2004 г.

Илюхина, В.А. Прописи к букварю в 4 частях по УМК «Планета знаний» М. Астрель2005г.

Илюхина, В.А. Новые подходы к формированию графических навыков: Письмо с секретом / В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. -№10. –с.37-52.

И.И, Каратаев  Грамотага уерэтии уроктара -  1989 г. Як: Якутское книжное издательство.

И.И. Каратаев  Азбукага суруллуулар Якутск «Бичик» 2005 г

Макарова Е. М. Формирование каллиграфических умений в период обучения грамоте.  Интернет ресурс.

Потапова, Е.Н. Радость познания: Книга для учителя / Е.Н.Потапова. -М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование произносительной культуры русской речи у учеников младших классов (в период обучения грамоте).

Выступление на   Формирование произносительной культуры русской речи у учеников младших классов( в период обучения грамоте).      Учитель начальных классов...

«Формирование каллиграфических умений в период обучения якутской грамоте».

Методический семинар для участия на кокурсе "Учитель года"....

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной

Данная работа будет интересна учителям, которые хотят при обучении письму младших школьников применить методику В.А.Илюхиной ...

Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"

Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"...

Преемственность работы учителя- логопеда и воспитателя ГПД с младшими школьниками при формировании каллиграфических навыков в период обучения грамоте.

1.Игры и  упражнения на развитие мелкой моторики рук. 2.Игры на развитие и закрепление пространственных представлений и ориентировок3.Игры и упражнения на развитие зрительной и тактильн...

Виды упражнений, направленные на формирование каллиграфического навыка в период обучения грамоте

Виды упражнений, направленные на формирование каллиграфического навыка в период обучения грамоте...

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте»

   Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, ...