Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

ШКУРАТОВА    ЖАННА    АЛЕКСЕЕВНА

Тематическое планирование по литературному чтению, для учителей работающих в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter_3_klass.rar32.53 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Раздел

Тема урока

Деятельность учащихся

Дата

1.

Водный урок по курсу литературного чтения

(1 ч)

Введение. Знакомство с учебником.

Ориентироваться в учебнике, знать и понимать систему условных обозначений, находить нужную главу, предполагать на основе названия содержание главы, пользоваться словарём, составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника

2

Самое великое чудо на свете

(4 ч)

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, читать текст вслух целыми словами, находить необходимую информацию,  обобщать её, находить книги в школьной библиотеке, придумывать рассказы, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты.

3

Рукописные книги Древней Руси.

4

Первопечатник Иван Фёдоров.

5

Путешествие в прошлое. Оценка достижений№1.

6

Устное народное творчество

(14 ч)

Знакомство  с названием раздела

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, различать виды устного народного творчества, воспроизводить наизусть текст русских народных песен, принимать участие в коллективном сочинении сказок, ускорять или замедлять темп чтения, сравнивать содержание сказок, делить текст на части, пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, называть основные черты характера героев сказок, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты..

7

Русские народные песни.

8

Докучные сказки.

9

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

10

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Характеристика героев сказки.

11

Добро и зло в русской  народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

12

Фантастические  события и   волшебные предметы в русской народной сказке «Иван царевич и серый волк».  

13

«Иван царевич и серый волк».  Русская народная сказка. Деление текста на части.

14

«Иван царевич и серый волк».  Русская народная сказка. Составление плана сказки, подготовка к пересказу.

15

Осуждение грубости и ленивости  в русской народной сказке “Сивка – Бурка”.

16

“Сивка – Бурка”. Русская народная сказка.  Составление плана сказки и подготовка к  пересказу текста.

17

Художники – иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.

18

Проверим себя и оценим свои достижения №2  по теме «Устное народное творчество»

19

Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений.

20

Поэтическая тетрадь 1

(11 ч)

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно стихи, определять различные средства выразительности, сочинять свои стихи, участвовать в работе группы, читать свои стихи друг другу, самостоятельно оценивать свои результаты.

21

Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно – популярной статьи В. Смоленского)

22

Средства художественной выразительности в стихотворении Ф.И. Тютчева  «Весенняя гроза».

23

Приёмы интонационного чтения на примере стихотворения Ф. Тютчева «Листья». 

24

Картины природы в стихотворениях А.А. Фета   «Мама! Глянь – ка, из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

25

Обновление природы, отражённое в стихотворении И.С. Никитина. «Полно, степь моя спать беспробудно…»

26

Поэтическая картина зимы в стихотворении И С. Никитина «Встреча зимы».

27

Образы детей в стихотворении И.З. Сурикова  «Детство»

28

И.З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

29

Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок  по разделу «Поэтическая тетрадь 1»).

30

Оценка достижений №3 по теме «Поэтическая тетрадь №1»

31

 

Великие русские писатели

(24 ч)

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела, читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп, понимать содержание прочитанного, объяснять значение некоторых слов, использовать средства художественной выразительности, знать особенности литературной сказки, определять нравственный смысл, давать характеристику героев, сравнивать рассказ описание и рассказ – рассуждение, определять особенности басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни, инсценировать басню, проверять себя самостоятельно и оценивать достижения.

32

А.С. Пушкин – великий русский писатель. Биография и творчество.

33

А.С. Пушкин. Лирические стихотворения.

34

  Поэтические картины зимнего утра в стихотворении А.С.Пушкина  «Зимнее утро»

35

Зимние картины в стихотворении А. С. Пушкина  «Зимний вечер

36

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Особенности волшебной сказки.

37

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Характеристика героев.

38

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Деление текста на части.

Прогнозировать содержание раздела, читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп, понимать содержание прочитанного, объяснять значение некоторых слов, использовать средства художественной выразительности, знать особенности литературной сказки, определять нравственный смысл, давать характеристику героев, сравнивать рассказ описание и рассказ – рассуждение, определять особенности басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни, инсценировать басню, проверять себя самостоятельно и оценивать достижения.

39

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Выборочный пересказ

40

Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом сказки.

41

И.А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

42

И. А. Крылов. «Мартышка и очки». Мораль басни.

43

И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна».Нравственный урок читателю.

44

Характеристика героев на основе их поступков в басне И.А. Крылова «Ворона и лисица»».

45

М.Ю.Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

46

М. Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения.

Прогнозировать содержание раздела, читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп, понимать содержание прочитанного, объяснять значение некоторых слов, использовать средства художественной выразительности, знать особенности литературной сказки, определять нравственный смысл, давать характеристику героев, сравнивать рассказ описание и рассказ – рассуждение, определять особенности басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни, инсценировать басню, проверять себя самостоятельно и оценивать достижения.

47

М. Ю. Лермонтов. «Утёс».  «Осень». Сравнение лирического текста и произведения живописи.

48

Детство Л. Н. Толстого.

(из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

49

Л. Н. Толстого «Акула». Составление различных вариантов пересказа текста.

50

Тема и главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок».  

51

Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Воспитание доброго отношения к животным.

52

Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.

53

Оценка достижений №4 по теме «Великие русские писатели»

54

Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»).

55

Поэтическая тетрадь 2

(6 ч)

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать стихи на слух, следить за выражением и развитием  чувств в лирических произведениях, объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря, высказывать свои собственные впечатления от прочитанного произведения, создавать словесные картины по тексту, читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

56

Описание природы в стихотворениях Н. А. Некрасова «Славная осень!..»,  «Не ветер бушует над бором…».

57

Повествовательное произведение в стихах .Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою.

58

Выразительное чтение стихотворения К. Д. Бальмонта «Золотое слово».

59

И. А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений.

60

Развивающий час (урок-обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений №5 по теме «Поэтическая тетрадь №2»

61

Литератур-ные сказки

(8 ч)

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух текст литературных сказок, читать сказки вслух и про себя, используя приёмы выразительного чтения, сравнивать содержание литературной и народной сказки, определять нравственный смысл сказки, наблюдать за развитием и последовательностью событий, определять авторское отношение к изображаемому, читать сказку в лицах, оценивать свои достижения..

62

Д. Мамин-Сибиряк.  «Аленушкины сказки» (присказка).  Сравнение литературной и народной сказок на примере сказки

63

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Характеристика героев.

64

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки.

65

Характеристика героев сказки

В. Гаршина «Лягушка-путешественница».

66

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказки.

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух текст литературных сказок, читать сказки вслух и про себя, используя приёмы выразительного чтения, сравнивать содержание литературной и народной сказки, определять нравственный смысл сказки, наблюдать за развитием и последовательностью событий, определять авторское отношение к изображаемому, читать сказку в лицах, оценивать свои достижения..

67

Сравнение героев сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Ивановаич».

68

Оценка достижений №6 по теме « Литературные сказки»

69

Были- небылицы

(10 ч)

Знакомство с названием раздела «Были-небылицы».

Прогнозировать содержание раздела, определять  особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные, определять нравственный смысл поступков героев, выражать собственное отношение к поступкам героев, находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте, составлять план для краткого и полного пересказа, передавать текст подробно и кратко, выборочно, определять характеристики героев с опорой на текст, рассказывать о прочитанных книгах, самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории, находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль, читать выразительно, по ролям.

70

М. Горький. «Случай с Евсейкой». Прием сравнения – основной прием описания подводного царства.

71

Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки М. Горького  «Случай с Евсейкой».

72

Взаимоотношения людей и животных в рассказе К.Г. Паустовского «Растрёпанный воробей».

73

Анализ поступков и состояния героев в произведении К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей».

74

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Характеристика героев.

75

Основные события в произведении А. Куприна «Слон».

76

Составление различных вариантов плана по рассказу А. Куприна «Слон».

77

Выборочный пересказ эпизодов из произведения А. Куприна «Слон».

78

Урок-путешествие по  разделу «Были-небылицы». Оценка достижений №7. 

79

Поэтическая тетрадь 1

(6 ч)

Знакомство с названием  раздела. Саша Чёрный. Стихи о животных.

Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно, отражая настроение, находить в стихотворении яркие образные слова и выражения, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно, объяснять смысл выражений с опорой на текст, определять авторское отношение к изображаемому, придумывать стихотворные тексты, проверять правильность высказывания, сравнивая его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.

80

Средства художественной выразительности в стихах Саши Чёрного «Воробей», «Слон».

81

Картины зимних забав в стихотворении А. Блока «Ветхая избушка».

82

Средства художественной выразительности для создания образов в стихах А. Блока «Сны», «Ворона».

83

Природа в стихотворении С. Есенина «Черёмуха».

84

Урок-викторина по разделу

«Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений №8.

85

Люби живое

(16 ч)

Знакомство с названием раздела «Люби живое».

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, используя условные знаки, читать и воспринимать на слух произведения, определять жанр произведения, составлять план, рассказывать о герое, используя текст, определять основную мысль текста, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора, пересказывать произведения на основе плана, придумывать свои рассказы о животных, проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

86

Автобиографическое повествование. М. Пришвин. «Моя Родина».

87

Жанр произведения

И. Соколова-Микитова «Листопадничек».

88

Листопадничек – главный герой произведения И. Соколова-Микитова «Листопадничек». Рассказ о герое.

89

Верность и преданность в рассказе В. И. Белова «Малька провинилась»

90

Главные герои рассказа В. И. Белова «Ещё раз про Мальку».

91

Рассказ о герое произведения В. Бианки «Мышонок Пик».

92

Составление плана рассказа В. Бианки «Мышонок Пик» на основе названия глав.

93

Герои произведения Б. С. Житкова «Про обезьянку».

94

Характеристика поступков героев произведения Б.С.  Житкова «Про обезьянку».

95

Краткий пересказ  рассказа Б. С. Житкова «Про обезьянку» на основе картинного плана.

96

Герои произведения В.П. Астафьева «Капалуха».

97

Составление рассказа «Заботливая мать» на основе произведения В. П. Астафьева «Капалуха».

98

Нравственный смысл рассказа В. Ю. Драгунского «Он живой и  светится»

99

Урок-конференция «Земля – наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое»).

100

Оценка достижений №9 по разделу «Люби живое».

101

Поэтическая тетрадь 2.

(8 ч)

Знакомство с названием  раздела «Поэтическая тетрадь  2».

102

Образы русской природы в стихотворениях С. Я. Маршака «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной».

103

Стихи о детях. А. Барто. «Разлука»

104

Выразительное чтение стихотворения А. Барто «В театре».

105

Выразительное чтение стихотворений С. В. Михалкова «Если», «Рисунок»

106

Человек и природа в стихах Е. Благининой  «Кукушка», «Котёнок».

107

Урок «Крестики-нолики».

(обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2»)

108

Оценка достижений №10.  Проект «Праздник поэзии»

109

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

(12 ч)

Знакомство с названием раздела «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Прогнозировать содержание раздела, объяснять смысл название темы, подбирать книги соответствующие теме, планировать работу с произведением на уроке, воспринимать на слух художественное произведение, читать вслух и просебя, соотносить пословицу с содержанием, отвечать на вопросы, придумывать свои вопросы,  наблюдать за особенностями речи героев, понимать особенности юмористических рассказов, определять отношение автора к событиям и героям, придумывать самостоятельно юмористические рассказы, проверять и оценивать достижения.

110

Особенность заголовка произведения. Б. Шергина  «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

111

Герои рассказа А. П. Платонова «Цветок на земле». Особенности речи героев.

112

А. П. Платонов «Цветок на земле». Чтение по ролям.

113

Характеристика героев рассказа А. П. Платонова «Ещё мама».

114

Составление простого плана по рассказу А. П. Платонова «Ещё мама».  

115

Главная мысль произведения М. Зощенко «Золотые слова»

116

Особенности юмористического рассказа М. Зощенко  «Великие путешественники».

117

Восстановление порядка событий в рассказе М. Зощенко «Великие путешественники»

118

Анализ заголовка рассказа Н. Носова «Федина задача»

119

Особенности юмористического рассказа Н. Носова «Телефон».

120

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».  Оценка достижений №11.

121

По страницам детских журналов

(8 ч)

Знакомство с названием раздела «По страницам детских журналов»

Прогнозировать содержание раздела, выбирать для себя интересный журнал, определять тему для чтения, находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме,  отвечать на вопросы по содержанию, читать текст без ошибок, придумывать самостоятельно вопросы по содержанию, сочинять по материалам текста свои произведения.

122

Главная мысль рассказа Л.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

123

Чтение по ролям рассказа Ю. Ермолаева «Проговорился»

124

Пересказ рассказа Ю. Ермолаева «Воспитатели»

125

Г. Остер. «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов.

126

Что такое легенда? Г. Остер. «Как получаются легенды».

127

Выразительное чтение  «Веселых стихов» Р. Сефа.

128

Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений №12.

129

Зарубежная литература

(6ч)

Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература»

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух художественные произведения, составлять рассказ о творчестве писателя ( с помощью учителя), пересказывать выборочно произведение, сравнивать сказки разных народов, сочинять свои сказки, определять нравственный смысл сказки с помощью учителя, рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения., учиться работать с дневником читателя.

130

Мифы Древней Греции. Деление текста на смысловые части.

131

Нравственный смысл сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок».

132

Составление плана к сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок».  Сжатый пересказ.

133

Развивающий час по теме «Зарубежная литература»

134

Брейн-ринг. (обобщающий урок за курс 3-го класса).