Студия "Школа русского языка" 3 класс,2014-2015 уч.год
рабочая программа (3 класс) на тему

Анжела Алексеевна Игнатова

Рабочая программа

БДО ГБОУ Школы №879 с углублённым изучением отдельных предметов

 

 

Студия

«Школа русского языка»

 

 

 

 

 

Преподаватель – Игнатова А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_russkogo_yazyka.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

БДО ГБОУ Школы №879 с углублённым изучением отдельных предметов

Студия

«Школа русского языка»

Преподаватель – Игнатова А.А.

                                     2014 – 2015 год

Пояснительная записка.

        Целью языковой адаптации является достижение продуктивности владения языком. Продуктивным является осознанное владение языком во всех ситуациях и сферах общения.

        Работа по адаптации детей мигрантов совершается в условиях учебной деятельности, которая является для них основной. Следовательно, первым важнейшим этапом языковой работы является введение реципиента сначала в школьную микросреду, а затем постепенное расширение ее рамок для введения субъекта обучения в русскоязычную культурную среду, во все сферы и ситуации общения.

Цели курса.

Среди главных целей обучения важно выделить следующие:

1) в учебном аспекте – достижение овладения русским языком как средством межличностного общения;

2) в познавательном – приобретение знаний о культуре страны пребывания;

3) в развивающем – работа по становлению и формированию.

Задачи курса.

        Процесс работы по адаптации таких детей включает в себя три задачи: диагностический, обучающе-развивающий, коррекционный.

        На этапе диагностики при помощи тестов определяется уровень знаний учащихся. В условиях обучения детей мигрантов в российской школе целесообразно выделение двух уровней владения языком – начального и продвинутого. Тестирование учащихся дает возможность определить содержание обучения в конкретных условиях работы с данной категорией учащихся.

        Обучающе-развивающий этап предполагает дифференцированную работу в зависимости от уровня владения языком. Так как начальный уровень характеризуется малым (до полного отсутствия) словарным запасом, примитивностью языковых средств, способностью решать самые элементарные коммуникативные задачи, в предлагаемом курсе практического русского языка, предназначенного для языковой адаптации детей мигрантов к обучению в условиях общеобразовательной российской школы, основное внимание уделяется говорению, развитию речи, тематически базирующимся на лингвокультурных реалиях окружающей действительности. Этот вид речевой деятельности является наиболее коммуникативно значимым для данного контингента учащихся в рамках начального этапа обучения. Коррекционный этап решает вопросы уточнения, закрепления, стабильности, сформированности, продуктивности владения русским языком.

        Известно, что для успешной адаптации в новой среде, чтобы ребенок мог предпринимать социальные действия, решать различные коммуникативные задачи, он в первую очередь должен адекватно аудировать и говорить. Для детей мигрантов необходим такой межкультурный контакт, как интеграция, т. е. сохранение мигрантом своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании.  

         Ведущий аспект обучения – коммуникативный.

        Общая цель обучения – практическое владение русской речью.

Необходимо обратить особое внимание на то, что согласно предлагаемой программе ребенок

– начинает изучать русский язык с нуля;

– сначала учится говорить, а затем – читать и писать;

– в процессе обучения приобретает навыки корректного поведения в типичных ситуациях и представление об основных элементах русской культуры.

        Лексический минимум всей программы составляет 1300–1500 единиц и позволяет продолжить обучение на основе стандартных учебников для первого класса российской школы при их минимальной адаптации.

Организация занятий:

Программа предусматривает 1 год обучения. Предусмотрено 28 учебных часов. Длительность занятий составляет 1 занятие  60 минут с необходимыми оздоровительными перерывами, всего  1 раза в неделю.

Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя в связи с местными климатическими условиями и освоением учащимися пройденных тем.

Методы и формы обучения

Изучение учебного материала идёт с помощью следующих методов обучения: диалога, беседы, игры, групповой работы, экскурсий, заочных путешествий, чтения детской художественной литературы. Формой  проведения становятся нетрадиционные уроки, построенные как: урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие.

Учебно – методическое обеспечение дисциплины

     При обучении русскому языку как иностранному мы используем методические пособия и учебники, специально разработанные для детей, мало или совсем не говорящих по-русски, методику и литературу, рассчитанную на конкретный возраст учащихся. Обучение начинается не с запоминания отдельных слов, а с многократного проговаривания «конструкций», которые постепенно встраиваются в речь. На их основе происходит обогащение словаря, а также развитие русской устной и письменной речи у ребенка. Данная методика способствует органичному усвоению детьми грамматических конструкций и лексических значений в результате их многократного повторения, используется в разных странах и подтвердила свою результативность.

 Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

и ключевым компетенциям

        Программа рассчитана на детей, которые делают «первые шаги» в освоении русского языка, а также на детей, имеющих базовые пассивные знания русского языка. Изучение грамматики не выделяется в самостоятельное направление работы. Она вводится через ситуативно-тематическую организацию учебного процесса, то есть через практику в речи. Перед ребёнком ставится задача выразить определенную мысль или идею, а грамматика становится лишь инструментом ее осуществления. Необходимо обратить особое внимание на то, что согласно предлагаемой программе ребенок

                  – начинает изучать русский язык с нуля;

                  – сначала учится говорить, а затем

                  – читать и писать;

                  – в процессе обучения приобретает навыки

                     корректного поведения в типичных ситуациях и

                     представление  об основных  элементах русской культуры.

                           

        В соответствии с программными требованиями обучения по окончании двухлетнего курса,  ребенок сможет:

•        Рассказать о себе.

•        Понимать обращенную к нему речь учителя и выполнять его требования по ходу занятия.

•        Задать вопрос и ответить на него.

•        Сформулировать предложение.

•        Отдать приказание.

•        Дать краткое описание предмета, картинки или действия.

•        Понимать небольшие рассказы учителя, сопровождаемые показом картинок, построенные на изучаемом материале  и проработанной тематике.

  • Лексический минимум всей программы составляет 1000–1200 единиц.

Тематическое планирование студии  «Школа русского языка»

Тема

Теория

Практика

1

Развитие речи. Школа. Я в классе.

1

Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Гласные и согласные звуки. Игра «Полслова за вами»

2

Развитие речи. Город. Я на улице.

1

Описание картинки. Слово. Предложение. Текст. Игры «Опиши предмет», «Кто больше назовет слов на темы «Семья», «Дом».

3

Развитие речи. Мой дом. Моя семья, родственники.

1

Обобщение, его формы (словесные и несловесные). Игра «Догадайся, что показал».

4

Развитие речи. Мой день. В школе и дома.

1

Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. Игра «Кто наблюдательнее». Предметы окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка.

5

Развитие речи. Время года. 4 сезона. Погода.

1

Гласные звуки и буквы. Игра «Сочини сказку о предмете». Условные знаки и обозначения. Противоположные по значению слова. Игра «День-ночь»

1

6

Развитие речи. Растительный мир. Дикие растения. Что где растёт?

1

Страна «Алфавития». В мире волшебных слов. Игра «Идем в гости». Согласные звуки и буквы.

1

7

Развитие речи. Животный мир. Дикие звери, птицы, рыбы, насекомые.

1

Дорога к письменности. Древние письмена. В стране говорящих скал. Согласные – б,в,г,д., Игра «Составь слово»

1

8

Развитие речи. Мои друзья. Портрет. Характер.

1

К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории:  «раньше», «позже», «потом». Игра «Разложи по порядку».

1

9

Развитие речи. Питание. Я за столом.

1

Согласные звуки: твердые и мягкие. Игра «Сказочные владения радуги». Игра «Доскажи словечко»

10

Развитие речи. Здоровье. Части тела.

1

В стране слов и слогов. Господин Слогораздел. Игра «Раздели слово на части»

11

Развитие речи. Магазин.  Я в магазине.

1

Ударение. Обозначение ударения. Игра: «Молоточки». Разучивание скороговорок, чистоговорок

12

Развитие речи. Школа. Я на уроке. Школьная жизнь.

1

Чудеса в стране слов. Времена года. Игра «Когда это бывает?» Звуки 22буквы. Игра «Составь слово»

13

Развитие речи. Город. Транспорт.

1

В стране зеркал. Буква и её отражение. Игра «Электронная муха»

14

Развитие речи. Мой дом. Где я живу. Моя квартира.

1

Звуковые схемы. Родственные слова. Игра  «Доскажи словечко». Проговаривание скороговорок, чистоговорок.

15

Развитие речи. Мой день. Мой распорядок дня.

1

Анализ слов. Составление рассказов по сюжетной картинке. Слова похожие и разные. Проговаривание скороговорок и чистоговорок. Игра «Угадай словечко»

16

Развитие речи. Время года. Сезонная одежда.

1

Блиц-опрос по изученным буквам. Построение звуковых моделей слов. Развитие речи детей.

17

Развитие речи. Растительный мир. Культурные растения. Что где растёт?

1

Чтение слогов и слов с изученными буквами.

18

Развитие речи. Животный мир. Домашние животные. Детёныши животных.

1

Учимся пересказывать текст.

19

Развитие речи. Питание. Что и когда мы едим.

1

Словосочетание ЖИ - ШИ

20

Развитие речи. Здоровье. Я иду к врачу. Я вызываю врача.

1

Словосочетание ЧА-ЩА

21

Развитие речи. Магазин. В универмаге.

1

Словосочетание ЧУ-ЩУ

22

Развитие речи. Мои друзья. Играем вместе. Детская площадка.

1

Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука

23

Развитие речи. Школа. Внеклассная и внешкольная работа.

1

Разделительный мягкий знак

24

Развитие речи. Город Москва.

1

Разделительный твёрдый знак

25

Развитие речи. Мой дом. Я жду гостей. Угощение, уборка.

1

Ударные и безударные гласные звуки.

26

Развитие речи. Мой день. Мои любимые занятия. Работа по дому.

1

Безударный гласный звук, проверяемый ударением.

27

Развитие речи. Время года. Игры, спорт.

1

Безударный гласный звук, непроверяемый ударением.

28

Развитие речи. Растительный мир. Мы любим растения.

1

Заключительный урок. Викторина «В стране русского языка»

                                                                                                   Итого: 28

14

14

Содержание программы реализуется по следующим учебникам и учебным

пособиям:

  1. Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 7-8 лет: В 2-х частях / Т.Н.Соколова.- М.: Росткнига, 2010.
  2. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 2 класс / Т.Н.Соколова. – М.: Росткнига, 2009.
  3. Мастерская речевого творчества: «Играем, мечтаем, рассказываем»: Рабочая тетрадь для 2кл./ Синицын В.А.- М.:Росткнига, 2010.
  4. Русский язык и культура речи: Учебное пособие /  Под редакцией проф. В.И.Максимова.- М.: Гардарики, 2006.
  5. Учим русский с увлечением:  Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2008. – (Методическая библиотека).
  6. Углубленное изучение русского языка как родного в  начальной школе: Программа для учащихся 1 – 4  классов ОУ с русским языком обучения / Авт. – сост.   Л.Н. Голайденко. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте(чтение, письмо) в 1 классе 2014-2015 учебный год .

Интегрированный курс "Обучение грамоте и письму " рассчитан на 184 часа (из них 92 часа-обучение грамоте , 92 часа-письмо)....

Рабочая программа 1 класс. 2014-2015 М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства

Рабочая программа 1 класс. 2014-2015   М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства...

Рабочая программа 2 класс. 2014-2015 М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства

Рабочая программа 2 класс. 2014-2015   М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства...

КТП 2 класс 2014-2015 уч.г.

Календарно-тематическое планирование. 2 класс. "Школа 2100"...

Рабочая программа по математике УМК " Школа России" 2 класс 2014-2015 уч.год

Рабочая программа по математике УМК " Школа России" 2 класс  2014-2015 уч.г...

Школьный тур городской олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру 3 класс 2014-2015 уч. год

Школьный тур городской олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру 3 класс 2014-2015 уч. год...