"С чего начинается Родина"
план-конспект урока (3 класс) на тему

Кубановедение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "С чего начинается Родина"20.82 КБ

Предварительный просмотр:

   Конспект урока по кубановедению в 3 классе по теме:

                        «С чего начинается Родина.»

                            (быт и обычаи казака)

                                     МБОУ лицей, ст. Каневской,

учитель начальных классов

Ашихмина Наталья Викторовна

2015 г.

Тема:  С чего начинается Родина(быт и обычаи казака) .

Цель: познакомить учащихся с особенностями быта жителей родного края; расширять знания о родном крае; пополнять словарный запас детей новыми словами и выражениями; развивать интерес к прошлому и настоящему своего края, семьи; развивать воображение, память, речь, внимание;  воспитывать патриотические чувства к малой родине.

Оборудование: рисунки, фотографии с изображением  внешнего и внутреннего вида  хаты казака; предметы быта казака: плетень, глиняная и деревянная посуда казаков, рушники, фонограмма песни «Ой, по лужку, по лужку…», карточки с заданиями. Учащиеся, выступающие на уроке, одеты в народные казачьи костюмы.

                                Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы и цели урока.

История сохранила немало для нас удивительных свидетельств о жизни людей в прошлом. Среди них самые разные предметы домашнего обихода, старинные предания, обычаи и праздники.  Изучая их, мы многое можем узнать о прошлом, о наших предках.

  1. Объяснение нового материала.

Мы живём на юге России.  А как называется край, где мы живём?

        Как называются коренные жители Кубани?

        Откуда пришли наши предки?

        Кто был первыми атаманами?

Звучит песня «Ой, по лужку, по лужку…»

1 –й ученик.  Широка бескрайняя кубанская степь…  Яркое солнце. Голубое небо … .  Стоит стеной высокая густая сочная трава.  Тишина.   И вдруг вдали раздались голоса людей, ржание лошадей, скрип колёс повозок. Вот показалась большая группа казаков.  Впереди на крупном могучем коне  едет атаман. Всадники подъехали к берегу реки и спешились. Атаман прошёл вдоль берега, огляделся, поднялся на кручу и махнул рукой: «Тут!»

2 – й ученик. С давних пор поселения казаков называли станицами. При создании станиц на Кубани казаки придерживались своих старых обычаев – селились  вблизи степных речек, на удобных для земледелия и скотоводства участках. Помимо жилых домов, строили несколько торговых лавок, ветряные мельницы, общественные здания- куренное правление и хлебные запасные магазины.

3-й ученик. Дом вместе с окружавшими его хозяйственными постройками называли усадьбой или подворьем.  От улицы и соседских  домов  усадьбы отгораживались деревянным забором, глиняной стенкой, камышовой или плетённой изгородью.

Учитель.  Постройка дома и вселение в него являлось событием большой важности. Дом строили всей общиной.  По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые «сохи» и «подсошки», которые переплетались лозой. Как только каркас был  готов, созывали родственников и соседей    для первой мазки  «пид кулакы», когда глину смешивали с соломой и забивали в плетень.

     Через неделю делали вторую мазку – «пид пальцы», когда глину,  смешанную с соломой, вминали и разглаживали пальцами.

        Для третьей,  «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, смешанный с соломенной резкой).

        Была ещё и четвёртая мазка -  «вихтювання».  Тряпкой – вихтем – размывали стены, нанося на них тонким слоем глину.

        Белили хату  белой глиной.  Для четырёхскатной крыши заготовлялся  чистый, сухой камыш, который срезали поздней осенью серпами.

        При закладке  фундамента под него бросали клочки шерсти домашних животных и перья птиц.  По народной примете, в таком доме  будет тепло и не переведётся домашняя живность.  В переднем углу в стену замуровывали небольшой деревянный крест, который символизировал собой Божье  благословие, а под порог клали монетку – для достатка. После окончания строительства хозяева устраивали для всех его участников угощение и приглашали на новоселье.

        О строительстве хаты – очень тяжком труде – рассказывается в стихотворении П. Карпенко.

                Ученик читает стихотворение.

Отрывок из стихотворения кубанского поэта  П. С. Карпенко «Бабы  Моти сказ про реку Челбас»:

                Строить дом в степи-

                Тяжкий крест нести.

                От натуги кровавились очи:

                То камыш коси,

                То саман меси,

                То формуй да расставь его к ночи.

                Леса нет вокруг,

                Всё поля да луг.

                В дело шла солома и глина,

                И сухой камыш

                Для шатровых крыш,

                И для мазки навоз лошадиный.

                В доброй хате той

                Всей семье покой.

                Круглый год благодать в ней витает.

                В стужу здесь тепло,

                В ясный день светло.

                А уж летом прохлада какая!

4 –й ученик На ночь,  перед вселением,  в доме  оставляли кошку и петуха, чтобы изгнать  «нечистую» силу. Наутро хозяйка поднималась на чердак и приглашала на новое жительство домового – домашнего покровителя. Вещи в дом вносились в определённой последовательности: сначала стол с хлебом, солью, мылом и мёдом, чтобы жизнь была милой и сладкой, а потом и всё остальное.

5 – ученик.  Внутреннее убранство хаты отличалось одновременно и простотой, и изяществом.  В малой хате, которую иногда называли теплушкой, стояли печь, длинные деревянные лавки,  низкий круглый стол – сырно.  У стены, в святом углу, располагалась кровать.  На чистой половине находились шкаф для посуды – угольник, комод для белья и одежды – скрыня, сундуки. (Рассказ сопровождается слайдами)) 

Учитель.  В казачьих хатах с утра царит оживление: перекрестившись на иконы красного угла, каждый спешит умыться, одеться и взяться за дело.  А дел у станичников невпроворот.  Мужчины работают в поле, а женщине – казачке хватало работы по дому.

- Чем занималась женщина?  (Ответы детей)

  1. Практическая работа.

Учитель предлагает учащимся загадки, ответы на которые нужно сказать на кубанском диалекте «балачке».

-А теперь отгадайте загадки, но ответы говорите на кубанской «балачке»

                Всегда шагаем мы вдвоём,

                Похожие, как братья.

                Мы за обедом по столом,

                А ночью под кроватью.  (сапоги – чоботы)

                

                Расколи его – будет зёрнышко,

                Посади его – будет солнышко. (подсолнух – сояшнык)

                Живёт он на кухне,

                Проворный, худой.

                И пол подметает

                Своей бородой.(веник – дыркач)

                В чисто убраной светличке

                Дремлют сёстры – невелички.

                Эти сёстры весь денёк

                Добывают огонёк. (спички – серныкы)

                Деревянная дорога –

                Вверх идёт она отлого.

                Что ни шаг – то овраг. (лестница – драбына)

                Кланяется, кланяется,

                Придёт домой – растянется. (топор – сокыра)

Учащиеся выполняют задание по карточке №2.

Подобрать слова – синонимы на литературном русском языке:

        Почому –

        Дывысь –

        Братэ -

        Дорожнэча –

        Хоч -

        Мабуть -

        Йишь -

         Швыдче -

        Як-

        Дознаюця -

        Що-

        Зараз-

        Злупять -

        Цыть-

        Яка –

- А какие блюда кубанской народной кухни вы знаете?

 (Учащиеся называют блюда кубанской кухни)

-Борщ, овощная окрошка, вареники.

Звучит песня «Варенычкы».  Дети угощаются варениками с картошкой.

День проходил в заботах, в тяжёлой работе.  Наступал вечер, время отдыха . Взрослые собирались в группки, мужчины курили цигарки, женщины лузгали семечки и судачили «про жизнь».  А дети играли.

- Какие  народные казачьи игры вы знаете?  (ответы детей)

Показывается игра  «У куцой  бабы»

  1. Итог урока. Звучит песня «Як служив я в пана…»

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к уроку.

        

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "С чего начинается Родина!. 1 класс

Патриотическое воспитание должно начинаться с осознания окружающего мира того места, где проходит жизнь маленького человека в данный момент. Надо впитать гордость за значимость человека в этом мире. М...

Письменный мини-опрос № 2 Окружающий мир 3 класс, часть II "Моё Отечество" Система "Школа 2100" Тема: "С чего начинается Родина?"

Мини-опрос по теме: "С чего начинается Родина?". Окружающий мир, учебник, частьII "Моё Отечество" Система "Школа 2100" 3 класс  Вопросы сформулированы так, чтобы дети могли быстро, с минимальной ...

Вводная презентация "С чего начинается Родина..."

Данная презентация знакомит учащихся с проектом "С чего начинается Родина" и помогает выявить уровень знаний учащихся по теме проекта....

С чего начинается Родина?

Внеклассное мероприятие "Вечер поэзии"...

С чего начинается Родина?

Рабочая программа по направлению социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста...

Урок изобразительного искусства на тему: "С чего начинается Родина?"

Урок ИЗО для учащихся 2 класса на тему "С чего начинается Родина".  Данный урок может использоваться учителями, работающими по разным программам. На уроке осуществляется контроль степени усв...

" С чего начинается Родина..."

Занятие по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для первых классов, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова....