Занимательная математика кружка "Мындырык"
план-конспект занятия (3 класс) по теме

ВУД "Занимательная математика" рассчитан на четыре года обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

      Математический кружок – это объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися. Он является основной формой внеурочной деятельности  по математике. 

      В начальной школе математика служит  ключевым предметом. Она обеспечит прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.

       Много задач стоит перед начальной школой. Учащиеся начальных классов имеют маленький словарный запас и всевозможные речевые нарушения, и ещё слабый, тихий невыразительный голос, а также невнятное произношение слов.

       Проблема овладения учащимися  математическим языком и речевой деятельностью по его использованию наиболее актуальна на начальной ступени обучения, так как именно  в младшем школьном возрасте речь детей претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Поэтому на занятиях кружка буду развивать  математическую речь учащихся.

 Основными целями проведения кружковых занятий  являются:

* привитие интереса учащимися к математике;

* углубление и расширение знаний по математике;

* развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;

* воспитание настойчивости, инициативы.

Организация работы кружка.

       В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Кружок «Занимательная математика»  организован для  ребят первого класса. Работа в кружке начинается в середине сентября. В течение года кружковые занятия согласованы с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка.

 Основные требования к программе кружка:

1) связь содержания программы кружка с изучением программного материала;

2) использование занимательности;

3) использование исторического материала;

4) решение нестандартных, олимпиадных задач;

5) учет желаний учащихся;

6) особенности школы;

7) наличие необходимой литературы у учителя.

Методы и формы работы.

На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.

    Формы работы - коллективная, групповая, индивидуальная.

     На кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюда-тельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество.   Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился. 

     Кружок «Занимательная математика» один раз в неделю. Занятия идут по 35минут в первом полугодии, а во втором по 40минут.

Тематическое планирование   «Занимательная математика»  1 класс

Тема

К-ч

Содержание занятий

Математика – это интересно

1

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по

командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки).

Танграм: древняя  китайская

головоломка.

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично

заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

Путешествие точки.

1

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной

последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы.

Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

«Спичечный» конструктор

1

Построение конструкции по заданному образцу.

Танграм: древняя китайская

головоломка.

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично задан-ным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картин-ки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка работы.

Волшебная линейка

1

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история

возникновения линейки.

Праздник числа 10

1

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число».

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

Конструирование многоугольников

из деталей танграма

1

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с

частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

Составление многоугольников, представленных в уменьшенном

масштабе. Проверка выполненной работы.

Игра-соревнование «Веселый счёт»

1

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

Игры с шахматными фигурами.

1

Научить видеть шахматную доску и поле боя, маневрировать шахматными фигурами. Взаимный контроль.

«Спичечный» конструктор

1

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание несколь-ких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

Игры с шахматными фигурами

1

Выполнение заданий по образцу, делать выводы и обосновывать их, использовать метод от обратного.

Весёлая геометрия

1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Математические игры

1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;«Вычитание в пределах 10».

«Спичечный» конструктор

1

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание несколь-ких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

Задачи-смекалки.

1

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

Прятки с фигурами

1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»

Математические

игры

1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;

«Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в

пределах 20».

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение

числового кроссворда (судоку).

Математическая карусель.

1

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические

головоломки», «Занимательные задачи».

Уголки

1

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному

замыслу.

Игра в магазин. Монеты.

1

Сложение и вычитание в пределах 20.

Конструирование фигур из деталей

танграма

1

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично

заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление

фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка

выполненной работы.

Игры с шахматными фигурами

1

Выполнение заданий по образцу, делать выводы и обосновывать их, использовать метод от обратного.

Математическое путешествие.

1

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий –вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундамзаписываются в таблицу.1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 99 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д.

Математические игры

1

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

Игры с шахматными фигурами

1

Делать выводы и обосновывать их, используя два типа рассуждения: доказательное и правдоподобное (догадки)

Секреты задач

1

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

Числовые

головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение

числового кроссворда (судоку).

Математические игры

1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»;

«Вычитание в пределах 20».

Математическая карусель.

1

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические

головоломки. Занимательные задачи.

2 класс (34 часа)

Тема

К- ч

Содержание занятий

1

Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой.

1

Загадки о геометрических инструментах.

Практическая работа с линейкой.

2

Цвета радуги. Их очередность.

1

Сказка о малыше Гео. Практические задания.

3

«Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства.

1

Игра «Мы – точки» работа с Геоконтом.

4

Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте.

1

Сказка о малыше Гео (продолжение). Игра «Геоконт»

5

Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

1

Задачи на развитие логического мышления. Загадки.

6

Кривая линия. Точки пересечения кривых линий.

1

Игра «Геоконт». Практические задания. Продолжение сказки.

7

Решение топологических задач.

1

Понятия «За, между, перед, внутри, снаружи, на, под».

8

«Дороги в стране Геометрии». Пересекающиеся линии.                      

1

Продолжение сказки. Практические задания.

9

Решение топологических задач. Лабиринт.

1

Древнегреческая легенда о Минотавре. Игра на внимание.

10

Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве.

1

Разучивание песенки. Игра «Дорисуй».

11

Вертикальные и горизонтальные прямые линии.

1

Сказка. Практические задания на Геоконте.

12

Первоначальное знакомство с сетками.

1

Задания на развитие памяти, внимания. Графические дикт.

13

Отрезок. Имя отрезка.

1

Стихотворение «Сложи фигуру». Сказка про отрезок.

14

Сравнение отрезков. Единицы длины.

1

Задание с циркулем. Игра «Сложи фигуру».

15

Ломаная линия.

1

Сказка. Практические задания. Игра «Геоконт».

16

Ломаная линия. Длина ломаной.

1

Практическое задание. Задачи на развитие логического мышл.

17

Решение задач на развитие пространственных представлений.

1

Задачи на развитие пространственного  представления. Игра «Одним росчерком».

18

Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света.

1

Сказка. Загадки. Игра «Одним росчерком».

19

Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

1

Сказка. Логические задачи. Практическая работа.

20

Острый угол, с вершиной в центре Геоконта (точка Ц). Имя острого угла. Имя прямого угла.

1

Сказка. Геоконт. Практические задания.

21

Тупой угол с вершиной в центре Геоконта.

1

Сказка. Игра «Одним росчерком».

22

Развернутый угол и прямая линия.

1

Сказка. Практические задания.

23

Острый, прямой и тупой углы с вершиной в любой точке на Геоконте.

1

Сказка. Практическое задание.

24

Многоугольники.

1

Коллективная работа.

25

Математическая викторина «Гость Волшебной поляны».

1

Сказка. Задания Незнайки.

26

«В городе треугольников». Треугольник.

1

Игра-путешествие в город треугольников. Головоломка.

27

Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

1

Сказка. Практические задания. Аппликация из треугольников (жители города)

28

Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.

1

Сказка.  Разучивание песенки. Практические задания.

29

Треугольник. Виды треугольников.

1

Игра «Найди лишнее». Музыкальная геометрия – песенки.

30

«В городе четырёхугольников». Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция.

1

Игра-путешествие в город четырёхугольников. Практические задания. Геоконт. Аппликация из  четырёхугольников.

31

Равносторонний прямоугольный четырех-угольник - квадрат. Ромб.

1

Игра «Сложи квадрат». Задания на смекалку «Дострой квадрат».

32

Квадрат.

1

Продолжение знакомства с геометрическими фигурами. Квадрат. Введение понятия квадрат Ф. Фребеля. Сложение и изготовление квадрата. Оригами.

33

Танграм: древняя китайская головоломка.

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частичнозаданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составлениекартинки, представленной в уменьшенном масштабе.

34

Геометрический КВН. Повторение изученного

во 2-м классе.

1

Командное соревнование на проверку знаний по геометрии.

3 класс (34 часа)

Тема занятий

К-ч

Содержание занятий

1

Путешествие в страну Геометрии

1

Блиц-турнир «Кто правильнее». Логические задачи.

2

«Веселые игрушки». Плоские фигуры и объемные тела.

1

Стихотворение о геометрических фигурах.  Конструирование игрушек.

3

«Жители города многоугольников». Многоугольники.

1

Продолжение сказки. Практическая работа. Аппликация.

4

Периметры многоугольников.

1

Задания на нахождения периметра. Игра «Одним росчерком».

5

«Город кругов». Окружность. Круг. Циркуль-помощник.

1

Сказка. Практические задания с циркулем. Загадки. Игра «На что похожа фигура?»

6

Окружность и круг.

1

Стихотворения про окружность. Практические задания. Аппликация из кругов.

7

Круг. Окружность, диаметр, радиус окружности.

1

Сказка. Практическая работа. Игра «Составь шестиугольник».

8

Радиус, диаметр круга.

1

Сказка.  Практические задания. Узоры из окружностей.

9

Касательная.

1

Сказка. Практические задания.

10

Решение задач. Узлы и зацепления.

1

Самостоятельная работа. Игра «Танграм». Графические диктанты. Узоры из геометрических фигур.

11

Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости.

1

Стихотворение. Игра со спичками.  «Танграм».

12

Радиус и диаметр окружности.

1

Графический диктант.  Практические задания. Аппликация.

13

Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины. Сектор круга.

1

Задачи на нахождение доли. Блиц-турнир «Раскрась по заданию».

14

Сектор. Сегмент.

1

Сказка. Практические задания.

15

«Дороги  на улице прямоугольников». Параллельные прямые.

1

Песенка. Задачи на развитие логического мышления.

16

«Жители города четырёхугольников». Виды четырехугольников.

1

Алгоритм построения параллелограмма.  Геометрический диктант.

17

Построения на нелинованной бумаге. Построение прямого угла. Перпендикулярные прямые.

1

Алгоритм построения фигуры на нелинованной бумаге.  Игра «Дорисуй из частей».

18

Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге.

1

Графический диктант. Оригами «Собачка».

19

Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника.

1

Практические задания на развитие умения чертить на нелинованной бумаге. Игра «Одним росчерком».

20

Диагонали квадрата. Игра «Паутинка».

1

Практическая работа. Оригами «Кошка». Игра «Паутинка».

21

Деление окружности на 4, 6 равных частей. Вычерчивание «розеток».

1

Работа с циркулем – вычерчивание «розеток».

22

Решение топологических задач.

1

Решение задач. Оригами «Волк».

23

Многоугольники выпуклые и невыпуклые.        

1

Игра «Пятнадцать мостов». Практическая работа. Аппликация.

24

Периметр многоугольника.

1

Геометрическая разминка. Оригами «Дед мороз».

25

Периметр треугольника. Построение равнобе-дренного и равностороннего треугольников.

1

Преобразование именованных величин.  Рассказ о Евклиде. Практическая работа.

26

Площадь.

1

Решение заданий на нахождение площади. Задача на развитие восприятия и воображения.

27

Площадь. Единицы площади.

1

Задачи на построение. Логическая задача. «Танграм».

28

Нахождение площади равностороннего треугольника.

1

Игра «Настольный хоккей», «Догадайся». Практическая работа.

29

Плоскость.

1

Практическая работа, направленная на развитие умения понимать понятие «плоскость». Игра «Одним росчерком».

30

Угол. Угловой радиус.

1

Графический диктант. Аппликация из геометрических фигур.

31

Сетки.

1

Игры в квадраты. Пентамино. Игра «Почтальон».

32

«Волшебные превращения жителей страны Геометрии». Игра «Пифагор».

1

Игра «Пифагор». Аппликация из геометрического материала.

33

Обобщение изученного материала.

1

Игра «Пифагор». Задания на развитие логического мышления.

34

Урок-праздник «Хвала геометрии!»

1

Праздник.

4 класс (34 часа)

Тема урока

Кол-во часов

Содержание занятий

1

Повторение материала, изученного в 3-м классе (игра-путешествие).

1

Составление узоров из геометрических фигур. Игра «Сложи квадрат».

2

Решение топологических задач. Подготовка учащихся к изучению объемных тел. Пентамино.

1

Топологические задачи. Пентамино.

3

Куб. Игра «Кубики для всех».

1

Зрительный диктант.  Игра «Не пройди дважды».  Игра «Пифагор».

4

Прямоугольный параллелепипед. Куб. Развертка параллелепипеда.

1

Практическая работа. Развёртка куба. Моделирование куба.

5

Каркасная модель куба. Развертка куба.

1

Работа с проволокой. Игра «Одним росчерком».

6

Куб. Площадь полной поверхности куба.

1

Сказка. Графический диктант «Лампа». Задания на смекалку.

7

Знакомство со свойствами игрального кубика.

1

Игральный кубик. Задания на развитие пространственного мышления. Игра «Узнай фигуру».

8

Равносторонний и равнобедренный треугольники.

1

Графический диктант «Пирамида». Сказка. Практическая работа.

9

Измерение углов. Транспортир.

1

Градусная мера угла. Задания на нахождение градусной меры угла. Решение задач.

10

Построение углов заданной градусной меры.

1

Алгоритм построения угла. Игра «Одним росчерком».

11

Построение треугольника по трем заданным сторонам.

1

Стихотворение. Задачи на развитие пространственного мышления.

12

Построение равнобедренного и равностороннего треугольников.

1

Алгоритм построения треугольника. Оригами.

13

Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации.

1

Песенка. Задачи на нахождение площади. Игра «Одним росчерком».

14

Площадь. Измерение площади палеткой.

1

Палетка. Игра со спичками. Графический диктант «Белочка».

15

Числовой луч.

1

Практические задания. Задачи на развитие пространственного мышления. Игра «Собери узор».

16

Числовой луч (закрепление).

1

Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления.

17

Сетки. Игра «Морской бой».

1

Игра «Морской бой». Правила игры.

18

Сетки. Координатная плоскость.

1

Задания на развитие пространственного мышления. Составление рисунка по заданию. Игра «Морской бой».  

19

Осевая симметрия.

1

Игра «Выполни симметрично».. Игра «Выложи из спичек».

20

Симметрия.

1

Выполнение симметричных рисунков. Оригами «Ёжик»

21

Симметрия (закрепление).

1

Игра «Сложи узор». Графический диктант «Киска». Головоломка.

22

Поворотная симметрия.

1

Кубик Рубика.  Практическая работа.

23

Прямоугольный параллелепипед.

1

Сказка. Задача на развитие воображения.

24

Прямоугольный параллелепипед.

1

Игра «На что похоже?». Задания с координатной плоскостью.

25

Прямоугольный параллелепипед. Модель развёртки параллелепипеда.

1

Моделирование параллелепипеда. Задание на сообразительность.

26

Цилиндр.

1

Стихотворение. Задание на развитие пространственного мышления.

27

Цилиндр. Закрепление изученного.

1

Самостоятельная работа. Графический диктант «Кувшин».

28

Конус.

1

Зрительный диктант. Загадки. Практическое задание.

29

Пирамида.

1

Моделирование пирамиды. Развёртка.

30

Пирамида.

1

Графический диктант. Задание на развитие воображения. «Танграм».

31

Шар.

1

Геометрическая разминка. Логическая задача «Колумбово яйцо».

32

Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела».

1

Игра «Узнай по развёртке».

33

Мониторинг ЗУН

1

Проверочные задания на сформированности геометрических понятий.

34

Геометрический КВН.

1

Игра  - КВН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...

Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся,  программа содержит поясните...

Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса  разработана  в...