Использование национального компонента на уроках русского языка (фрагменты урока)
план-конспект урока (3, 4 класс) на тему

Литовкина Надежда Дмитриевна

Представлены фрагменты урока русского языка с использованием национального компонента по теме "Правописание О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_natsionalnogo_komponenta_na_urokah.docx107.01 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование национального компонента на уроках

русского языка»

Фрагменты урока:

«Правописание О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц»

Урок разработала -  Литовкина Надежда Дмитриевна

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 18 им. Б.Б.Городовикова»

Прочитайте азербайджанскую народную пословицу:

Раненый меч…м вылечится, а словом – никогда.

 - Чему учит?

Надо быть очень внимательным к своему собеседнику, думать, что говорить и как говорить. Человека можно легко ранить, т.е. обидеть словом, а душевные раны у человека никогда не зарастают.

 - Какая орфограмма пропущена?

- Почему пишем О ?

Прочитайте и запишите калмыцкие народные пословицы. Вставьте окончания существительных, проверяя их ударением.

1. С богатырем не спорь из-за пищи, с богач...м не спорь из-за счастья.

2. Замок проверяют ключ...м, человека - по делам.

Индивидуальная работа у доски и с карточками.

4 учащихся работают у доски, вставляя пропущенные буквы, остальные учащиеся работают по карточкам.

Материал работы у доски:

1 уч.

Лиджиевич…м

багаж…ом

лечебниц…ей

морж…м

училищ…м

трубач…м

3 уч.

пыльц…й

гуляш…м

Мергенович…м

Петрович…м

горчиц…й

гостинц…м

гордец…м

2 уч.

лужиц…й

кирпич…м

жительниц…й

Олегович…м

Бадминович…м

малыш…м

владельц…м

4 уч.

медведиц…й

ловц…м

рысц…й

Горяевич…м

рощ…й

Мишин…й

зауч…м

Материал работы по карточкам:

Репортажем, циркачом, переселенцем, Ильичом, Чемидовичем, лавашом, Джангаровичем, докладчицей, лихачом, Кермяшей, москвичом, Элистницем, сверстницей, свечой, Дашей. Усачом.

Физминутка.

Салькн, салькн ʏлǝнǝ,

Модн, модн нǝǝхлнǝ.

Салькн, салькн дорагшан

Модн, модн деегшǝн.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише-тише,

Деревцо всё выше-выше.

Послушайте стихотворение замечательной калмыцкой поэтессы Боси Сангаджиевой. Постарайтесь на слух определить слова с нашей орфограммой. (Стихотворение читает ученица).

Какой калмык, в какое из столетий

Придумал то, что я воспеть хочу?

Я каждый день, вставая на рассвете

Напиток золотистый кипячу,

Да не простой, а золотой!

Он с перц…м,

И с маслом, и со свежим молоком.

Мы счастливы всем существом, всем сердц…м

Когда привольно чай калмыцкий пьем.

  Работа с индивидуальными листами. На листе 2 задания по вариантам.  

 (См. приложение 1)

Работа на индивидуальных листах.  Отгадай кроссворд, вписав слова в творительном падеже. Работа коллективная. (См. приложение 2)

Приложение 1

Фамилия, имя ______________________________

1 вариант

  1. Зачеркни ненужную букву.      

крыш (о, е) й

Паш (о, е) й

грач (о, е) м

скрипач (о, е) м

Викторович (о, е) м

Церенович (о, е) м

луч (о, е) м

полководц (о, е) м

  1. Найди и исправь ошибки

С задачой мерген справился лехко.

 

Фамилия, имя ______________________________

2 вариант

  1. Зачеркни ненужную букву.      

Лёш (о, е) й

ключ (о, е) м

учительниц (о, е) й

мяч (о, е) м

Очирович (о, е) м

борщ (о, е) м

Никитич (о, е) м

Басангович (о, е) м

  1. Найди и исправь ошибки

очир с наташей хадили вкино.

Приложение 2

Отгадай кроссворд, вписав слова в творительном падеже.

Вопросы:

По горизонтали:

5. Вихрь, поднимающий столбом воду, песок.

6. Бельевое изделие в виде отрезка ткани для вытирания.

7. Дом для временного проживания приезжающих, с обслуживанием.

10. Сооружение в виде ряда ступеней для подъема и спуска.

По вертикали:

  1. Легкое, обычно непромокаемое пальто.
  2. Приспособление для обливания мелкими струйками воды.
  3. Палочка из воска с фитилём внутри используется для освещения.
  4. Медицинское учреждение для длительного лечения.

8. Вьющееся по спирали растение.

9. Покрытое пухом и перьями животное с крыльями, двумя конечностями и клювом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент урока русского языка во 2 классе по теме: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?» с использованием современных образовательных технологий.

На этом уроке используются современные технологии проверки знаний  с применением программы ПервоЛого (скриншоты страниц альбомов ПервоЛого учащихся)...

Изучение нового словарного слова на уроке русского языка (фрагмент урока)

В предложенном фрагменте урока русского языка раскрывается один из методических вариантов введения нового словарного слова (на примере слова "газета")....

Презентация к фрагменту урока русского языка по теме:"Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Урок-тренинг" 4 класс

Презентация к фрагменту урока русского языка по теме:"Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Урок-тренинг" 4 класс...

Фрагмент урока русского языка с использованием приёма "Мозговой штурм"

Описание приёма «Мозговой штурм»Мозговой штурм является одним из приёмов развития креативного мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся....