Урок музыки в разделе «Региональный компонент» для 4 класса общеобразовательной школы «Традиционный удмуртский инструмент – Крезь»
методическая разработка (4 класс) на тему

разработка урока и применением ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx28.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Номинация

«Урок (занятие) с использованием современных информационно – коммуникационных технологий»

Урок музыки в разделе «Региональный компонент»

для 4 класса общеобразовательной школы

«Традиционный удмуртский инструмент – Крезь»

Автор:

Федотова Мария Леонидовна

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО РЦДТ АМО «Воткинский район»;

Учитель МБОУ СОШ №62

г.Ижевска

г.Ижевск 2016г.

История предков имеет глубокий пласт духовной культуры, который выражается в языке, пении, танцах обрядовых ритуалах и д. р. Немало живет среди нас людей, интересующихся происхождением родного народа, его языком, историей и культурой... ибо желание знать историю своего селения, края, страны, родного народа есть естественная потребность каждого разумного человека.[1] 

Изучение исторического культурного  прошлого чрезвычайно важно для нынешнего поколения школьников, так как  способствует осмыслению  настоящего и обретения опоры в будущем.

Данная разработка появилась благодаря исследовательской работе в МБУ ДО РЦДТ АМО «Воткинский район». А непосредственно в урок  исследовательская работа преобразовалась несколько позже.

Я, как педагог дополнительного образования, выезжая на научно -  практические конференции разного уровня вижу неподдельный интерес юных исследователей к проблемам возрождения  национальных культур. И конечно на данных мероприятиях успехом пользуются такие работы. Поэтому моя разработка посвящена изучению  традиционному  инструменту удмуртов, где учащиеся знакомятся не только с самим инструментом, а так же культурой удмуртского народа   - обрядами, легендами.

«Традиционный  удмуртский инструмент - крезь».

Цель: Исследовать  роль и назначение удмуртского национального инструмента в культуре удмуртского народа

Задачи:

 - способствовать пониманию учащимися  значения  данного инструмента в культуре удмуртов

- способствовать  развитию умения «активно слушать музыку»  и уметь вычленять характерные интонации.

 - способствовать развитию умения анализировать, аргументировать свою точку зрения, формулировать выводы.

Встреча с проблемой

1.Актуализация опыта

Учитель предлагает  вспомнить, что они знают о народных инструментах, а так же

какие удмуртские инструменты им известны.

2.Создание проблемной ситуации

Называют русские народные  инструменты; инструменты  симфонического оркестра, а также вспоминают классификацию: струнные, ударные, деревянно – духовые, медные.

Ученики высказывают разные предположения: часть из них дополняет друг друга, часть противоречат друг другу. Возникает ситуация сомнения: оказывается ни одного удмуртского инструмента ни назвали.

3. Осознание и формулирование проблемы

Учитель предлагает детям сформулировать те вопросы, которые у них возникли после обмена мнениями (Формулирование цели и задачи урока).

 Вопросы детей:

Какие народные инструменты  есть  в культуре удмуртского народа и почему их звучание мы не слышим в массовой культуре сегодня?

Есть ли особо значимые инструменты и какова их роль?

Какую роль играет  народная музыка в культуре удмуртского народа?

Построение знаний

1. Выбор методов исследования

Учитель обращается к детям с вопросом:

 - Как мы можем получить ответы на интересующие нас вопросы?

Учащиеся говорят  о необходимости  обратиться к истории культуры удмуртского народа.

http://vorshud.unatlib.ru/index.php/Музыкальная_культура_удмуртов#.D0.9C.D1.83.D0.B7.D1.8B.D0.BA.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.B8.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D1.82.D1.8B на сайте в разделе музыкальные инструменты   работа ведется по группам:

1. струнные,

2. ударные,

3. духовые,

4. самозвучащие инструменты.

ответы групп детей; дети обращают внимание на то, что есть инструменты, в  названии которых фигурирует слово крезь.

 2.Сбор информации

Учащимся демонстрируется презентация

 «Традиционный  удмуртский инструмент - крезь». Материал с собственного сайта

http://nsportal.ru/fedotova-mariya-leonidovna в разделе Региональный компонент презентация и описание слайдов

В разделе «аудио» слушаем звучание крезей

В разделе «Видео» смотрим разные виды крезей

Звучание всех крезей послушаем

http://www.youtube.com/watch?v=ddqS13Jox94

3. Организация информации

По ходу  демонстрации презентации и объяснения учителя дети фиксируют информацию в таблицу :

Инструмент

 Разновидность

Назначение

Звучание (Тембр)

Вывод

Крезь

Малые гусли - крезь

Музицирование дома, на праздниках

Струнный инструмент, очень похож на гусли

Тембр – средний,

Великие гусли –

Быдӟым Крезь

Богослужение – ритуалы в культуре удмуртского народа

Тембр - низкий

Пыж – крезь

Культовый инструмент, использовался в ритуалах(Форма лодки- колыбель  и символ ухода в другой мир)

Тембр – средний, высокий

Ым – крезь

являлся культовым, так как для его изготовления использовался дорогой по тому времени материал. Возможно, инструмент находил применение и в быту.

пластинчатый варган.

Песня

 Бытовое

Голос

Мотив

Вокальные импровизации без текста, выражающие разные интонации

голос

Скажите, на все ли поставленные вопросы мы ответили?

Ответ на последний вопрос учитель предлагает детям найти самостоятельно при прослушивании  и  чтения легенд  удмуртского народа о Крезе и Италмас.

 4.Построение объяснения

http://finno-ugry.ru/educres/educenter_udsu/artschool_krez

музыкальные файлы

Удивительны легенды и мифы удмуртского народа, они рассказывают о природе, людях и душе народа. Вот одна из них.  «Жила когда-то в дремучем лесу старая мудрая Ель. Звали ее Мудор-Кыз – Мать Леса. Говорят, с нее начинался Лес, а может быть, и сама Земля. Ель подпирала Небо, чтобы оно не упало на Землю. Солнце отдыхало на ее ветвях. Из-под ее корней нарождался робкий родник, чтобы потом превратиться в могучую Белую Каму. Издалека приходили люди, чтобы поклониться Мудор-Кыз. Но однажды Мачеха Солнца, Злая Молния, страшным огнем опалила Мудор-Кыз. Ель умерла. Но пришел человек и оживил ее: он сделал от нее гусли Крезь и вложил в них свою человеческую душу. Так у людей появились Быдӟым Крезь – Великие Гусли.

Когда они звучали, Солнце приближалось к Земле, чтобы их послушать. Когда они пели "Инву Утчан Гур" - "Мелодию Небесной Росы", Небо плакало дождем…»

http://www.codersteam.ru/videos/view.php?video=kwwS7tPtz6A&feature=youtube_gdata_player&title=Удмуртская+песня+ИТАЛМАС

Легенда, повествует о любви двух молодых людей, Италмас и Камаша.

 Италмас, просватанная за долги своего отца старому злому Байтугану - богатею, не поддалась его чарам, а осталась верна любимому. Подлая предательская стрела убивает Камаша, и с его гибелью уходят от Италмас все надежды на дальнейшую, счастливую жизнь…

Злой Байтуган поджигает лес и деревню, и сам погибает в этом огне, а Италмас бросается в этот огонь и тушит его, а сама превращается в прекрасный желтый цветок – италмас.

1.На лугах, среди травы

Италмас растет

На свете нет, наверно,

Цветов красивее его.

Припев:

Италмас Италмас

На лугах растет

Италмас Италмас

Смотрит на меня.  

Припев

2.Луга цветами укрыты,

Как, ярким одеялом,

Но среди других цветов

Он красивее всех.

Припев

3.Я тебя не сорву

Украшай луга

Весенним утром раскрывайся,

Как маленькой солнце.

5. Формулирование выводов

Учащиеся приходят к выводу, что данный инструмент особо выделяется на фоне остальных удмуртских инструментов,так как есть такая легенда о происхождении крезя.

Он  имеет много разновидностей, служит как в быту, так и имеет культовое назначение.

 Учитель обращает внимание детей на то, что в названии темы урока говорится о традиционном удмуртском инструменте и предлагает им доказать справедливость этого утверждения с опорой на имеющиеся факты.

Рефлексия 

Учащиеся пишут текст-резюме, заканчивая фразу: «Оказывается, ...». Тексты зачитываются в парах, группах. Один представитель от каждой группы читает свой текст всему классу.


[1] М.Г.Атаманов –Эграпи «Происхождение удмуртского народа» из-во «Ижевск» 2010г. Стр 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира с региональным компонентом 4 класс Тема: «Полезные ископаемые - уголь. Залежи каменного угля в Кузбассе.

Урок окружающего мира с региональным компонентом .4класс.Тема "Полезные ископаемые - уголь. Залежи каменного угля в узбассе."...

Презентация:Традиционный удмуртский инструмент - Крезь

Презентация об истории  и назначении удмуртского инструмента - Крезь...

Разработка урока чтения и развития речи в 4 классе общеобразовательной школы по теме "По В,Осеевой "Самое страшное"

Данная разработка позволит использовать её на обычном комбинированном уроке, охватывает все основные этапы урока. Также её можно использовать для создания презентации, если есть интерактивные средства...

"Урок музыки как здоровьесберегающая технология в начальных классах общеобразовательной школы"

Статья на тему "Урок музыки как здоровьесберегающая технология в начальных классах общеобразовательной школы"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ С ВНЕДРЕНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА "ЯМАЛ. ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ!"

Красота и богатство ЯНАО, запечатленная в музыке, живописи, поэзии коренного населения севера....