конспект урока "Быт казака"
план-конспект урока ( класс) на тему

Палатова Юлия Станиславовна

Материал к уроку "Быт казака"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byt_kazaka.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Кубановедения

 2 класс

Тема: Быт казака.

Цели:

1.Познакомить с предметами быта казаков на Кубани. Расширить и уточнить знания учащихся о    народных промыслах и ремёслах.

2. Развивать любознательность, расширять кругозор, творчество, трудовые навыки и умения.

3.   Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Воспитывать уважение к культурным и национальным традициям.  Прививать учащимся любовь к родному краю.

Наглядность и оборудование: карта Краснодарского края, иллюстрации, предметы быта (вышитые полотенца, гончарные изделия, плетеные изделия), аудиокассеты,

мультимедиа система.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Станиславовна.

- Я рада, что мне выпала честь провести у вас урок кубановедения. Я думаю, что вы будете активны, и урок пройдет плодотворно.

II. Подготовка к усвоению нового материала.

Прочитайте слова, подумайте,  чем они похожи?  (Вигвам, чум, изба, иглу, юрта).Эти слова обозначают жилища людей разных народов.

А мы сегодня побываем в жилище казака. Тема урока: «Быт казака»

III. Всесторонняя проверка знаний

- А как же называлось основное жилище казаков на Кубани? (ХАТА)

- Наряду со словом хата, в этом же значении употребляется слово КУРЕНЬ. Это традиционное название жилого дома на Дону, Кубани и у запорожских казаков.

-Из чего казаки строили себе жильё?

1. Проверка знаний на карточках:

 Карточка №1:

Строить дом в степи -

Тяжкий крест нести….

То камыш коси,

То саман меси.

Леса нет вокруг

Всё поля да луг.

В дело шла солома и глина,

И сухой камыш

Для шатровых крыш,

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада, какая!

Запиши, какой  материал  используется для постройки хаты?

Карточка №2:

На карточке изображение этапов строительства  турлучного дома.

(Определи последовательность этапов строительства турлучного дома).

IV. Усвоение новых знаний.

1. Рассказ учителя:

      Интерьер жилища в основном был одинаков во всех районах Кубани  (слайд №).

В доме было две комнаты – великая (вылыка) и малая хаты.  В малой хате находились печь, длинные лавки, стол (сырно).

  В великой хате стояла изготовленная мебель на заказ: шкаф для посуды (горка), комод для белья, сундуки.

    Центральным местом был «красный угол»

Жилища украшали рушниками. На стенах висели семейные фотографии.

2.   На доске изображение малой  хаты (пустой).

-Что должно находиться  в малой хате?

-Подберите  предметы быта (печь, лавки, стол).

3. Отгадайте загадки, и вы узнаете,  какие предметы можно было увидеть в малой хате казака.

Из далёкой старины эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмёшь

И рассмотришь, то поймёшь,

 Для чего они нужны, чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужил?

Не бык, а бодает, не ест, а хватает,

Что схватит, отдаёт, а сам в угол идёт (ухват)

Чёрен молодец, в красно золото залез.

До смеху хохочет, выскочить хочет (чугунок)

Сверху дыра, снизу дыра,

А в середине - огонь, да вода (самовар).

Горбатый кот бабе плечи трёт (коромысло).

На улице – бряк, загрохочут-звяк,

А обратно пойдут - слёзы потекут (вёдра).

 4.Импровизация « Сходить за водой».

III. Физминутка.  Народная игра «Подкова» Старинное кубанское поверье:

« Кто подкову найдет, тому она счастье принесет» У кого подкова останется в руках – жди счастья./

- Передавая подкову, вы от души желаете друг другу добра и счастья.

5. А теперь вспомните, что называли красным углом в большой хате?..........

  С особой любовью и старанием работали над рушниками для красного угла.

Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой.

  История вышивки начиналась в глубокой древности. Вышивка на одежде выполняла охранные функции поэтому располагалась на груди, у ворота, на подоле. Оберег по поверью охранял человека от дурного глаза, удара молний и других несчастий.

  Каждая линия, каждый знак были полны смысла.

Каждая линия каждый знак были полны смыслом.

Прямой линией обозначали поверхность земли.  Волнистой горизонтальной – воду. Волнистой вертикальной – дождь.  Скрещивающимися линиями - огонь и молнию.

Круг, квадрат, ромб - Солнце и Луну. Женская фигура символизировала образ матери-земли.

Олень, конь приносили счастье, веселье, благополучие.  Птица – символ счастья, богатства и радости.

 Даже цвета вышивки  – чёрный и красный рассматривались как символ смерти и жизни.

V. Закрепление  знаний.

1.Практическое задание.

Выполните рисунок будущей вышивки на основании всего услышанного. Используйте символические изображения, постарайтесь вложить в рисунок больше смысла.

VI. Обобщение.

- А теперь сюрприз!

/Звучит музыка, появляется «Черный ящик»/

- В этом ящике 3 предмета.

1. А в этой посуде хранят молоко и сметану /кувшин – глэчик /

2. Попьет казак молоко, а чем он усы утрет? /полотенцем – рушником/

VI. Итог урока.

- И заканчивая наше знакомство с бытом казаков, мне бы хотелось прочитать вам замечательные слова.

    Мало гордится искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным приемником лучших традиций.  Я думаю, что многие из вас захотят стать приемниками народных традиций, и может быть в будущем,  прославят свое имя и свой край.

    Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "КАЗАК без веры - не казак. Воспитание детей в семье."

материал внеклассного мероприятия предназначен для воспитанников классов казачьей направленности (1 класс). дети только начинают знакомство с культурой и бытом казаков....

Обряды жизненного круга Кубанских казаков. Проводы казака - линейца на военную службу.

В сценарии описан обряд проводов казака - линейца на военную службу на кубанском диалекте с использованием "балачки" Действие происходит накануне самих проводов....

Устный журнал Казак без веры - не казак

       Тема:  «Устный журнал « Казак без веры – не казак»         Цель: показать детям, насколько искренней была вера казаков в ...

Казак без веры - не казак

Внеклассное занятие...

Классный час " Казак без веры -не казак"

Групповая работа на уроке позволяет детям узнать больше о жизни казаков, о традициях, о вере казака....

Кубановедение Проект «Казак без веры – не казак!»

Работу выполнили: Кольцов Александр Владимирович, Затона Екатерина  Александровна - ученики 4 класса МБОУ СОШ №7Руководитель: Завгородняя Светлана Александровна, учитель начальных классов МБОУ СО...