Технологическая карта классного часа "Писатели земли родной"
классный час (2 класс) по теме

Тема: «Писатели земли родной»

Класс: 2

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с современными детскими писателями Южного Урала и их творчеством; способствовать развитию навыка выразительного чтения стихотворений; познакомить учащихся с историей здания цирка в городе Челябинске; воспитывать ценностное отношение к малой родине; формировать умение работать в группах.

Планируемые результаты • Предметные: познакомиться с современными детскими писателями Южного Урала и их творчеством; познакомиться с историей здания цирка в городе Челябинске. • Личностные: формировать бережное отношение к родному городу и к его истории; способствовать развитию навыка выразительного чтения стихотворений; формировать умение работать в группах.

Оборудование: мультимедийная презентация; видео физ. минутка «Весёлый цирк»; 3 конверта с заданиями (приложение 1)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pisateli.docx204.6 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

http://zvezdy-obrazovaniya.ru/konkurs/b76359307190b00421c013bae1149ae0.jpg

Конспект внеклассного мероприятия по теме

 «Писатели земли родной»

Выполнила: Потапова Е.В.

Челябинск, 2016

Тема: «Писатели земли русской»

Класс: 2

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с современными детскими писателями Южного Урала и их творчеством; способствовать развитию навыка выразительного чтения стихотворений; познакомить учащихся с историей здания цирка в городе Челябинске; воспитывать ценностное отношение к малой родине; формировать умение работать в группах.

Планируемые результаты

  • Предметные: познакомиться с современными детскими писателями Южного Урала и их творчеством; познакомиться с историей здания цирка в городе Челябинске.
  • Личностные: формировать бережное отношение к родному городу и к его истории; способствовать развитию навыка выразительного чтения стихотворений; формировать умение работать в группах.

Оборудование: мультимедийная презентация; видео физ. минутка «Весёлый цирк»; 3 конверта с заданиями  (приложение 1)

Ход мероприятия:

Этап

Время

Содержание

1.Организационный момент

1 мин

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. А сейчас присядьте те, у кого хорошее настроение. Молодцы!

2.Мотивационный этап

5 мин

Актуализация опорных знаний

  1. Назовите столицу нашего государства? (Москва)
  2. Ребята, в каком городе мы проживаем? (в Челябинске).
  3. Посмотрите на слайд, флаг какого города изображён? (Челябинска)
  4. Какие памятные места нашего города вы запомнили с прошлых занятий? (ответы детей)
  5. Какой заповедник находиться на территории Южного Урала?

Наш родной край славится не только достопримечательностями, но и знаменитыми, успешными людьми, о которых мы с Вами и будем сегодня говорить.

3.Формулировка темы и постановка цели занятия

1 мин

Прочитайте тему классного часа: «Писатели земли родной»

А сейчас давайте попробуем определить цели нашего классного часа:

  • Познакомиться с писателями города Челябинск;
  • Познакомиться с творчеством писателей Южного Урала.

4. Речевая разминка

5 мин

Но перед тем, как начнём читать, нам нужно потренироваться.

Для этого вы разделитесь на три команды (1 ряд – 1 команда; 2 ряд – 2 команда; 3 ряд – 3 команда) и приготовите чтение скороговорок:

- Читаем один раз медленно про себя.

- Читаем второй раз вслух в медленном темпе в команде.

- Читаем в убыстренном темпе в команде.

1. Щука проглотил щётку

Щётка ей щекочет глотку

- Удивительное дело!

Что же я за рыбу съела?

2. Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы три недели

карамель на мели ели.

3. Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин.

У вас 2 минуты на подготовку, затем начнём соревнование.

А теперь проведем соревнование между тремя командами.

И так, по итогам соревнований, лучше всех прочитала скороговорку команда…..

5.Решение частных задач

12 мин

Послушайте стихотворение (читает стихотворение заранее подготовленный ученик)

Челябинску 
Город мой, ты носишь имя редкое:
«Челяби» у тюрков – «Божий дар».
С верой в нас ты создавался предками,
Чтоб никто талант не предавал.

(Н. Пикулева)

  • О чем это стихотворение?
  • Что в переводе означает «Челяби» с тюркского (тюркский народ)?
  • Как вы понимаете последнюю строчку стихотворения?

Автор этого стихотворения Нина Васильевна Пикулева.

Н. В. Пикулева -  детский автор нашего города и области. Живет и работает в Челябинске. Хотела поступить в московское цирковое училище, но родители не отпустили.

После окончания старших классов победило другое увлечение - стихи. 

Родилась у нее дочка. Нина Васильевна стала учиться «маминому языку» - придумывать колыбельные песенки, пестушки, будилки, журилки, прибаутки.

- Как вы понимаете фразу «маминому языку»?

Автор книг: "Играй - городок", "Уговорушки", "Слово на ладошке", "Хитренькая Азбука", "Легкие правила".

-  Предположите, о чём Н. В. Пикулева писала в книге "Легкие правила"?

Верно! Давайте познакомимся с одним из правил из этой книги.

Послушайте внимательно и скажите, о каком правиле идёт речь.


НЕ с глаголами

Вы слышали новость?

Сегодня из школы

Сбежали глаголы!

СБЕЖАЛИ ГЛАГОЛЫ?

Поссорились, что ли?

Обиделись, что ли?

Сбежали – и всё!

Не найдёте их в школе!

И все растерялись:

Что делать – не знают!

Не верят, не ждут,

Не сидят, не читают.

Друг друга не слышат,

И не говорят,

В тетрадях не пишут...

Звонки – не звонят!

СБЕЖАЛИ ГЛАГОЛЫ И – не улыбнуться!

Мы просим их, просим

Скорее вернуться!

- О каком правиле идёт речь? (не с глаголами пишется раздельно)

Давайте с вами вспомним, что такое глагол? (часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»)

Что обозначает «не»? (частица, отрицание)

Следующее правило из книги Н. Пикулевой "Легкие правила" вы прочитаете самостоятельно, про себя.

Топ - модели – кот и пёс.

Где тут Барсик? Где Барбос?

Не сдержать тебе улыбки!

Но давай-ка БЕЗ ОШИБКИ

Фото их подпишем.

Как мы клички пишем?

- о чем это стихотворение? О каком правиле идёт речь?

- как мы пишем клички животных? (с заглавной буквы)

- какая это часть речи? (имя существительное)

- клички животных это, какие имена существительные, собственные или нарицательные? (собственные)

Теперь в парах прочитайте друг другу.

Кто желает прочитать выразительно? (2 ученика)

Вот такие лёгки стихотворения с правилами русского языка составила Н. Пикулева и издала книгу.

Послушаем еще одно стихотворение Н. Пикулевой (чтение учителя)

Цирк зажигает огни

Лето растаяло. В осень – шагни,
Цирк над рекой зажигает огни,
Светится небо! И мир в этот час
Радостью жизни наполнен для нас!

(Н. Пикулева)

О чём это стихотворение?

Поднимите руку, кому очень нравиться ходить в цирк?

Что мы можем увидеть в цирке?

6.Динамическая пауза

2 мин

А сейчас ребята представим с вами, что мы участвуем в цирковом представлении. Для этого нам нужно встать и повторять движения за цирковыми артистами.

Видео физ. минутка «Весёлый цирк».

Молодцы, присаживайтесь.

7.Решение частных задач

10 мин

Познакомимся с историей цирка в городе Челябинске.

Слово цирк происходит от лат. circus, что означает круг.

За все время своего существования Челябинского цирка, он пережил немало - и снос, и пожар, и переезд, и длительный ремонт. Но, несмотря на все невзгоды, цирк продолжает работать, и радовать и удивлять своих посетителей новыми программами.

  • В 1901 году Челябинский цирк  впервые распахнул свои двери для представлений цирка.
  • В 1973 году цирк Челябинска обжил новое здание, и существует в нем и по сей день. Зрительный зал рассчитан на 1814 мест и расположен вокруг арены. В нем четыре сектора: красный, синий, зеленый, желтый.
  • 2003 год стал для цирка еще одним испытание, когда здание закрыли на продолжительный ремонт.
  • 2005 году вновь возобновили представления в цирке, и по сей день, он продолжает радовать своих посетителей своими представлениями.

В шоу-программах на арене цирка Челябинска, можно увидеть разноцветных попугаев, удивительных медведей-акробатов, величественных и грациозных жирафов, забавных обезьян, питонов, аллигаторов и др.

Захватывают дух номера с воздушными гимнастами, акробатами, жонглерами, велофигуристами.

Радуют необычные номера с гигантскими верблюдами, страусами, ламами, павлинами, бобрами, дикобразами.

Я предлагаю вам посмотреть видео (одно из цирковых представлений) и перечислить, какие животный вам в нем встретились (видео).

- Перечислите животных.

Хорошо!

Вот сколько мы с вами сегодня узнали о цирке. Нина Пикулева хотела связать свою жизнь с цирком и даже хотела поступать в цирковое училище, но в ее жизни произошли перемены, и она стала замечательным детским писателем.

На Южном Урале проживает много талантливых писателей, еще с некоторыми из них мы с вами сейчас познакомимся, для этого ванн нужно работать в команде (3 команды). У каждой команды  свой конверт заданий, откройте и прочитайте задание внимательно.

Задание: познакомьтесь с рассказом о писателе и приготовьтесь прочитать стихотворение выразительно у доски (назначьте двух человек для ответа у доски, 1й - рассказ о писателе, 2й – выразительное чтение стихотворения).

Времени на работу – 3 минуты, затем начнём выступление.

(Приложение 1)

- выступление учащихся. Обсуждение полученной новой информации.

8. Рефлексия

2 мин

Наш классный час подошёл к концу.

- назовите тему классного часа?

- какие цели мы перед собой ставили в начале классного часа?

Можем ли мы сказать, что достигли целей?

Молодцы!

До скорой встречи.

Приложение 1

1 команда (1 ряд)
Задание: познакомьтесь с рассказом (биографией) о писателе и приготовьтесь прочитать стихотворение выразительно у доски. Назначьте двух человек для ответа у доски, 1й - рассказ о писателе, 2й – выразительное чтение стихотворения.

http://pisateli.ch-lib.ru/tin/gorskaia/foto.jpg 

Ася Борисовна Горская

Годы жизни 30 октября 1937Минск — 9 ноября 2003Челябинск


Поэт, учитель географии. Все творчество Аси Борисовны связано с нашим городом. Ася закончила в Челябинске школу №1 с углубленным изучением английского языка. Стихи писать начала рано в детстве. Ася Борисовна вырастила сына и дочь. Ася Борисовна в своих стихах с такой любовью писала о нашем городе и его людях, что ее сборник стихов "Челябинск поэтическим пером" стал победителем конкурса "Мой подарок родному городу".

Только в Челябинске 
Только в Челябинске озеро Смолино,
Только в Челябинске речка Миасс,
Только в Челябинске солнышка вдоволь,
Солнышка вдоволь и снег – про запас.

Только в Челябинске мы с тобой дома,
Как ни хвали его, как ни брани.
Только в Челябинске столько знакомых,
Столько знакомых, друзей и родни.

(А. Горская)

Слова для справок: ни брани – не ругай

2 команда (2 ряд)
Задание: познакомьтесь с рассказом (биографией) о писателе и приготовьтесь прочитать стихотворение выразительно у доски. Назначьте двух человек для ответа у доски, 1й - рассказ о писателе, 2й – выразительное чтение стихотворения.

Шилов Николай Петрович (12 апреля 1947- 18 марта 2010)

http://pisateli.ch-lib.ru/kid/poem/i/shilp2.jpg

Детский поэт.

Николая Петровича можно назвать самым известным на Южном Урале поэтом для детей. Вышло уже десять его веселых и умных книг. На его стихи написаны песни. 

Родился Николай Петрович в Курганской области в рабочей семье. Его отец воевал в Великую отечественную войну. Еще в школе Николай начал писать стихи. После окончания школы он приехал в Челябинск.

Автор книг:

  1. Доктор Муха - Горло - Нос.
  2. Страшный зверь.
  3. Безусый Самсусам.
  4. Посвящение в лягушки.
  5. Поросенок, который был собакой.
  6. Три дождя тому назад.

Дыня

Мне купили

В магазине

Половинку

Спелой дыни.

Не уважили

Мой вкус —

Я просил купить арбуз.

— Ешьте дыню

Сами, —

Заявил я

Маме.

Вся семья

Вокруг меня

Хороводилась полдня:

— Котик!..

— Солнышко!..

— Утешь,

Ну хотя бы

Ломтик съешь!

Я смирил

Гордыню

Да и съел

Всю дыню.

Слова для справок: не уважили – не угодили

3 команда (3 ряд)
Задание: познакомьтесь с рассказом (биографией) о писателе и приготовьтесь прочитать стихотворение выразительно у доски. Назначьте двух человек для ответа у доски, 1й - рассказ о писателе, 2й – выразительное чтение стихотворения.

http://resources.chelreglib.ru:6005/el_izdan/kalendar2005/source/gershyni.jpgГершуни Самуил Матвеевич (17 марта 1920 - 8 мая 2003). Детский писатель.

Самуил Матвеевич Гершуни писал стихи, басни. Жизнь Самуила Матвеевича была нелегкой. Он родился на Украине в большой, бедной семье. Рано начал работать, долгие годы служил в армии. Был тяжело ранен. После этого он переехал в Челябинск.

Работал в школе учителем английского языка. Самуил Матвеевич был светлым, честным, добрым человеком

Еще работая в школе, стал писать для детей. Автор книг: "Золотые руки", "Молодцы", "Чудесный ящик". Есть добрые стихотворения о важности любви к природе, животным.

. 

***

На рассвете дождь по крышам

Барабанил без конца.

Рано утром я услышал:

Кто-то плачет у крыльца.

Приоткрыл я двери в сени.

Кто бы это плакать мог?

Вышел, вижу: у ступеней

Маленький скулит щенок.

Было холодно бедняге —

Уши свесил, хвост поджал,

Весь он съёжился от влаги,

На ветру щенок дрожал.

Как он утром очутился

Возле дома моего?

Может, ночью заблудился

Или выгнали его?

Я ему сказал:

— Малышка,

Хватит плакать, ну, пойдём...

В старом ящике без крышки

Я ему построил дом.

— Ну, щенок, живи, как дома,

Будешь ты моим теперь.

Слова для справок: сени – это вход у русского деревянного дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта экологического проекта "Земля - наш общий дом"

Информационно-исследовательский экологический проект "Земля - наш общий дом" представлен в виде технологической карты в рамках реализации стандартов нового поколения....

Технологическая карта урока "Кладовые Земли". 3 класс.

Окружающий мир. Урок - исследование.  УМК "Перспектива". 3 класс...

Технологическая карта по теме: "Земля - кормилица"

Технологическая карта по предмету окружающий мир, тема:"Земля-кормилица"....

Технологическая карта урока "За землю нашу русскую "

Учащиеся познакомятся  с «военной историей» Древнерусского государства.Урок способствует формированию отрицательного отношения к насилию, грабежу, завоеваниям в современном мире....

Технологическая карта урока истории Тема: "Родной дом - уголок Отчизны" (3 класс)

Цели деятельности учителя:  познакомить со значениями слов «мир», «экос», «ойкос», «ойкумена»;  с трёхчастной структурой старинного дома как о...

технологическая карта интегрированного урока по родной литературе и литературному чтению

Предоставлена готовая технологическая карта интегрированного урока для 4 классов....

Технологическая карта урока ИЗО"Пейзаж родной земли" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий в изобразительных и выразительных возможностях цвета в изображении пейзажаЗадачи урока:Дидактические:1.Познакомить обучающихся...