Главные вкладки

    Внеурочное предметное мероприятие по культуре и традициям народов Дагестана в 4 классе "Игровое путешествие по Открытой книге любознательности и интеллекта.".
    методическая разработка (3, 4 класс) на тему

    Юсупова Руминият Юсупкадиевна

    В данной методической разработке описывается подробный сценарий проведения внеурочного предметного мероприятия в 4 классе по предмету : « Культура и традиции народов Дагестана». Разработка представляет собой викторину между двумя командами. Её можно использовать как в одном классе, так и между классами. Игра как средство отдыха и развлечения способствует получению новой информации, позволяет развивать мышление и формировать коммуникативные способности .Целью является создание оптимальных условий для погружения младших школьников в поисково- познавательную деятельность и развития каждой личности, способной к достижению результативности в интеллектуальном труде. Задачами являются повторение пройденного материала, выявление знаний учащихся по предмету : « Культура и традиции народов Дагестана», создание условий для самопознания и самореализации, стимулирование развития интеллектуальных и познавательных возможностей детей, воспитание любви к родному краю, воспитание уважительного отношения друг к другу в условиях работы в команде, развитие творческой активности детей, активизация познавательной деятельности. В проведении данного занятия используются такие технологии, как технология сотрудничества, технология компьютеризации обучения, технология работы в «группах», личностно - ориентированная технология. В разработке не только вопросы, но и ответы, исторические справки. Даны критерии оценивания ответов учащихся, ставятся баллы. Занятие проходит в форме викторины - путешествия по страницам « Открытой книги любознательности и интеллекта» по таким темам: «Россия – Родина моя», « Дагестан – мой край родной», « Моя малая Родина - любимый Буйнакск», «Расул Гамзатов – певец аула и планеты», « Знай и люби природу Дагестана» , « Великий и могучий русский язык», « Литературная страничка» и др. . Также представлена авторская мультимедийная презентация к мероприятию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Внеурочное мероприятие по КТНД92.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ СОШ № 10 города Буйнакска РД

    Внеурочное мероприятие по предмету: Культура и традиции народов Дагестана по теме

     « Игровое путешествие по «Открытой книге интеллекта и любознательности». 

    Составила: учитель начальных классов Юсупова Руминият Юсупкадиевна.

    Внеклассное мероприятие

     « Игровое путешествие по «Открытой книге интеллекта и любознательности» для младших школьников».

    Цель:

     Создание оптимальных условий для погружения младших школьников в поисково- познавательную  деятельность и развития каждой личности, способной к достижению результативности в интеллектуальном труде.

    Задачи:

     Выявление и развитие детей с признаками одарённости.

    Создание  условий для самопознания и самореализации.

     Стимулирование  развития интеллектуальных и познавательных возможностей детей.

     Воспитание  уважительного отношения друг к другу в условиях работы в команде.

    Развитие  творческой  активности детей.

    Игра как средство отдыха и развлечения способствует получению новой информации, позволяет развивать мышление и формировать коммуникативные способности.

    Участники игры:  Учащиеся 4 классов.

     В игре участвуют 2 команды.

    Участники команды придумывают название команды, выбирают капитана.

    Оборудование:

    Мультимедийное оборудование.

    Персональный компьютер.

    Мультимедийная презентация.

    Сигнальные карточки.

    Оценочный лист.

    Секундомер.

    Гонг.

    Грамоты и призы

    Педагогические технологии, используемые в рамках мероприятия.

    1) технология сотрудничества;

    2) технология компьютеризации обучения;

    3) технология работы в «группах»;

    4) личностно ориентированная технология;

                                                               Ход мероприятия.

    Ведущая : Добрый день, дорогие участники игры! Здравствуйте , уважаемые гости! Сегодня мы представляем две команды: «Эрудиты планеты» и «Звёздочки на Земле». ( Слайд № 1)

    Представления команд .

    Ведущая : Оценивать наших участников будут члены жюри ( представляет их). Пришло время отправиться нам в путешествие по « Открытой книге любознательности и интеллекта». Пожелаем всем удачи.

    Правила игры: Ведущая задаёт вопросы по очереди.1 вопрос -1 балл. Нечётный номер вопроса задаётся обеим командам, учитывается, кто быстрее поднимет сигнальную карточку. Если команда не может ответить , предоставляется возможность ответить другой команде. Учитываются дополнения команд. Жюри может дать 0,5 балла дополнительно.

                                                                          1 страница.

                                                               « Россия – Родина моя!»  (Слайд № 2) (1 вопрос – 1 балл)

    1. Назовите столицу России. Кто  был основателем этого города? (г. Москва. Князь Юрий   Долгорукий .)
    2. Назовите символы государства. (Герб, флаг, гимн)
    3. Дайте описание флага Российской Федерации.  ( Флаг трёхцветный, бело - сине –красный).
    4. Назовите Основной Закон Российской Федерации.  Когда был он принят? ( Конституция. 12 декабря 1993года)

    5.Что изображено на гербе Российской Федерации?   ( На гербе России изображены двуглавый орёл, на груди которого расположился Герб Москвы – и всадник с копьём- Георгий Победоносец, поражающий змея. Змей –символ зла, Орёл –символ власти, честности, зоркости. Двуглавый орёл –символ вечности России, символ сохранения православной веры.)

    Музыкальная  пауза.

    Гимн России.

    2 страница.(1 вопрос -1 балл)

    « Дагестан - мой край родной». Слайд №3 .

    1.Опишите флаг республики Дагестан. (Флаг –трёхцветный. Зеленая полоса – это традиционный символ ислама, так как большинство дагестанцев являются верующими мусульманами. Синяя полоса на флаге Дагестана – это символ Каспийского моря, которое омывает восточную часть республики, также синий цвет символизирует величие и красоту дагестанской нации. Красная полоса – это символ демократии, современности, развития и прогресса, также символ храбрости, гордости и непокорности дагестанского народа.)

    2.Что изображено на гербе Республики Дагестан? (Герб представляет собой круглый белого цвета геральдический щит, в центральной части которого изображен золотой орел. Над ним помещено изображение золотого солнца в виде диска, окаймленного спиральным орнаментом. У основания щита расположены бело-золотого цвета снежные вершины гор, равнина, море и в картуше - рукопожатие, с обеих сторон которых проходит зеленая геральдическая лента с надписью белыми буквами: "Республика Дагестан". В верхней половине щит обрамлен золотой полосой, в нижней - двумя орнаментальными кантами: слева - синим, справа - красным. Герб Дагестана отражает политическое, историко-культурное единство более 30 родственных этносов, сформировавшихся на относительно небольшой территории на Северном Кавказе. Орел в международной символике означает власть, верховенство, государственную прозорливость. У народов Дагестана он один из наиболее почитаемых представителей мира животных, олицетворение независимости и свободы, мужества и храбрости, гордости и стойкости, выносливости. Он символ лучших черт национального характера дагестанцев - национальной гордости, открытости, миролюбия, гостеприимства. Эту же идею выражает и усиливает рукопожатие. Оно как бы передает тепло, говорит о поддержке, добром приветствии "салам алейкум". В таком контексте орел одновременно символ и государственной, и народной власти. Солнце в гербе Страны гор олицетворяет жизнь, источник жизни, жизненную силу, свет, богатство, плодородие, изобилие. В целом солнце выражает идею жизнеутверждения и процветания Дагестана. Золотой цвет в гербе подчеркивает власть,  государственность.)

    3.Перечислите наролы Дагестана .( Аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты, табасаранцы, ногайцы, рутульцы, русские, цахуры, чеченцы-аккинцы и др.).

    4.Перечислите города Дагестана. ( Махачкала, Буйнакск, Дербент, Хасавюрт, Дербент, Кизляр, Южно- Сухокумск, Дагестанские Огни, Каспийск.)

    5.Назовите известные аулы мастеров Дагестана.( Балхар, Унцукуль, Гоцатль, Кубачи и др.)

                                     Танец « Дагестан» в исполнении учащихся 4 «а» класса.

    3 страница.

    « Моя малая Родина- любимый  Буйнакск»

    (Слайд № 4 ) 1 вопрос -2 балла.

    1.Как назывался раньше наш город? Когда его возвели в степень города?                         Расскажите легенду об основании города.) 

               Основание Т.-Хан-Шуры народное предание связывает с именем Тамерлана или Темирхана, который в бытность свою в Дагестане, в конце XIV в., после победы над Тохтамышем, имел будто бы свое становище на берегу озера (по-акушински шураи — озеро), получившего в его честь название Темира. После его ухода на месте его стоянки образовался аул, входивший сначала в состав владения Тарковского, а затем в особый удел Бамата. В 1832 г. было основано здесь укрепление, получившее название по соседнему аулу — Т.-Хан-Шуру. В 1834 г. укрепление было расширено и назначено местопребыванием командующего войсками в Северном Дагестане. Во время кавказских войн, в начале ноября 1843 г., Шамиль, овладев укреплением Гергебиль, двинулся на Т.-Хан-Шуру и занял 11 ноября с. Большие Казанищи, куда доставлено было, несколько орудий; в ближайших к городу аулах тоже расположились толпы мюридов. Блокада Т.-Хан-Шуры, гарнизон которой достигал 4 тыс. чел., продолжалась до 14 декабря, когда на выручку города подоспел ген.-м. Фрейтаг, с отрядом из 6 ½ батальонов и 1400 казаков, при 18 орудиях. На следующий же день он атаковал горцев и нанес им сильное поражение; сам Шамиль бежал из Бол. Казанищ. Центральное положение Т.-Х.-Ш. в Дагестане заставило в 1847 г. избрать это укрепление местопребыванием управляющего гражданской частью в Прикаспийском крае. На степень города Т.-Х.-Ш. возведена в 1866 г.).

                      3. Кто являлся первопечатником, жившим в Темирхан-  Шуре? 

                     (Основатель исламской типографии Магомед-Мирза Мавраев. Получив первоначальное образование у своего отца, он поступил на учебу в лучшее в те годы в Дагестане медресе селения Согратль. Здесь он познакомился и подружился со многими учениками, которым впоследствии суждено было сыграть значимую роль в истории страны. Одним из них был Абусупьян Акаев из села Нижнее Казанище.

                         Именно во время учебы у них родилась мысль открыть исламскую типографию в Дагестане. Для начала им необходимо было изучить основы типографского дела. С этой целью с 1900 года молодые люди предпринимали несколько поездок - сначала в Казань, Оренбург и Калугу, а затем в Бахчисарай и Симферополь. Проработав некоторое время в типографиях, они получили опыт, однако не смогли приобрести станки, поскольку на то необходимо было специальное разрешение царского наместника на Кавказе. Разрешение на приобретение печатных станков удалось получить лишь при содействии дяди Магомеда-Мирзы Ризвана, который в то время работал начальником почты Дагестанской области. Родные Мавраева помогли также со средствами на приобретение станков - специально для этого они продали 400 голов овец.

                           И вот в 1903 году Мавраев купил в турецком Темире немецкие станки и в городе Хан Шура (ныне Буйнакск) начал работу по выпуску исламской литературы. Постепенно типография, набирая обороты, стала приносить доход.

                    Выпуск книг оказался очень востребованным делом. В те годы в Дагестане наблюдался рост числа исламских учебных заведений, и чувствовалась нехватка учебных пособий. Книги в основном привозились из Турции, Сирии или из Аравии в нескольких экземплярах, а затем в медресе или на дому переписывались в индивидуальном порядке. Это, конечно, не могло удовлетворить потребности учащихся.

                           Для распространения литературы в то время требовалось особое разрешение.

     Его получил и Мавраев в 1907 году на открытии книжного магазина. На продажу выставлялись не только книги, изданные в собственной типографии, но и привезенные из Казани, Стамбула, Дамаска и других городов.)

    4.Назовите памятные места и достопримечательности города Буйнакска

    ( Буйнакский историко-краеведческий музей, Кавалер –батарея, Музей боевой славы, « Вечный огонь»- памятник Матери и др.)

                         5. Назовите известных  героев,писателей, поэтов, художников, спортсменов города Буйнакска.

                       (Акаев Юсуп Абдулбекович – герой Советского Союза, летчик

                        Анатолий Хуторянский – герой Советского Союза

                        Гаджиев Альберт Имадудтинович – контр-адмирал ВМФ РФ

                        Гаджиев Булач Имадудтинович – Народный герой Дагестана

                        Гаджиев Магомед Имадудтинович – Герой Советского союза, подводник

                        Козубский Евгений Иванович – создатель музея, автор книги «История Темирхан Шуры»

                        Мавраев Даниял Энверович – профессор.

                        Марков Алексей Яковлевич – писатель ,поэт

                        Мусаев Халилбек Мусаясул – художник

                        Умаров Георгий Умарович – профессор математики

                       Тату Булач – первая комсомолка Дагестана

                        Шихсаидов Шихсаид Исаевич – академик.

                       Агалар Джафаров-писатель. Зухра Акимова – поэтесса.

                       Вагит Атаев- поэт.и др.)

                                Песня « Для меня мой Буйнакск- столица!»

                                (   Поют и играют на гитаре   Арсен и Магомед Мустафаевы.)

                                                                        4 страница.

                                                        Литературная страничка. Слайд № 6 1 вопрос -1 балл.

    1.В кого превращались 11 братьев-принцев из сказки Г. Х. Андерсена? (В лебедей)

    2.Какой герой Р. Киплинга вырос в стае волков? (Маугли )

    3.Найди рифму и назови произведение и автора.

     А)Вместо шапки на ходу он надел ... (сковороду). (С. Я. Маршак. «Человек рассеянный».)

     Б)Вот мудрец перед Дадоном

    Встал и вынул из мешка

    Золотого ... (петушка).

     (А. С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».)

    4.  Из жизни писателей.

    А). Благодаря этому поэту мы узнали про Шалтая-Болтая; про дедушку и внука, которые никак не могли решить, кому из них ехать на осле; про короля и солдата, поспоривших, кто из них важнее. А эти стихи знают все от мала до велика:

    Жил человек рассеянный

    На улице Бассейной…

    …Вместо шляпы на ходу

    он надел сковороду…

                Кто автор этих строк? (С.Я.Маршак)

    Б). Он писал повести, комедии, трагедии, но известность ему принесли короткие нравоучительные стихи – басни. Он написал их около200. В Санкт-Петербурге, в летнем саду , ему поставлен памятник: пожилой человек глубоко задумался, сидя в кресле, а у ног его теснятся бронзовые звери – герои его басен.

                      Назовите имя этого баснописца. (И.А.Крылов)

    В) «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным.Один такой день я особенно помню – 29 августа 1923 года. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не взбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру и, схватив какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую песенку о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я от всей души отпраздновал оба».

                  Кто так рассказывал о себе? (К.И.Чуковский)

    5. Викторина «Назови автора книг».

    1. «Вини-Пух и все-все-все». (А.Милн)

    2. Волшебник Изумрудного города». (А.Волков)

    3. «Витя Малеев в школе и дома». (Н.Носов)

    4. «Школа клоунов». (Э.Успенский)

    6 . Основы культуры чтения школьников.( Мини- тест решается в командах – 1 минута на решение).

    1. Почему название профессии «библиотекарь» употребляется в мужском роде?

    а) с древнейших времён профессия считается мужской;

    б) в женском роде звучит некрасиво;

    в) можно употребить и в мужском, и в женском роде.

    2. Какой вариант книги наиболее древний?

    а) узелковое письмо;

    б) глиняные таблички;

    в) папирусные свитки.

    3. В каждой книге есть начальный лист, с которого начинается знакомство с книгой. Как называется этот лист?

    а) титул;

    б) форзац;

    в) псевдоним.

    7. Это все должны знать.  (Мини – тест- решается в командах . 1 минута на решение)

    1. Какому литературному жанру присуще наличие морали?

    а) сказке;    б) стихотворению;    в) рассказу;    г) басне.

    2. Какой жанр не является жанром устного народного творчества?

    а) сказка;    б) статья;   в) легенда;     г) небылица.

    3. Какое предложение является скороговоркой?

    а) Свой огонёк ясней горит;

    б) Что это за дорога: кто по ней идёт – тот хромает?

    в) Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

    Минута поэзии « Осень золотая» с презентацией. Чтение детьми стихотворений наизусть.

    5 страница.

    «Расул Гамзатов – певец аула и планеты». 2 минуты. Работа в команде.

    (Слайд № 6. 1 вопрос -1 балл.)

    1.Где и когда родился Расул Гамзатов?

    А) 13 октября 1920 в  Москве

    Б) 8 сентября 1923г в ауле Цада.

    В) 18 сентября 1925 года в Махачкале.

    2. Во сколько лет Расул Гамзатов начал писать стихотворения?

    А) В 9 лет

    Б) В 12 лет

    В) В 18 лет

    3. В каких профессиях попробовал себя Расул Гамзатов?

    А)Воспитатель, режиссёр, художник.

    Б) Учитель, артист, корреспондент газеты.

    В)Журналист, художник, учитель

    4.О своём отце Расул писал : «Он и пахал землю, и косил траву, и кормил коня, и ездил на нём верхом. Но я его вижу только с ….. в руках». Назовите предмет.

    А) Книга

    Б) Перо

    В) Тетрадь.

    5. Расскажите ваше любимое стихотворение Расула Гамзатова.

                    Песня « Журавли» в исполнении братьев Мустафаевых.

                                                            6 страница

                                           « Знай и люби природу»! Слайд № 7

    1. « Самые –самые».

    Какое дерево самое высокое и и где оно растёт? ( Эвкалипт в Австралии, высота до 160 м)

    Какое дерево самое долгоживущее в лесах Росси? (Дуб)

    Какое растение самое жароустойчивое?( Кактус)

    Какое дерево самое толстое и самое старое? Где оно растёт? ( Секвойя, в Северной Америке).

    1. « Блиц – турнир». Конкурс капитанов.

    Задача капитана – ответить быстрее своего соперника.

    Южное дерево? (Пальма)

     Мелкая зимующая птица? (Воробей)

     Птичий дом? (Гнездо)

     Нос птицы? (Клюв)

     Переход через реку? (Мост)

     Насекомое, дающее мед? (Пчела)

    Место, где растут овощи? (Огород)

     Дом для лошади? (Конюшня)

     Сильный ветер со снегом? (Метель)

     Ядовитые грибы? (Поганки)

     Из чего делают подсолнечное масло? (Из семечек подсолнуха.)

     Сухая трава? (Сено)

    Что остается после сгорания дров? (Уголь)

    Дом для машины? (Гараж)

     Человек, который живет рядом? (Сосед)

     Подземная железная дорога? (Метро)

     Как зовут внучку Деда Мороза? (Снегурочка )

     Как иначе называют Деда Мороза? (Санта Клаус)

     Орган зрения? (Глаза)

     Они прячутся под ногтями. (Микробы)

     Самый маленький палец? (Мизинец)

     Домашний Дед Мороз? (Холодильник).

    1. Птицы.

    Какие птицы вошли в Красную книгу Дагестана? (Белый аист, малый лебедь,курганник, змееяд, степной орёл, беркут, могильник др.)

    Эта птица –символ мира.( голубь)

    Какие птицы прилетают  к нам весной раньше других? ( Грачи, в середине марта).

    Какие птицы летают быстрее других? ( стрижи со скоростью 144 км в час)

    4.Звери.

    Какие звери вошли в Красную книгу России? (Северный олень, амурский горал, снежный баран, дзерен, кулан и др.)

    Лекари готовили из частей его тела лекарства от трусости и слабости. Что это за зверь? ( тигр)

    Какое животное не умеет высовывать язык? Самка этого животного переносит своих детёнышей в пасти. ( Крокодил)

    Какое животное ведёт подземный образ жизни? (Крот)

    5.Насекомые .

    Кто три раза родится? ( Насекомое: 1-я жизнь- личинка, 2-я жизнь- куколка, 3-я жизнь –бабочка).

    Какой жук получил своё название от известных крупных млекопитающих? ( Жук- олень, за ветвистые рога)

    Благодаря чему мухи держатся на потолке и ползают по оконному стеклу?

    Какие насекомые вошли в Красную книгу России?

               Чтение стихотворения Б. Заходера « Все - все на свете нужны».

                                                 7 страница.

                           « Математика – царица всех наук»! Слайд № 8

     Что случится с вороной через 3 года? (Ей пойдет четвертый год.)

     Если съесть 1 сливу, что останется? (Косточка)

     Много — люди, а один? (Человек)

    У бабушки жил внук Федор, пес Шарик, кот Васька. Сколько внуков у бабушки? (Один)

     На березе 8 веток, на каждой ветке по 5 сучков. На каждом сучке по 2 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного — на березе яблоки не растут.)

    Катится по столу колесо — разноцветное оно. Один угол у него красный, другой зелёный, а третий — синий. Какого цвета будет следующий угол, когда оно докатится до края стола? (Никакой. У колеса  нет углов.)

     В корзине лежит 5 яблок. Как разделить эти яблоки поровну между девочками, чтобы каждая девочка получила по одному яблоку и чтобы одно яблоко осталось в корзине?

                                    Спортивный танец мальчиков « Недетское время».      

                                                              Физминутка для всех.                      

    8 страница

    « Великий и  могучий русский язык» ( Слайд № 9)

    1.Раскрыть смысл крылатых выражений (фразеологизмов):

    1. Рукой подать (близко)
    2. Через час по чайной ложке (медленно)
    3. Морочить голову (обманывать)
    4. Во весь дух (быстро)
    5. Работать засучив рукава (усердно)
    6. Прикусить язык (замолчать)
    7. Ни пуха, ни пера (пожелать удачи)
    8. Сломя голову (очень быстро)

    2.Конкурс логогрифов – это загадка, в которой слово меняет своё первоначальное значение при отнимании или прибавлении к нему букв. Чтобы отгадать слово, надо сначала догадаться, о каком слове говорится в начале загадки. Затем уже в расшифрованном слове надо отнять или прибавить буквы, получив слово с новым значением..

    Например: Её обходят корабли, но если букву «Ш» поставить впереди, жалей его и береги. (мель-шмель)

    1.Она – достойна порицанья,

    Но если впереди поставить восклицанье,

    То в целом он на севере далёком обитает,

    И жителей тех мест он греет и питает ( лень-олень)

    2.Под моей листвою пышной

    Можно скрыться в летний зной.

    Если «К» сочтёте лишней, смысл получится другой.

    Стану белым и пушистым,

    Волокнистым, шелковистым.

    Полотенце, простыня могут выйти из меня. (клён-лён)

                    Подведение итогов. Выступление жюри. Награждение .

    Песня « Дорогою добра». Поют все участники.

    Список использованной литературы.

    1. « Грамоте учиться – всегда пригодится». Филипченко М.П. Волгоград 2007 г.
    2. Г.А.Кордемский « Математическая смекалка».1994 г.
    3. « Экология для начальной школы». Игры и проекты. И.В.Цветкова. Ярославль. 1997 г.
    4. « Уроки культуры и традиций народов Дагестана» Т.Г. Саидов . г. Махачкала. 2003г.
    5. «Одарённые дети. Проблема выявления и развития». г. Махачкала, 2008 г. Идрисова Р.Н.
    6. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности. – Уфа -, 1988 г.
    7. Статьи сайта « 1 сентября» , « Пед. совет». « Про школу.ру», « Продлёнка», « 45 минут».
    8.  В.Д.Шадрикова «Познавательные процессы и способности в обучении», М., «Просвещение», 1990.
    9.  Статьи из журналов «Начальная школа»:
    10. - № 2/ 99г. А.Р.Тестов «Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации»
    11. - № 7 / 2000г. Н.Н.Жалдак «Развитие логического мышления у младших школьников.»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ

    Теоретическая  обоснованность  опытаПроблемаС конца XX века большое внимание стало уделяться процессам, протекающим в мировой и, в частности, отечественной культуре, чему способствовали соци...

    Мультимедийная презентация к уроку по культуре и традициям народов Дагестана на тему: " Традиционные и мусульманские праздники народов Дагестана".

    Мультимедийная презентация к уроку по культуре и традициям народов Дагестана на тему: " Традиционные и мусульманские праздники народов Дагестана"....

    Контрольно - измерительные материалы по культуре и традициям народов Дагестана

    Контрольно - измерительные материалы по культуре и традициям народов Дагестана...

    Мультимедийная презентация по культуре и традициям народов Дагестана " Они прославили Дагестан".

    Мультимедийная презентация по культуре и традициям народов Дагестана " Они прославили Дагестан"...

    Мультимедийная презентация по культуре и традициям народов Дагестана " Духовная культура Дагестана".

    Мультимедийная презентация по культуре и традициям народов Дагестана  " Духовная культура Дагестана"....

    Мультимедийная презентация по культуре и традициям народов Дагестана " Мой Дагестан".

    Мультимедийная презентация по культуре и традициям народов Дагестана   " Мой Дагестан"....

    Мультимедийная презентация по культуре и традициям народов Дагестана " Родословная Дагестана"

    Мультимедийная презентация по культуре и традициям народов Дагестана   " Родословная Дагестана"....