проектная работа "Моё село"
проект (1 класс) по теме

Гузаирова Альфира Эрнестовна

Проектно-исследовательская деятельность  «Моё село» 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moyo_selo.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кунашакская средняя

общеобразовательная школа»

Проектно-исследовательская деятельность

«Моё село»

учащихся 1 «Г» класса

учитель Гузаирова А.Э.

С. Кунашак

2014г.

Содержание

1.  Введение                                  ____________________   3 стр.                                                

2  Основная часть  _______________________________   6 стр.

      I. История возникновение нашего села ___________  6 стр.

      II. Памятники ____________________________          7 стр.

     III.  История одной из первых улиц Кунашака____      7 стр.

 IY. Происхождение названий улиц  села Кунашак __ 8 стр.

      Y.Достопримечательности села _________________  10 стр.

 3. Заключение  ___________________________________11стр.

 4. Список литературы _______________ _____________ 12стр.

 5. Приложение  

Введение

О селе моём любимом

Будет разговор,

О селе родном и милом,

Где мы все живём!


История - это такая таинственная

древняя  наука,

изучать ее очень интересно.

Мое  маленькое село-частичка России,

и ее история- это история многих тысяч

похожих сёл в России.

        Мы живём в селе Кунашак. Я считаю, что любой человек должен знать историю своей малой Родины. Зная историю своего села, начинаешь больше ценить и беречь её.

 Поэтому мы выбрали тему своей проектно-исследовательской работы:

история  села Кунашак.

       Актуальность темы, я думаю, очевидна.                          

Каждый человек должен знать о том месте,  где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит  наша общая великая Родина.                                                                                                                    

     …Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна. Мы любим Родину. А любить Родину- значит жить с нею одной жизнью.

       Село появилось очень давно, и нам хотелось узнать об истории нашей малой родины, когда именно оно появилось, почему его так назвали. Для этого мы провели своё маленькое исследование.

       Нами была поставлена цель: узнать, как появилось село Кунашак.

       В соответствии с поставленной темой и целью были сформулированы следующие задачи:

  1. Узнать, откуда пришло название «Кунашак»;
  2. Выяснить историю села.
  3. Развивать исследовательские навыки.

     В ходе работы мы использовали следующий комплекс исследовательских методов: встреча с библиотекарями районной библиотеки, встреча с работниками сельского совета, изучение специальной литературы.

Если скажет рать святая

Кинь ты Русь, живи в раю,

Я скажу не надо рая

Дайте Родину мою.

Предмет исследования:

история возникновения села Кунашак.

        Избранные методы исследования:

-беседа;

-наблюдения;

-поиск и изучение фотографий, источников, архивных документов;

Основополагающий вопрос:

Какова история возникновения села? История возникновения названий улиц села Кунашак.

Гипотеза: мало знаний о своём селе.

Учебные вопросы:

     1. Где расположено село?

     2. Как оно называется?

     3. Что вы знаете об истории создания села?

     4. Подумайте, что бы вы сделали для процветания своей малой родины?

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: учащиеся 1 «Г» класса МБОУ СОШ с. Кунашак.
Предмет: Внеурочная проектная деятельность.

ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: сентябрь2013года  – март 2014 года.

ВИД ПРОЕКТА: ДОЛГОСРОЧНЫЙ, ГРУППОВОЙ.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: поисковая, исследовательская. 

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА: отсутствие доступной информации по истории своего края;     отсутствие у учеников навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;

ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • фотографии
  • презентации

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: библиотеки,  интернет, музей, сельский совет. 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Для учеников:

-  ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;

- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;

- дети расширят свои знания о своем родном крае

Для педагога:

- повышение профессионализма;

- внедрение новых методов в работе с детьми;

- личностный и профессиональный рост;

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

- Познавательные занятия, экскурсии;

Основная часть

 I. История возникновение нашего села

Район находится на северо-востоке Челябинской области, граничит на севере со Свердловской и Курганской областями. Район лесостепной, один из самых озёрных в крае.

Кунашак был основан на башкирской земле в 1730- 1736 гг. пришлыми мещеряками. Коренные жители-башкиры доброжелательно относились к пришлому люду, всячески поддерживали его. Рядом проходил торговый караванный путь. Через этот путь везли купцы меха, ювелирные изделия, фрукты и другой товар. Кунашаку – 278 лет.

Что значит «Кунашак»?

Почему он получил такое название? Существует несколько версий. Одна из них гласит, что это слово в переводе с древнетюркского языка означает «место для ночлега».

В читальном зале районной библиотеки есть небольшая книжка Юрия Подкорытова «Сказки из старинной шкатулки». Вот одна из легенд Акрама – Курайчи о Кунашаке.

       «Шёл караван по земле Уральской. Застала его ночь на берегу озера. Старый аксакал сказал:

- Куначаг-быз! Здесь переночуем! Проснулся аксакал рано. Видит – в голубом тумане человек по воде идет. Бешмет голубой, сапоги голубые, шапка на голове голубая. Голубой камышинкой к берегу рыб подгоняет.

- Доброго здоровья, сосед, - говорит голубой человек. – Прими от сердца рыбу из озера.

Поблагодарил аксакал голубого человека и сказал:

- Куначаг-быз! Ещё здесь переночуем!

Проснулся аксакал рано. Пошёл в лес. Видит – из тумана зелёный человек выходит. В руках корзину ягод душистых несёт. Бешмет на человеке зелёный, сапоги зелёные, шапка на голове зелёная.

- Доброго здоровья, сосед, - говорит зелёный человек. – Прими от сердца ягод из наших лесов.

Поблагодарил аксакал зелёного человека, вернулся к своему каравану, говорит:

 - Куначаг-быз! Ещё здесь переночуем!

Проснулся аксакал рано. Пошёл в поле. Видит – из тумана золотой человек выходит. В руке золотые колосья несёт. Бешмет на человеке золотой, сапоги золотые, на голове шапка золотая.

- Доброго здоровья, сосед,- говорит золотой человек.- Прими от сердца хлебные колосья золотые.

Поблагодарил аксакал золотого человека, вернулся к своему каравану, говорит:

 - Куначаг-быз! Ещё здесь переночуем! Зачем дальше идти? Места привольные и богатые, соседи добрые и приветливые.

Вот и стали эту землю обживать и Кунашаком называть».

II. Памятники

Памятники истории

Памятный знак в честь воинов-земляков, погибших в годы ВОВ.

Памятный знак в честь Героя Советского Союза Баймурзина Гаяза Исламетдиновича.

Памятный знак в честь Владимира Ильича Ленина.

III. История первых улиц Кунашака

            Кунашак  с каждым годом  хорошеет, становится  современным и привлекательным. Появились  красивые  и добротные здания  лесхоза,  казначейства,  народного суда,  налоговой инспекции. Мы бы хотели рассказать об истории одной из самых первых улиц Кунашака. Это улица Карла Маркса, откуда и пошло наше село. В старину  эту улицу называли  кукый – урамы. Дело в том, что братьям Бурангул и Имангул( участники Пугачевского восстания ) после разгрома восстания пришлось скрываться в наших местах. А родом они были из - под Уфы. Верные друзья – казахи,  проживающие  в наших краях, посоветовали  остановиться  в урочище « волчье логово». Братья так и решили: забраться в глушь, где непролазные болота  с родниками, кругом густой темный лес. На месте, где они обосновались  ныне находится  улица Кукый – урамы. А название его имеет забавную историю.

          Третий сын  Бурангула – Хусаин  нашел  себе невесту  в башкирской деревне Кломбат, это километров 15 к северу  от Конашака. Но родители девушки  воспротивились браку, тогда парень решил,  с согласия девушки, украсть ее. Но, об этом узнали  ее братья  и пустились в погоню. В середине пути  девушка говорит своему возлюбленному: «Я останусь, а ты скачи дальше один,  ведь, если нас догонят, то тебя могут убить …». Как бы  тяжело ни было расставаться,  он поскакал  дальше один. Вот уже озеро Коншак. Оставив на берегу озера коня,  парень быстро вошел в воду  и нырнул. И вовремя. Потому что и преследователи прискакали к берегу. Натянули луки со стрелами и стали ждать , когда он вынырнет, а Хусаин вынырнул аж в середине озера.. Глотнув побольше воздуха , он вновь скрылся под водой  и вынырнул  на другом берегу.  Братья девушки невероятно  удивились  ловкости  и выносливости  ныряльщика:  «Ты посмотри –ка  какой мишар !.Ныряет как кукый! Ну и ну». Об этом поразившем всех эпизоде  со смехом рассказывали  за богатым досторханом  во время веселой свадьбы. Но за Хусаином   так и осталось прозвище «Кукый-джигит». И улица стала кукыем, и род Бурангулов –кукыйи.

IY. Происхождение названий улиц  села Кунашак 

Определение:

Улица – простор меж двух порядков домов; полоса, проезд, дорога, оставляемая промеж рядами домов. (В.Даль)

Улица – в населённых пунктах: два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда, а также само это пространство. (С.И.Ожегов)

В Кунашаке более 50 улиц. Названия этих улиц связаны с великими историческими событиями нашей страны, с именами известных писателей,  учёных, политиков.

                              Группы названий улиц

Названия улиц можно разделить на несколько групп, улицы названы:

  • В честь писателей, поэтов  – ул. Пушкина, Кадыра Даяна, Лермонтова, Гоголя.
  • В честь людей прославивших нашу страну, названные именами космонавтов – ул. Гагарина, Титова.
  • В честь выдающихся политических деятелей – главная улица Кунашака носит имя великого вождя, создателя первого в мире Советского государства - ул. Ленина. На улице Ленина расположены центральная площадь, здание администрации Кунашакского муниципального района, Дом культуры, ФОК (физкультурно-оздоровительный комплекс), бассейн, налоговая инспекция.  
  • В честь наших земляков, участников Великой отечественной Войны, героям, павшим в Чеченской войне – ул.Нигматуллина, Баймурзина, Тимергалина, З.Мухамадеева.
  • Слова, отражающие советскую действительность – ул. Советская,  Комсомольская, Пионерская, Октябрьская, Дружбы, Коммунистическая, Красноармейская. На ул. Коммунистическая находятся здание милиции, прокуратуры, народного суда.
  • Слова, отражающие особенности природных условий – ул.  Луговая, Звёздная, Солнечная, Восточная, Северная, Южная, Центральная, Зелёная, Берёзовая .
  • Слова, отражающие профессиональную деятельность жителей села -  ул. Рыбозаводская, Строителей.
  • Слова, отражающие знаменательные даты – ул.8-Марта, Победы. На улице Победы находятся музыкальная школа, районная центральная библиотека, музей имени Гайнетдинова Зайнетдина Гайнетдиновича.

 Y. Достопримечательности села

        В Кунашаке имеются отделение связи, средняя школа, районная больница, дом культуры, библиотека, детские сады, магазины, мечеть, ФОК, бассейн, налоговая инспекция, районный суд, полиция.

                               

Заключение

     В  результате проведенной работы цель исследования достигнута.  В итоге встреч с библиотекарями, обработке материалов из архива сельского совета  была изучена малая часть  истории возникновения села Кунашак.

Есть в нашей стране добрая традиция – называть улицы городов и сёл именами достойных земляков. Мы не вправе забывать о своих героях, которые оставили большой незабываемый след в сердцах своих односельчан. И если односельчане решили увековечить их имена, значит, их личности заслуживают уважения…

Исследование подтверждает гипотезы, которые мы выдвинули:

1) Во время работы пришлось познакомиться с историей происхождения села Кунашак, названий улиц, что  позволило лучше понять историю своего села.

2) Названия улиц тесно связаны с  историей нашего села и всей страны, с культурой и наукой.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, при проведении классных часов, на кружковых занятиях по краеведению.

Мы должны помнить своё прошлое, чтобы с надеждой смотреть в будущее. В ходе своего исследования  мы узнали, что в нашем селе  появились ещё несколько новых улиц, которые будут носить имена именно наших земляков: Вакилова, Васырова Кирамата Сафеевича, Исмагилова Жавдата Хажеевича, Гильманова Виля Лукмановича, Мусина Яхии Муртазовича, Виля Гильманова, Хаята Шакирова, Габдуллы Тукая. Жизнь таких людей – пример для будущих поколений. Ещё улицы: Западная, Дружбы, Школьная, Российская, Свободы..        

   

Список используемой литературы

  1. В.И.Даль «Толковый словарь русского языка. Современная версия», Эксмо-Пресс, 2001г.
  2. С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка», М., «Русский язык», 1988 г.

      3.Супрун В.Г. Кунашак - земля предков - Южно-Уральское

         издательство,2000.

 

                                                         

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно - исследовательская работа "Золотые страницы истории села"

Доброе село, доброе селоСидельниково, СидельниковоТы моя любовьТы моя веснаРодина моя.По селу пройду, по селу пройду,Яблони цветут, яблони цветут,Дует ветерок,Волга вдаль течет.В поле трактора, ...

Приложение к проектно - исследовательской работе "Золотые страницы истории села"

В приложении к исследовательской работе  "Золотые страницы истории села" даны цветные материалы....

Проектная деятельность в начальных классах "Водоёмы села Ладовская Балка"

В условиях классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс. Эта технология может быть эффективно использована, начиная с 1 класса, при этом, не заменяя ...

Проектно – исследовательская работа «Свято-Троицкий храм села Супонь: прошлое и настоящее»»

Изучить историю Свято-Троицкого храма с.Супонь, познакомиться с внешним и внутренним устройством храма....

Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива»Проектно – исследовательская работа «Свято-Троицкий храм села Супонь: прошлое и настоящее»»

Урок обобщения и систематизации знаний.Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива»...

Коллективная проектная работа "Улицы нашего села"

Проектная работа учащихся 4 класса на тему "Улицы нашего села"...