Главные вкладки
Рабочие программы по "Доноведению" (Природа и история родного края)
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Рабочие программы по "Доноведению", помогут учителю правильно организовать учебный процесс. К данному курсу
для 1 класса необходимо следующее обеспечение:
1. Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС».
2. Г.Н.Сычёва. Времена года на Дону. Хрестоматия. - Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС»
для 2-4 класса необходимо следующее обеспечение:
1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2011.
2. Симоненко В.А. Введение в историю. Хрестоматия. - Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2012.
3. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Природа и история родного края. Рабочая тетрадь (2класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2011.
4. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Природа и история родного края. Рабочая тетрадь (3класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2011.
5. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Природа и история родного края. Рабочая тетрадь (4класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2011.
для учителя
1. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
2. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 2 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
3. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
4. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
5. Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Доноведение (природа и история родного края)» для 1 класса Ф.И.О.учителя |
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного стандарта начального образования, авторской программы Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)»
Основной целью курса «Доноведение (природа и история родного края)» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
- Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Общая характеристика курса
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
Место курса в учебном плане школы
Курс «Доноведение (природа и история родного края)» является одним из курсов внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению и реализуется в количестве 1 часа в неделю.
Ценностные ориентиры содержания курса
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
- Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
- Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так в 1 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей среды в разные времена года. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними.
2. Формируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
у обучающегося будут сформированы: | обучающийся научиться: | ||
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- установка на здоровый образ жизни |
- определять природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололед, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы);
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - основам смыслового восприятия художес-твенных и познава-тельных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существен-ных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии. |
|
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; - оценивать собственные знания и умения; - доводить дело до конца. |
обучающийся получит возможность для формирования | обучающийся получит возможность научиться: | ||
|
|
|
|
3. Содержание курса 1 класса
№ | Раздел программы, содержательные линии | Планируемые предметные результаты | |
Ученик научиться | Ученик получит возможность научиться | ||
1 | Введение (1ч) Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу. |
|
|
2 | Я и окружающий мир (2ч) Родной край. | ||
3 | Природа Донского края (26ч) Живая и неживая природа Донского края. Времена года. Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью. Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок. Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной. Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом. | ||
4 | Человек и природа (4ч) Занятия людей Донского края в разные времена года. |
4. Календарно-тематическое планирование курса 1 класса
Дата | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности | № задания в тетради | Методы оценки достижений учащихся | |
план | факт | |||||
Вводный урок. Мы теперь не просто дети | 1 | Поздравления детей с Днём знаний. Вводная беседа о предмете «Доноведение». Раскрашивание картинки (с.3) | 1 | Выставка работ | ||
Родной край. | 2 | Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений (страничка для чтения). Раскрашивание картинки (с.4). Составление рассказа по картинке. | 2 | Выставка работ | ||
Времена года. | 3 | Экскурсия по пришкольному участку. Разгадывание кроссворда (стр.6). Беседа обо всех временах года. Раскрашивание картинок (стр.6). Ответы на задания: 1.весна. 2. осень. 3. зима. 4 лето | 3 | Выставка работ | ||
Осень. Осенние месяцы. | 4 | Разгадывание кроссворда (с.7). Чтение учителем (с.8) (страничка для чтения). Беседа об осенних месяцах. Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки (7) Ответы на задания: 1. сентябрь. 2. октябрь.3. ноябрь. | 4 | Определение лучшего чтеца | ||
Экскурсия. | 5 | Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений об осени. Сбор природного материала. | ||||
Осенние изменения в природе. | 6 | Раскрашивание картинки (с.9). Беседа об осенних изменениях в природе. | 5,6 | Выставка работ | ||
Растения осенью. | 7 | Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал ещё одно дерево». Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев) | 7,8,10 | Выставка работ | ||
Листья жёлтые летят.. | 8 | Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей (задание 10). Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев. | 10, 9,11 | Выставка работ | ||
Занятия людей осенью | 9 | Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем (с.4) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок (с.15). Составление рассказа по картинке. | 12 | Определение лучшего рассказчика | ||
Что растёт на огороде и в саду? | 10 | Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам. Ответы на задания: 13 – 1.огурец, 2.помидор, 3. морковь. 4. щавель, 5. редиска. 14 – 1. вишня, 2. слива, 3. абрикос, 4. яблоко, 5. орех, 6. лимон. 15 – 1.вороний глаз, 2.земляника, 3.малина, 4.ландыш, 5.чёрная смородина, 6. волчье лыко, 7. виноград. | 13,14,15. | Определение лучшего рассказчика | ||
Что растёт в поле? | 11 | Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу. Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажана и т.п.) | 16, 17 | Выставка работ | ||
Жизнь животных осенью. | 12 | Чтение учителем (с.21) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелётных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких) Ответы на задания: 18 – 1. сорока, 2. уточка, 3. ворона, 4. бабочка, 5. цапля. 19 – 1.муравей, 2. волк, 3. жук, 4. стрекоза, 5.ёж, 6.белка, 7. суслик, 8. крот, 9. ласка, 10.лиса, 11.кот, 12. бобры. | 18, 19 | Определение лучшего рассказчика | ||
Осень в моём краю. | 13 | Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламированье стихотворений. Составление рассказа по картинке. | 20 | Определение лучшего рассказчика | ||
Экскурсия. | 14 | Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о зиме. | Определение лучшего чтеца | |||
Зимняя сказка. | 15 | Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с.27) (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок. Ответы на задания: 21 – 1.декабрь, 2. январь, 3. февраль. | 21, 22 | Определение лучшего рассказчика | ||
Зимние изменения в природе. | 16 | Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок. | 23, 24 | Определение лучшего сочинителя | ||
Жизнь животных зимой. | 17 | Чтение учителем (с.30) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа. Ответы на задания: 26- ворона, сорока и синица – всеядны; воробей, голубь любят крошки, семена, крупу; свиристель – ягоды рябины. 27 – 1. лиса, 2.заяц, 3.белка, 4. мышка, 5. кабан, 6. олень, 7. сова. | 25, 26, 27 | |||
Живой уголок. | 18 | Экскурсия к живому уголку в школе. Разгадывание кроссворда. Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда. Ответы на задания: 28 – по горизонтали: аквариум, попугай, ящерица; по вертикали: террариум, фикус, рыбки, хомяк. | 28 | |||
Занятия людей зимой. | 19 | Чтение учителем (с.34) (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке. | 29 | Определение лучшего рассказчика | ||
Весна. Весенние месяцы. | 20 | Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (с.37) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. | 30 | |||
Экскурсия. | 21 | Беседа об изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о весне. | Определение лучшего чтеца | |||
Весенние изменения в природе. | 22 | Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Сочинение. | 31, 32, 33 | Определение лучшего сочинителя | ||
Растения весной. | 23 | Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок. | 34 | |||
Жизнь животных весной. | 24 | Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителем (с.41) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных. | 35, 36 | |||
Занятия людей весной. | 25 | Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителем (с.44) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение. | 37 | Определение лучшего сочинителя | ||
Экскурсия. | 26 | Беседа о летних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о лете. | Определение лучшего чтеца | |||
Летние изменения в природе. | 27 | Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителем или хорошо читающим ребёнком (с.47) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. | 38,39,40,41 | Выставка работ | ||
Что растёт на лугу? | 28 | Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок. | 42 | |||
Экскурсия на водоём | 29 | Беседа водоёмах края. Рисование. | Выставка работ | |||
Что растёт у водоёма? | 30 | Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме». Раскрашивание картинок. | 43 | |||
Жизнь животных летом | 31 | Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?» Чтение учителем (с.52) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных. | 44 | Выставка работ | ||
Занятия людей летом | 32 | Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Чтение (с.54) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение. | 45 | Определение лучшего сочинителя | ||
Обобщающий урок. | 33 | Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» - рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей. Раскрашивание картинок. | 46-47 | Выставка работ |
5. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по курсу «Доноведение»
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
- Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
- К – полный комплект (на каждого ученика класса);
- Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
- П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | характеристика количественных показателей |
Необходимое обеспечение в соответствии с программой | ||
Книгопечатная продукция | ||
1. | Региональный учебно-методический комплекс «Доноведение»: программно-методическое обеспечение для учителей начальной школы общеобразовательных учреждений Ростовской области / сост. Е.Ю.Сухаревская. – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2014. | Д |
2 | Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г. Доноведение: Времена года на Дону: Рабочая тетрадь (1класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2015. | К |
3 | Сычёва Г.Н. Времена года на Дону: хрестоматия/ Г.Н.Сычёва. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2012. | Д |
Печатные пособия (таблицы) | ||
1 | Осень, зима, весна, лето | Д |
2 | Растительный мир степей Евразии (молодило, очиток, полынь, тюльпан) | Д |
3 | Зимующие птицы (ворона, галка, сорока, поползень, дятел, голуби, воробьи, синицы) | Д |
4 | Зимние гости (снегири, клесты, свиристель) | Д |
5 | Животный мир степей Евразии (стрепет, сайгак, байбак, дрофа) | Д |
Дидактическое обеспечение | ||
Карта Ростовской области | Д | |
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными. | Д | |
Настольные развивающие игры по тематике предмета "Окружающий мир" (лото, игры-путешествия и пр.). | Ф,П | |
Мультимедийное приложение к занятиям по основным темам курса (презентации) | Д |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Доноведение (природа и история родного края)» для 2 класса Ф.И.О.учителя |
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного стандарта начального образования, Примерной программы по курсу «Доноведение» и авторской программы Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)»
Основной целью курса «Доноведение (природа и история родного края)» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
- Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Общая характеристика курса
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
Место курса в учебном плане школы
Курс «Доноведение (природа и история родного края)» является одним из курсов внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению и реализуется в количестве 1 часа в неделю.
Ценностные ориентиры содержания курса
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
- Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
- Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними.
2. Формируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета во 2 классе
Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
у обучающегося будут сформированы: | обучающийся научиться: | ||
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - умение анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- установка на здоровый образ жизни |
|
|
|
обучающийся получит возможность для формирования | обучающийся получит возможность научиться: | ||
|
|
|
|
3. Содержание курса 2 класса
№ | Раздел программы, содержательные линии | Планируемые предметные результаты | |
Ученик научиться | Ученик получит возможность научиться | ||
1 | Я и окружающий мир (5ч) С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы. Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности. Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону. |
|
|
2 | Природа Донского края (18ч) Живая и неживая природа Донского края. Времена года. Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края. Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве. Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека. Почва Донского края и её значение для растений и животных. Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём). | ||
3 | Человек и природа ( 4ч) Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе. | ||
4 | Жизнь на Дону (7ч) Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды) С днём рождения, родной город. Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города. Вместе дружная семья. | ||
Экскурсии[1] «Родной город», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения города» (экскурсия в исторический музей) | Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей. | ||
Исследовательские, проектные работы Проект «История моей улицы», «Улица моего детства». Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест. Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края», «Это животное - …» Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав. Создание книжки-малышки «Мой любимый друг» Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник». Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички. Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». |
4. Календарно-тематическое планирование курса 2 класса
Дата | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Методы оценки достижений учащихся | |
план | факт | ||||
С чего начинается Родина… | 1 | - знакомство с понятием «малая Родина»; - изучение материала по истории родного города, улицы, на которой стоит школа. - создание плана проектов «История моей улицы», «Улица моего детства», «Мой город» (по выбору) | |||
С днём рождения, родной город (экскурсия по родному городу) | 1 | - знакомство с историей появления родного города, его достопримечательностями; - фотографирование (рисование) достопримечательностей города; составление альбома о родном городе (альбом пополняется и в 3-4 классах). | Выставка рисунков, фотографий. | ||
Школа – светлая гавань детства | 1 | - изучение материала по истории школы. | Оценка презентаций проектов | ||
Дорога от дома до школы (экскурсия) | 1 | - повторение правил безопасного поведения на улице:
- игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры»; - рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест | |||
Природа (экскурсия) | 2 | - наблюдение предметов живой и неживой природы; - фотографирование (рисование) картин природы | Выставка рисунков, фотографий. | ||
Город и природа (экскурсия) | 1 | - наблюдение предметов природы родного города. - проведение исследовательской деятельности по проблемам: «Флора родного города», «Фауна родного города | Оценка презентаций исследовательской деятельности |
Что за дерево такое? | 2 | - знакомство с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида); - изучение результатов влияния растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края); - игра «У кого детки с этой ветки?»; - сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений; - исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края» | Выставка рисунков, фотографий Оценка презентаций исследовательской деятельности | ||
Кустарники (экскурсия) | 1 | ||||
Травушка-муравушка | 2 | ||||
Растения и мы. | 1 | - наблюдение за разнообразием растений и определение их значения в природе и жизни человека; - определение на примере 3-4 видов свойств лекарственных растений Донской земли; - определение характеристик бережного отношения к растениям родного края; - игра «Природная лечебница»; - изготовление справочника лекарственных трав. | Выставка рисунков, фотографий Оценка презентаций справочника «Природная лечебница Дона» | ||
Краски Тихого Дона | 1 | - определение времен года по характерным для данной местности признакам; - чтение стихов о родном крае, - рисование пейзажей родного края. | Выставка рисунков, фотографий | ||
Мои имя, фамилия, отчество… | 1 | - изучить материалы по происхождению имён и фамилий на Дону; - определить основные признаки понятий «семья», «семейная родословная»; - создание планов проектов «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия», сочинения «Любимый семейный праздник» | Оценка презентаций проектов, сочинений | ||
Что ты знаешь о роде своём… | 1 | ||||
Обряды на Дону. Зимние обряды | 3 | - изучение материалов по зимним обрядам на Дону; - изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички. | Праздничное мероприятие |
Животный мир Ростовской области (экскурсия) | 1 | - наблюдение за животными в природе, дома; - посещение краеведческого музея | |||
Домашняя мохнатая азбука | 1 | - изучение материалов о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида); - выявление характеристик бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты; - изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы»; - исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». | Оценка презентаций проектов, сочинений | ||
Мой домашний милый друг | 1 | - наблюдение за повадками домашних животных по видео; - написание мини-сочинения о своём домашнем животном. | |||
Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми | 1 | - определение правил безопасного обращения с животными; - изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» | |||
Родные просторы (экскурсия) | 1 | - наблюдение и изучение форм поверхности родного края; - фотографирование (рисование) картин природы | Выставка рисунков, фотографий. | ||
Чем богаты наши недра? | 1 | - изучение материалов о полезных ископаемых родного края; - рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?» | |||
Что такое почва? | 1 | - исследование состава почвы участка школы; - проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ; - составление плана проекта «Береги почву родного края» | Оценка презентаций проектов | ||
Почва нам и стол и дом (экскурсия) | 1 | ||||
Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия) | 1 | - наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края; - фотографирование (рисование) картин природы | Выставка рисунков, фотографий. | ||
Человек – хозяин природы? | 2 | - наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества; - выбор необходимой информации из текстов для социального проекта (ролевого театрализованного представления) и его подготовка | |||
Спасём и сохраним! | 1 | - представление результатов изучения курса | Открытое праздничное мероприятие, посвящённое защите природы | ||
День освобождения! (экскурсия в исторический музей) | 1 | - изучение материалов о знаменательных событиях военных лет, происходивших на Донской земле - рисунки, поделки, посвящённые данной тематике | Выставка рисунков, поделок | ||
Вместе дружная семья | 2 | - изучение материалов о песнях, танцах народов, населяющих родной край, их национальные традициях и блюдах - составление плана социального проекта (Праздничного мероприятия «Я,ты,он,она – вместе дружная семья». | Открытое праздничное мероприятие |
5. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по курсу «Доноведение»
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
- Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
- К – полный комплект (на каждого ученика класса);
- Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
- П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | характеристика количественных показателей |
Необходимое обеспечение в соответствии с программой | ||
Книгопечатная продукция | ||
1. | Региональный учебно-методический комплекс «Доноведение»: программно-методическое обеспечение для учителей начальной школы общеобразовательных учреждений Ростовской области / сост. Е.Ю.Сухаревская. – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2014. | Д |
2 | Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009. | Д |
3 | Сычёва Г.Н. Времена года на Дону: хрестоматия/ Г.Н.Сычёва. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2012. | Д |
4 | Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2015. | К |
5 | Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Природа и история родного края: Рабочая тетрадь (2класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2015. | К |
6 | Школьный атлас и контурные карты Ростовской области для начальных классов – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014. | К |
Печатные пособия (таблицы) | ||
Растительный мир степей Евразии (молодило, очиток, полынь, тюльпан) | Д | |
Животный мир степей Евразии (стрепет, сайгак, байбак, дрофа) | Д | |
Домашние животные | Д | |
Дидактическое обеспечение | ||
Карта Ростовской области | Д | |
Настольные развивающие игры по тематике предмета "Окружающий мир" (лото, игры-путешествия и пр.). | П | |
Мультимедийное приложение к занятиям по основным темам курса (презентации) | Д |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Доноведение (природа и история родного края)» для 3 класса Ф.И.О.учителя |
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного стандарта начального образования, Примерной программы по курсу «Доноведение» и авторской программы Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)»
Основной целью курса «Доноведение (природа и история родного края)» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
- Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Общая характеристика курса
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
Место курса в учебном плане школы
Курс «Доноведение (природа и история родного края)» является одним из курсов внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению и реализуется в количестве 1 часа в неделю.
Ценностные ориентиры содержания курса
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
- Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
- Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу рассматривать как ряд этапов. Программа обучения в 3 классе построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
2. Формируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета в 3 классе
Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
у обучающегося будут сформированы: | обучающийся научиться: | ||
|
|
|
|
обучающийся получит возможность для формирования | обучающийся получит возможность научиться: | ||
|
|
|
|
3. Содержание курса 3 класса
№ | Раздел программы, содержательные линии | Планируемые предметные результаты | |
Ученик научиться | Ученик получит возможность научиться | ||
1 | Я и окружающий мир (5ч) Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История города: достопримечательности. Знакомство с известными людьми. Моя семья. Родословная. |
|
|
2 | Природа Донского края (12ч) Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода. Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края. Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма. Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы. Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств. Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Природные экосистемы Донского края (степь, луг, лес (байрачный, пойменный, аренный). Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение). | ||
3 | Человек и природа (4ч) Профессия – метеоролог. Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях). | ||
4 | Жизнь на Дону (13ч) Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город. Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье. Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону. | ||
Экскурсии «Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»; «Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»; в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков. | Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей. | ||
Исследовательские, проектные и практические работы Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края». Исследовательская деятельность по проблемам: - «Город (станица)… Ростовской области», - «Мир природного сообщества родного края», - - «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др. Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок), и др. |
4. Календарно-тематическое планирование курса 3 класса
Дата | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Методы оценки достижений учащихся | |
план | факт | ||||
Край, в котором я живу | 1 |
| |||
О городах и станицах родного края | 1 |
| Презентации исследовательских работ | ||
С днём рождения, родной город (экскурсия) | 2 |
| Выставка коллажей | ||
У природы нет плохой погоды | 2 |
| |||
Сезонные изменения в природе (экскурсия) | 1 |
| Конкурс рисунков, фотографий | ||
Живая вода. | 1 |
| |||
Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края (экскурсия) | 1 |
| Конкурс рисунков, фотографий | ||
Растения и животные водоёмов. | 1 |
| Презентации исследовательских работ | ||
Тайны Донской земли | 1 |
| Конкурс рисунков, фотографий | ||
Танаис – древний город (экскурсия) | 1 |
| Конкурс рисунков, фотографий | ||
Дикое поле | 1 |
| Конкурс рисунков | ||
Донской край – казачий край | 1 |
| |||
Первые казачьи городки | 1 | ||||
Казачья семья | 1 |
| Презентации исследовательских работ | ||
Жилище казака | 1 |
| Презентации проектов | ||
История вещей. Одежда. | 1 | ||||
История вещей. Посуда. | 1 | ||||
Славен Дон! | 1 |
| Праздничное мероприятие. | ||
Сретение. Сороки. | 1 |
| Выставка работ | ||
Встреча птиц | 1 |
| Выставка работ | ||
Пасха, Вербное воскресенье | 1 |
| Праздничное мероприятие. | ||
Природная поверхность нашего края | 1 |
| Выставка работ | ||
Из недр Донской земли | 1 |
| |||
Почвы родного края | 1 |
| |||
Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи. | 1 |
| Презентации исследовательских работ | ||
Природные экосистемы луга | 1 |
| Викторины, кроссворды | ||
Природные экосистемы леса | 1 |
| Конкурс рисунков | ||
Донская земля – житница России | 1 |
| |||
Сельское хозяйство на Дону: земледелие. | 1 |
| Презентации исследовательских работ | ||
Сельское хозяйство на Дону: животноводство | 1 |
| Презентации исследовательских работ | ||
Славься наш край! | 1 |
| Праздничное мероприятие. Выставка поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год. | ||
Казачьи посиделки | 1 |
|
5. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по курсу «Доноведение»
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
- Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
- К – полный комплект (на каждого ученика класса);
- Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
- П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | характеристика количественных показателей |
Необходимое обеспечение в соответствии с программой | ||
Книгопечатная продукция | ||
1. | Региональный учебно-методический комплекс «Доноведение»: программно-методическое обеспечение для учителей начальной школы общеобразовательных учреждений Ростовской области / сост. Е.Ю.Сухаревская. – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2014. | Д |
2 | Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009. | Д |
3 | Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009. | |
4 | Сычёва Г.Н. Времена года на Дону: хрестоматия/ Г.Н.Сычёва. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2012. | Д |
5 | Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2015. | К |
6 | Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Природа и история родного края. Рабочая тетрадь (3класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2015 | К |
7 | Школьный атлас и контурные карты Ростовской области для начальных классов – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014. | К |
Печатные пособия (таблицы) | ||
Растительный мир степей Евразии (молодило, очиток, полынь, тюльпан) | Д | |
Животный мир степей Евразии (стрепет, сайгак, байбак, дрофа) | Д | |
Почвы | Д | |
Дидактическое обеспечение | ||
Карта Ростовской области | Д | |
Гербарий растений (степи, луга, поля) | П | |
Коллекция полезных ископаемых Ростовской области | П | |
Мультимедийное приложение к занятиям по основным темам курса (презентации) | Д |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Доноведение (природа и история родного края)» для 4 класса Ф.И.О.учителя |
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного стандарта начального образования, Примерной программы по курсу «Доноведение» и авторской программы Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)»
Основной целью курса «Доноведение (природа и история родного края)» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
- Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Общая характеристика курса
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
Место курса в учебном плане школы
Курс «Доноведение (природа и история родного края)» является одним из курсов внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению и реализуется в количестве 1 часа в неделю.
Ценностные ориентиры содержания курса
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
- Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
- Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу рассматривать как ряд этапов. Программа обучения в 4 классе построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
2. Формируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета в 4 классе
Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
у обучающегося будут сформированы: | обучающийся научиться: | ||
|
|
|
|
обучающийся получит возможность для формирования | обучающийся получит возможность научиться: | ||
|
|
|
|
3. Содержание курса 4 класса
№ | Раздел программы, содержательные линии | Планируемые предметные результаты | |
Ученик научиться | Ученик получит возможность научиться | ||
1 | Я и окружающий мир (3ч) Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района. Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции. |
|
|
2 | Человек и природа (8ч) Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае. Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране. Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений. Развитие промышленности в Ростовской области. Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе. Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды | ||
3 | Яркие страницы истории земли Донской (20ч) Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин. Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле. Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов | ||
4 | Жизнь на Дону (3ч) Обычаи, летние обряды и праздники на Дону. | ||
Экскурсии В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны. В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края. | Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей. Также экскурсии могут нести виртуальный образ при невозможности её проведения в практике (используются материалы мультимедийного приложения или возможности Интернета) | ||
Исследовательские, проектные и практические работы Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль». Исследовательская деятельность по проблемам: «Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области». Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др. Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области». |
4. Календарно-тематическое планирование курса 4 класса
Дата | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Методы оценки достижений учащихся | |
план | факт | ||||
Донской край – мой край! | 1 |
| |||
Что ты знаешь о роде своём? | 1 |
| Защита проекта «Моя семья» | ||
На казачьем Кругу | 1 |
| |||
Донской казак хват, силой, удалью богат | 1 |
| |||
Ермак Могучий. | 1 |
| |||
Степан Разин. | 1 |
| Доклады-сообщения учащихся | ||
Роль Петра 1 в истории России и родного края. | 2 |
| Доклады-сообщения учащихся | ||
Таганрог – первый порт России | 1 |
| Доклады-сообщения учащихся | ||
Крепость Димитрия Ростовского | 1 |
| Доклады-сообщения учащихся | ||
Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания | 1 |
| Доклады-сообщения учащихся. | ||
Вместе с Суворовым | 1 |
| Конкурс на лучший очерк | ||
Платов Матвей Иванович | 1 |
| Доклады-сообщения учащихся. | ||
Новочеркасск - столица казачьего Дона | 1 |
| Доклады-сообщения учащихся. | ||
Бакланов Яков Петрович | 1 |
| Доклады-сообщения учащихся. | ||
За землю и за волю | 1 |
| Доклады-сообщения учащихся. | ||
Дон в годы строительства новой жизни | 1 |
| Доклады-сообщения учащихся. | ||
Дон в годы Великой Отечественной войны. | 1 |
| Доклады-сообщения учащихся. | ||
День освобождения родного города | 1 |
| Праздничное мероприятие | ||
Мирное время на Донской земле. | 2 |
| Праздничное мероприятие Презентации исследовательских работ | ||
Волгодонск – город молодости | 1 |
| Доклады-сообщения учащихся. | ||
Дом, в котором мы живём | 1 |
| |||
Экологические Проблемы воздуха в родном крае. | 1 |
| Доклады-сообщения учащихся. | ||
Экологические проблемы воды в родном крае. | 1 | ||||
Экологические проблемы почв родного края | 1 |
| Презентация проектов | ||
Охрана полезных ископаемых родного края. | 1 |
| Презентация проектов | ||
Экологическое равновесие в природе | 1 |
| |||
Охранять природу – значит охранять Родину | 1 |
| Презентация проекта | ||
Троица | 1 |
| Праздник-застолье или Купальская площадка: игры, забавы, потехи | ||
Ивана Купала | 1 | ||||
Спасы | 1 | ||||
Я – гражданин Ростовской области | 2 |
| Праздничное мероприятие, приравненное к выпускному вечеру. |
5. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по курсу «Доноведение»
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
- Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
- К – полный комплект (на каждого ученика класса);
- Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
- П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | характеристика количественных показателей |
Необходимое обеспечение в соответствии с программой | ||
Книгопечатная продукция | ||
1. | Региональный учебно-методический комплекс «Доноведение»: программно-методическое обеспечение для учителей начальной школы общеобразовательных учреждений Ростовской области / сост. Е.Ю.Сухаревская. – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2014. | Д |
2 | Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009. | Д |
3 | Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009. | Д |
4 | Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2015. | К |
5 | Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Природа и история родного края. Рабочая тетрадь (4класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2015. | К |
6 | Школьный атлас и контурные карты Ростовской области для начальных классов – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014. | К |
Печатные пособия (таблицы) | ||
Растительный и Животный мир степей Евразии (молодило, очиток, полынь, тюльпан) | Д | |
Почвы | Д | |
Дидактическое обеспечение | ||
Карта Ростовской области | Д | |
Гербарий растений (степи, луга, поля) | П | |
Коллекция полезных ископаемых Ростовской области | П | |
Мультимедийное приложение к занятиям по основным темам курса (презентации) | Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа разработана на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р.Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеуро...
Рабочая программа по кружку «Брянский край. История родного края» для 3-го класса разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...
разработка программы по курсу внеурочной деятельности " Изучаем природу родного края! 1-4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Мой родной край »Срок реализации программы: 4 годаВозраст обучающихся: 7-11лет...

Рабочая программа по курсу краеведения «Знатоки родного края» 1, 2, 3 класс (внеурочная деятельность) Калининградская область....

историческое краеведение...