Классный час к 80-летию Ростовской области
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Черенкова Валентина Анатольевна

Чудесный праздник есть на свете

По подаркам – чемпион,

Знают взрослые и дети –

Раз в году бывает он.

Угадали? Без сомнения,

Это праздник – День рождения!

Но этот день не просто День рождения кого из нас с вами! Это День рождения нашей области. А в День Рождения принято дарить подарки!

 

Класс

4

Учитель

Черенкова Валентина Анатольевна

Тема:

« Мы живем на Дону»

Цель:

·       Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.

·       Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

·        Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.

·        Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

·        Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

·       Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

·        Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края.

 

План классного часа:

 Путешествие по Донскому краю на воздушных шарах

 1 шар: История Донского края

 2 шар: Дон многонациональный

 3 шар: Дон героический

 4.  Наследие Дона

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx47.96 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, посвященный 80-летию Ростовской области

Класс

4

Учитель

Черенкова Валентина Анатольевна

Тема:

« Мы живем на Дону»

Цель:

  • Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.
  • Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
  •  Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
  •  Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  •  Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
  • Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;
  •  Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края.

План классного часа:

 Путешествие по Донскому краю на воздушных шарах

 1 шар: История Донского края

 2 шар: Дон многонациональный

 3 шар: Дон героический

 4.  Наследие Дона

Слайд 1

(карта РО)

Все мы дети необъятной Вселенной,

Все мы жители планеты Земля.

Но есть место на этой планете

Где родился и ты, и я.

Где бы ни были мы с тобою

Здесь всегда ждут и любят нас.

Это место такое родное -

Наша область, приветствует нас! 
Классный час сегодня не совсем обычный. Мы отправимся с вами в увлекательное путешествие на  воздушных  шарах по югу Русской равнины, где  среди ковыльных степей широко и привольно раскинулся край Тихого Дона, и узнаем историю  Ростовской области.

А начнём путешествие с главного символа -гимна Ростовской области. (звучит гимн)

СЛАЙД 2

1 шар

История Донского края

Карта России .

Как называется страна, в которой мы родились и живём?   (Россия). 

Россия это самая большая в мире страна. Как мы называем то место, тот уголок земли, где мы родились? (Родина) 

Кто может показать  на карте нашу малую родину – Ростовскую область?

                  От Дикого Поля до Ростовской области...        

В разные времена Донской край назывался по- разному. Древние греки и римляне это место называли Танаисом (так как Дон тогда назывался Тана), Скифией, Сарматией (от названия племён, населявших эти места). ...Земля эта издревле называлась Диким Полем. Ему посвящено множество рассказов, повестей, романов и стихотворений. Это его воспел Максимилиан Волошин в своём «Диком поле»:

Голубые просторы, туманы,

Ковыли, да полынь, да бурьяны...

Ширь земли да небесная лепь!

Разлилось, развернулось на воле

Припонтийское Дикое Поле,

Тёмная Киммерийская степь.

Начиная с каменного века, древние люди обживали благодатные донские берега. Их стоянки обнаружены почти по всему течению реки Дон.

Следы материальной культуры бронзового века сохранила Ливенцовская крепость, находящаяся на окраине Ростова-на-Дону. Во время археологических раскопок найдены остатки крепостных сооружений, медные и каменные орудия труда, утварь, наконечники стрел...

Киммерийцы, скифы, савроматы, аланы, сменяя друг друга, заселяли Подонье в разные периоды железного века. На благодатной донской земле возникали и существовали греческие колонии, самой северной из которых был крупный торговый  и ремесленный центр – город Танаис. Пережив в своей многовековой и бурной истории периоды расцвета и упадка, греческие города пали под ударами многочисленных кочевых народов, продвигавшихся по донским степям с Востока на Запад. На несколько столетий цветущий край превратился в пустыню, где лишь время от времени останавливались кочевники.

В IV веке на донской земле появились авары. Шли годы, десятилетия. Аваров сменили хазары, которые основали свои поселения, построили крепость Саркел. Постоянно совершая набеги на южные земли Киевской Руси, они представляли серьёзную угрозу для древнерусского государства. Дружины киевского князя Святослава выступили в поход против хазар и разгромили их. Крепость Саркел была взята штурмом, и вскоре на её месте возник славянский город Белая Вежа. Но укрепиться здесь русские не смогли. Подвергаясь постоянным нападениям воинственных кочевых племён, они ушли в центральные районы Руси.

Вскоре на Дон пришли печенеги, а за ними половецкие племена. Половцы захватили степные пространства Дона, Кубани, Приазовья, княжество Тмутараканское и десятки лет опустошали окраины Руси, доходя до Переяславля, Чернигова и Киева.

Многое помнят бескрайние донские степи. Помнят они храбрость Игоревой рати, полегшей здесь в неравной битве с половцами. В начале XIII века на Дон двинулись монголо-татары. Пред угрозой их нашествия половцы, забыв прежнюю вражду, обратились за помощью к русичам, и в 1223 году на реке Калке произошло сражение с монголо-татрами, закончившееся полным разгромом половцев и русских дружин. После этого донская земля надолго попала под власть Золотой Орды. На берегу Азовского моря возникает город Азак, выгодное географическое положение которого превратило его в крупный торговый центр. Большую роль в торговле между Востоком и Западом играла генуэзско-венецианская колония Тана. В конце XIV века на Дон вторглись полчища Тамерлана, окончательно разгромившие юго-западную часть Золотой Орды. Пали и были разграблены Азак и Тана. В XV веке, воспользовавшись упадком Золотой Орды, побережье Азовского моря захватывает Османская империя. Азак стал называться Азовом, и турки превратили его в мощную крепость. Отсюда постоянно исходит угроза турецкого нашествия на юго-восточные границы России. Начинается многовековая кровопролитная битва за Азов.

По мере усиления Российского государства его границы подошли к Дикому Полю, здесь устраиваются пограничные засеки, ставятся сторожевые башни, возводятся крепости.

В XV веке на необъятные степные просторы Дона устремились беглые крестьяне из Центральной России и Поволжья. Так появились здесь ватаги вольных людей, которых называли казаками. По одной из гипотез, это слово переводится с тюркского как «удальцы», «вольные люди». В середине XVI века возникают первые казачьи городки: Раздоры, Митякин, Маныч, Черкасск – и казаки становятся полновластными хозяевами Дона.

Поскольку царская власть не распространялась на эти земли, здесь расцветает казачья вольница. Из разрозненных казачьих групп складывается своеобразная военно-политическая организация – Войско Донское. Самоуправление войска было подлинно демократическим, все должности были выборными, слово атамана – закон. Высоко ценилась честь, достоинство и храбрость казака.

Высшим органом власти Войска Донского становится Круг, собиравшийся в главном городе войска – Черкасске. Постепенно казаки становятся замкнутым военно-служивым сословием, имевшими большие привилегии по сравнению с другими сословиями государства.

Они обладали большой личной свободой, не несли повинностей, не платили податей, имели право носить одежду старого покроя и бороду, регулярно получали царское жалование. При поддержке государства казачество стало мощным заслоном на пути многочисленных завоевателей, посягавших на южные рубежи России.

С XVIII века государство начинает активно вмешиваться в войсковые порядки. Земли Войска Донского входят в состав России, потеряв при этом свою автономию. Не желая терять былую свободу, казачество активно выступает против царской власти. Навсегда осталтсь в памяти народной имена предводителей крестьянских войн и восстаний —  Разина, Булавина, Пугачева.

Казаки включаются в состав вооруженных сил России как иррегулярное войско. Они участвуют во всех войнах России XVII-XX веков, проявляя мужество, героизм и стойкость, покрыв свои знамёна бессмертной славой в многочисленных сражениях. Ермак, Минаев, Краснощёков, Ефремов, Орлов, Платов, Бакланов – эти прославленные имена всегда будут помнить на Дону и в России.

В 1749 году по указу императрицы Елизаветы Петровны на правом берегу Дона в устье реки Темерник была учреждена таможенная застава, в 1761 году началось строительство крепости, названной именем Святого Димитрия, митрополита Ростовского.

С присоединением в конце XVIII века к России Приазовья и Причерноморья крепость потеряла своё стратегическое значение и была упразднена. Крепостные предместья – форштадты были преобразованы в город, который в 1806 году получил своё официальное название – Ростов-на-Дону.

По инициативе легендарного донского атамана Платова в 1805 году закладывается город Новочеркасск, в который вскоре переносится столица Войска Донского.

К середине XIX века на Дону сформировались два центра: военно-административный – город Новочеркасск и промышленно-торговый – город Ростов-на-Дону.

Октябрьские события привели к установлению на Дону Советской власти. Была создана Донская Советская Республика. После её падения Войсковой круг переименовал Область Войска Донского во Всевеликое Войско Донское, провозгласив в сентябре  1918 года его самостоятельным государством, «основанным на народоправстве». С установлением Советской власти на Дону в начале 1920 года Всевеликое Войско Донское прекратило своё существование и Донской край получил название Донской области с центром в г. Ростове-на-Дону.

С 1920 по 1924 год область входит во вновь созданную административно-территориальную единицу под названием Юго-Восток России, которая в 1924 году была переименована в Северо-Кавказский край.

В 1934 году Северо-Кавказский край был разделен на Азово-Черноморский край с центром в Ростове-на-Дону и Северо-Кавказский край с центром в городе Пятигорске.

История области начинается с 11 сентября 1937 года, когда Постановлением ВЦИК РСФСР была образована Ростовская область.... В рамках российского государства неоднократно менялись территориальные границы и название региона: Северо-Кавказский край, Азово-Черноморский край.

13 сентября 1937 г. Азово-Черноморский край был разделен на  Краснодарский край с центром в г. Краснодаре и на Ростовскую область с центром в г. Ростове-на-Дону. Этот день считается днем образования нашей области. 

В 18 веке впервые на картах  появляется  название – Земля донских казаков.

Кто же такие казаки? (версии детей) 

СЛАЙД

В некоторых источниках говорится, что слово «казак» тюркского происхождения и обозначает «вольный человек».

В других источниках написано, что это слово берет начало в монгольском языке, слово «ко» означает «броня», «латы», а слово «зах» - «рубеж», «граница», «межа», то есть  «казах» — «защитник границы».

История происхождения казаков – не разрешимый вопрос , так как существует 4 версии о происхождении казачества.

СЛАЙД

По одной версии, предками казаков были воинственные племена – скифы.

По другой версии, настоящими первыми казаками были - бродники  (русский народ, переправляющий на лодках через Дон послов и купцов)

По третьей версии, во времена монгольско- татарского ига из завоёванных народов монголы составили ордынское войско. Татары называли их «казаками»

По четвёртой версии, территорию Дикого поля заняли крестьяне, бежавшие от невыносимого гнета помещиков. На этой земле они становились казаками, то есть вольными людьми.

Но какая бы версия ни была верна, в них можно отметить одну особенность. Казаки- люди вольные! 

СЛАЙД

2 шар

Дон многонациональный.

Ростовская область не сегодня стала многонациональной. На протяжении веков на Дону складывался опыт сосуществования людей различных национальностей. Добрососедские отношения, доброжелательность, унаследованные от предков, являются отличительными признаками донской земли. На Дону селились люди не только из Руси, но и из других земель, среди казаков можно было встретить украинцев, белорусов, поляков, немцев, греков, персов, татар, грузин, калмыков и осетин.

СЛАЙД

Сейчас в Ростовской области проживают представители 150 национальностей и народностей.

Традиции и обычаи казаков

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают.

1. Уважительное отношение к старшим.

2. Безмерное почитание гостя.

3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.

Отношение к женщине

Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.

Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи – даже в полевых условиях.

Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом стоящему (сидящему).

Украинские обычаи — душа народа

С незапамятных времен было трепетным отношение к традициям. Даже после принятия христианства украинцы сохранили многие свои народные старинные обычаи, только объединив их с религиозными. И сегодня, спустя тысячи лет, уже непросто обнаружить грань, где в украинских обычаях заканчивается древняя культура, а где начинается христианская.

Рождество

Одним из основных украинских обычаев является празднование Рождества. В предрождественский день — 6 января — отмечается Святвечер. Основными блюдами на Святой вечер являются кутя — рисовая или пшеничная каша с медом, изюмом и маком, а также узвар — компот из сухофруктов. Всего, по обычаю, в Свят вечер подают 12 постных блюд. А вот 7 января, на само Рождество, готовят большой семейный стол. Так как пост закончился, на стол подают разнообразные мясные блюда.

По обычаю, под вечер Рождества гурьба колядников ходила с торбами для сбора гостинцев. Они выбирали себе главного — Березу (или Березая), латкового (который собирал сало и колбасы), казначея, хлебоношу, звездаря (носил зарю), танцоров, звонарей, скрипачей и т.д. Коляда длилась несколько ночей, пока не обходили каждый дом в поселении.

Масленица

Еще один популярный украинский обычай — неделя Масленицы. Этот праздник существовал на Руси ещё в дохристианские времена. Обычай предполагает проводы зимы и встречу весны. После появления христианства на Руси Масленицу отмечают в последнюю неделю перед Великим постом. Основные отличия праздника — это блины и народные гуляния.

В древней Руси блин считали символом солнца, так как он, подобно солнцу, тоже жёлтый, круглый и горячий, и верили, что съедая блин, люди получают частичку его тепла и силы.

Пасха

Праздник Воскресения Господня или Великдень празднуют в первую неделю после весеннего равноденствия и полного месяца. Вместе с людьми его отмечает и пробуждающаяся природа.

Семейный обед в этот день готовят особенно торжественно и украшают цветами. Обычай красить яйца — обязательный атрибут праздника.

Троица

Согласно Библии, в этот день на апостолов снизошла благодать Святого Духа. В Украине праздник Троицы отмечают 3 дня — Зеленое или Клечальное воскресенье, Клечальний понедельник и Богодухов день.

На Зеленое воскресенье, согласно поверьям, надо быть осторожными, поскольку это день активности потерчат, мавок, русалок и другой нечисти. На Зеленое воскресенье, по украинским обычаям, девушки гадают. Они идут к пруду и пускают венки за водой, и если они сойдутся, то считается, что девушка в этом году должна выйти замуж. В Зеленое воскресенье также посещают на кладбище своих умерших родственников.

Ивана Купала

Ивана Купала, так же Иванов день, — является одним из народных обрядовых обычаев. Его история уходит в очень глубокую древность. Праздник связан с периодом летнего солнцестояния, поворотом солнца к зиме. Его отмечают в ночь на 7 июля или по старому стилю 24 июня, когда чарующая красота природы создает сказочный пейзаж, на котором и происходят магические купальские забавы.

Ночь на Ивана Купала, чаще всего очень темная, а чары в эту ночь особо могущественны. В эту пору, по поверьям, созревает много магических растений, которые нужно собрать до восхода солнца. Целительна купальская роса, которой, по обычаям, необходимо умыться.

В эту ночь просыпается «нечисть», слышен говор животных, распускается папоротник, он возгорается дивным огнем, сразу гаснет и осыпается. Тому, кто сорвет этот цветок, откроются богатства всей земли и он обретет всемогущество. Широко известны купальские гадания: девушки бросают венки в воду и наблюдают за ними, чей венок быстрее всех поплывет, та и выйдет замуж раньше других.

Старинные обычаи — сокровище украинского народа и культуры. Хотя все эти движения, обряды и слова, которые составляют народные обычаи, на первый взгляд не имеют никакого значения в жизни человека, но они веют на сердце каждого из нас чарами родной стихии и являются живительным бальзамом для души, который наполняет ее мощной силой.

Культура армянского народа

Армянская диаспора на сегодняшний день является одной из самых древних и распространенных в мире. Формировалась она еще с VII века в результате этноконфессиональных преследований и насильственных переселений. В России она насчитывает почти тысячелетнюю историю и известна, главным образом, благодаря мастерству армянских мастеров-каменщиков. Народ-строитель в начале XX века, спасаясь от геноцида, был вынужден массово покидать свою историческую родину и переселяться в Россию. К концу XX века армяне расселяются практически по всей территории страны.

Основной задачей организации является сохранение национальных традиций, языка и культуры. Сегодня функционируют библиотека армянской литературы и воскресная школа, в которой преподается армянский язык и литература, история армянского народа, основы христианской религии. Создан коллектив армянского народного творчества.

Основной тип традиционного жилища - глхатун - наземное или полуподземное квадратное в плане сооружение, без окон, со стенами из дикого камня и пирамидально-венценосным перекрытием. В долинах строили глинобитные дома с плоской крышей.

Для жилища Западной Армении характерны парадные комнаты (гоми-ода) для приема гостей, мужских собраний, примыкающие к хлеву, с каменно-земляными нарами по сторонам и камином-бухари в торцовой стене.

Основу мужской и женской традиционной одежды составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закрепленные у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука). В Западной Армении вместо архалуха мужчины носили более короткие и открытые жилеты и куртки. Поверх надевались различные виды верхней одежды типа чухи (черкески), подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом. У горожан, ремесленников, богатых крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях. Женщины носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые шапки в Восточной Армении, войлочные и тканые - в Западной Армении, у женщин - накидки, дополняемые ободком с различными украшениями, обувь - поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи.

В основе традиционной пищи - зерновые продукты. Из пшеничной (в прошлом и ячменной) муки в глиняных печах - тонирах выпекают тонкий хлеб - лаваш, делают сдобные печенья и другие мучные блюда, например, лапшу - аршта. Из круп варят каши, делают плов, заправляют ими супы. Распространены молочные продукты: сыры, масло, кислое молоко - мацун и пахта - тан, употребляющийся и как прохладительный напиток, и как основа для приготовления супов. В обрядовых блюдах использовалось вареное мясо, по праздникам - жареное.

Азербайджанские обычаи и традиции

Азербайджане –свято соблюдает свои национальные традиции. Традиции сопровождают азербайджанцев с момента рождения и на протяжении всей жизни: сватовство, рождение детей, праздники, сбор урожая и многое другое. Кроме того, многие традиции Азербайджана воплощены в гостеприимстве этого народа, их культуре, народных верованиях, национальной одежде, народных гуляниях и развлечениях.

Гостеприимство азербайджанцев широко известно. В Азербайджане принять гостя умеют с истинно кавказским радушием и размахом. Отказ от приглашения в гости может быть расценен как личное оскорбление. Но и навязываться в этом вопросе никто не будет - желание гостя - закон, поэтому всегда можно договориться с радушным хозяином на другое время визита. Часто хозяин или другой собеседник дарят гостю подарки, причем зачастую не самые дешевые, поэтому рекомендуется иметь при себе небольшой набор сувениров или подарков. Обычаи гостеприимства имеют глубокие исторические корни, в принципе, присущие многим народам мира. В Азербайджане их возникновение уходит корнями еще в первобытное общество, когда без лишних вопросов предоставлялся кров отбившимся от племени, нуждающимся в защите, заблудившимся и странствующим.

О гостеприимстве азербайджанцев было известно в свое время и на Ближнем Востоке, и в России.

При входе в дом следует обязательно снять обувь и следовать распоряжениям хозяина. Обычно сначала на стол подают чай. Оригинальной азербайджанской посудой, предназначенной для питья являются стаканы Армуду или иначе “Богмалы”. Оба названия связаны с формой этих стаканов и ассоциациями, которые они вызывают в сознании народа. Без них трудно себе представить чаепитие азербайджанцев.

Из праздников, которые празднуются азербайджанцами, широко отмечаются курбан-байрам (праздник жертвоприношения), оруджлук (праздник поста). Наиболее широко отмечается новруз-байрам. Этот древний народный праздник нового года и весны. Его отмечают 21 марта - в день весеннего равноденствия. Готовятся к нему с конца зимы: ремонтируют квартиры, шьют новую одежду, но главное выращивают на тарелках пшеницу, проваривая затем её особым способом. Вечером в день праздника накрывают стол с богатыми яствами, чтобы год был богатый и плодородный. Во дворах разжигают маленькие костры, через которые прыгают под надзором старших ребятишки. Празднование Новруза является одной из интересных народных традиций Азербайджана. Новруз - праздник весны, наступления нового года. Азербайджанцы перед празднованием Новруза, отмечают ряд предыдущих дней, являющихся праздниками по случаю окончания Старого и наступления Нового года. Речь идет о четырех предпраздничных средах: Су Чершенбе (среда на воде), Одлу Чершенбе (среда на огне), Торпаг Чершенбе (среда на земле) и Ахыр Чершенбе (последняя среда). По народным поверьям, в первую среду обновлялась вода, стоячие воды приходили в движение. Во вторую - огонь, в третью - земля. В четвертую среду ветер раскрывал почки деревьев, и по народным приметам, наступала весна.

Семья и семейный быт являются носителями богатой традиционной культуры этноса. Семейный быт азербайджанцев отличался большим числом патриархальных отношений. Мужчина - глава семьи - был полновластным распорядителем движимого и недвижимого имущества, исключая приданое жены. Дети воспитывались в строгом повиновении отцу и старшим мужчинам. Жена находилась в беспрекословном подчинении у мужа, а также свекрови и других старших женщин в доме мужа. В создании семьи, рождении и воспитании детей, жуховным и эмоциональном общении, организации досуга и отдыха, ведении омашнего хозяйства, заботе о пожилых рдителях и многих других аспектах семейной жизни проявляются и функционируют различные элементы традиционного образа жизни.

СЛАЙД

У каждого народа – свои обычаи, праздники, свои песни и сказки. И мы должны знать и уважать обычаи народа, живущего рядом. Ведь мы земляки: у нас одна родина – наш Донской край.

СЛАЙД

3 шар

Дон героический

История края тесно связана с именами знаменитых донских казаков 16-18 веков: Ермака Тимофеевича, Степана Разина, Кондратия Булавина, Емельяна Пугачёва, Матвея Платова.

Есть в нашей истории события, над  которыми  не  властны  ни время,  ни  переменчивая  память людская, ни повседневная суета. Освобождение Ростова –на –Дону и Ростовской области от  немецко-фашистских захватчиков - одно из них.

На Дону казаки, как в прошлые времена, записывались в казачьи сотни. Из них были созданы кавалерийские части и соединения, в их числе 5-й Донской казачий кавалерийский корпус.

160 партизанских отрядов, подпольных организаций и групп действовали на Дону в тылу захватчика.

«Ростов-ключ к Кавказу», -так заявлял фашистский генерал Клейст, наступавший на Ростов. С 17 по 21 ноября 1941 года советские войска вместе с жителями города оборонялись от врага. И 22 ноября освободили Ростов от захватчиков. Это была одна из первых побед Красной Армии в Великой Отечественной войне.

СЛАЙД

24 июля 1942 года фашисты вновь ворвались в Ростов-на-Дону, установив режим террора и насилия. И лишь к утру 14 февраля 1943 года Ростов  был освобождён.

СЛАЙД

4 шар

Наследие Дона

СЛАЙД

Донской край привлекает туристов своей богатой историей, очаровательной природой, гостеприимными жителями, самобытной казачьей культурой.

СЛАЙД

Признанным туристическим центром края тихого Дона являются Ростов-на Дону, Новочеркасск, Азов, Таганрог; Аксайский, Азовский, Неклиновский, Усть-Донецкий, Белокалитвиновский, Цемлянский, и Шолоховский районы Ростовской области.

В донских музеях собраны уникальные коллекции находок из золота скифо-сарматского периода, превосходная коллекция, представляющая многообразие национальных культур Донского края, предметы казачьего быта, полотна известных живописцев18-20 века.

Тихий Дон помнит  пребывание на его просторах полководца А.В. Суворова и адмирала Ф.Ф. Ушакова, казачьего атамана- генерала русской армии П.Н. Краснова и маршала С.М. Будённого.

Здесь родился всемирно известный писатель А.П. Чехов,  а юношеские годы провел на Дону писатель К.Г. Паустовский. Своё творчество связали с Донским краем А.С. Пушкин, М.А. Шолохов, В.А Закруткин, А.В. Калинин  и другие.

Елисей Григорьевич Черепахин (1837-1922) – известный донской художник-иконописец и фотограф. Казак с Верхнего Дона, он стал одним из первых донцов, кто окончил Императорскую академию художеств. Писал портреты Александра Второго и наследника престола Николая Александровича. Имел свою мастерскую на 18-й линии в Нахичевани.

Митрофан Борисович Греков         (Митрофан Павлович Мартыщенко)

Дата рождения:        3 июня 1882

Место рождения:        

хутор Шарпаевка, Яновская волость, Донецкий округ, Область Войска Донского (ныне Ростовская область России) ( Картина «Трубачи Первой конной»)

Видеоматериал о творчестве современного художника, нашего земляка, Музыченко Е.В.

СЛАЙД

Стихотворение « Горжусь, что родом из Донского края»

Горжусь, что родом из Донского края,
Где Шолохов родился и творил.
Сейчас я это четко понимаю,
Как Землю наших предков он любил.

А землю нашу не любить нельзя,
Она нас кормит, поит и лелеет,
Здесь солнце нежно всходит, а заря
Жар-птицей розовой с небес алеет.

Весной черемухи душистой рай,
Садов вишневых белое кипенье,
Любой по сердцу уголок ты выбирай
И в такт ему твое сердцебиенье.

Донскую землю не любить нельзя!
И песни жаворонка в поднебесье.
Родной земле я в пояс поклонюсь.
И станет мир добрее и чудесней.

Итог

«В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще мёда.

Не знаю как другой, но я

Весь- слух, весь- жадное вниманье,

Когда услышу соловья

Возвышенное ликованье.

Осенний лес затих, замолк,

Над степью прошумели ливни,

Но соловьиный свист и щёлк

Звучат в душе напевом дивным.

Чуть-чуть взгрустнули небеса,

В природе ярких красок мало,

Но радует мои глаза

Литая кисть калины алой.

Пусть облетели тополя,

Я у степной твержу криницы:

"Благословенной будь земля,

Где довелось и мне родиться".

Ресурсы:

История донского края - http://history.donrise.ru/

Картинки для презентации - https://yandex.ru/images/search?text=%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%94%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%8F&noreask=1&img_url=https%3A%2F%2Ffs00.infourok.ru%2Fimages%2Fdoc%2F253%2F257970%2Fimg49.jpg&pos=2&rpt=simage&lr=39

История Донского края

Дон многонациональный

Дон героический

Наследие Дона