Водоёмы
план-конспект урока (3 класс) на тему

Егоренко Татьяна Фамшаевна
  1. Познакомить детей с видами водоёмов;
  2. Сформировать представления учащихся о водоемах нашего края;
  3. Развивать познавательный интерес, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение  рассуждать, анализировать, правильно выражать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._vodoyomy.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Водоёмы Краснодарского края»

Цели урока: 

  1. Познакомить детей с видами водоёмов;
  2. Сформировать представления учащихся о водоемах нашего края;
  3. Развивать познавательный интерес, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение  рассуждать, анализировать, правильно выражать свои мысли.

Оборудование: 

  • Карта Краснодарского края.
  • Интерактивная доска.
  • Презентация.
  • Словари, энциклопедии, учебник.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня мы с вами будем говорить о чем-то очень важном и необходимом для жизни любого живого организма. Это находится повсюду - и в тебе, и во мне, и вокруг нас.

-  Без воды нет жизни на земле. Растения, животные, человек постоянно нуждаются в воде. Без воды человек может прожить три дня, а без пищи гораздо больше. Человек на 80% состоит из воды. Он должен ежедневно потреблять 2-3 литра воды.

-Но сначала давайте вспомним, о чем мы говорили на позапрошлом  уроке? ( О рельефе Краснодарского края)

- Что такое рельеф?  ( Строение земной поверхности)

-Какие формы рельефа встречаются в Краснодарском крае? (Горы, холмы, овраги, равнины)

Слайд 2.

- На какие две большие части можно разделить территорию нашего края? ( Река Кубань делит территорию нашего края на равнинную-северную и горную-южную). Покажите на карте. Каким цветом обозначены горы? Равнины?

-Сегодня мы отправимся туда, где плещется, качается вода.

2. Тема и цели урока.

Чтоб тему урока узнать, кроссворд нам надо разгадать. Слайд 3 – 9.

  1. Плотина задерживает сток воды, вода разливается и образуется искусственный водоём. Как он называется?  (Водохранилище)
  2. Углубление, по которому течёт река. (Русло)
  3. Место, где быстрые шумные горные реки с грохотом падают со склонов гор. (Водопад)
  4. Начало реки. (Исток)
  5. Естественные водоёмы со стоячей водой. При сильном ветре у них иногда бывают волны. (Озеро)
  6. Естественные водоёмы с солёной водой. (Море)

-  Назовите ключевое слово (Водоём)

-Так какая у нас тема урока? Слайд 10.

- А какие цели на урок мы поставим? Слайд 11.

- Давайте в словаре найдём значение слова – водоём. (Словарная работа)

-  Водоёмы – это углубления на поверхности земли, заполненные водой.

-  Водоёмы можно разделить на две группы: естественные и искусственные.

Естественные – создала природа, искусственные – созданы при помощи человека.

3. Изучение нового материала.

-  На какие 2 группы можно разделить естественные водоёмы? (Водоёмы бывают пресные и солёные).  Слайд 12.

-  Какой воды больше на земле?  (Солёной. Это моря и океаны).

-Отгадайте загадку. Слайд 13.

 Кругом вода, а с питьем беда. (Море)

Моря – огромные водоемы с соленой водой. Они богаты растительным и животным миром. Море дает человеку продукты питания, лекарства, служит водными дорогами. Морские берега – прекрасное место для отдыха.

– Какие моря омывают территорию Краснодарского края?

Чёрное и Азовское моря. Слайд 14.

- Что вы можете рассказать о Черном море?  (выступление учеников)

ЧЕРНОЕ МОРЕ.

– Черное море с древнейших времен известно человечеству! На протяжении тысячелетий и веков оно сменило несколько названий. На Руси в старину Черное море называли Понтийским, а также Русским морем.

 Современное название ученые объясняют по разному. Одни – турки называли Карадениз, то есть негостеприимное "Черное" море, за то, что все завоеватели приходившие на его берега, получали решительный отпор со стороны племен его населявших. По другой гипотезе название связано со штормами и с тем, что вода во время шторма в нем темнеет. И есть еще третья версия, которая связана с тем, что металлические предметы опущенные на большую глубину Черного моря, чернеют под воздействием сероводорода.

Черное море – самое теплое в нашей стране.

В Черном море более 2500 видов животных. Промысловые рыбы: белуга, камбала, кефаль, осетр, севрюга, ставрида, тарань, хамса и пр. Встречаются дельфины, акулы (черноморский катран). В прибрежных водах растут водоросли.

АЗОВСКОЕ МОРЕ.

Море очень маленькое и мелкое – его площадь составляет 39 тыс.кв.км (в 11 раз меньше, чем Черное), при максимальной глубине 14 м. Популярно такое сравнение – если гигантскую акулу поместить в Азовском море вниз головой вертикально, то ее хвост будет торчать из воды даже в самом глубоком месте. Средняя глубина моря не превышает 7 м. Это самое мелкое море Мирового океана.

За свою историю Азовское море неоднократно меняло название – древние греки и римляне называли его Меотийское озеро (иногда – болото), скифы – Каргалук, турки – Бахр эль-Ассак, татаро-монголы – балык-денгиз (рыбное море).  И это далеко не весь перечень имен, которыми разные народы называли это крохотное море.

Цветковые растения и морская трава обильно разрастаются по всему морскому дну, образовывая целые травяные ковры большой протяженности.

– В системе рыбного хозяйства России Азовское море является вторым по значению внутренним водоемом. Среди азовских проходных рыб имеются ценнейшие промысловые виды, такие как белуга, осётр, севрюга, сельди, рыбец и шемая.

Физкультминутка.   Слайд 15.

Мы немного отдохнем, встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, мы на пляже – солнце жжет.
Побежим скорее в море, окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать! Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс и продолжим наш рассказ.

- А сейчас мы с вами поговорим о других видах водоемов. Вы узнаете их, отгадав загадку - шараду:

Начинается на “О”,
Оно в горах встречается,
Нигде не повторяется
И кончается на “О”,
Значит это … (озеро)
Слайд 16.

Озеро – большое природное углубление (замкнутый водоем) заполненный водой. Вода в нем стоит на одном месте. Озера бывают равнинные и горные.

 - Сколько в крае озер? ( около 300 озер) - Найдите на карте озера.

- Найдите самые большие из них (Абрау, Ханское, Чембурское, Кардывач Слайд 17.

-Переходим к следующему виду водоемов.

С гор сбежала без оглядки, С ручейком играла в прятки, Широка и глубока - это быстрая .... (Река)

Слайд18.

Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока к устью.

- Охарактеризуйте реку, описанную в загадке. (горная )

В нашем крае есть такие реки? Найдите их на карте. Слайды 19, 20.

- А как вы думаете, какие еще реки, кроме бурных, стремительно несущих свои воды, есть в Краснодарском крае?

Найдите равнинные реки на карте Краснодарского края. Откуда берут начало эти реки?

Кубань – одна из крупных многоводных рек Северного Кавказа.  Слайды 22,23.

- На карте найдите притоки реки Кубань.

- На горных речках очень много красивых водопадов. Слайд24.

 - Однако, все эти красавицы не всегда такие спокойные и приветливые. Что вы видите на этих фотографиях?  ( наводнение ) Слайды 25, 26.

- Для того, чтобы предотвратить такие беды люди строят водохранилища и плотины.

В нашем крае есть Краснодарское, Варнавенское, Крюковское, Шапсугское и др. всего около 10.

Слайд27.

- Кроме перечисленных водоемов, в нашем крае есть лиманы. Слайд 28.

Лиманы -это мелкие водоемы, но вода и них живая, то есть не стоячая.

В переводе с греческого языка слово лиман обозначает озеро, болото, залив. Весной, когда реки полноводны, лиманы наполняются водой, а летом мелеют. Почему? По своему расположению лиманы делятся на 3 группы: Ахтарско – Гривенские, Центральные и Закубанские или Таманские.

Лиман это настоящий рай для водоплавающих птиц и морских животных. Сюда идут на нерест многие рыбы, для них здесь и круглосуточно работающая “столовая”.

- Какое значение имеет вода для всего живого?

- Почему чистой воды в природе становится всё меньше? (Потому что люди загрязняют воду).

Слайд 29.

Большой вред водоемам приносят сточные воды фабрик и заводов и нефтяные продукты. От них гибнут растения, погибают рыбы и животные.

  • Что для охраны водоемов могут сделать взрослые и дети?

4. Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону

 Самостоятельная работа в рабочих тетрадях.

5. Итог урока. Слайд 30.
– Что же такое водоёмы?
– На какие 2 группы можно их разделить?

6. Рефлексия.  Слайд 31.

- Что вас удивило на уроке?
- Что не получилось?
- Кто смог сам открыть для себя новые знания?

  1. Домашнее задание

Подготовить сообщение об одном из морских обитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Водоёмы. Мой край

Презентация по теме "Родной край". УМК "Школа России"...

Водоёмы Карелии. Растения и животные болот

Урок по окружающему миру в 4 классе УМК "Школа России" (А. Плешаков). Закрепление по теме "Водоёмы" с элементами краеведения. Болота Карелии, Изучение животных и растений, обитающих на болотах. ...

Презентация по экологии водоёмов "Беззащитный водоём"

Яркий, красочный материал в котором рассказывается о загрязнении водоёмов, о способах очистки морей от нефти и нефтепродуктов, а так же об экологической обстановке водоёмов Донского края. Презентацию ...

Растения и животные водоёмов.Охрана растений и животных водоёмов.

Конспект урока и электронная презентация Microsoft Power Point, дающие представление о водоёме - природном сообществе....

Конспект урока по окружающему "Какие бывают водоёмы? Реки и болото -пресные водоёмы" 2 класс. Начальная школа 21 века

Цели: 1. Образовательные-знакомство с понятием «водоём», знакомство с такими водоёмами как: болото, река. Познакомиться со строением реки.2.Развивающие:-развивать познавательную активность...