Реализация этнокультурного содержания образования учащихся 1-4 классов через проектно-исследовательскую деятельность в различных предметных областях.
учебно-методический материал на тему

В данной работе рассматривается, как  проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует решению проблемы реализации этнокультурного содержания образования в различных предметных областях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_soderzhaniya_etnokulturnogo_obrazovaniya.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30» г. Сыктывкара

(МОУ «СОШ №30» г. Сыктывкара)

«30 №-а шöр школа»

Сыктывкарса муниципальнöй велöдан учреждение

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ

.

(Направление: «Проблемы реализации этнокультурного содержания образования

в различных предметных областях»)

        

                                                                                           

                                                                                          Автор:

                                                                                          Елфимова Светлана Альбертовна,

                                                                учитель начальных классов.

Сыктывкар,

2017

В нашей республике принята Концепция развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2021 годы. Концепция нацелена на воспитание гражданина, культурного и образованного человека, опирающегося на позитивные жизненные ценности и установки, умелого хранителя традиционной культуры коми, способного создавать и развивать социально-перспективные сферы деятельности, в том числе в хозяйствах традиционного типа. В результате этнокультурной социализации формируется этнокультурная компетентность. Она включает в себя 3 основных компонента:

- знаниевый;

- эмоционально-ценностный;

- деятельностный.  

Этнокультурное образование – это целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия, процесс становления и воспитания личности на традициях культуры этноса. Т.е. этнокультура осваивается в активной созидательной деятельности. Решению проблемы реализации этнокультурного содержания образования в различных предметных областях способствует проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Учебный проект по окружающему миру «Моя малая родина» в 1 классе.

Цель проекта: углубление представлений детей о своей малой родине, воспитание любви к родному краю.

Это первые шаги первоклассников по созданию проектов. Вместе определили цели и задачи, составили план работы над проектом.  При помощи родителей были напечатаны фотографии и наклеены на разворот рабочей тетради. На родительском собрании предварительно проведена разъяснительная работа, подготовлен буклет "Как работать над проектом". В итоге работы оформлен стенд "Наши первые проекты".  При защите своих проектов учащиеся подметили красоту природы родного края, богатства РК, показали достопримечательности малой родины, любимые сердцу уголки.  

Используя поисковую, исследовательскую деятельность, учащиеся больше узнали о родном крае, с помощью родителей научились добывать информацию, презентовать её. На этом работа над проектом не закончилась. Они представили свои работы на родительском собрании, на общешкольной конференции «Познание. Творчество».

Мини-проект «Однокоренные слова» реализуется в группах или в парах на уроке русского языка во втором классе. Этнокультурная задача проекта – знакомство с фольклорным наследием, с обширными знаниями коми народа о природе. Конечный продукт – дерево однокоренных слов. Руководители групп получают план работы. Каждой группе была дана коми загадка о явлении природы. (Сам тонкий да длинный, а на траву сядет – не видно. Дождь). Далее учащиеся оформляют дерево однокоренных слов. В ходе работы пользуются толковым словарём Ожегова: дополняют список родственных, читают толкование непонятных слов. Предварительно было дано домашнее задание: найти и принести сборники коми примет, пословиц. Под деревом учащиеся пишут коми приметы (Небо цвета глухаря – к дождю). Идёт защита проектов.

Коллаж «Дикие животные родного края».

Данный творческий проект реализуется на уроке технологии в третьем классе. Используется приём плоскостной лепки. Этнокультурная задача – формулирование неписаного охотничьего кодекса по сохранению биоразнообразия. Коми край всегда славился лесной живностью, а коми охотники были опытными и удачливыми. Охотничьи традиции сохранились и до наших дней. Лес для коми – тот же дом, потому и вести себя там нужно аккуратно. Каждый раз, входя в лес, старые люди с ним здороваются и оставляют на пеньке или камне гостинец. Уходя, благодарят. (Спасибо, Природа-Матушка, Тайга-Хранительница). В каждом животном коми видели существо, равное человеку, признавали за каждым зверем, каждой птицей право на жизнь, никогда не жадничали на охоте, не трогали самок с детёнышами. К добыче относились уважительно, а в честь пойманного зверя устраивали торжественные обряды. Существуют охотничьи приговорки (Дерево, дерево, пусти меня к себе спать, защити от плохих людей, огня и воды, хищных зверей, ветра со снегом).

Класс делится на группы. Сначала идет составление плана работы, выбор силуэтов животных, обсуждение конечного результата. Каждый выполняет свою часть работы. Затем учащиеся вновь объединяются, составляют композицию.

Системное представление учащихся о родном крае может быть сформировано только в том случае, если этнокультурное образование будет идти в комплексе с изучением природных особенностей региона. Приведу пример.

Исследовательский проект по окружающему миру «Подземные богатства родного края», 4 класс.

Цель проекта: знакомство с природным богатством родного края – полезными ископаемыми.

В процессе работы, учащиеся используют атлас-определитель Плешакова «От земли до неба», учебник и атлас Республики Коми. В результате группового проекта у каждого ученика должен получиться продукт – книжка-малышка.

1-я страница –паспорт проекта.

На 2-й странице учащиеся пишут определение. Затем группы получают свой образец полезного ископаемого, определяют и записывают его название, рисуют условный знак. (3)

 Используя инструктивные карточки, изучают свойства полезного ископаемого, способы добычи и применение.

Затем (с. 7) ученики читают сведения об изучаемом полезном ископаемом и по прочитанному отрывку готовят вопросы для одноклассников, которые будут заданы в ходе защиты проекта.

(8) Читают историческую справку о том, как в старину добывали и использовали в Коми крае нефть, соль, железную руду.

На с.9 – контурная карта республики. На ней учащиеся отмечают месторождения исследуемого полезного ископаемого. С. 10 – рефлексия.

Затем идет защита проекта, беседа об охране подземных богатств. Работа групп оценивается классом и учителем. Учителем заполняются «Карточки успешности учащегося в выполнении проекта». Проводится мониторинг универсальных учебных действий. В результате на каждого учащегося составляется «Карточка индивидуального развития».

В традиционной культуре коми заложен богатый воспитательный потенциал, который можно и нужно использовать в учебно-воспитательном процессе. Проектно-исследовательская работа с использованием этнокультурного материала способствует не только воспитанию любви к родному краю, но и пониманию учащимися взаимосвязи человека с природой, историей, культурой малой родины, воспитанию толерантности, формированию личности ученика как умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей коми народа.

Список использованной литературы:

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  2. Детям о культуре народа коми /сост. Клейман Т.В. – Сыктывкар, 1995.
  3. Жеребцов И.Л., Столповский П.М. Рассказы для детей об истории Коми края. - Сыктывкар: ООО «Контекст», 2008.
  4. Засоркина Н.В., Полянина Н.Б., Шатилова М.Ю. Метод проектов в начальной школе: система реализации. ФГОС. –  Волгоград: Учитель, 2016.
  5. Концепция развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2021 годы.
  6. Кудряшова В.М. Коми народные загадки. - Сыктывкар: Издательство «Эскöм», 2008.
  7. Кудряшова В.М. Коми народные приметы. - Сыктывкар: Издательство «Эском», 2007.
  8. Орлова Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе // Начальная школа. – 2007. - № 3
  9. По тропам наших предков: Методические рекомендации по краеведению – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2012.
  10. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Министерство образования и науки РФ. Федерации. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
  12. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации, проекты. ФГОС. –  Волгоград: Учитель, 2015.
  13. Шеболкина Е.П. Этнокультурное образование в Республике Коми: цели и принципы // Образование в Республике Коми. 2011. № 1 с. 40-43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.

Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.Чтение и письмо отнюдь не составляет образования,если они не помогают людям быть добрее ко всем тваря...

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

Развитие интеллектуальной одарённости обучающихся 1 класса через проектно-исследовательскую деятельность во внеурочное время

Проектная деятельность – это выполнение какой-либо творческой работы совместно либо индивидуально.  В процессе выполнения проектно-исследовательских работ у детей формируется позитивная самооценк...

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В статье представлен опыт работыпроектно- исследовательской деятельности...

Презентация опыта "Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность учащихся" (муниципальный конкурс "Учитель года - 2017")

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конк...