Педагогический проект. Формирование коммуникативных УУД у учащихся 1-2 классов через реализацию программы внеурочной деятельности «Школа хороших манер».
методическая разработка (1 класс) по теме
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Формирование коммуникативных умений младших школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка.
Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_proekt_3.docx | 52.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
ГОУ СИПКРО
Зачетная работа по курсам повышения квалификации по ИОЧ ВБ4 «» 29.11 – 03.12.2010г.
Педагогический проект.
Формирование коммуникативных УУД у учащихся 1-2 классов через реализацию программы внеурочной деятельности «Школа хороших манер».
Выполнила Глазова Наталья Анатольевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 33 города Сызрани
Г. Самара
2010 год.
Актуальность выбранной темы
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Выявленные недостатки в практике формирования коммуникативных умений младших школьников объясняются наличием объективно складывающихся противоречий:
- между необходимостью владеть умением общаться с людьми и несформированностью коммуникативных умений;
- между существующей потребностью поиска эффективных способов формирования коммуникативных умений младших школьников и недостаточной изученностью данной проблемы
- между возможностями внеучебной деятельности и недостаточном использовании практико-ориентированных средств формирования коммуникативных умений.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития коммуникативных умений, влияющих не только на результативность обучения, но и на процесс социализации и развития личности в целом.
К моменту поступления в школу ребёнок уже, в той или иной степени, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, а именно:
– общение со взрослыми и сверстниками;
– владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
– приемлемое отношение к процессу сотрудничества;
– ориентация на партнера по общению;
– умение слушать собеседника.
Но не всегда первоклассник уверенно владеет этими компетенциями.
Проблема
Формирование коммуникативных умений младших школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка.
Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Срок реализации проекта долгосрочный
Участники проекта учащиеся класса, родители.
Цель проекта
создание оптимальных условий для формирования коммуникативных УУД,
формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей общаться с окружающими людьми.
Задачи проекта
- Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе овладеть умением общаться.
- Организовать активную речевую деятельность учеников, в которой они постоянно будут применять полученные знания. Дети будут учиться слушать, говорить, сочинять.
- Развивать чувство уместности высказывания, воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь.
- Разбудить творческое воображение учащихся. На занятии должно быть как можно меньше всякого рода запретов – больше свободы, фантазии.
Предмет исследования
процесс формирования коммуникативных навыков у младших школьников в условиях реализации программы внеурочной деятельности «Школа хороших манер».
Универсальные учебные действия
Коммуникативные
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения
Познавательные
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
• строить сообщения в устной и письменной форме; важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности,
включающая социальные, учебнопознавательные и внешние
мотивы;
Регулятивные
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Ожидаемый результат
Работа в условиях реализации программы внеурочной деятельности «Школа хороших манер» будет способствовать наиболее успешному развитию коммуникативных навыков младших школьников.
Формирование коммуникативных умений у младших школьников будет эффективным, если:
- будет выявлен уровень коммуникативных умений у младших школьников
- будут определены средства, корректирующие определенные коммуникативные умения
Теоретический аспект
На основании изучения трудов Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников моменты формирования коммуникативных умений младших школьников можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии в сфере общения со взрослым, были названы формой общения младших школьников со сверстниками [1].
Первая форма - эмоционально-практическое общение со сверстниками Потребность в общении со сверстником складывается в период обживания в школьной среде, ведь здесь проявляется интерес не только к сверстникам, но и ко взрослому. Далее у детей наблюдается интерес и повышенное внимание к действиям взрослого и появляется стремление привлечь внимание сверстника к себе, продемонстрировать свои достижения и вызвать его ответную реакцию, так как начинает складываться отношение к ровеснику как к равному существу, с которым можно соревноваться. Особое место в таком взаимодействии занимает - подражание. Дети как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через это чувствуют взаимную общность. Подражая сверстнику, ребенок привлекает к себе его внимание и завоевывает расположение. В таких подражательных действиях дети не ограничиваются никакими нормами, они могут даже сорвать урок, с целью привлечения внимания к с6бе, как к исключительной личности, которая интересна взрослому и сверстнику также.
Следующая форма общения сверстников ситуативно-деловая.
Она уже достаточна, сформирована у детей младшего школьного возраста. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально - практическом общении дети действовали рядом, одинаково, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие и было названо - сотрудничество. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения детей этого возраста. Наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров.
Дети внимательно и ревниво наблюдают за действиями друг друга, постоянно оценивают и часто критикуют партнеров в этом возрасте они часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от других детей свои промахи и неудачи. В этот период дети огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах [3].
Все это позволяет говорить о качественной перестройке отношения к сверстнику в середине дошкольного возраста. Суть этой перестройки заключается в том, что ребенок начинает относиться к себе через другого ребенка. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. В ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало.
Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые. Дети много разговаривают друг с другом., чем со взрослым, но их речь продолжает оставаться ситуативной. Если в общении со взрослым в этот период уже возникает внеситуативные контакты, то общение со сверстниками остается преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации.
Способность общаться, психологи (Мелибурда Е.Л, Немов Р.С, И.А. Зимняя и др.) определяют как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя 3 основных составляющих, «3 кита», на которых она основывается, и без которых не может существовать:
- Желание вступить в контакт с окружающими («Я хочу общаться»)
- Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю, как общаться»)
- Умение организовать общение (Я умею общаться»)
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
План реализации проекта
Подготовительный. (Август) |
|
Практический. (сентябрь – май) |
|
Подготовительный этап
Внеурочная деятельность развивает коммуникативные умения учащихся, их мыслительные способности, дарования, склонности детей, расширяет их кругозор, воспитывает в них высокие нравственные качества. Следовательно, Внеурочная деятельность является наиболее эффективным средством формирования коммуникативных навыков, а также наиболее легкой и подходящей возрастным особенностям младших школьников деятельностью. Также, следует отметить, что эффективность процесса формирования коммуникативных навыков зависит от выбора педагогом соответствующих форм работы с младшими школьниками
Какие же технологии позволяют сформировать коммуникативные универсальные учебные действия?(1)
- Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
- Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
- Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель занятия
- Учитель включает детей в открытие новых знаний.
- Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
- Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы во внеурочной деятельности.
- Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.
- Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
- Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.
- Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
- Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
- Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.(2)
Коммуникативные методы имеют свой набор приемов, средств обучения, типов заданий упражнений:
- создание речевых ситуаций;
- ролевые игры, экскурсии, картины, специально организованные наблюдения, другие способы накопления материала, впечатлений;
- любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний;
- рисование картин, ведение записей и дневников;
- создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных;
- выбор разнообразных жанров – докладов, выступлений по радио, телепередачи, рекламы;(5)
- “пробу пера” - литературно-творческие попытки в прозе, в стихах, в драматических жанрах.
Также актуальны различные формы проведения занятий:
- культурно-зрелищные программы с активным включением посетителей в театрализованное действие;
- подвижные игры и развлечения, допускающие равновозможное участие подготовленных и неподготовленных, нетренированных людей;
- оздоровительные мероприятия по регуляции физической и психической нагрузки, балансирующие общее состояние человека, его самочувствие;
- логические игры, деловые игры, имитирующие конфликтные и проблемные ситуации, знакомые и интересные всем посетителям;
- аттракционы, развивающие ловкость, координированность движений, внимание, реакцию;
- досуговые церемонии и ритуалы общения, танца, воссоздающие культурные нормы различных народов мира.
Внеурочная работа не должна строиться только по принципе развлекательности, однако желательно, чтобы ей сопутствовала красочность и эмоциональность.
Успеху внеурочной работы содействует четкое планирование, организация, и проведение игр различной тематики и направленности [6].
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.
При организации внеурочной деятельности используются как возможности школы, так и учреждений дополнительного образования, а так же учреждений, заинтересованных в сотрудничестве со школой. Близость расположения учреждений позволяет ребятам посещать их без ущерба для режима дня.( 4)
Для наиболее успешного формирования коммуникативных умений необходимо выявить уровень их развития у ребенка, и на основе полученных данных определить средства, с помощью которых можно проводить коррекцию определенных умений.
В начале учебного года в первом классе проводится диагностика с целью выявления уровня сформированности положительного отношения к школе, коммуникативных умений и навыков. Обычно для более точного определения ситуации в классе приглашается психолог. Но на данный момент в школе такового не имеется.
Для диагностирования используется:
- задание-рисунок «Лесная школа»
- игра «Чему учат в школе»
- методика «Кто прав?» автор Г.А. Цукерман.
Результаты диагностики показывают, что:
17% учеников - низкий уровень подготовленности к систематическому обучению в школе.
30% – средний уровень подготовленности,
53% – высокий уровень подготовленности.
При анализе анкет и диагностических данных учащихся и их родителей выявлены следующие проблемы:
- отсутствие коммуникативных навыков;
- межличностные конфликты;
- психологические барьеры в общении (страх, застенчивость, неуверенность)
Это говорит о том, что работа должна выстраиваться с учётом уровневой подготовки детей.
С учетом результатов диагностики и консультаций с коллегами, по итогам собственных наблюдений была разработана программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Школа хороших манер»
Практический этап.
Общение – неотъемлемая часть любого урока и любого занятия во внеурочное время, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
В связи с этим, главной задачей учителя является организация групповой работы учащихся. Очень хорошо помогают развитию умения «общаться» занятия во внеурочное время в программе курса « Мир деятельности», автором которой является Л. Г. Петерсон.
Вся учебно-воспитательная направленность образовательного процесса в классном коллективе основана на деятельности малых групп-команд (по 5 - 6 человек), у которых есть свои командиры. Они меняются по решению группы и согласованности с учителем в течение определенного периода. Таким образом, командиром группы побывает каждый учащийся. Формируя группы учащихся по собственному усмотрению, а также, учитывая желания ребят, педагог руководствуется определенными принципами. Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками. Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость). Таким образом, программа помогает развивать в ребенке те качества, которые позволят ему безболезненно адаптироваться в окружающем социуме. На каждом этапе идет формирование определенных коммуникативных универсальных учебных действий.
В рамках занятий по коммуникативной линии данного курса дети познакомятся с основными правилами общения, правилами поведения на уроке, учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие:
- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Все учащиеся принимают активное участие в обсуждении этих правил.
Для создания эмоционально благоприятной ситуации на уроках необходимо использовать игровые приемы; ИКТ; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения, например:
1. «Рассказ от первого лица»:
2. «Сказка в заданном ключе» ( сочинить новую историю с созданием к ней рисунков.)
3. «Изменение развязки истории»:
– придумать другое окончание сказки, рассказа.
Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания.
Следующие упражнения помогают детям стать более раскованным, общительным, понимающими и изменить отношения с другими людьми к лучшему:
— Каждый день начинайте с улыбки своему отражению в зеркале, постройте рожицы, спойте себе песенку. Плохое настроение оставляйте дома, а лучше всего расставайтесь с ним, как только оно возникло, не давайте ему развиться — срочно повысьте настроение любым способом.
— Приглядывайтесь к окружающим вас людям, их лицам, походке, одежде, рукам, их дому, книгам и т.п., пытаясь определить их профессию, семейное положение, увлечения, интересы, характер, мысли и настроение в данный момент.
— Попытайтесь изобразить различные эмоции на лице, поотгадывайте их на лицах товарищей.
— Изобразите различные эмоциональные состояния людей ( «только что сдал экзамен на 5 (на 2)», «влюблен», «девочка в модном прикиде», «злая продавщица», ….). Отразите это без слов, жестами, выражением лица, действиями, походкой и т.п., пусть ваши друзья поотгадывают, что вы хотели изобразить.
— Разбившись по парам, в течение 1 минуты смотрите в глаза своему собеседнику. Затем обсудите, какие чувства вы испытывали. Как это встречается в жизни, со знакомыми людьми и с незнакомыми?
— Один человек-водящий закроет глаза, и пусть каждый подойдет и коснется его (просто или по-особенному). Пусть он по касанию определит, кто это был. Пообсуждайте, какую информацию может нести прикосновение, как по-разному можно это сделать.
— Разыгрывайте различные ситуации общения и обсуждайте, как нужно в них поступать.
— Постоянно практикуйте свое умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, особенно с неприветливыми (спрашивайте дорогу, время, …). Задавайте вопрос так, чтобы вам приятно было ответить.
— Попробуйте за 3 дня пообщаться с 50 людьми, знакомыми и незнакомыми (просто перекинуться несколькими словами, спросить что-то). Увидите, насколько легче стало общаться.
— В группе попробуйте за 5 минут переговорить с наибольшим количеством людей.
— Учите наизусть анекдоты, тосты, шутки, загадки, истории, чтобы блеснуть в компании. Тренируйтесь рассказывать их перед зеркалом.
— Ведите активный образ жизни: посещайте кружки, секции, клубы по интересам, соревнования, представления. Там вы найдете много друзей и не будете скучать, у вас будет о чем рассказать.(3)
Коммуникативные навыки развиваются и средствами ИКТ. Работа одного ученика за компьютером, работа по цепочке, в парах, использование интерактивной доски развивают коммуникативные навыки.
Вывод
Программа «Школа хороших манер» помогает развивать у ребенка речевой аппарат, а главное помогает ему почувствовать, что он умелый и талантливый. На занятиях создается атмосфера доброжелательности, искренности, в которой ребенок сможет познать себя и других. “Лучшее начало учения состоит именно в том, чтобы привести в порядок, уяснить то, что уже собрано в детскую голову; превратить безотчетное знание в сознательное и тем самым пробудить деятельность сознания и придать ребенку ту самостоятельность, при которой только учение становится полезным”. (5)
Ведение занятий по программе «Школа хороших манер» в начальной школе позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению общению, дает знания об этикете, правилам поведения в общественных местах и способствует эффективному развитию речи учащихся.
Используемая литература.
- http://psylesson.ru/node/15
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/formirovanie-kommunikativnykh-universalnykh-uchebnykh-deistv
- Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1993 г.
- Шульгина. Методическая копилка для учителей начальных классов. М., 2002
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/vneurochnaya-deyatelnost-1-kl-rabochaya-programma-azbuka-eti
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/programma-dopolnitelnogo-obrazovatelnogo
- http://festival.1september.ru/articles/577109/
- «Этикет. Умение жить и вести себя в обществе» сост. Николаева Е.С. Петров А.Г.
Приложения
Тема: « Учимся общаться »
Цели:
-развитие знаний и навыков восприятия человека человеком с помощью вербальной и невербальной коммуникации,
-формирование коммуникационного взаимодействия, навыков постановки вопросов, умения слушать и слышать собеседника;
-развитие творчества, фантазии, воображения;
-воспитание культуры общения.
Ход классного часа:
1.Вводная беседа.
- А какие первые слова вам приходят на ум, когда вы слышите слово «общение»?
(речь, разговор, беседа, внимание, понимание, вопросы, ответы, приветствия, улыбка, подмигивание, рукопожатие)
- Все ваши ответы верны, и их можно объединить в общее понятие общения.
- Как вы думаете, какова будет тема нашего классного часа? (слайд 1)
- Да, ребята, сегодня наш классный час будет посвящен теме общения между людьми. Давайте, посмотрим, что же такое общение? (слайд 2)
-Ребята, общение может быть бесконфликтным, т.е. доброжелательным. А может быть конфликтным, т.е. неприятным. А как вы думаете, в каких ситуациях общение может стать не добрым и приятным, а наоборот конфликтным?
(Предполагаемые ответы: неумение слушать, перебивают, кричат, обзываются, врут, ехидничают, унижают, надоедают, дерутся, пустая болтовня, умничают, плохое настроение, нервничают, тон, придумывают клички, насмехаются) (слайд 3)
- В каждом конфликте всегда есть обиженные, и есть обидчики. Вы должны запомнить, ребята, что в конфликте всегда виноваты обе стороны. И вот сегодня мне хотелось бы с вами обсудить эту тему. А помогать мне будет… вы ни за что не догадаетесь кто… это старая парковая лавочка. (слайд 4)
- Почему именно она? Да потому что со мной приключилась однажды вот такая история. Я шла через парк, очень устала и присела отдохнуть на лавочку. Может быть, я задремала, сама не знаю, только слышу вдруг скрип и голос. Я сначала испугалась, потому что вокруг никого не было, а потом я поняла, что со мной разговаривает старая лавочка. Она рассказала мне столько удивительных историй, что я записала некоторые из них на телефон. Вот послушайте.
2. История первая.
(Звучит голос Лавочки) - Мне уже почти сто лет. У меня, как и у каждой вещи, есть своя богатая история, есть своя жизнь, полная различных событий. Еще в прошлом веке мимо меня прогуливались нарядные барышни и важные кавалеры. На мне отдыхали ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Возможно, и вы не раз видели меня в городском парке. За свою долгую жизнь много я услышала разных людских историй.
- Как вы думаете, ребята, о чем можно вести разговор, сидя на этой лавочке?
- Сейчас вы услышите от Лавочки одну интересную историю.
3. История вторая.
(звучит голос Лавочки) - Однажды я стала свидетельницей разговора двух мальчиков, Коли и Миши, которые, возвращаясь из школы, присели отдохнуть. Сначала они разговаривали тихо и спокойно, а потом Миша начал вдруг кричать и обзываться на Колю. Заплакав, Коля убежал домой, а Миша злой пошёл домой.
- Как вы думаете, ребята, из-за чего могла произойти ссора между мальчиками?
(хвалился, обзывался, завидовал, обманывал, унижал)
-Кого вы считаете виноватым в этой ссоре? И почему?
-А как можно выйти из этой ситуации?
-Вы верно назвали способы выхода из конфликта: надо уметь признавать свою ошибку и уметь просить прощение. А ведь порой мы забываем об этом, хотя иногда оказываемся в подобных ситуациях сами, а иногда просто стесняемся попросить прощения у своего друга.
- Скажите, а как же правильно нужно просить прощение?
1. Называть по имени
2. Смотреть в глаза своему другу.
3. Говорить спокойным голосом, чтобы вам поверили.
4. И, обязательно сказать, за что вы просите прощение.)
5.Дать обещание не повторять подобное, потому что вы осознали вину.
(слайд 5 по щелчку)
-А как должен повести себя человек, у которого просят прощение?
(1.Внимательно выслушать.
2.Смотреть в глаза.
3.Поверить, понять и простить.
4.Сказать ответное слово). (слайд 5 по щелчку)
- Давайте вернемся к нашим знакомым мальчикам, которые сидели на этой лавочке и попробуем обыграть эту ситуацию. Я предлагаю поработать в парах. Договоритесь, кто из вас сначала будет Колей, а кто Мишей, а потом поменяетесь ролями. Когда вы будете исполнять свои роли, то пользуйтесь схемой. (Дети работают в парах)
-А кто из вас попробует выйти сюда и проиграть эту ситуацию? (Учитель дает примеры ответного слова, если дети затрудняются).
- Молодцы, ребята! Никогда не стесняйтесь просить прощения, это не стыдно. Наоборот, это показывает, что вы культурны, воспитаны и по-настоящему взрослые.
4. История третья.
- А сейчас я включу вам следующую историю, которую мне рассказала наша знакомая Лавочка.
(звучит голос Лавочки) - Часто, сидящие на лавочке люди оставляют различные забытые вещи, которые потом попадают в «Бюро находок», где рассеянные люди могут их забрать. Чего только на мне не забывали…
- У меня, ребята, есть несколько забытых вещей. Я предлагаю вам поиграть в игру «Изобрази забытую вещь». На экране вы будете видеть забытые вещи. Если эту вещь забыла женщина или девочка, то ее будут изображать девочки, а если вещь забыта мужчиной или мальчиком, то ее изображают мальчики. Готовы? (слайд 6)
Девочки - губная помада, зеркальце, кукла.
Мальчики - футбольный мяч, хоккейная клюшка, гантели.
Общее - книга, очки, фантики от конфет.)
- Молодцы, ребята, вы проявили большое творчество, фантазию, артистичность в изображении забытых вещей, что я даже без слов могла с вами общаться и понять названия забытых вещей.
- Прежде чем перейти к следующей истории, которую мне рассказала Лавочка, я хочу напомнить вам, ребята, чтобы вы были внимательными и не оставляли свои вещи на лавочках, а уж тем более нельзя оставлять мусор около лавочек, так как после вас придут отдыхать другие люди и отдых у них будет испорчен.
5. История четвертая.
- А теперь следующая история…
(звучит голос Лавочки) - Однажды, я стала свидетелем того, как ученик 2 класса, сидел и вздыхал. Ему было очень грустно и печально и одиноко оттого, что у него не было друзей. У него были слезы на глазах, и он все приговаривал: «Как мне плохо, ну где мне найти друга?» И потом он решил даже написать объявление «Ищу друга». Мне было очень его жалко, и я не знала, чем ему помочь.
-Ребята, а давайте подумаем, может быть, мы смогли бы ему помочь? Чем?
-Да, я согласна с вами, каждый из вас мог бы стать его другом. А теперь подумайте и продолжите предложение «Я могу стать ему другом потому, что…»
- С каждым из вас действительно интересно дружить: вы можете многому научить, поделиться, заинтересовать. Думаю, что если бы этот мальчик попал в наш класс, у него было бы много друзей и ему никогда бы не пришлось грустить. И вы знаете, я подумала, ведь у каждого из нас в жизни бывают минуты грусти, огорчений, радости и хочется поделиться. Давайте, в классе организуем доску бесплатных объявлений, где вы могли бы оставлять любые объявления, чтобы смогли все вместе и в горе, и в радости поддержать друг друга.
- Просто удивительно, как простая Лавочка помогла нам интересно провести классный час, заставила нас рассуждать, переживать, общаться друг с другом и хочется сказать ей за это огромное спасибо. (слайд 7) Очень жаль, что она не слышит этого волшебного слова. Слова благодарности играют очень важную роль в нашей жизни, без них общение между людьми просто невозможно. А ведь очень часто мы забываем благодарить друг друга. Думаю, что каждый из вас может вспомнить ситуацию, когда он забыл сказать спасибо кому-то из своих друзей, родных и знакомых. Давайте попробуем исправить эту ситуацию, ведь лучше поздно, чем никогда. Благодарность можно выразить не только словами, но каким-то приятным сюрпризом. Вот здесь находятся как раз такие сюрпризики. Подумайте, кому бы вы хотели сказать спасибо, за что, выберите любой сюрпризик и скажите об этом.
6. Подведение итогов.
- Вы знаете, ребята, меня поразило, что обыкновенная Лавочка очень внимательная и думаю, что эти истории она рассказала не случайно. Видимо она хотела обратить наше внимание на то, что в жизни нет мелочей, и большую роль играет каждое слово, каждый жест, даже взгляд для того, чтобы нам было легко общаться друг с другом. (слайд 8)
- И мне очень хочется узнать, что вы расскажете дома о нашем классном часе?
- Я предлагаю вам вот что, давайте, как только растает снег, мы с вами обязательно сходим в городской парк, в гости к этой лавочке. Быть может, она расскажет нам новую удивительную историю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Проблема формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования в настоящее время является актуальной. Владение современными ИКТ-технологиями составляют основу грамотности современног...
Создание условий для социальной адаптации первоклассников через реализацию программы внеурочной деятельности «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество»
Статья посвящена вопросам организации внеурочной деятельности в начальной школе на примере МБОУ «СОШ №43» г. Нижневартовска. Особое внимание в работе акцентируется на создание условий для социал...
ПРОЕКТ «Формирование коммуникативных УУД у учащихся 1-2 классов через реализацию программы внеурочной деятельности «Путешествие по стране Изящных манер».
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развит...
Рабочая программа внеурочной деятельности « Страна хороших манер» ( Духовно-нравственное направление)
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности ч...
Выступление на ШМО по теме: "Формирование ценностного отношения младших школьников к миру живой природы через реализацию программы внеурочной деятельности «Мы-твои друзья""
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной занятости детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников. В связи с эти...
Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Школа здоровья»: «Наш друг Мойдодыр»
Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Школа здоровья»...
Духовно-нравственное воспитание учащихся через реализацию программы внеурочной деятельности «Мир вокруг меня»
Важнейшей задачей является в младшем школьном возрасте формирование целостной картины мира, осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём на основе...