Педагогический проект. Формирование коммуникативных УУД у учащихся 1-2 классов через реализацию программы внеурочной деятельности «Школа хороших манер».
методическая разработка (1 класс) по теме

 

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

 

Формирование коммуникативных умений младших школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка.

Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_proekt_3.docx52.44 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

ГОУ  СИПКРО

Зачетная работа по курсам повышения квалификации по ИОЧ  ВБ4 «» 29.11 – 03.12.2010г.

Педагогический проект.

Формирование коммуникативных УУД у учащихся 1-2 классов через реализацию программы внеурочной деятельности «Школа хороших манер».

                                                         Выполнила Глазова Наталья Анатольевна

                              учитель начальных классов

                                          ГБОУ СОШ № 33 города Сызрани

Г. Самара

2010 год.

Актуальность выбранной темы

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Выявленные недостатки в практике формирования коммуникативных умений младших школьников объясняются наличием объективно складывающихся противоречий:

- между необходимостью владеть умением общаться с людьми и несформированностью коммуникативных умений;

- между существующей потребностью поиска эффективных способов формирования коммуникативных умений младших школьников и недостаточной изученностью данной проблемы

- между возможностями внеучебной деятельности и недостаточном использовании практико-ориентированных средств формирования коммуникативных умений.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития коммуникативных умений, влияющих не только на результативность обучения, но и на процесс социализации и развития личности в целом.

К моменту поступления в школу ребёнок уже, в той или иной степени, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, а именно:

– общение со взрослыми и сверстниками;

– владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

– приемлемое отношение к процессу сотрудничества;

– ориентация на партнера по общению;

– умение слушать собеседника.

Но не всегда первоклассник уверенно владеет этими компетенциями.

Проблема

Формирование коммуникативных умений младших школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка.

Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Срок реализации проекта  долгосрочный

Участники проекта   учащиеся класса, родители.

Цель проекта 

создание оптимальных условий для формирования коммуникативных УУД, 

формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей общаться с окружающими людьми.

Задачи проекта

  1. Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе овладеть умением общаться.
  2. Организовать активную речевую деятельность учеников, в которой они постоянно будут применять полученные знания. Дети будут учиться слушать, говорить, сочинять.
  3. Развивать чувство уместности высказывания, воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь.
  4. Разбудить творческое воображение учащихся. На занятии должно быть как можно меньше всякого рода запретов – больше свободы, фантазии.

Предмет исследования 

 процесс формирования коммуникативных навыков у младших школьников в условиях реализации программы внеурочной деятельности «Школа хороших манер».

Универсальные учебные действия

Коммуникативные

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения

Познавательные

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

• строить сообщения в устной и письменной форме; важнейшими компонентами которых являются тексты.

Личностные

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности,

включающая социальные, учебнопознавательные и внешние

мотивы;

Регулятивные

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Ожидаемый результат 

 Работа в условиях реализации программы внеурочной деятельности «Школа хороших манер» будет способствовать наиболее успешному развитию коммуникативных навыков младших школьников.

Формирование коммуникативных умений у младших школьников будет эффективным, если:

  1. будет выявлен уровень коммуникативных умений у младших школьников
  2. будут определены средства, корректирующие определенные коммуникативные умения

Теоретический аспект

На основании изучения трудов Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников моменты формирования коммуникативных умений младших школьников можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии в сфере общения со взрослым, были названы формой общения младших школьников со сверстниками [1].

Первая форма - эмоционально-практическое общение со сверстниками Потребность в общении со сверстником складывается в период обживания в школьной среде, ведь здесь проявляется интерес не только к сверстникам, но и ко взрослому. Далее у детей наблюдается интерес и повышенное внимание к действиям взрослого и появляется стремление привлечь внимание сверстника к себе, продемонстрировать свои достижения и вызвать его ответную реакцию, так как начинает складываться отношение к ровеснику как к равному существу, с которым можно соревноваться. Особое место в таком взаимодействии занимает - подражание. Дети как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через это чувствуют взаимную общность. Подражая сверстнику, ребенок привлекает к себе его внимание и завоевывает расположение. В таких подражательных действиях дети не ограничиваются никакими нормами, они могут даже сорвать урок, с целью привлечения внимания к с6бе, как к исключительной личности, которая интересна взрослому и сверстнику также.

Следующая форма общения сверстников ситуативно-деловая.

Она уже достаточна, сформирована у детей младшего школьного возраста. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально - практическом общении дети действовали рядом, одинаково, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие и было названо - сотрудничество. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения детей этого возраста. Наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров.

Дети внимательно и ревниво наблюдают за действиями друг друга, постоянно оценивают и часто критикуют партнеров в этом возрасте они часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от других детей свои промахи и неудачи. В этот период дети огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах [3].

Все это позволяет говорить о качественной перестройке отношения к сверстнику в середине дошкольного возраста. Суть этой перестройки заключается в том, что ребенок начинает относиться к себе через другого ребенка. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. В ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало.

Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые. Дети много разговаривают друг с другом., чем со взрослым, но их речь продолжает оставаться ситуативной. Если в общении со взрослым в этот период уже возникает внеситуативные контакты, то общение со сверстниками остается преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации.

Способность общаться, психологи (Мелибурда Е.Л, Немов Р.С, И.А. Зимняя и др.) определяют как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя 3 основных составляющих, «3 кита», на которых она основывается, и без которых не может существовать:

  1. Желание вступить в контакт с окружающими («Я хочу общаться»)
  2. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю, как общаться»)
  3. Умение организовать общение (Я умею общаться»)

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

План реализации проекта

Подготовительный.

(Август)

  1. Изучение форм работы по формированию коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста.
  2. Диагностическая работа по выявлению уровня сформированности коммуникативных УУД у детей.
  3. Составление программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению с учетом результатов диагностики «Школа хороших манер»

Практический.

(сентябрь – май)

  1. Реализация программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Школа хороших манер»
  2. Использование современных образовательных технологий с целью формирования коммуникативных УУД

Подготовительный этап

Внеурочная деятельность развивает коммуникативные умения учащихся, их мыслительные способности, дарования, склонности детей, расширяет их кругозор, воспитывает в них высокие нравственные качества. Следовательно, Внеурочная деятельность является наиболее эффективным средством формирования коммуникативных навыков, а также наиболее легкой и подходящей возрастным особенностям младших школьников деятельностью. Также, следует отметить, что эффективность процесса формирования коммуникативных навыков зависит от выбора педагогом соответствующих форм работы с младшими школьниками

Какие же технологии позволяют сформировать коммуникативные универсальные учебные действия?(1)

  1. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
  2. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
  3. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель занятия
  4. Учитель включает детей в открытие новых знаний.
  5. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
  6. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы во внеурочной деятельности.
  7. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.
  8. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
  9. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.
  10. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
  11. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
  12. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.(2)

Коммуникативные методы имеют свой набор приемов, средств обучения, типов заданий упражнений:

  1. создание речевых ситуаций;
  2. ролевые игры, экскурсии, картины, специально организованные наблюдения, другие способы накопления материала, впечатлений;
  3. любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний;
  4. рисование картин, ведение записей и дневников;
  5. создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных;
  6. выбор разнообразных жанров – докладов, выступлений по радио, телепередачи, рекламы;(5)
  7. “пробу пера” - литературно-творческие попытки в прозе, в стихах, в драматических жанрах.

Также актуальны различные формы проведения занятий:

  1. культурно-зрелищные программы с активным включением посетителей в театрализованное действие;
  2. подвижные игры и развлечения, допускающие равновозможное участие подготовленных и неподготовленных, нетренированных людей;
  3. оздоровительные мероприятия по регуляции физической и психической нагрузки, балансирующие общее состояние человека, его самочувствие;
  4. логические игры, деловые игры, имитирующие конфликтные и проблемные ситуации, знакомые и интересные всем посетителям;
  5. аттракционы, развивающие ловкость, координированность движений, внимание, реакцию;
  6. досуговые церемонии и ритуалы общения, танца, воссоздающие культурные нормы различных народов мира.

Внеурочная работа не должна строиться только по принципе развлекательности, однако желательно, чтобы ей сопутствовала красочность и эмоциональность.

Успеху внеурочной работы содействует четкое планирование, организация, и проведение игр различной тематики и направленности [6].

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

При организации внеурочной деятельности используются как возможности школы, так и учреждений дополнительного образования, а так же учреждений, заинтересованных в сотрудничестве со школой. Близость расположения учреждений позволяет ребятам посещать их без ущерба для режима дня.( 4)

Для наиболее успешного формирования коммуникативных умений необходимо выявить уровень их развития у ребенка, и на основе полученных данных определить средства, с помощью которых можно проводить коррекцию определенных умений.

В начале учебного года в первом классе  проводится диагностика с целью выявления  уровня сформированности положительного отношения к школе, коммуникативных умений и навыков. Обычно для более точного определения ситуации в классе приглашается психолог. Но на данный момент в школе такового не имеется.

Для диагностирования  используется:

         -  задание-рисунок    «Лесная школа»

         - игра «Чему учат в школе»

  -  методика «Кто прав?» автор Г.А. Цукерман.

Результаты  диагностики показывают, что:

17% учеников -  низкий уровень подготовленности к систематическому обучению в школе.

30% – средний уровень подготовленности,

53% – высокий уровень подготовленности.

При анализе анкет и диагностических данных учащихся и их родителей выявлены следующие проблемы:

  1. отсутствие коммуникативных навыков;
  2. межличностные конфликты;
  3. психологические барьеры в общении (страх, застенчивость, неуверенность)

Это говорит о том, что работа должна  выстраиваться с учётом уровневой подготовки детей. 

С учетом результатов диагностики и консультаций с коллегами, по итогам собственных наблюдений была разработана программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Школа хороших манер»

Практический этап.

Общение – неотъемлемая часть любого урока и любого занятия во внеурочное время,  поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

В связи с этим, главной задачей учителя является организация групповой работы учащихся. Очень хорошо помогают развитию умения «общаться» занятия во внеурочное время в программе курса « Мир деятельности», автором которой является Л. Г. Петерсон.

Вся учебно-воспитательная направленность образовательного процесса в классном коллективе основана на деятельности  малых групп-команд (по 5 - 6 человек), у которых есть свои командиры. Они меняются по решению группы и согласованности с учителем в течение определенного периода. Таким образом, командиром группы побывает  каждый учащийся. Формируя группы учащихся по собственному усмотрению, а также, учитывая желания ребят, педагог руководствуется определенными принципами. Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками. Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость). Таким образом, программа помогает развивать в ребенке те качества, которые позволят ему безболезненно адаптироваться в окружающем социуме. На каждом этапе идет формирование определенных коммуникативных универсальных учебных действий.

В рамках занятий по коммуникативной линии данного курса дети  познакомятся с основными правилами общения, правилами поведения на уроке, учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы

  1. полное внимание к однокласснику;
  2. серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
  3. терпимость, дружелюбие:
  4. никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимают активное участие в обсуждении этих правил.

Для создания эмоционально благоприятной ситуации на уроках необходимо использовать игровые приемы; ИКТ; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения, например:

1. «Рассказ от первого лица»:

2. «Сказка в заданном ключе» ( сочинить новую историю с созданием к ней рисунков.)

3. «Изменение развязки истории»:

– придумать другое окончание сказки, рассказа.

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания.

Следующие упражнения помогают  детям стать более раскованным, общительным, понимающими  и изменить  отношения с другими людьми к лучшему:

— Каждый день начинайте с улыбки своему отражению в зеркале, постройте рожицы, спойте себе песенку. Плохое настроение оставляйте дома, а лучше всего расставайтесь с ним, как только оно возникло, не давайте ему развиться — срочно повысьте настроение любым способом.

— Приглядывайтесь к окружающим вас людям, их лицам, походке, одежде, рукам, их дому, книгам и т.п., пытаясь определить их профессию, семейное положение, увлечения, интересы, характер, мысли и настроение в данный момент.

— Попытайтесь изобразить различные эмоции на лице, поотгадывайте их на лицах товарищей.

— Изобразите различные эмоциональные состояния людей ( «только что сдал экзамен на 5 (на 2)», «влюблен», «девочка в модном прикиде», «злая продавщица», ….). Отразите это без слов, жестами, выражением лица, действиями, походкой и т.п., пусть ваши друзья поотгадывают, что вы хотели изобразить.

— Разбившись по парам, в течение 1 минуты смотрите в глаза своему собеседнику. Затем обсудите, какие чувства вы испытывали. Как это встречается в жизни, со знакомыми людьми и с незнакомыми?

— Один человек-водящий закроет глаза, и пусть каждый подойдет и коснется его (просто или по-особенному). Пусть он по касанию определит, кто это был. Пообсуждайте, какую информацию может нести прикосновение, как по-разному можно это сделать.

— Разыгрывайте различные ситуации общения и обсуждайте, как нужно в них поступать.

— Постоянно практикуйте свое умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, особенно с неприветливыми (спрашивайте дорогу, время, …). Задавайте вопрос так, чтобы вам приятно было ответить.

— Попробуйте за 3 дня пообщаться с 50 людьми, знакомыми и незнакомыми (просто перекинуться несколькими словами, спросить что-то). Увидите, насколько легче стало общаться.

— В группе попробуйте за 5 минут переговорить с наибольшим количеством людей.

— Учите наизусть анекдоты, тосты, шутки, загадки, истории, чтобы блеснуть в компании. Тренируйтесь рассказывать их перед зеркалом.

— Ведите активный образ жизни: посещайте кружки, секции, клубы по интересам, соревнования, представления. Там вы найдете много друзей и не будете скучать, у вас будет о чем рассказать.(3)

Коммуникативные навыки  развиваются и средствами ИКТ. Работа одного ученика за компьютером, работа по цепочке, в парах, использование интерактивной доски развивают коммуникативные навыки.

Вывод

Программа «Школа хороших манер» помогает развивать у ребенка речевой аппарат, а главное помогает ему почувствовать, что он умелый и талантливый. На занятиях создается атмосфера доброжелательности, искренности, в которой ребенок сможет познать себя и других. “Лучшее начало учения состоит именно в том, чтобы привести в порядок, уяснить то, что уже собрано в детскую голову; превратить безотчетное знание в сознательное и тем самым пробудить деятельность сознания и придать ребенку ту самостоятельность, при которой только учение становится полезным”. (5)

Ведение занятий по программе «Школа хороших манер» в начальной школе позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению общению, дает знания об этикете, правилам поведения в общественных местах и способствует эффективному развитию речи учащихся.

Используемая литература.

  1. http://psylesson.ru/node/15
  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/formirovanie-kommunikativnykh-universalnykh-uchebnykh-deistv
  3. Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1993 г.
  4. Шульгина. Методическая копилка для учителей начальных классов. М., 2002
  5.  http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/vneurochnaya-deyatelnost-1-kl-rabochaya-programma-azbuka-eti
  6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/programma-dopolnitelnogo-obrazovatelnogo
  7. http://festival.1september.ru/articles/577109/
  8. «Этикет. Умение жить и вести себя в обществе» сост. Николаева Е.С. Петров А.Г.

Приложения

Тема: « Учимся общаться »

Цели:

-развитие знаний и навыков восприятия человека человеком с помощью вербальной и невербальной коммуникации,

-формирование коммуникационного взаимодействия, навыков постановки вопросов, умения слушать и слышать собеседника;

-развитие творчества, фантазии, воображения;

-воспитание  культуры общения.

Ход классного часа:

1.Вводная беседа.

- А какие первые слова вам приходят на ум, когда вы слышите слово «общение»?

(речь, разговор, беседа, внимание, понимание, вопросы, ответы,    приветствия, улыбка, подмигивание, рукопожатие)

- Все ваши ответы верны, и их можно объединить в общее понятие  общения.

- Как вы думаете, какова будет тема нашего классного часа? (слайд 1)

- Да, ребята, сегодня наш классный час будет посвящен теме общения между людьми. Давайте, посмотрим, что же такое общение? (слайд 2)

-Ребята, общение может быть бесконфликтным, т.е. доброжелательным. А может быть конфликтным, т.е. неприятным. А как вы думаете, в каких ситуациях общение может  стать не добрым и приятным, а наоборот конфликтным?  

(Предполагаемые ответы: неумение слушать, перебивают, кричат, обзываются, врут, ехидничают, унижают, надоедают, дерутся, пустая болтовня, умничают, плохое настроение, нервничают, тон, придумывают клички, насмехаются)   (слайд 3)

- В каждом конфликте всегда есть обиженные, и есть обидчики. Вы должны запомнить, ребята,  что  в конфликте всегда виноваты обе стороны. И вот сегодня мне хотелось бы с вами обсудить эту тему. А помогать мне будет… вы ни за что не догадаетесь кто… это старая парковая лавочка. (слайд 4)

- Почему именно она? Да потому что со мной приключилась однажды вот такая история. Я шла через парк, очень устала и присела отдохнуть на лавочку. Может быть, я задремала, сама не знаю, только слышу вдруг скрип и голос. Я сначала испугалась, потому что вокруг никого не было, а потом я поняла, что со мной разговаривает старая лавочка. Она рассказала мне столько удивительных историй, что я записала некоторые из них на телефон. Вот послушайте.

2. История первая.

(Звучит голос Лавочки) - Мне уже почти сто лет. У меня, как и у каждой вещи, есть своя богатая история, есть своя   жизнь, полная различных событий. Еще в прошлом веке мимо меня прогуливались нарядные барышни и важные кавалеры.  На  мне отдыхали ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Возможно, и вы не раз видели  меня в городском парке. За свою долгую жизнь много  я услышала разных людских историй.

 - Как вы думаете, ребята, о чем можно вести разговор, сидя на этой лавочке?

- Сейчас вы услышите от Лавочки  одну интересную историю.

3. История вторая.

 (звучит голос Лавочки) -  Однажды я стала свидетельницей разговора двух мальчиков, Коли и Миши, которые, возвращаясь из школы, присели отдохнуть.  Сначала они разговаривали тихо и спокойно, а потом  Миша начал вдруг кричать и  обзываться на  Колю. Заплакав, Коля убежал домой, а Миша злой пошёл домой.

- Как вы думаете, ребята, из-за чего могла произойти ссора между мальчиками?

(хвалился, обзывался, завидовал, обманывал, унижал)

-Кого вы считаете виноватым в этой ссоре? И почему?

-А как можно выйти из  этой ситуации?

-Вы верно назвали способы выхода из конфликта:  надо уметь признавать свою ошибку и уметь просить прощение. А ведь порой мы забываем об этом, хотя иногда оказываемся в  подобных ситуациях сами, а иногда просто стесняемся попросить прощения у своего друга.

 - Скажите, а как же правильно нужно просить прощение?

1. Называть по имени

2. Смотреть в глаза своему другу.

3. Говорить спокойным голосом, чтобы вам поверили.

4. И, обязательно сказать, за что вы просите прощение.)

5.Дать обещание не повторять подобное, потому что вы осознали вину.

(слайд 5 по щелчку)

-А как должен повести себя человек, у которого просят прощение?

(1.Внимательно выслушать.

2.Смотреть в глаза.

3.Поверить, понять и простить.

4.Сказать ответное слово). (слайд 5 по щелчку)

- Давайте вернемся к нашим знакомым мальчикам, которые сидели на этой лавочке и попробуем обыграть эту ситуацию. Я предлагаю поработать в парах. Договоритесь, кто из вас сначала будет Колей, а кто Мишей, а потом поменяетесь ролями.  Когда вы будете  исполнять свои роли, то пользуйтесь схемой.  (Дети работают в парах)

-А кто из вас попробует выйти сюда и проиграть эту ситуацию? (Учитель дает примеры ответного слова, если дети затрудняются).

- Молодцы, ребята! Никогда не стесняйтесь просить прощения, это не стыдно. Наоборот, это показывает,  что вы культурны, воспитаны и по-настоящему взрослые.

4. История третья.

- А сейчас я включу вам следующую историю, которую мне рассказала наша знакомая Лавочка.

(звучит голос Лавочки) - Часто, сидящие на лавочке люди оставляют различные забытые вещи, которые потом попадают в «Бюро находок», где рассеянные люди могут их забрать. Чего только на мне не забывали…

- У меня, ребята, есть несколько   забытых вещей. Я предлагаю вам поиграть в игру «Изобрази забытую вещь». На экране вы будете  видеть забытые вещи. Если эту вещь забыла женщина или девочка, то ее будут изображать девочки, а если вещь забыта мужчиной или мальчиком, то ее изображают мальчики. Готовы?  (слайд 6)

Девочки - губная помада, зеркальце, кукла.

Мальчики - футбольный мяч, хоккейная клюшка,  гантели.

Общее - книга, очки, фантики от конфет.)

- Молодцы, ребята, вы проявили большое творчество, фантазию, артистичность в изображении забытых вещей, что я даже без слов могла с вами общаться и понять названия забытых вещей.

- Прежде чем перейти к следующей истории, которую мне рассказала Лавочка, я хочу напомнить вам, ребята, чтобы вы были   внимательными и не оставляли свои вещи на лавочках, а уж тем более нельзя оставлять мусор около лавочек, так как после вас придут   отдыхать другие люди и отдых у них будет испорчен.

5. История четвертая.

-  А теперь  следующая история…

(звучит голос Лавочки) -  Однажды, я стала свидетелем того, как ученик 2 класса, сидел и вздыхал. Ему было очень грустно и печально и одиноко оттого, что у него не было друзей. У него были слезы на глазах, и он все приговаривал: «Как мне плохо, ну где мне найти друга?» И потом он решил даже написать объявление «Ищу друга». Мне было очень его жалко, и я не знала, чем ему помочь.

-Ребята, а давайте подумаем, может быть, мы смогли бы ему помочь? Чем?

-Да, я согласна с вами,  каждый из вас  мог бы стать его другом. А теперь подумайте и продолжите предложение «Я могу стать ему другом потому, что…»  

- С каждым из вас   действительно   интересно дружить: вы можете многому научить, поделиться, заинтересовать. Думаю, что если бы  этот мальчик попал в наш класс, у него было бы много друзей и ему никогда бы не пришлось грустить. И вы знаете, я подумала, ведь у каждого из нас в жизни бывают минуты грусти, огорчений, радости и хочется поделиться. Давайте, в классе организуем  доску бесплатных объявлений, где вы могли бы оставлять любые объявления, чтобы смогли все вместе и в горе, и в радости поддержать друг друга.

- Просто удивительно, как простая Лавочка помогла нам интересно провести классный час, заставила нас рассуждать, переживать, общаться друг с другом  и хочется сказать ей за это огромное спасибо. (слайд 7) Очень жаль, что она не слышит  этого волшебного слова. Слова благодарности играют очень важную роль в нашей жизни, без них общение между людьми просто невозможно. А ведь очень часто мы забываем благодарить друг друга. Думаю, что каждый из вас может вспомнить ситуацию, когда он забыл сказать спасибо  кому-то из  своих друзей, родных и знакомых. Давайте попробуем исправить эту ситуацию, ведь лучше поздно, чем никогда. Благодарность  можно выразить не только словами, но каким-то приятным сюрпризом. Вот здесь находятся как раз такие сюрпризики.   Подумайте,   кому бы вы хотели сказать спасибо, за что, выберите любой  сюрпризик и скажите об этом.    

6. Подведение итогов.

- Вы знаете, ребята, меня поразило, что обыкновенная  Лавочка очень внимательная и думаю, что эти истории она рассказала не случайно. Видимо она хотела обратить наше внимание на то, что в жизни нет мелочей, и большую роль играет каждое слово, каждый жест, даже взгляд для того, чтобы нам было легко общаться друг с другом. (слайд 8)

- И мне очень хочется узнать, что вы расскажете дома о нашем классном часе?

- Я предлагаю вам вот что, давайте, как только растает снег, мы с вами обязательно сходим в  городской парк, в гости к этой лавочке. Быть может, она расскажет нам новую удивительную историю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Проблема формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования в настоящее время является актуальной. Владение современными ИКТ-технологиями составляют основу грамотности современног...

Создание условий для социальной адаптации первоклассников через реализацию программы внеурочной деятельности «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество»

Статья посвящена вопросам организации внеурочной деятельности в начальной школе на примере МБОУ «СОШ №43» г. Нижневартовска. Особое внимание в работе акцентируется  на создание условий для социал...

ПРОЕКТ «Формирование коммуникативных УУД у учащихся 1-2 классов через реализацию программы внеурочной деятельности «Путешествие по стране Изящных манер».

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развит...

Рабочая программа внеурочной деятельности « Страна хороших манер» ( Духовно-нравственное направление)

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности ч...

Выступление на ШМО по теме: "Формирование ценностного отношения младших школьников к миру живой природы через реализацию программы внеурочной деятельности «Мы-твои друзья""

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной занятости детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников. В связи с эти...

Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Школа здоровья»: «Наш друг Мойдодыр»

Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности  «Школа здоровья»...

Духовно-нравственное воспитание учащихся через реализацию программы внеурочной деятельности «Мир вокруг меня»

Важнейшей задачей является в младшем школьном возрасте формирование целостной картины мира,  осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём на основе...