Пришкольный лагерь "Мотылёк"
рабочая программа на тему

Денискина Елена Валерьевна

Программа пришкольного лагеря "Мотылёк"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_letnego_lagerya_mou_sosh_no50.doc800.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Администрация городского округа  «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 50

_____________________________________________________________________________

236023, г. Калининград, ул. Каштановая аллея, 147    тел. факс:  (4012)  910111, mouscool50@eduklgd.ru

ПРОГРАММА

пришкольного оздоровительного лагеря

 

г.  Калининград

2017год

Если проникнуть внимательным взглядом

Во всё, что с тобою находится рядом,

То не придётся дорогу искать

В мир, до которого рукою подать!

ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ (актуальность)

Приближается лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами. Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные знания, поправить свое здоровье и просто отдохнуть. Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируется сотрудничество, сотворчество, соуправление, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса.

Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности  дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

Чтобы дети с удовольствием отдыхали в пришкольном лагере, мы -  учителя приложим максимум усилий для того, чтобы сделать жизнь лагеря интересной и разнообразной.  Каждый день ребят будут  ожидать  интересные и разнообразные мероприятия: увлекательные  путешествия, походы, игры, конкурсы, соревнования, защита своих проектов. Все коллективные дела   нацелены на формирование у ребят устойчивого убеждения и желания делать добрые дела, помогать друг другу, уважать окружающих людей, любить Родину и  свой край, любить и беречь окружающий нас мир природы.

Цель программы – создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:

  • спортивно - оздоровительное,
  • содержательно - досуговое,
  • нравственное,
  • гражданско-патриотическое.

Сроки реализации: программа реализуется в период летних каникул (21 день), охват детей – 207 человек, возраст 7 – 15 лет.

 

Задачи:

- организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;

- воспитание культуры поведения;

- формирование ценностей здорового образа жизни;

- развитие творческих способностей личности ребёнка;

- включение ребёнка в различные виды деятельности с учетом его возможностей и интересов;

- формирование культуры общения, труда, экологического мышления и вовлечение детей в экологическую деятельность.

Воспитательные задачи:

•        воспитание человека, способного к освоению городского пространства, патриота своего города;

•        воспитание человека, владеющего культурой общения, формами бесконфликтного поведения, обладающего организаторскими навыками;

•        воспитание творческой, образованной личности с максимально развитыми способностями к учению;

•        воспитание россиянина, человека, способного к использованию гражданских прав и добросовестному выполнению гражданских обязанностей;

•        воспитание человека, умеющего выбирать из потока поступающей информации нужное, доброе, правильное.

1. Полное название программы.

Программа пришкольного оздоровительного лагеря “Мотылёк”.

2. Авторы программы.

Артемьева Н.В., Денискина Е.В.

3. Руководитель программы

Артемьева Н.В.

4. Территория, представляющая программу.

г. Калининград,  МАОУ СОШ № 50

5. Название проводящей организации.

МАОУ СОШ № 50

6. Адрес организации, телефон

Г. Калининград, улица Каштановая аллея, 147,

тел. 91-10-11

7. Форма проведения.

Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей.

8. Цель программы.

Создание условий для физического, психологи-ческого оздоровления детей на основе традиций мировой культуры.

9. Специализация.

Оздоровительная.

10. Сроки реализации.

С  02.06.2017   по   22.06.2017г.

11. Место реализации программы.

г. Калининград,  МАОУ СОШ № 50

12. Официальный язык программы.

Русский.

13. Общее количество участников, в т.ч. детей.

207 чел.

14. Условия участия в проекте.

Заявление родителей.

15. География участников.

Учащиеся  МАОУ  СОШ  № 50

16. Краткое содержание программы.

Полноценный отдых детей, их оздоровление. Сохранение непрерывности воспитательного и дополнительного образовательного процесса в летний каникулярный период. Развитие творчества и нравственного воспитания детей.

Приоритет программы

Программа разработана с учётом следующих законодательных  нормативно – правовых документов:

•        Конвенцией ООН о правах ребёнка;

•        Конституцией РФ;

•        Законом РФ «Об образовании»

•        Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»  от  24.07.1998 №24 – Ф3;

•        Трудовым кодексом Российской Федерации  от 30.12. 2001 г. №197 –Ф3;

•        Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 № 2688.

•        Гигиенические  требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно – эпидемиологические правила СП 2.4.4.969 -00 от 2.02. 2001.

Программа по своей направленности является комплексной. В ее основе лежит вариативный подход к организации летнего отдыха детей. Он предполагает наличие комплекса разнообразных направлений деятельности, отличающихся друг от друга содержанием и адекватными ему формами и методами работы с детьми.

Отличительной чертой программы является адресный подход к организации отдыха различных категорий детей. Особое место уделяется организации досуга и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства; подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию; развитию творческой и социальной активности юных граждан.            

        

Принципы деятельности лагеря.

1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения детей в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха, поощрение достигнутого.

2. Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение.

3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений  и вредных привычек, формирование чувства ответственности  за свои поступки и действия.

4. Принцип сочетания воспитательных мероприятий с  деятельностью детей предусматривает; режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности.

Система поощрения

В каждой смене существует накопительная система поощрительных жетонов – “мотыльков”, которые собирают ребята. В течение всей смены  дети получают “мотыльки”   В конце смены подводятся итоги, выявляется самый активный отряд.

Традиции:

  1. Составление летописи.
  2. День талантов.
  3. Итоговое  отрядное мероприятие, посвященное закрытию смены.

Механизм реализации программы

  • содействовать успешной  адаптации ребенка в социуме  через организацию игрового пространства игр  на сплочение коллектива, через игры на доверие, самопознание, на развитие навыков кооперации; через отслеживание эмоционального состояния ребенка путем применения проективных тестов (тест «нарисуй несуществующее животное»), дерево настроения;
  • формирование нравственно-эстетического отношения к миру  и духовных потребностей ребенка через организацию системы отрядных и лагерных мероприятий, посвященных календарным и традиционным праздникам, посещение культурных  мероприятий  города, посещение музеев, выставок, библиотеки, организация экскурсий;
  • формирование культуры общения через проведение тренингов  общения, принятие детьми законов и заповедей лагеря, правил и норм поведения в отряде, лагере, введение системы штрафов за употребление ненормативной  лексики, грубости, крика;
  • формирование адекватной самооценки, стремления к самопознанию, без оценочного принятия себя и других, тренинг на развитие творческой мотивации;
  • способствовать реализации творческого  и интеллектуального потенциала детей через проведение тренингов  на развитие творческой мотивации;
  • способствовать организации оздоровительной системы и активного отдыха детей, развитие мотивации к здоровому образу жизни через организацию подвижных игр на свежем воздухе, спортивных соревнований, ежедневной зарядки, витаминизация, приём адаптогенов, закаливание, познавательные игры и конкурсы о здоровье и ЗОЖ.

Предполагаемый результат.

В ходе смены предполагается:

  • Укрепление здоровья детей.
  • Психологическая разгрузка детей.
  • Формирование у детей потребности в активном отдыхе на природе и занятиях спортом.
  • Формирование и дальнейшее совершенствование знаний по ПДД и ТБ.
  • Получение детьми опыта общения в коллективе.
  • Развитие творческих способностей ребёнка.

Социальное партнерство

В ходе работы смены лагерь сотрудничает с такими социальными партнёрами, как:

  • Детская библиотека имени Гайдара
  • Детская библиотека имени Иванова
  • Дом Ветеранов
  • Информационный  центр  по  атомной  энергетике
  • Калининградская   Художественная  галерея
  • Калининградский  Драматический  театр
  • Калининградский  Зоопарк
  • Калининградский  Кукольный  театр
  • Калининградский  Музыкальный  театр
  • Кинотеатр  «Заря»
  • Музей  «5  форт»
  • ЦПКиО имени Калинина
  • Парк  Юность

Кадровое обеспечение        

                        

Должность

Функции

Начальник лагеря

- общий контроль и руководство реализацией программы;

- анализ текущей ситуации;

- внесение корректив  по повышению эффективности программы;

- методическая помощь;

- организация работы кадров;

- реализация содержания программы, оздоровительной, воспитательной, досуговой деятельности, органов самоуправления;

- контроль за качеством реализации мини-проектов временных творческих групп;

- обеспечение соблюдения режима дня, норм санитарной, технической  и пожарной безопасности;

- контроль за качеством продуктов, блюд в  столовой;

- защита интересов воспитанников.

Воспитатели

- ответственность за жизнь и здоровье детей;

- организация участия отряда в общих делах, проведение отрядных дел;

- комплектование временных творческих групп;

- обеспечение соблюдения режима дня, норм санитарной, технической  и пожарной безопасности

Руководители проектов

- организуют реализацию мини-проектов в соответствии с их направлением;

- несут ответственность за жизнь и здоровье детей.

Педагоги дополнительного образования (музыка, изо, танцы, физкультура)

- помощь начальнику лагеря, воспитателям и руководителям мини-проектов в реализации программы по своей специальности.

Медицинский работник

- несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, качество питания, соблюдение санитарных требований и норм.

Оздоровительная работа.

Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей,  поэтому в программу  включены следующие мероприятия:

- осмотр детей медицинским работником в начале и в конце смены;

- утренняя гимнастика;

- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);

- организация пешеходных экскурсий;

- организация выездных экскурсий;

- организация питьевого режима детей;

- организация здорового питания детей;

- организация спортивно-массовых мероприятий:

-  спортивные эстафеты;

-  подвижные спортивные игры.

Работа по сплочению коллектива воспитанников

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

- огонёк «Расскажи мне о себе»;

- коммуникативные игры на знакомство;

- игры на сплочение коллектива.

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупре-ждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

Инструктажи:

«Правила пожарной безопасности»

«Правила поведения детей при прогулках и походах»

«Правила при поездках в автотранспорте»

«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»

 «Правила безопасности при  терактах»

 «По предупреждению кишечных заболеваний»

 «Меры безопасности  жизни детей при укусе клещом»

Беседы

-  Беседы, проведённые медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну Витаминию»,     «Как беречь глаза?»;

- Беседы по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»

Работа по развитию творческих способностей детей

-   Оформление отрядных уголков, стенных газет;

-   Ярмарка идей и предложений;

-  Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»;

-   Коллективно-творческие дела: «Ключи от лета», «Театральный фейерверк», «Алло! Мы ищем таланты!», «До свидания, лагерь!»

Мероприятия на развитие творческого мышления:

  • Загадки, кроссворды, ребусы, викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!»,
  • конкурсная программа «Великолепная семёрка», «Эрудит – шоу»,
  • конкурс – игра «Весёлые минутки»,
  • конкурс танцевального мастерства «В ритме танца»,
  • конкурс  отрядных хоров,
  • интеллектуальная игра «Разноцветная капель»,
  • конкурс – игра «Счастливый случай», «Поле чудес».
  • Итоговая выставка поделок, рисунков.

Физкультурно–оздоровительная работа

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

- вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

- выработка и укрепление гигиенических навыков;

- расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

  • Утренняя гимнастика (зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях).
  • Спортивная игры на спортивной площадке.
  • Подвижные игры на свежем воздухе (Игры - вертушки «Тропа доверия, «Тропа ужасов», «Захват территории»)
  • Эстафеты  (спортивная игра «Веселые старты»)
  • Тематический день «Школьная  олимпиада – 2014»

Утренняя гимнастика 

Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.                                                                      

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Патриотическое направление

Задачи патриотической деятельности:

Пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;

формирование уважительного отношения  к памятникам истории  и развития интереса к изучению родного края;

формирование  национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;

возрождение нравственных , духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.

Основные формы работы:

Марафон сказок..

День России. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»

«Это  ты,  моя  Россия !»

Спортивные соревнования и игры

Беседа «Символика Российской Федерации»

Экологическое направление

Задачи экологической деятельности:

воспитать бережное отношение к природе

повысить уровень пропаганды здорового образа жизни,

уровень экологической культуры детей.

Основные формы работы:

Экологический десант

Операция « Тропинка»

«Экологическое ассорти»

«Зеленый патруль»

Участие в экологических акциях

Художественно – эстетическое направление

Прекрасное  окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях  между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

Задачи эстетической деятельности:

Пробуждать в детях чувство прекрасного;

Формировать навыки культурного поведения и общения;

Прививать детям эстетический вкус.

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

Основные формы проведения:

Посещение кинозала, школьного музея;

Конкурсы: «Мы снимаем кино…», «Самый, самый»

Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отряд»

Основным назначением  художественно- эстетической  деятельности в лагере является развитие креативности детей.

Формы организации художественно- эстетической деятельности:

Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отряд», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»,)

Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»)

Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)

Игровые творческие программы

Концерты  («Звездопад»)

Творческие игры («День рекордов»)

Праздники

Выставки, ярмарки

Экран дня – стенд, отображающий жизнь лагеря сегодня и то, что будет происходить в предстоящий период.

 

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Трудовая деятельность

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.

Основные формы работы:

Бытовой самообслуживающий труд;

Общественно значимый труд. (уборка прилегающей территории)

Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых          усилий.

Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.

Девиз   лагеря «МОТЫЛЁК»

Если проникнуть внимательным взглядом

Во всё, что с тобою находится рядом,

То не придётся дорогу искать

В мир, до которого рукою подать!

мотылек2


Законы  пришкольного лагеря «МОТЫЛЁК»

  1. Закон “Мотылёк” – наш дом, мы все хозяева в нём” – от нас зависит, каким будет наш лагерь, будет ли в нём чисто, уютно, весело и интересно.
  2. Закон зелени – ни одной сломанной ветки, ни одной помятой травинки, ни одного сломанного цветка, сохраним нашу планету зеленой!
  3. Закон территории –  без разрешения не покидай территорию ЛАГЕРЯ.
  4. Закон точности - время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя. Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
  5. Закон ответственности - каждый в ответе за то, что с ним происходит. Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
  6. Закон дружбы – один за всех и все за одного, за друзей стой горой.
  7. Закон поднятых рук - наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.
  8. Закон жизни – долой скуку! Верь в себя и свои силы. Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Благоустройство пришкольной территории"

В данной работе дети исследовали пришкольную территорию, наметили пути по улучшению внешнего вида, разработали макеты клумб. ...

Образовательная программа детского пришкольного лагеря "Эврика"

содержит пояснительную записку и тематическое планирование...

Летний пришкольный лагерь "Солнышко"

Работа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко" направлена на духовно-нравственное воспитание детей. Девочки и мальчики не только отдохнули, укрепили своё здоровье, но и узнали много нового и интере...

Программа пришкольной лагерной смены

Программа и план работы пришкольной лагерной смены "Тропинка"...

Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ «СОШ № 42»

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деят...

Программа пришкольного лагеря с дневным прибыванием "Каникулы"

Целью пришкольного оздоровительного лагеря является – выявление способностей ребенка и его развитие в спорте, туризме, искусстве, техническом творчестве и др...

Лето 2011 года. Пришкольный оздоровительный лагерь дневного пребывания

Много лет в нашей школе работает летний лагерь дневного пребывания. На этой презентации весёлые моменты детского отдыха в нашей школе...