Методическая разработка воспитательного мероприятия "Промыслы Костромской области"
методическая разработка по теме

Бойкова Татьяна Михайловна

Актуальность данной методической разработки  заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной  из  главных  ступеней   духовно-нравственного  развития  ребёнка,  определённых  в  «Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  является  «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. 

Цели и задачи методической разработки

Цель: формирование знаний о видах  промыслов Костромской области. природе, культуре родного края, способствующих развитию социальной активности детей, воспитанию потребности сохранения культурной самобытности родного города.

Задачи:

·        Формирование представлений о промыслах Костромской области.

·        Воспитывать любовь и интерес к Костромскому краю, бережное отношение к окружающему миру..

·        Развивать  эстетический вкус, чувство красоты.Показатели достижений результата:

·        систематизация знания учащихся о промыслах Костромской области

·        формирование умения извлекать необходимую информацию из разных источников (библиотека, книга, Интернет);

·        выступления с докладами и сообщениями (уровень класса, школы);

·        работа с семейными архивами (фотоальбомами);

·        работа с картой (планом города);

·        бережное отношение к своему краю.Наиболее эффективной  формой организации деятельности  является: беседа-диалог с учащимися, викторины, конкурсы, игры. Установлено, что игровые формы занятий стимулируют школьников к изучению краеведческой литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Познакомить детей с видами промыслов Костромской области.

 Задачи:

  • Формирование представлений о промыслах Костромской области.
  • Воспитывать любовь и интерес к Костромскому краю.
  • Развивать  эстетический вкус, чувство красоты.

Оборудование: изделия промыслов (деревянная посуда, ткань, вышитое полотенце, рубаха изо льна). Фотоматериалы из книги «Деревянное зодчество», ковш, туесок, корзинки и др; презентация Microsoft  PowerPoint, жетоны для рефлексии.

Ход мероприятия:

I. Сообщение темы, целей.

Послушайте загадку.

Он летом одетый и голый зимой

Туда за грибами идем мы с тобой

Лес – наше богатство!

( Презентация-слайд 2)

Казенные и помещичьи леса Ветлужского уезда, полные зверья и птиц, тянулись на многие версты. Затерянным в этих лесах жителям издавна приходилось приспосабливаться к условиям, к которым они оказались волей природы.

Здешние почвы мало радовали, как ни трудился мужик, частые дожди и засухи не оставляли надежды на высокие урожаи. Хлеба хватало только до масленицы, да и то в хлебородный год. Лес был враг, у которого нужно было отвоевать землю под пашни, но лес и «кормил»

- Как вы понимаете выражение «лес кормил»?

Т.к. основное богатство в нашей области – это лес, то и промыслы нашей земли вышли из леса. Сегодня мы с вами поговорим о народных промыслах и ремеслах.

Недаром русский народ подметил «Кто, что знает, тем и хлеб добывает».

«Не без ума так и не без промысла», «ремесло пить, есть не просит, а хлеб приносит».

II. Основная часть

Первое ремесло, о котором мы с вами узнаем, вы мне назовете сами, но сначала послушайте мои загадки.

Приходил крестьянин в лес с инструментом, который кланяется, кланяется придет домой растянется. Топором рубил деревья, обтесывал, получались бревна, а из бревен рубилась она. А кто она такая вы мне скажите сами, отгадав загадку «она сделана из бревен, крыша есть и есть труба, вся украшена резьбою, называется-

ИЗБА.»

1. Рубка изб. ( Презентация-слайд 3)

Из всех пород леса на строительство в первую очередь шли хвойные деревья. Они имели стройные стволы, много смолы, которая предохраняла избы от сырости и загнивания.

Виды изб ( Презентация-слайд 4)

1 вид – это одножилая курная изба, она имела форму квадрата, с топкой по черному, т.е. без трубы – дым в ней шел в дверь или особое окно, чаще над дверью. Размером была 5 х 4 м. И называлась она где «скотная изба», где «кормушка», где «дымница».

2 вид – это белая одножилая изба. Это большой сруб. К такой избе сзади прирубался двор.

3 вид – это белая двужилая изба, она состояла из двух изб- летней и зимней, называли такую избу светелкой.

4 вид – это дом пятистенок – по середине его воздвигалась стена (5), которая делила его на две половины.

2. Плетение

        - Кто знает, что это такое?

        1. Самым древним было плетение из корня сосны, изделия были так плотно сплетены, что можно было хранить в них воду. ( Презентация-слайд 5)

        2. Затем наши предки плели корзины, сани, люльки, коляски и др. изделия из ивового прута – тальника. Перед тем как плести тальник замачивали, затем его запаривали кипятком, потом снимали … и плели. ( Презентация-слайд 6)

        Изделия, которые шли на продажу выполнялись из тонких прутьев (показ корзинки, хлебницы). Для себя из более грубых.

        3.  Плетение и из коры липы (лыко).

 Весной, когда у деревьев начиналось сокодвижение, кора легко отделялась от ствола, после чего ее отмачивали в воде примерно 2 месяца. Осенью кору выжимали, раздирали на длинные ленты и развешивали сушиться. Из лыка плели (лапти).

( Презентация-слайд 7)

        Загадка.

        Сплетены они из лыка,

        На ногах они легки,

        В них крестьяне все ходили,

        И на Волге бурлаки. (показ.)

        А еще из лыка плели мочало, а из мочальных тонких полос получалась

рогожа. Рогожа, которой покрывались летние и зимние экипажи называлась,

 циновка.

        4. Это плетение из бересты, т.е. берестяное. Как и из лыка из бересты плели лапти. Недаром народ подметил «Кабы не лыко да береста и мужик  бы рассыпался». ( Презентация-слайд 8)

        «Липовый лапоть прочнее, березовый наряднее».

        Изготовляли из бересты и посуду.

 Для этого бересту брали двух видов:

        - снятой сплошным слоем – околица.

        - в виде длинной ленты – легка.

        Из околицы делали туеса (показ), короба, ковш – большие емкости для хранения продуктов из легки плели лапти, лукошки, корзиночки, кузовки, а также украшения и погремушки.

        3. Получение меда из бортей ( Презентация-слайд 9)

         Следующий промысел вы мне назовете сами. Этот промысел связан с добыванием очень полезного вещества, а какого вы узнаете из загадки:

        Продукт такой полезен всем,

        Его приносят пчелы.

        Пчелы тот продукт приносят,

        В сотах весь его хранят

        Как лекарство он полезен,

        Для здоровья всех ребят.

(МЕД)

        А получали мед из бортей. Борть – это дупло дерева. В это дупло запускались пчелы, его замазывали, оставляли небольшую щелку – леток.

        Борти располагались высоко над землей, чтобы защитить мед от медведя, но это мало помогало. Лесной мед был необычно душистый и вкусный, хотя и не такой прозрачный, как из улья. При добывании меда пчел выкуривали дымом. Из-за чего в лесу случались пожары.

        4. Сплав леса. ( Презентация-слайд 10)

        Этот промысел всем вам знаком, вы все бывали на реке Ветлуге и видели много бревен плывущих по течению реки, она наполняют плоты, но не скреплены между собой.

        5. Промысел добывания дёгтя и смолы

        Дёготь – это жидкость черного цвета, которая нужна была для пропитки кожи и для смазки сбруи, колес и др. Получался деготь из древесины. На заводе по производству дегтя 4-6 печей. В каждой печи был вмонтирован ящик из железа, в этот ящик клали бересту, сжатую прессом и начинали топить.

( Презентация-слайд 11)

        Кроме дёгтя добывали у нас и смолу. Материалом для этого служила древесина хвойных деревьев. Больше всего смолы было в сосновых пнях. Но для того, как говорили старики «им нужно было посидеть в земле многие годы (15) да на высоком сухом месте, а то сгниют». Смолье курили в высоких чанах, а затем отделяли воды от смолы. ( Презентация-слайд 12)

        6. Изготовление деревянной посуды  ( Презентация-слайд 13)

        Деревянная посуда хранится у нас и по сей день. Сейчас ее делают на многих фабриках Костромской области. У нас в городе этим занималось акционерное общество «Шарьядрев». Оно изготавливало ложки с хохломскими узорами (показ.), разделочные доски (показ фотографии) и др. предметы быта (показ фотографии). Наши предки делали все это вручную.

Славилась наша область изготовлением ковшей ( Презентация-слайд 14) .  Эта работа была трудоемкой, хороший резчик вырезал 18 ковшей из одного дерева. Вот как описывает производство ковшей краевед:

        «Кустарь ковши выделывает из сырого материала. Дерево расписывает двуручной пилой на 10-11 валов кругляшей. Вал этот колется на две равные части. Части эти вносят в избу для оттаивания на один день. Потом кустарь начинает их обтесывать топором, чтобы придать им форму ковша, потом выдалбливает середину. Когда ковш был практически готов, его ставили в теплую печь на просушку на 1 сутки. Потом кустарь окончательно отшлифовывал ковш и расписывал его. В 18 веке у нас производили праздничные ковши или застольные, и назывались они «скопкари» или утицы. У такого ковша имелись две ручки, одна из которых выполнена в виде головы птицы с клювом и гребнем, а изогнутая дугой шея, соединена с телом ковша. Другая ручка представляла хвост птицы.

7. Ткачество. ( Презентация-слайд 15)

 Все промыслы о которых мы говорили, вышли из леса, но есть у нас промысел, вышедший из поля, а называется он ткачество. А ткали у нас из растения с голубыми цветами. Про этот промысел деды говорили: «Топили, колотили, рвали, крутили, ткали, мяли, трепали и на стол послали» (лен – скатерть).

        А называется это растение лен. Сейчас я вам прочитаю рассказ К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла?» А вы слушайте и запоминайте этап обработки льна.

        8. Вышивка. ( Презентация-слайд 16)

        Этот промысел вы назовете мне сами. Это искусство из ниток разных цветов создавать на ткани причудливые узоры. (Вышивка). А нитки которыми вышивали наши бабушки назывались «мулине» (показ.). А в далеком прошлом не было цветных ниток и вышивали там «белой строчкой», т.е. в цвет ткани. Цветная нить вводилась лишь для того, чтобы выделить контур узора.

        Вышивали у нас по-разному (показ образцов).

        1. Крестиком                        3. Петельным

        2. Гладью                                4. Стебельчатым и др.

        В наше время вышивка тоже распространена, существуют большое разнообразие стилей. Например, я увлекаюсь вышивкой, которая пришла к нам из Франции – «Ришелье» (показ.)

 III. Итог мероприятия: «Кроссворд» (Презентация-слайд 17)

Выдаётся один на парту (работа в парах с проверкой по эталону- слайд 18)

        По горизонтали:

 1. Как называются ремесленные производства, добывание чего-либо или изготовление изделий ручным способом (промыслы)

 2. Дупло дерева, в которое помещали пчел (борть).

3. Она бывает одножилая, двужилая, курная (изба).

4. Основное богатство Костромской области (лес).

5. Основой для этого промысла были: корень сосны, ивовые прутья, липовое лыко, береста (плетение). 6. Ивовый прут по-другому (тальник).

7. Кора у березы, из нее плели туеса (береста).

8. Это черная жидкость, которая нужна для пропитки кож, смазки в хозяйстве

(дёготь).

По вертикали: 

1. Дом, посередине которого была стена, делящая его на две половины (пятистенок). 2. Искусство создавать узоры на ткани (вышивка).

3. Старинная деревенская обувь из липового лыка (лапти).

4. Рогожа, которой покрывались летние и зимние экипажи (циновка).

5.Что это: «Утка в море, хвост на воле» (ковш).

6. Промысел, вышедший из поля (ткачество).

IV.Рефлексия

У Вас на партах лежат 3 вида картинок, а у меня есть домотканая салфетка, которую нужно украсить.

Солнышко - если Вам мероприятие понравилось, и вы многое узнали о промыслах нашего края.

Солнышко с тучкой - если всё что сегодня говорилось, вы знали раньше.

Тучка – если вам было не интересно и ничего полезного вы для себя не взяли.

2в

1п

р

о

м

ы

с

л

ы

я

ш

2б

о

р

т

ь

и

3и

з

б

а

в

4ц

4л

е

с

к

и

5п

л

е

т

е

н

и

е

6т

а

3л

ь

н

и

5к

7б

е

р

е

с

т

а

к

а

о

о

н

а

п

в

в

8д

ё

г

о

т

ь

ч

т

к

ш

к

е

и

а

с

т

в

о


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник вежливых ребят"

Цель:         формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаи...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник цветных карандашей"

Воспитательное мероприятие для младших школьников будет познавательным, поучительным и интресным...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Короб чудес» для учащихся начальных классов.

Мероприятие, проведенное по данной разработке ставит целью развивать познавательную активность детей, а так же  интерес  к народному декоративно- прикладному искусству, познакомить их с наро...

Методическая разработка воспитательного дела "Бабушкам и дедушкам посвящается..."

Методическая разработка воспитательного дела. Литературная гостинная приглашает бабушек и дедушек. Разработка направлена на воспитание уважительного отношения к старшему поколению....

Методическая разработка воспитательного проекта в рамках городской Благотворительной акции « Белый цветок»

В последние годы Благотворительная акция "Белый цветок" проходит во многих городах страны. Ребята с удовольствием участвуют в этой акции. А знают ли они историю появления этой акции?данный проект дает...

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Дню защитников Отечества

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Дню защитников Отечества Составитель: Резниченко Л.М., педагог дополнительного образованияЦель: Формирование гражданско-пат...