Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Доноведение"
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа по Доноведению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений . 1-4 классы. Авторы: канд.пед.наук Е .Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.03 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по Доноведению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений . 1-4 классы. Авторы: канд.пед.наук Е .Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко
Программа по Доноведению в начальной школе относится к духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
- Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Участники программы: дети 6 -11 лет, педагоги.
Сроки реализации: 4 года .
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:
-репродуктивный (воспроизводящий);
-объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
-метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
-частично- поисковый;
-практический. В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках «Внеурочной деятельности», рекомендованной ФГОС.
Преподавание программы «Доноведение» проводится во второй половине дня. Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год), продолжительность занятия 40-45 минут.
2.Требования к уровню подготовки младших школьников
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представления:
- о связях между живой и неживой природой родного края;
- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
- об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
- об истории родного края;
знать:
- объекты неживой и живой природы Ростовской области;
- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
- правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
- государственную символику Ростовской области, своего района;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
- родственные связи в семье;
- правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
- описывать наиболее важные события истории родного края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по курсу «Доноведение»
1. Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Формы подведение итогов
Участие учащихся в школьных мероприятиях (конкурсах, фестивалях): осенняя казачья ярмарка, «Как у нас на Тихом Дону», «Масленица».
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п./п. | Дата | Кол-во часов | Тема занятия | Содержание |
1 | 1 | Вводный урок. Мы теперь не просто дети. | Поздравления детей с Днём знаний. Вводная беседа о предмете «Доноведение». Раскрашивание картинки (с.3) | |
2 | 1 | Родной край. | Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений (страничка для чтения). Раскрашивание картинки (с.4). Составление рассказа по картинке. | |
3 | 1 | Времена года. | Экскурсия по пришкольному участку. Разгадывание кроссворда (стр.6). Беседа обо всех временах года. Раскрашивание картинок (стр.6). Ответы на задания: 1.весна. 2. осень. 3. зима. 4 лето | |
4 | 1 | Осень. Осенние месяцы. | Разгадывание кроссворда (с.7). Чтение учителем (с.8) (страничка для чтения). Беседа об осенних месяцах. Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки (7) Ответы на задания: 1. сентябрь. 2. октябрь.3. ноябрь. | |
5 | 1 | Экскурсия. | Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений об осени. Сбор природного материала. | |
6 | 1 | Осенние изменения в природе. | Раскрашивание картинки (с.9). Беседа об осенних изменениях в природе. | |
7 | 1 | Растения осенью. | Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал ещё одно дерево». Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев). | |
8 | 1 | Листья жёлтые летят. | Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей (задание 10). Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев. | |
9 | 1 | Занятия людей осенью. | Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем (с.4) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок (с.15). Составление рассказа по картинке. | |
10 | 1 | Что растёт на огороде и в саду? | Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам. Ответы на задания: 13 – 1.огурец, 2.помидор, 3. морковь. 4. щавель, 5. редиска. 14 – 1. вишня, 2. слива, 3. абрикос, 4. яблоко, 5. орех, 6. лимон. 15 – 1.вороний глаз, 2.земляника, 3.малина, 4.ландыш, 5.чёрная смородина, 6. волчье лыко, 7. виноград. | |
11 | 1 | Что растёт в поле? | Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу. Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажана и т.п.) | |
12 | 1 | Жизнь животных осенью. | Чтение учителем (с.21) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелётных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких) Ответы на задания: 18 – 1. сорока, 2. уточка, 3. ворона, 4. бабочка, 5. цапля. 19 – 1.муравей, 2. волк, 3. жук, 4. стрекоза, 5.ёж, 6.белка, 7. суслик, 8. крот, 9. ласка, 10.лиса, 11.кот, 12. бобры. | |
13 | 1 | Осень в моём краю. | Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламированье стихотворений. Составление рассказа по картинке. | |
14 | 1 | Экскурсия. | Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о зиме. | |
15 | 1 | Зимняя сказка. | Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с.27) (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок. Ответы на задания: 21 – 1.декабрь, 2. январь, 3. февраль. | |
16 | 1 | Зимние изменения в природе. | Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок. | |
17 | 1 | Жизнь животных зимой. | Чтение учителем (с.30) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа. Ответы на задания: 26- ворона, сорока и синица – всеядны; воробей, голубь любят крошки, семена, крупу; свиристель – ягоды рябины. 27 – 1. лиса, 2.заяц, 3.белка, 4. мышка, 5. кабан, 6. олень, 7. сова. | |
18 | 1 | Живой уголок. | Экскурсия к живому уголку в школе. Разгадывание кроссворда. Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда. Ответы на задания: 28 – по горизонтали: аквариум, попугай, ящерица; по вертикали: террариум, фикус, рыбки, хомяк. | |
19 | 1 | Занятия людей зимой. | Чтение учителем (с.34) (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке. | |
20 | 1 | Весна. Весенние месяцы. | Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (с.37) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. | |
21 | 1 | Экскурсия. | Беседа об изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о весне. | |
22 | 1 | Весенние изменения в природе. | Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Сочинение. | |
23 | 1 | Растения весной. | Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок. | |
24 | 1 | Жизнь животных весной. | Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителем (с.41) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных. | |
25 | 1 | Занятия людей весной. | Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителем (с.44) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение. | |
26 | 1 | Экскурсия. | Беседа о летних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о лете. | |
27 | 1 | Летние изменения в природе. | Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителем или хорошо читающим ребёнком (с.47) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. | |
28 | 1 | Что растёт на лугу? | Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок. | |
29 | 1 | Экскурсия на водоём. | Беседа водоёмах края. Рисование. | |
30 | 1 | Что растёт у водоёма? | Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме». Раскрашивание картинок. | |
31 | 1 | Жизнь животных летом. | Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?» Чтение учителем (с.52) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных. | |
32 | 1 | Занятия людей летом. | Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Чтение (с.54) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение. | |
33 | 1 | Обобщающий урок. | Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» - рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей. Раскрашивание картинок. |
2 класс
№ п./п. | Дата | Кол-во часов | Тема занятия | Содержание |
Я и окружающий мир | ||||
1 | 5.09 | 1 | С чего начинается Родина… | Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы. |
2 | 12.09 | 1 | Школа – светлая гавань детства | |
Жизнь на Дону. | ||||
3 | 19.09 | 1 | С днём рождения, родной город (село) (экскурсия по родному городу (селу). | Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями. |
Я и окружающий мир | ||||
4 | 26.09 | 1 | Дорога от дома до школы (экскурсия). | Познакомить с правилами безопасного поведения на улице:
дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и др. Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест. |
Природа Донского края | ||||
5- 6 | 3.10 10.10 | 2 | Природа (экскурсия) | Углубить понятие о живой и неживой природе родного края. Наблюдение предметов живой и неживой природы. |
7 | 17.10 | 1 | Город и природа (экскурсия). | Систематизировать знания детей о природе родного города (села). |
8- 9 | 23.10 30.10 | 2 | Что за дерево такое? | Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида) Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края). |
10 | 7.11 | 1 | Кустарники (экскурсия). | |
11- 12 | 14.11 21.11 | 2 | Травушка-муравушка | |
13 | 28.11 | 1 | Растения и мы. | Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. Воспитывать бережное отношение к растениям родного края. |
14 | 5.12 | 1 | Краски Тихого Дона. | Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам. Чтение стихов о родном крае, рисование пейзажей родного края. |
Я и окружающий мир | ||||
15 | 12.12 | 1 | Мои имя, фамилия, отчество… | Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. Углубить понятие «семья», рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная родословная». Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник» |
16 | 19.12 | 1 | Что ты знаешь о роде своём… | |
Жизнь на Дону | ||||
17- 18- 19 | 26.12 16.01 23.01 | 3 | Обряды на Дону. Зимние обряды (праздничное мероприятие) | Дать общее представление о зимних обрядах на Дону. Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички. |
Природа Донского края | ||||
20 | 30.01 | 1 | Животный мир Ростовской области (экскурсия) | Расширить представления о животном мире родного края. Наблюдение за животными в природе, дома. |
21 | 6.02 | 1 | Домашняя мохнатая азбука. | Расширить представления о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида). Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты. Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы» |
22 | 13.02 | 1 | Мой домашний милый друг. | Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве Ростовской области. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Наблюдение за животными дома. Мини-сочинение о своём домашнем животном. |
23 | 20.02 | 1 | Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми. | Закрепить правила безопасного обращения с животными. Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» |
24 | 27.02 | 1 | Родные просторы (экскурсия). | Познакомить с особенностями поверхности родного края (холмистая поверхность). Наблюдение и изучение форм поверхности родного края. |
25 | 6.03 | 1 | Чем богаты наши недра? | Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края. Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?» |
26 | 13.03 | 1 | Что такое почва? | Познакомить с понятием «почва», её составом, образованием; проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ. Исследование состава почвы. |
27 | 20.03 | 1 | Почва нам и стол и дом (экскурсия) | |
Человек и природа | ||||
28 | 3.04 | 1 | Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия). | Познакомить с общими представлениями о природных сообществах. Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края. |
29 | 10.04 | 1 | Человек – хозяин природы? | Показать влияние человека на природное сообщество. Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества. |
30 | 17.04 | 1 | Спасём и сохраним! | Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края |
Жизнь на Дону | ||||
31 | 24.04 | 1 | День освобождения! (экскурсия в исторический музей) | Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле. Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике. |
32- 33 | 8.05 15.05 | 2 | Вместе дружная семья | Сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край. Песни, танцы народов, населяющих родной край, их национальные традиции и блюда. |
34 | 22.05 | 1 | Обобщающий урок. | «Перелистываем страницы». |
3 класс
№ п./п. | Дата | Кол-во часов | Тема занятия | Содержание |
Я и окружающий мир | ||||
1 | 1 | Край, в котором я живу. | Дать представления о Ростовской области как административной единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию Ростовской области на карте страны. | |
2 | 1 | О городах и станицах родного края. | Познакомить с наиболее крупными городами Ростовской области, с их архитектурой, достопримечательностями и значением. Обратить внимание на необходимость бережного отношения к историческим памятникам, сохранению исторических традиций. | |
3- 4 | 2 | С днём рождения, родной город (село). | Дать представление о своем населенном пункте как о малой Родине; познакомить с историей возникновения, происхождением названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми. | |
Природа Донского края | ||||
5- 6- 7 | 3 | У природы нет плохой погоды. | Продолжать формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений, продолжать систематические наблюдения за погодой. Познакомить с особенностями времен года в Ростовской области. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для края (гололед, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы) Познакомить с профессией - метеоролог. | |
8 | 1 | Живая вода. | Вода. Ее распространение и значение для живых организмов. | |
9 | 1 | Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края. | Познакомить с водоемами родного края. Изучение живой природы водоема, находящегося вблизи населенного пункта; его экологических проблем. | |
10 | 1 | Растения и животные водоёмов. | Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоёма. | |
Жизнь на Дону | ||||
11 | 1 | Тайны Донской земли. | Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками тех веков. | |
12 | 1 | Танаис – древний город. | Познакомить с историческим памятником Ростовской области – городом Танаисом. | |
13 | 1 | Дикое поле. | Дать представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону. Познакомить с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен (печенегов, половцев, монголо-татар). Познакомить с историческими и литературными памятниками тех времён. | |
14 | 1 | Донской край – казачий край. | Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями и хозяйством казаков. | |
15 | 1 | Первые казачьи городки. | ||
16 | 1 | Казачья семья. | Познакомить с особенностями казачьей семьи и воспитанием детей. Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах. | |
17 | 1 | Жилище казака | ||
18 | 1 | История вещей. Одежда. | ||
19 | 1 | История вещей. Посуда. | ||
20 | 1 | Славен Дон! | Воспитывать гордость и чувство ответственности перед настоящим и прошлым своего родного края. Воспитывать на примерах своих соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими. | |
Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону | ||||
21 | 1 | Сретение. Сороки. | Дать общее представление о весенних обрядах на Дону. | |
22 | 1 | Встреча птиц. | Дать общее представление о международном дне птиц. | |
23 | 1 | Пасха, Вербное воскресенье. | Дать общее представление о весенних обрядах на Дону. | |
Природа Донского края | ||||
24 | 1 | Природная поверхность нашего края. | Познакомить с особенностями поверхности Ростовской области: холмистой равниной, оврагами, курганами, терриконами, лиманами поймы реки Дон. | |
25 | 1 | Из недр Донской земли. | Познакомить с полезными ископаемыми Ростовской области: известняк, песок, глина; их месторождения; воспитывать понимание необходимости бережного использования подземных богатств края. | |
26 | 1 | Почвы родного края. | Почвы Ростовской области: черноземы, каштановые, луговые. Выявить значение почвы для Ростовской области. | |
27 | 1 | Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи. | Закрепить представления о степи, как о природном сообществе, раскрыть значение степи для растительного и животного мира. | |
28 | 1 | Природные экосистемы луга. | Закрепить представления о луге, как о природном сообществе, раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом. | |
29 | 1 | Природные экосистемы леса. | Познакомить с одним из природных сообществ Ростовской области: лесом. Показать взаимосвязи растений и животных в данном сообществе. Влияние человека на сообщество. | |
Человек и природа | ||||
30 | 1 | Донская земля – житница России. | Познакомить с природным сообществом поля. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений родного края; разнообразие культур выращиваемых на полях Ростовской области. | |
31 | 1 | Сельское хозяйство на Дону: земледелие. | Сформировать представления о сельском хозяйстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве. | |
32 | 1 | Казачьи посиделки. | Показать значение хлеба для людей; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду людей. | |
33 | 1 | Сельское хозяйство на Дону: животноводство. | Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в животноводстве. | |
Я и окружающий мир | ||||
34 | 1 | Славься наш край! | Закрепить представления и знания учащихся о Донском крае. |
4 класс
№ п./п. | Дата | Кол-во часов | Тема занятия | Содержание |
Я и окружающий мир | ||||
1 | 1 | Донской край – мой край! | Дать представление о Ростовской области как о малой Родине; познакомить с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами. | |
2 - 3 | 2 | Что ты знаешь о роде своём? | Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; - научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции. | |
Яркие страницы истории земли Донской | ||||
4 | 1 | На казачьем Кругу | Познакомить с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице. | |
5 | 1 | Донской казак хват, силой, удалью богат | Способствовать пониманию идей казачьей вольности; познакомить с историей казачьих походов. Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю. | |
6 | 1 | Ермак Могучий. | Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков. | |
7 | 1 | Степан Разин. | Познакомить с причинами казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»). | |
8 -9 | 2 | Роль Петра 1 в истории России и родного края. | Показать судьбоносное значение реформ Петра I для казачества. Значение для России взятие г.Азова. | |
10 | 1 | Таганрог – первый порт России | Показать значение строительство морского порта для России. Познакомить с историей города. | |
11 | 1 | Крепость Димитрия Ростовского | Показать значение строительство крепости для всей России. Познакомить с историей города Ростова-на-Дону. | |
12 | 1 | Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания | Рассказать о двойственном образе Е.Пугачева и «пугачевщины»; место Пугачева в истории казачества. | |
13 | 1 | Вместе с Суворовым | Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае. | |
14 | 1 | Платов Матвей Иванович | Развивать познавательный интерес, гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни». | |
15 | 1 | Новочеркасск - столица казачьего Дона | Показать значение строительства новой столицы казачества. Познакомить с историей города Новочеркасска | |
16 | 1 | Бакланов Яков Петрович | Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков. | |
17 | 1 | За землю и за волю | Познакомить с термином гражданская война и движением «красное казачество» и «белое казачество»; познакомить с героями Гражданской войны. | |
18 | 1 | Дон в годы строительства новой жизни | Показать на примерах жизнь Дона при строительстве социализма. | |
19 | 1 | Дон в годы Великой Отечественной войны. | Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли; показать примеры подвигов. | |
20 | 1 | День освобождения родного города (села, станицы) | Познакомить с историей освобождения родного города (села) от фашистов. | |
21 - 22 | 2 | Мирное время на Донской земле. | Сформировать представления у уч-ся о промышленности нашего края и её отраслями; познакомить с известными людьми. | |
23 | 1 | Волгодонск – город молодости | Показать значение строительства Цимлянского водохранилища и города Волгодонска. Познакомить с историей города Волгодонска. | |
Человек и природа | ||||
24 | 1 | Дом, в котором мы живём | Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии. Развивать умения проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов. | |
25 – 26 - 27 | 3 | Экологические проблемы воздуха в родном крае. | Уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ; -раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также составлять планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты. | |
28 | 1 | Охрана полезных ископаемых родного края. | Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах нашего края; - познакомить способами добычи полезными ископаемыми, профессиями, связанными с разработкой месторождений, охраной подземных богатств. | |
29 | 1 | Экологическое равновесие в природе | Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения. | |
30 - 31 | 2 | Охранять природу – значит охранять Родину | Познакомить уч-ся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены; Познакомить уч-ся с многообразием форм охраны природы: заповедники и заказники Ростовской области. Учить бережно, относиться к представителям живого мира нашего края. | |
Жизнь на Дону | ||||
32 | 1 | Троица | Дать общее представление о летних обрядах на Дону. Познакомить с играми, забавами, потехами, научить в них играть. | |
33 | 1 | Ивана Купала | ||
34 | 1 | Спасы |
Учебно-методический комплект курса «Доноведение»
для учащихся
- Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю.Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.
- Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н.,Зыбина Е.А.,Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
- Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А.,Степанова Т.Г.Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (2класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
- Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (3класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
- Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
для учителя
- Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
- Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А.,Степанова Т.Г.Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 2 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
- Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
- Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
- Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»
Рекомендуемая дополнительная литература для учителя
- Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.
- Алмазов Б.А. Казаки. Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант»,1999.
- Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX вв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
- Вавилина В.А. , Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001.
- Донской народный костюм. Сост. Т.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.
- Закруткин В.А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.
- Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004.
- Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. - Ростов-на-Дону: Изд-во обл. ИУУ, 1995.
- Моложавенко В. Тайны донских курганов. Ростов,1967.
- Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.
- По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.
- Степаненко Л.Г. Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003
- Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.
- Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.
13. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.
14. Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос.пед.ун-та, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...