Литературное чтение на родном языке
рабочая программа (4 класс) на тему

Родная литература – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Курс родной литературы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве родного языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм родного литературного языка, речевого этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit_cht_na_rodnom_4.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Ульяновска

«Средняя школа №76 имени Хо Ши Мина»

Рабочая программа

по литературному чтению на родном языке для 4 класса

Составители:          

Михайлина О.С.,

Мухамеджанова А.В.,

Турбина Н.П.,

Ярославская И.Н.

г. Ульяновск, 2018

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 4 класса рассчитана на 17 часов в год (по о,5 часов в неделю, 34 учебных недель).

Родная литература – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Курс родной литературы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве родного языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм родного литературного языка, речевого этикета.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

      В четвертом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащают знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.

      Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Личный творческий опыт убеждает учащегося о необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

- духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);

- духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);

- литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы);

- библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).

Рабочая программа составлена на основе следующей литературы:

  • Примерные программы по родному (русскому) языку и литературному чтению: Т. Н. Соколова – М.: Издательство РОСТ, 2011; Л. Я. Желтовская - М.: Издательство Астрель, 2011; Э.Э. Кац - М.: Издательство Астрель, 2011
  • Литературные голоса нашего края. Библиографический указатель о писателях и поэтах Ульяновска и Ульяновской области. Ульяновский «Дом печати». 1998.
  • Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 149-150.
  • Селиванов К.А. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1968, с. 46-47.
  • «Литературное краеведение Ульяновской области»./ Т.Н. Васильчикова, Г.Л. Коровкина, Л.Н. Курошина. - ИПК ПРО   г. Ульяновска, 2008 г.
  • Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ. М., 1991.


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

п/п

Наиме-нование раздела

Личностные

Метапредметные

Предметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Фольклор народов Поволжья.  

Учащиеся научатся:

-осознавать  роли речи в общении людей;

-понимать богатства и разнообразия

языковых средств для выражения мыслей и чувств;

-проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-осознавать  ответственности за произнесѐнное и написанное слово.

- позитивно относиться к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности.

Учащиеся научатся:

составлять план

решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать

по плану, сверяя свои действия с целью;

в диалоге с учителем вырабатывать кр

итерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу

Учащиеся научатся:

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать прич

инно-следственные связи;

строить рассуждения;

извлекать

информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;

несплошной текст

–иллюстрация, таблица, схема)

Учащиеся научатся:

задавать вопросы;

высказывать и обосновывать свою т

очку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и

взрослыми;

выражать свои мысли с соответствующими возрасту по

лнотой и точностью;

адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач.

Учащиеся научатся распознавать:

основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность;

монолог и диалог как разновид

ность речи;

лексическое значение слов;

прямое и переносное значение слов;

иностранные заимствования;

речевой этикет: формы обращения;

тему, микротему, основную мысль текста;

стили речи: разговорный, книжный, художественный;

типы текста: повествование, опи

сание, рассуждение, оценка действительности;

композицию текст

Учащиеся получат возможность:

-исправлять, редактировать свою речь, работать над наиболее распространѐнными речевыми и

грамматическими ошибками;

-самостоятельно готовиться к выразительному чтению произведения;

-выделять в тексте стилистически окрашенные слова, определять стили речи с учѐтом

особенностей текста

Писатели и поэты нашего края.

пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.

- определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно;

  • формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину.

совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам.

3) применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;

4) составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

5) вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

6) работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);

Природа родного края.

 При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

- планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; последовательности действий);

- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

- уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка;

-коррекция и оценка действий одноклассника;

-определение способов взаимодействия с партнером, функций каждого;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

1) осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;

 2) понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

3) применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;

умения  работать  с текстом разных жанров, извлекать интересную для себя информацию из различных источников. Воспитывает бережное отношение к природе.

Сравним прошлое и настоящее.

Обучающийся научится:

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

• различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

- определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов;

- оценка своего задания по параметрам, заранее представленным

Обучающийся научится:

• выражать речь в устной и письменной форме;

• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений

знакомство с творчеством выдающихся людей нашего города – поэтов, писателей, художников. Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного города, чувство гордости за наш народ и старшее поколение.

7)  полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;

8) осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;

9) формирование потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность»

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. 

Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своего родного края и его духовного величия, его значимости в мировых масштабах»

Одним из результатов обучения родной литературе является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

4.  Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.

- технология развивающего обучения;

- технология проблемного обучения;

- игровая технология;

- здоровьесберегающие  технологии;

- проектная технология;

- технология  разноуровнего обучения;

- технология опорных конспектов;

- информационные технологии.

2. Содержание учебного предмета.

№ п/п

Наименование темы (раздела, блока)

Часов по плану

Часов по тематическому плану

1

Фольклор народов Поволжья.  

3

3

2

Писатели и поэты нашего края.

6

6

3

Природа родного края.

4

4

4

Сравним прошлое и настоящее.

4

4

        ИТОГО:        

17

17

        

3. Тематическое планирование по литературному чтению на родном языке

№ п\п

Тема занятия

Количество часов

Фольклор народов Поволжья (3 часа).

1.

Сказки народов родного края.

1

2.

Сказки бабушек и дедушек. Проектная работа (оформление сборника).

1

3.

Народные песни, потешки и прибаутки.

1

Писатели и поэты нашего края (6 часов).

1.

Н. М. Карамзин. Книги, основанные на впечатлениях детства.

1

2.

Н. М. Языков. Поэт пушкинской плеяды.

1

3.

Жизнь и творчество С. Т. Аксакова.

1

4.

Жизнь и творчество И. А. Гончарова. «Поэт – мимоза»

1

5.

Удивительные люди нашего края. М. А. Ульянов, В. И. Ленин, Ю. В. Яковлев.

1

6.

Современные писатели и поэты родного края.

1

Природа родного края (4 часа)

1.

О, Волга – колыбель моя! Современные поэты Ульяновска.

1

2.

Волга на страницах научно – популярной литературы.  

1

3.

«Охранять природу – значит охранять Родину» (М. М. Пришвин).

1

4.

Знатоки тропы «Аленького цветочка» (Сказочный мир Аксакова).

1

Сравним прошлое и настоящее (4 часа)

1.

Симбиряне – ульяновцы – исследователи природы, географы и путешественники. 2

2

2.

 В мире прекрасного.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...