Рабочая программа по предмету "Окружающий мир Башкортостана"
рабочая программа (2 класс) на тему

Закирова Лилиә Рамиловна

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир Башкортостана" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.progr_._okr.mir_._bash.2kl.18g.odt32.31 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа по окружающему миру Башкортостана составлена на основе:

  1. приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с измен. – приказ МОиН РФ от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009 г. №373»);
  2. примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федерально-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 г. №1/15);
  3. Устава МОАУ СОШ № 6 городского округа город Нефтекамск РБ;
  4.  основной образовательной программы (начальное общее образование) МОАУ СОШ №6 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан;

        5)  учебного плана МОАУ СОШ № 6 городского округа г. Нефтекамск РБ на  2018-2017 учебный год.

         Цель изучения курса: формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру, формирование целостной картины мира.

         Задачи курса:

         -  систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

         - формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

         - знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

         - развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

         - формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);

         - воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

         - формирование самостоятельной познавательной деятельности;

         - развитие мышления, воображения и творческих способностей;

         - социализация ребенка;

         - формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве,           отбор необходимой информации, ее систематизация и др.);

         - формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях)

         - ознакомление с достопримечательностями природы Башкортостана, расширение кругозора учащихся, воспитание любви и бережного отношения к природе.

         - формирование основ экологическую культуру, развивать разумное поведение в окружающей среде.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 «Окружающий мир Башкортостана»

        ЛИЧНОСТНЫЕ

        У обучающихся  будут сформированы:

        • положительная мотивация к изучению курса «Окружающий мир Башкортостана»;

        • внимательное и бережное отношение к природе родного края, понимание важности соблюдения правил экологической безопасности;

        • понимание необходимости правильно вести себя в природе;

        • гордость за свою республику;

        • способность оценивать своё поведение и поведение других детей в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета.

        Могут быть сформированы:

        • положительное отношение к учёбе, как интеллектуальному труду;

        • ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;

        • понимание ценности семейных отношений;

        • способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.

        ПРЕДМЕТНЫЕ

        Обучающиеся научатся:

        • понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;

        • давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;

        • приводить примеры приборов и инструментов;

        • пользоваться термометром для измерения температурывоздуха, воды и тела человека;

        • называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

        • называть заповедники, заказники, парки; горы, пещеры;

        • приводить примеры:

                - редкие растения и животные Республики Башкортостан, которые занесены в Красную книгу;

                - основные водоёмы республики, родного края:

                - названия рек и озёр;

                -  природные зоны республики, родного края;

                - семь чудес Башкортостана;

                - столицу республику, районы;

                - 3-4 города Республики Башкортостан,

 - полезных ископаемых, добываемых на территории своего края;

 - профессий,  связанных с охраной природы.

 - хвойные и лиственные деревья, кустарники и травы,  дикорастущие и культурные растения;

 - из истории своего города(села)

        • уметь работать с картой Республики Башкортостан: показывать географические объекты, распознавать условные обозначения полезных ископаемых, масштаб;

        •уметь ориентироваться в нахождении Башкортостана на глобусе, физической карте страны;

        • различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);

        • сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.

        • рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;

проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.

        • понимать, что человек — часть общества и часть природы;    

        МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

        Регулятивные

        Обучающиеся научатся:

        • понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;

        • понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя;

        • намечать план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности под руководством учителя;

        • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;

        • проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;

        • оценивать правильность выполнения заданий;

        • осуществлять само  и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;

        • оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чём проявилась сложность выполнения.

        Обучающиеся могут научиться:

        • развивать и тренировать свою наблюдательность;

        • ставить цели проведения наблюдений и опытов;

        • осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;

        • планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

        Познавательные

        Обучающиеся научатся:

        • фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;

        • понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;

        • понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;

        • пользоваться справочником, помещённым в учебнике;

        • понимать значение знаков и символов в жизни общества.

        Обучающиеся могут научиться:

        • пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;

        • осуществлять описание объектов природы;

        • сравнивать и группировать объекты природы по заданным признакам;

        • устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;

        • обобщать результаты наблюдений за погодой, делать простые выводы.

        Коммуникативные

        Обучающиеся научатся:

        • сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;

        • понимать и передавать содержание прочитанных текстов;

        • слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения,

        • ставить вопросы друг другу,

        • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

        Обучающиеся могут научиться:

       • высказывать своё мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций;

       • соблюдать в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения  (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять);

       • сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

       Обучающиеся могут научиться:

       • высказывать своё мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций;

       • соблюдать в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять);

       • сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Тематическое  планирование

Разделы

Кол.часов

1.

Мой Башкортостан.

5

2.

Поверхность и подземные богатства нашего края.

6

3.

Водоёмы республики.

5

4.

Природные зоны республики.

2

5.

Животные и растения нашего края.

11

6.

По ступеням прошлого.

6

7.

Всего.

35

Содержание  учебной  программы (35 часов).

          1. Раздел. Мой Башкортостан. ( 5 часов)  

         Административное деление республики. Рассказ о событиях начала XX века на территории Башкортостана, об образовании Башкирской АССР в 1919 г. Краткие сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, культуры республики, информация о количестве районов республики, расположении своего района (города) на карте Башкортостана.

Рассказ о наиболее крупных городах Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Белорецке, Нефтекамске, Ишимбае, а также о горняцких городах Кумертау, Сибае, Учалах. Сведения об истории основания этих городов, главных отраслях промышленности в каждом из них.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Осенний календарь природы. Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.

        2. Раздел. Поверхность и подземные богатства нашего края. (5 часов) 

        Полезные ископаемые: нефть, золото, яшма, железная руда. Их значение в жизни человека. Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.

        Уральские горы: Иремель, Янгантау, Ирендек, Ямантау, Машак, Зигальга.

         Равнинная территория республики: Стерлитамакские шиханы, Уфимское плато, Белебеевская возвышенность, Общий сырт.

        Пещеры: Шульганташ, Салавата Юлаева,  Сумган, Аскинский, Лаклинская, Олебинская,  Мурадымовское ущелье.

        Природные памятники: родник Кургазак,  заповедники,   национальные парки, семь чудес Башкортостана.

        3. Раздел. Водоёмы республики. (5 часов) Реки:Агидель, Нугуш,  Дёма, Уфимка, Зилим, Танып, Буй, Сим, Уршак и др. Озера: Асылыкуль, Кандракуль, Светлое, Талкас, Шамсетдин, Ургун и др.  Водные богатства, их разнообразие использование человеком. Охрана водоёмов.

        Сезонные изменения в природе: зимние явления. Зимний келендарь природы. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Рассказ учителя об особенностях уральской зимы, ее отличительных признаках от зимней природы других уголков страны - средней полосы, Сибири, тундры, Средней Азии и др.      

        4. Раздел. Природные зоны республики. (2 часа) Основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).      

        Леса: берёзовые, дубовые, сосновые, липовые, широколиственно-темно-хвойные. Правила ориентации в лесу. Лес в жизни природы и человека.

        Растения, животные и насекомые степей.                    

        5. Раздел. Животные и растения нашего края.( 11 часов) 

        Растения: деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые травы, цветы, ягоды. Ядовитые и съедобные грибы нашего края. Правила сбора грибов. Первая помощь при отравлении. грибами и ягодами.

       Животные: хищники и травоядные, звери. Хищные, оседлые и перелетные птицы. Птицы нашего края. Вред и  польза насекомых. Первая помощь при укусах. Роль растений и животных в природе и в жизни людей. Охрана редких и исчезающих видов  животных и растений.

        Сезонные изменения в природе: весенние явления. Весенний календарь природы. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

         6. Раздел. По ступеням прошлого. ( 6 часов) Рассказ о происхождении названия "башкорт". Башкирские племена, роды, родовые подразделения. народные праздники, обычаи связанные с природой. Занятия башкир связанные с природой.

        Сезонные изменения в природе: летние явления. Летний календарь природы. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

        Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.

Нормы оценок по окружающему миру.

         Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
       Знания и умения учащихся по окружающему миру Башкортостан оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов.
Задания целесообразно строить как 
дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения обучающихся.
        Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
        Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
        Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
        Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
        Оценка тестов:

        "высокий" - все предложенные задания выполнены правильно;
       "средний" - все задания с незначительными погрешностями;
       "низкий" - выполнены отдельные задания.

Учебно-методическая литература.           

         1. Бойчук В. А.  Примерная программа по предмету "Окружающий  мир" для   общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан (региональный компанент). 1-4 классы.-Уфа: Китап, 2013.-24 с.

        2. Гайсина Р. С. Природа родного Башкортостана (региональный компонент предмета "Окружающий мир"):Учебное пособие для младших школьников. Уфа: Китап, 2009.-176 с.

        3. Кучеров Е. В. Природа Башкортостана  (времена года). Книга для чтения в 3-4 классах общеобразовательной  школы. - Уфа:Китап, 1994. - 128 с.

        4.Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология растений Башкортостана.- Уфа: Китап, 2011. - 248 с.

        5. Хисматов М. Ф., Гнатшин В. Н. Атлас Башкортостана. Министерство народного образования,  Роскартография, 2001.

Интернет ресурсы.

сезоны-года.рф›  Башкортостан.html- Сезоны года.

priroda-rb.info - Природа Башкортостана.

pptcloud.ru›geography/zhivotnye…bashkortostana-Презентация на тему "Животные лесов Башкортостана".

uralturizm.ru›…bashkortostan/zhivotnyj-mir… Животный мир Башкортостана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана 4 класс

Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана 4 класс...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа по Культуре Башкортостана

Рабочая программа по Культуре Башкортостана для 3-4 класса....

Рабочая программа. Окружающий мир Башкортостана. 2класс

Рабочая программа по региональному компоненту "Окружающий мир Башҡортостана"...

Рабочая программа. Окружающий мир Башкортостана. 4 класс

Рабочая программа по региональному компоненту "Окружающий мир Башҡортостана"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов Башкортостана"

            Рабочая программа по внеурочной деятельности «Игры народов Башкортостана» содержит пояснительную записку, Планируемые результаты, содержани...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...