Урок кубановедения в 3 классе "Водоемы Краснодарского края"
план-конспект урока (3 класс) на тему

Урок кубановедения в 3 классе "Водоемы Краснодарского края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kubanovedeniya3_klass_vodoyomy_krasnodarskogo_kraya.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Кубановедение, 3 класс

Тема: « Водоёмы Краснодарского края» (2 урок)

Цель: 1.) повышать учебную мотивацию, воспитывать любовь к природе, культуру поведения  в местах отдыха на водоёмах;

2.) развивать коммуникативные УД ( умение работать в паре, в группе, умение договариваться, приходить к общему мнению), регулятивные УД ( умение рассуждать, анализировать, работать по карте)

 3.) расширить представления учащихся о водоёмах нашего края, познакомить с озёрами, плавнями, лиманами, водохранилищами края.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация о водоёмах, физическая карта Краснодарского края, сигнальные карточки для работы в парах, кресс-кроссы  для групповой работы, карточки для заселения водоёмов, магнитный плакат с изображением водоёма, лепестки ромашки с примерами.

                                                           Ход урока:

  1. Орг. момент.

-Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости, давайте поприветствуем их, покажем хорошую работу на уроке.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Рассказ об Азовском море (2 человека)
  2. Рассказ о Чёрном море (2 человека)
  3. Рассказ о реке Кубань.

1 ученик. Азовское море очень маленькое и мелкое – его площадь составляет 39 тыс.кв.км Средняя глубина моря не превышает 7 м. Это самое мелкое море Мирового океана.

 За свою историю Азовское море неоднократно меняло название – древние греки и римляне называли его Меотийское озеро (иногда – болото), скифы – Каргалук, это далеко не весь перечень имен, которыми разные народы называли это крохотное море.

Отдаленность моря от океана и слабая связь через проливы привела к специфическому солевому составу вод моря. Азовское море считается самым континентальным морем из-за слабой связи с океаном. Летом вода прогревается до +24-+25 град.С, у берегов даже до +30 град.С. В зимний период температура воды понижается до точки замерзания.  Благодаря тому, что море мелководно, его верхние и нижние водные слои хорошо перемешиваются ветрами, что приводит к выравниванию температур. Зимой море замерзает, причем в течение зимы лед может неоднократно появляться и исчезать. В теплые зимы большая часть акватории моря (особенно южная) остается свободной ото льда.

Дно моря имеет равнинный рельеф, лишь в западных районах есть небольшие поднятия. Умеренно-теплый климат и хорошее перемешивание слоев воды в море, благоприятны для развития водорослей. В опресненных участках морского водоема преобладают сине-зеленые водоросли, которые интенсивно развиваются весной и осенью. Цветковые растения и морская трава обильно разрастаются по всему морскому дну, образовывая целые травяные ковры большой протяженности.

2 ученик. В системе рыбного хозяйства России Азовское море является вторым по значению внутренним водоемом. Азовское море в настоящее время включает 103 вида и подвида рыб. В Азовском море водятся проходные, полупроходные, морские и пресноводные виды.

 Среди азовских проходных рыб имеются ценнейшие промысловые виды, такие как белуга, осётр, севрюга,

 Пресноводные виды обычно постоянно обитают в одном районе водоёма и больших миграций не совершают. Эти виды населяют обычно опресненные акватории моря. Здесь встречаются такие рыбы, как стерлядь, серебряный карась, щука, язь, уклея и др.

 Полупроходные рыбы отличаются от проходных тем, что могут длительное время жить и в пресной, и в морской воде. Нерестятся полупроходные рыбы, как правило, в реках. Примеры азовских видов полупроходных рыб: судак, лещ, тарань, чехонь.

Акулы в Азовском море представлены одним единственным видом – катраном. Его еще называют морской собакой. Это небольшая акула, редко превышающая в длину 1 м. Совершенно безопасна для человека, если не принимать во внимание пассивное "оружие" катранов – колючки на спинных плавниках, которые могутдоставить серьезные неприятности при неосторожном обращении с рыбой.

3 ученик.Черное море с древнейших времен известно человечеству! На протяжении тысячелетий и веков оно сменило несколько названий. Современное название ученые объясняют по разному. Одни – турки называли Карадениз, то есть негостеприимное "Черное" море, за то, что все завоеватели приходившие на его берега, получали решительный отпор со стороны племен его населявших. По другой гипотезе название связано со штормами и с тем, что вода во время шторма в нем темнеет. И есть еще третья версия, которая связана с тем, что металлические предметы опущенные на большую глубину Черного моря, чернеют под воздействием сероводорода. Наибольшая глубина 2245 м, средняя 1271 м. В Черное море впадают Дунай, Днестр, Южный Буг, Днепр, Риони, Чорох, а в пределах Краснодарского края – свыше 80 малых рек.

 Черное море – самое теплое в нашей стране.Летомтемепература воды в среднем +24 градуса, возле Сочи может прогреваться до +28 градусов тепла. На глубине 50-70 метров температура стабильно равно +6-7 градусов. Поверхностные течения в Черном море слабые.Основные причины поверхностных течений – сток рек и ветер. При штормах в Черном море развиваются волны до 10 м высотой и 150 м длиной. Обычно размеры волн значительно меньше.

Черное море по составу и характеру распределения живых организмов очень своеобразно и неповторимо. Ни одно море на Земле не имеет разделения по глубине на две зоны – кислородную (до глубины 150-200 м) и лишенную жизни сероводородную (ниже 200 м). Именно в кислородном слое обитают несколько сотен водорослей. Только водорослей в Черном море насчитывают более 250 видов. Есть водоросли, обитающие у берега – коралина, цистозира, морской салат, лауренсия, есть те, которым нужна глубина – филлофора, или морской виноград, а есть такие, которые просто плавают в воде, например периденея. Интересно, что именно она создает осеннее свечение моря

Среди основных причин относительной бедности животного мира моря: широкий диапазон солёности воды,умеренно холодная вода, наличие сероводорода на больших глубинах.

Благоприятные климатические условия в Причерноморье обуславливают его развитие как важного курортного региона. К крупнейшим курортным районам на Чёрном море относят: Черноморское побережье Кавказа (Анапа, Геленджик, Сочи). Черноморское побережье Кавказа является основным курортным регионом.

  1. Групповая работа. Разгадывание кресс-кроссов.

СЛАЙД 2.

-Проверьте по эталону выполнения. Проверка.

4. Актуализация знаний. Разгадывание кроссворда.

-Чтоб тему урока узнать, кроссворд нам надо разгадать.

СЛАЙД 3-4. Предлагаю его вашему вниманию.

1) По морю идет, идет, а до берега дойдет – тут и пропадет.

 2) Место, где река берет начало.

 3) Текло, текло, а легло под стекло.

 4) самое теплое море России.

 5) место впадения реки в другую реку, озеро, море.

 6) Кругом вода, а с питьем беда.

Сформулировать цель урока.

5. Изучение нового.

- Да, сегодня мы будем говорить о воде, как о нашем богатстве, о водоемах. Другими словами, мы будем говорить о водных ресурсах Краснодарского края.

(Ресурсы — означает в переводе с французского “имеющиеся в наличии запасы, средства, которые используют при необходимости”.)

Слайд 5.

- На какие две группы делятся все водоемы?

- Назовите естественные (искусственные) водоемы.

- Какая вода на вкус в водоемах?

 Работа по карте.

Слайд 6.

- А сейчас мы с вами поговорим о других видах водоемов. Вы узнаете их, отгадав загадку - шараду:

Начинается на “О”,

 Оно в горах встречается,

 Нигде не повторяется

 И кончается на “О”,

 Значит это … (озеро)

- Найдём на карте озера.

- Узнаем,сколько в крае озер?

- Где расположены большинство озер.

Слайд 7.

Озеро – большое природное углубление (замкнутый водоем,) заполненный водой.

Сравните озера, показанные на слайде. Охарактеризуйте их. (см. Памятку)

Недалеко от озера Абрау есть озеро Дельфинье. Это озеро приспособлено для показа аттракциона с морскими животными. Вода в нем соленая, глубина 7 метров. В 1983 году здесь сооружен дельфинарий, который работает в летнее время. Кто из вас был там? Что можете рассказать?

Большинство озёр находятся в горах. Они очень холодные, т.к питаются тающими снегами.

Всего в нашем крае 204 озера.

- Найдём самые большие из них (Абрау, Ханское, Чембурское, Кардывач)

Слайд 8.

Голубицкое озеро – памятник природы. Расположено на побережье Азовского моря около ст. Голубицкой.Это небольшая морская лагуна длиной около 600 м и глубиной до 2 м.

Отделено от моря песчано – ракушечной пересыпью шириной 200 м и высотой 1,5 – 2 м. При сильных морских ветрах штормовые волны перекатываются через пересыпь, пополняя лагуну морской водой.

Почти все дно озера покрыто лечебной грязью, содержащей бром, йод .

6. Игра « Узнай озеро»

Детям предлагается решить примеры на ромашке, чтобы расшифровать название озера.

7. Изучение нового.Продолжение работы.

Слайд 9.

Глубина озера Соленое 10 см. Летом вода исчезает, а высохшая поверхность окрашивается то розовым, то голубым цветом. Это корка поваренной соли. Но если по ней пройти, то тотчас провалишься в полуметровый пласт целебной грязи. После дождя или шторма в Черном море озеро Соленое пополняется водой .

- Изученные нами водоемы называются естественными. Почему?

Человек использует водоёмы в своих целях Слайд10-11

Схема “Значение воды водоемов”. Слайд 12

Почему без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные? А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема?

- Что для охраны водоемов могут сделать взрослые и дети?

Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт.

 Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу.

 Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.

В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода очищается и используется снова.

Слайды 13-14

“Правила поведения у водоема”

Не бросай мусор в воду.

 Не оставляй мусор на берегу.

 Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

Об охране земных богатств мы исполним сейчас песню.

8. Физминутка.

Исполнение песни « Ромашковая Русь»

9. Изучение нового.

Слайд 16.

Существуют также искусственные водоемы, почему они имеют такое название?

- Какие искусственные водоемы есть на территории Краснодарского края? Посмотрите на карту. Какие водохранилища вы можете назвать? (Краснодарское, Варнавенское, Крюковское, Шапсугское). Слайд 20.

- Какие еще водоемы относятся к искусственным? (Пруды, каналы) Найдите на карте пруды. (Это сделать нельзя, так как они очень мелкие, масштаб нашей карты не позволяет их изобразить, хотя они расположены повсеместно, практически на всех реках).

Слайд 17.

Лиманы -это мелкие водоемы, но вода и них живая, то есть не стоячая. В переводе с греческого языка слово лиман обозначает озеро, болото, залив. Весной, когда реки полноводны, лиманы наполняются водой, а летом мелеют. Почему?

По своему расположению лиманы делятся на 3 группы: Ахтарско – Гривенские, Центральные и Закубанские или Таманские.

- Лиман это настоящий рай для водоплавающих птиц и морских животных. Сюда идут на нерест многие рыбы, для них здесь и круглосуточно работающая “столовая”.

Работа по карте

Слайд 18.

Ахтанизовский лиман - крупнейший пресноводный водоем. Площадь – 78 кв. км, глубина до 1 м 60 см. А. лиман – своеобразный “инкубатор” молоди осетровых рыб. Имеет важное значение и как промысловый водоем.

Слайд 19.

- Долина лотосов

Слайд 20.

- Найти и показать лиманы на карте

Слайд 21.

Ейская коса была раньше сплошной и тянулась на 8 км. В марте 1914 года во время сильного урагана на море в косе образовался пролив шириной около 50 метров. И теперь здесь Ейская коса и Ейский остров.

Слайд 22-23.

При впадении в Азовское море степные реки образуют плавни. Найдите на карте плавни. Это заболоченные земли. Они зарастают камышом и осокой. В летнюю жару вода в плавнях пересыхает. И только миллионы лягушек, этих “кубанских соловьев”, перед дождем или по вечерам нарушают тишину своим оглушительным концертом.

В крае плавни занимают площадь в 380 га. Образовались в результате разлива рек, скопления дождевой воды в низменных местах. Местонахождение плавней: Адыгейские, на левобережье реки Кубань, Закубанские, от Краснодара до Темрюка (левый берег Кубани), Приазовские, широкой полосой вытянувшиеся вдоль побережья Азовского моря. Осушенные и окультуренные плавни становятся пригодными для выращивания риса и огородных культур.

-Иногда плавни путают с лиманами. Кто может назвать основное отличие этих водоемов? Лиманы - это тоже мелкие водоемы, но вода и них живая, то есть не стоячая.

10. Физминутка для глаз

(Показываю на карте реки, дети глазами следят за направлением указки)

11. Работа в тетради.Самостоятельная « добыча знаний»

-Запишите названия озёр на с.9.

-Найдите в учебнике ,что означает в переводе слово « Абрау»

12.Работа в парах.

ТЕСТ “Водоемы Краснодарского края”. Слайды 25 - 52

 Слайд 63.

Послушайте стихотворение Сергея Смирнова.

Есть просто храм,

 Есть храм науки.

 А есть природы храм -

 С лесами, тянущими руки

 Навстречу солнцу и ветрам.

 Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

 Входи сюда, будь сердцем чуток,

 Не оскверняй его святынь.

- Почему автор называет природу храмом?

- Что вы в своем возрасте в силах сделать для того, чтобы сохранить красоту этого храма?

13. Подведение итога. Рефлексия.

-Каких целей  вы достигли?

На доске вывешены  3 смайлика.

-Оцените свою работу на уроке. Если вы многое запомнили из того, что я рассказывала вам на уроке, подойдите к 1 смайлику, если вы считаете, что наполовину запомнили, подойдите ко 2 смайлику, а если вы мало запомнили на уроке, подойдите к 3 смайлику.

14. Домашнее задание: с.20-21, составить сообщение по плану на с.21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения "Животный мир Краснодарского края"

Урок кубановедения "Животный мир Краснодарского края"Любите родную природу –Озёра, леса и поля.Ведь это же наша с тобоюНавеки родная земля.На ней мы с тобою родились,Живём мы с тобою на ней.Так будем ...

Урок Кубановедения тема "Символы Краснодарского края: герб, флаг, гимн."

Цель урока: познакомить детей с официальной символикой Кубани.Задачи:Познакомить с символами Кубани, значением составляющих частей, историей появления.Учить растолковывать символы государства, развива...

Урок кубановедения "Животный мир Краснодарского края

Данный материал соответствует требованиям ФГОС , позволяет организовать самостоятельную работу учащихся,работу в парах,в группе....

Урок кубановедения " Растительный мир Краснодарского края"

Урок Кубановедения "Растительный мир Краснодарского края"...

Буклет к уроку кубановедения "Лекарственные растения Краснодарского края"

Данный буклет помогает легко усвоить новый материал....