Урок развития речи "Письмо ветерану"
план-конспект урока (3 класс)

Ефремова  Галина Геннадьевна

Интегрированный урок русского языка, краеведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_veteranu.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Ефремова Галина Геннадьевна

МБОУ «Гимназия г. Алдан», Республика Саха (Якутия)

учитель начальных классов

Урок развития речи  «Письмо ветерану».

Предметная область: Русский язык, краеведение, риторика

  Класс: 3

Тема: Учимся писать письма. Письмо ветерану.

Цель: познакомить со значением переписки в  в годы войны, написать письмо-благодарность ветерану.

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • воспитание чувства гордости за свою Родину, город Алдан  и за родной русский язык;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения работать с информацией;
  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
  • формирование умения взаимодействовать в статичных парах, (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями письма;
  • обобщение знаний о правилами оформления и написания письма;
  • овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды):

 Информационные листы памятки,  план работы, заготовки для писем, словари, краеведческий материал.

Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;

1. Организационный

Ребята, я  рада видеть вас на уроке! Доброе утро, наши  гости!  

   2. Выход на тему, цель.

Послушайте  и отгадайте загадку:

Вот простой пакет бумажный
Очень часто с вестью важной.
Он спешит по всей стране
В дом к тебе или ко мне.

 О чем пойдет речь?  Верно.

-Готовясь к уроку,  в  краеведческом музее, пересматривая архив, я обнаружила  необычное письмо у меня в руках. (Военный треугольник)

 Может быть, кто-то из вас знает, о каком периоде в истории нам говорит это письмо?

- Как вы думаете, имели ли какое – то значение письма для солдат и офицеров, сражающихся на фронте? (Фронтовики тоже бережно хранили письма из дома, именно они помогали им отважно сражаться. .Грело душу, придавало сил)

- Какие стали сейчас фронтовики? Как их называем сейчас?

 - По вашему мнению, были бы рады люди, сражавшиеся на фронтах Великой Отечественной войны, письму, пришедшему от вас сейчас?

-Хотите ли вы написать такое письмо?  

- Какой будет тема нашего урока? Что будем делать на уроке?

Тема  нашего   урока : «Учимся  писать  письма. Письмо ветерану»   

- Чему будем учиться на уроке? Вы догадались?

Ставим  перед  собой  цель, научиться  писать грамотно письмо - благодарность.  

-Давайте подумаем, каким будет план нашего урока. Для этого давайте  поработаем в паре.

-Поставьте последовательность наших действий на уроке. Составьте план….

____ .Чему мы научились?

____.  История  военного письма.

____. Правила написания.

____. Мы пишем письмо.

-Проверка. Итак, порядок работы такой.

1.Исторя военного письма.

2. Правила написания.

3. Мы пишем письмо.

4. Чему научились?

3. Из истории письма.

- Когда началась ВОВ? Сколько времени продолжалась?  

На фронт шли все, от мала до велика. Шли мужчины и женщины, юноши и девушки. Миллионы людей в годы Великой Отечественной войны оказались оторванными от родного дома и привычной жизни. Война всколыхнула всю страну, разлучила тысячи семей. Вся надежда была на почту, которая помогала найти близких - в тылу и на фронте. Ежедневно уходили на фронт тысячи писем, открыток, газет и журналов.  Не меньше шло писем с фронта  в разные города, посёлки и села, туда, где были оставлены родные люди. Эти письма писали солдаты  в перерыве между боями, в госпиталях, в окопах  на передовой.

-Письма с фронта. Видите ли вы конверт?  Почему-Письма складывались треугольником, благодаря чему для их отправки не требовалось конвертов, которых на фронте не было.   Конверт-треугольник – это обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать цензура. Почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа. Обратная сторона треугольника оставалась чистой, если солдат был в госпитале, то  на чистой стороне писался новый адрес. Ну а если погиб…

Год 41-й… (Миронова С)
Стали тоньше нервы…
Она прошла лишь два квартала…
Девчушечка 14-ти лет
Нести устала с похоронкою конверт.
Нет горше, нет ужасней новостей;
Ей кажется невыносимой ноша:
Сейчас ведь зарыдают пять детей,
Жена заплачет: “Лёшенька! Алёша!”
Когда ж девчушка “треугольничек” вручала,
Вся улица и пела, и плясала!
-Солдатский треугольник мечтал получить каждый, а вот конвертов с письмом люди боялись, так как в них присылались похоронки. И никто не хотел быть почтальоном, потому что необходимо было приносить людям и хорошие и плохие вести.

-Я зачитаю вам письмо, написанное в 1943 году мальчиком одиннадцати лет Димой Коршуновым.
«Здравствуй, дорогой мой папа!
Мы живем хорошо, только очень по тебе скучаем. Я теперь с мамой работаю  на заводе. И мне дают рабочую карточку. Папка, родненький! Бей фашистов сильнее, чтобы скорее стал мир и все мы были вместе. А то мама очень плачет, думает, что никто не видит. Она говорит, что ей все платья стали велики и она поменяла их на молоко и хлеб. А то Сашка болеет. Я хочу быть сильным, как ты, и прогнать немцев. И мы опять будем с тобой ловить рыбу и петь про черные глаза. Я очень тебя люблю и жду сильно.
Твой  старший сын Василий».
- О чем рассказывает сын в письме?
- О чем мечтает мальчик?
- Какое настроение будет у отца после прочтения письма?

-В нашем музее есть тоже письмо с фронта……. Его писал П. Чуняев  Л Коршуновой.
«Здравствуй, моя дорогая Людмила! Шлю горячий привет. Я живу, конечно, хорошо. Писать приходится очень редко, да и далеко ведь я от тебя. Обо мне не беспокойся. Враг ранен и отступает. Скоро вернусь с победой.! 1944 год.»

- О чем писал солдат? Текст был трогательным, так как мог писаться в последний раз. И писался от души и с новостью, что у солдата всё в порядке, У многих проявлялся талант писателя и слова лились в прозе и стихах.

Физминутка.

4. Правила написания.

--Кто адресат вашего письма?

-Какие виды писем мы знаем? В каком стиле мы будем писать?

-Любое письмо должно быть написано грамотно. Найдите ошибки.

Здраствуй  увожаемый витиран!

Я много знаю о вайне.  вчера моя команда  пабедила  4 класс в  конкурсе  «Знатоков истории». У меня есть друк петя.  Петя передает тебе привет.

Да свидания.

-Проверим ошибки  в парах. Оцените работу соседа.

- Из каких частей состоит  письмо?

1. Приветствие . Обращение.
-Как  нужно обратиться?

2. Сообщение.
- За что вы будите благодарить ветеранов?
-Какие слова благодарности используете?
Спасибо, огромное спасибо, большое спасибо, благодарю Вас.
Спасибо Вам за…
3. Пожелания

- Какие слова пожелания выберите?
Мне хочется пожелать Вам…
Всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, будьте счастливы.
3. Прощание.
4. Подпись

-Что делать, если не знаешь как пишется какое-то слово? Каким должен быть почерк? На столах у вас памятки, которые вам помогут  в случае затруднения.  Напишите письмо и сложите его треугольником, в этом вам поможет схема.

5.Пишем письмо.

6. Итог урока.

-Вот мы и написали письма  нашим ветеранам. Когда и где можно его подарить?

-Кто-то хочет прочитать свое письмо?

-Достигли мы нашу цель? Научились писать письмо?

-Закончите фразу : »На уроке я узнал…..»

- Благодаря нашим ветеранам мы живем под  мирным небом. Этих людей становится все меньше.  Ну а благодарность о них должна только возрастать.

Живут на земле ветераны войны,

Солдатскому братству как прежде верны.

У них на груди ордена,

У них на висках седина.

Живут среди нас ветераны войны

Под небом просторным, среди тишины.

И только ночами порой не до сна-

Ночами врывается в сердце война.

Живут среди нас ветераны войны,

О подвиге их забывать не должны,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ...

Особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью в коррекционной школе на уроках развития речи.

В материале отражены особенности эмоционального  развития детей с умственной отсталостью. Определены основные моменты на уроках развития речи...

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»...

Школа раннего развития (Уроки развития речи)

С самого раннего детства жизнь человека связана с языком.Все родители хотят,чтобы их дети были хорошо подготовлены к школе,учились легко и с интересом.Курс "Развитие речи дошкольников" расчитан на 46 ...

Конспект бинарного урока "Открытое письмо ветеранам"

Данный материал содержит конспект бинарного урока"Русский язык + классный час" на тему: "Открытое письмо ветеранам"....

Нетрадиционные упражнения на развитие речевого дыхания для обучающихся с ОВЗ на уроках развития речи в начальной школе.

Подобран материал на формирование плавной речи. Нетрадиционные игры и упражнения развитие дыхания....