Классный час на тему: «Традиционная пища хакасов»
классный час

Колодезная Екатерина Александровна

Данные материалы позволяют познакомить учащихся с национальной пищей Хакасов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsionnnaya_pishcha_hakasov.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Традиционная пища хакасов»

Цель:

- подчеркнуть значимость хакасской кухни – в жизни (используют в ритуальных целях) и быте хакасского народа

Задачи:

- продемонстрировать знания о традиционной пище хакасского народа, переданные из поколения поколению;

- воспитывать у детей чувство любви к своей малой Родине и к своему народу.

 - формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

Личностные 

-проявлять любознательность, активность и заинтересованность в познании национальной кухни своего народа;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

2. Регулятивные 

- самостоятельно и с помощью учителя определять цель деятельности, учиться высказывать предположение.

Коммуникативные 

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности уметь договариваться и разрешать конфликты.

4. Познавательные

-получать информацию о пользе национальной пищи;

  -находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы.

Метод: комбинированный, игровой, частично-поисковый.

Оборудование: мультимедийная презентация «Традиционная пища хакасов», фотографии, схемы-рисунки, карта-путешествия

национальные блюда: мясные (хан), молочные (потхы, пызылах), мучные (порсых, халас)

Современные технологии, которые использованы в проведении классного часа:

Технологии проблемного обучения, которая является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Ученик анализирует материал, чтобы самому получить из него новую информацию. Средствами проблемного обучения являются проблемные вопросы, ситуации, задачи.

Технология группового обучения: задается задание для одного уч-ся, потом в задание включается второй, а затем группами работают - это работа со схемой.

Технология развития критических мышлений: конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. Работа с таблицей, анализирует, выдвигает свое мнение, объясняет причину, сравнивает и сопоставляет.

Технология использование в обучении игровых методов:

План проведения классного часа:

1. Вступительное слово классного руководителя.

2. Игра-путешествие по станциям «Мясная», «Молочная», «Мучная», «Стол Почитания» (выполнение заданий на станциях)

3. Физкультминутка-релаксация

Подведение итогов - рефлексия.

Ход классного часа:

1.Сообщение темы, цели, задач.

- Здравствуйте, ребята! Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья!

Скажите, знакомы вам слова: талған, чарба ÿгре, пызылах, харты…(ответы учащихся). Сегодня мы узнаём о традиционной пище хакасского народа, переданные из поколения поколению, а также узнаем, как используют некоторые продукты в ритуальных целях в обрядах хакасского народа

Наше  путешествие будет проходить с остановками на следующих станциях: «Мясная», «Молочная», «Мучная»

Учитель: Основной пищей хакасов, как и других скотоводов Южной Сибири и Центральной Азии, служили зимой мясные, а летом молочные блюда. На зиму в среднем хозяйстве забивались лошадь или корова и около 30 овец.

Первая станция «Мясная» - знакомство с мясными блюдами по презентации:

ХАН

Хан – непременная часть званого обеда, с него начинается угощение гостей и членов семьи. Готовится это блюдо так: кровь свежезабитого животного (чаще барана) в эмалированной посуде отстаивают в прохладном месте 2-3 часа. Хан солят (на 1 литр крови неполная чайная ложка соли), добавляют стакан свежего коровьего молока, мелко нарезанного репчатого лука или чеснока.

Хорошо перемешивают и вливают ложкой в кишку, предварительно завязав один конец ниткой. При наполнении кишки, оставляют немного свободного места, так как хан при варке расширяется. После заполнения кишки завязывают второй конец. При приготовлении хана обязательно следят за тем, чтобы лук и сало распределялись в кишке равномерно. Хан непременно опускают в горячую воду, но не в кипяток. Время от времени осторожно переворачивают для равномерной варки. Готовность проверяют через полчаса с начала варки путем прокалывания хана тонкой заостренной палочкой. Густая серая масса, выделяющаяся с сымай хана, говорит, что продукт готов. Только что вынутый хан нарезают на кусочки толщиной примерно со средний палец и подают в отдельных тарелках. Хан употребляют в горячем виде.

Харта, хыйма

 «У хакасов деликатесом считается колбаса «харта», кишку хорошо промывали и выворачивали наизнанку так, чтобы наружный жир оказался внутри. Затем вовнутрь добавляли фарш и варили. Харта подавали в охлажденном виде, нарезав кольцами.

Во время забоя крупного скота обязательно делали и колбасу «хыйма» (колбаса – национальный пищевой продукт, приготовленный из рубленого мяса и сала). Начинкой служило накрошенное сечкой жирное мясо вместе с «хазы» – брюшным салом лошади. Добавив лука и перца, готовым фаршем начиняли кишку. Хыйма является угощением для почетных гостей».

СТАНЦИЯ «МОЛОЧНАЯ»- знакомство с молочными блюдами по презентации:

- У хакасов, как и у других скотоводческих народов, была широко распространена молочная кухня. Молочные продукты носили общее название «ах тамах» – белая пища. К ним было почтительное отношение. Согласно хакасским поверьям, если молоко вылить на землю или в воду, то молочный скот не будет «держаться». Поэтому молочные продукты никогда не выливались на землю, и молоко не добавлялось в чай.  Если молочные продукты случайно прольются, то вытирали рукой и произносили: "Пусть счастье останется у меня и не уйдет в землю!" Если молоко давали в другой дом, от него отливали три ложки обратно и закрывали крышкой посуду, чтобы счастье не ушло.  Самым распространенным летним напитком хакасов был айран, приготовленный из кислого коровьего молока. Значение айрана в питании хакасов трудно переоценить. Хакасы говорят: всё здоровье народа — от айрана. Им угощают любого зашедшего в юрту, его используют в ритуальных целях, он прекрасно утоляет жажду и голод.

ПОТХЫ

В чугунную посуду с округленным дном влить 1 литр жирной, слегка заквашенной сметаны. На медленном огне прокипятить минут 5, в левую горсть взять пшеничную муку и понемногу добавлять в сметану, постоянно помешивая. Затем разбить яйцо, размешать его и добавить в кипящую сметану. Посолив, непрерывно и тщательно помешивая, потхы варят до обильного выделения масла. Можно подавать с талганом. Потхы считается не только почётным, но и ритуальным блюдом.

ПЫЗЫЛАХ

Блюдо слегка напоминает свежий сыр. Цвет белый или кремоватый. Готовят его так: 2 литра свежего не снятого молока, налить в кастрюлю, довести до появления пузырьков, но не кипятить. В горячее молоко добавить литр свежей простокваши, и оставить на огне до появления сыворотки. Густую однородную массу, которая собирается на верху, шумовкой убрать в другую посуду. Затем ее выложить на специальную решетку (сыы), сплетенную из ивовых прутьев, и прижать, чтобы стекла сыворотка. Через 2 часа снять груз.

ФИЗКУЛЬТИНУТКА-РЕЛАКСАЦИЯ

Тыт ағазах-тыр-тар,

Тыт пазында тиин пар.

Палалары сыр-сар,

Пістең хузух сур турлар.

Аар-пеер, аар-пеер,

Андар-мындар, андар-мындар

Тайғада пол пар.

СТАНЦИЯ «МУЧНАЯ»

Учитель: В подтаежной зоне Хакасии население сочетало скотоводство с земледелием. Поэтому в пищу широко употреблялись и мучные изделия.

Порсых:

Приготовить дрожжевое или пресное крутое тесто, после 20 – минутной расслойки раскатать на сочни, которые нарезаются кусочками по 20- 25 граммов. Затем закатать в виде шариков. Жарить в большом количестве жира. Порсых подают к чаю бульону.

Малычах:

Малычах пекли и пекут в зимнее время, когда мало работы по хозяйству.

Из ржаной муки круто замесить ржаное тесто дать немного расслойки 15 – 20 минут. Нарезать тесто на небольшие кусочки и вылепить фигурки домашних животных – лошадок, телят, овец, коров и фигурки птиц. Обычно когда лепили из теста малычах, члены семьи, соседи соревновались в искусстве лепки.

Учитель: Хакасы принимали пищу четыре раза в день. За столом соблюдался строгий этикет. Во главе его сидел хозяин юрты. По правую руку его, со стороны переднего угла "тор", сидели почетные гости. Женщины, особенно невестки, размещались за отдельным столом на женской половине.  Этикет гостеприимства требовал приготовления специальных яств и их символическое распределения, а религиозные верования – культовой пищи. Разнообразные блюда хакасской кухни свидетельствуют о наличии самобытной национальной культуры, имеющей глубокие традиции.

Рефлексия.

- Ребята, если кому было все понятно на классном часе, интересно – покажите полет сокола руками;

- Если кто что-то не понял, кому нужна помощь – поставьте руку на пояс;

- Если кому-то тема классного часа совершенно непонятна – опустите руки вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.

Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены....

Конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе по теме "Здоровая пища для всей семьи"

Данное занятие разработано и проведено в рамках программы по внеурочной деятельности "Школа здоровья" в 1 классе. Его структура соответствует ФГОС. Будет полезно для учителей начальных классов и всех,...

урок окружающего мира на тему "Здоровая пища"

Данный  урок  предназначена для учащихся 1-2 классов , по теме" Здоровая пища".Может исползоваться при любом УМК...

Урок окружающего мира по теме "Состав пищи"

На уроке организована групповая работа, в процессе которой школьники знакомятся с составом пищи и её необходимостью для жизнедеятельности организма человека. Учителем созданы условия для формирования ...

Урок окружающего мира.Тема:"Здоровая пища.Что это такое?"

Конспект урока окружающего мира .Цель урока:приобщения учащихся к здоровому образу жизни...

Классный час на тему «Национальная одежда хакасов»

Данные материалы позволяют пзнакомить учащихся с национальной одеждой Хакасов...

Проект по внеурочной деятельности «Традиционная пища Южного Урала» по теме «Казахское национальное блюдо- баурсак»

Цель исследования:    Изучить и сохранить особенности национального казахского блюда .Задачи:1.Выяснить особенности приготовления и их пользы.2. Собрать материал о соблюдении...