Классный час «Сказки Хакасии»
классный час

Колодезная Екатерина Александровна

Данные материалы позволяют познакомить учащихся с жанрами хакасского фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_hakasii.docx14.54 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Сказки Хакасии»

Цель: Познакомить детей с жанрами хакасского фольклора.

Активные методы: инсценирование сказки, отгадывание загадок, чтение по ролям, метод «Ковёр идей».

Оборудование: Задания для каждой группы, компьютер, презентация, карточки со словами.

Содержание:

1) вступительная часть

2) знакомство с хакасским народным творчеством

3) работа в группах

4) физминутка с движениями из прочитанной сказки

5) обобщение изученного на занятие и рефлексия

1) Вступительная часть

- Прозвенел звонок - начинается урок истории, культуры и литературы Хакасии.

Каждая национальность имеет свою культуру, историю, фольклор.

- А что же такое фольклор? Как по-другому можно сказать?

Фольклор - это устное народное творчество.

(На доске появляется середина цветка со словом "фольклор", далее по ходу урока появляются лепестки с названиями жанров.)

2) Знакомство с хакасским народным творчеством

- Ребята, посмотрите на оформление нашего класса. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Да, сегодня мы будем говорить о фольклоре хакасского народа, будем путешествовать по дорогам хакасских сказок, заключающих в себе народную мудрость:

"Как в одном орешке заключаются судьбы кедрового леса, так и в сказке кроется начало начал жизни"

3) Работа в группах

- Что написано на доске? Относится ли это к устному народному творчеству?

(К середине цветка прикрепляется лепесток со словом "пословица")

- Как вы понимаете эти пословицы?

Следом за плохим пойдёшь, хорошего не найдёшь.

Трусливый человек и зайца боится.

На дружеское слово дружески и надо отвечать.

( После обсуждения в группах, дети высказывают свои мнения)

Пословицы появились много лет назад.

- Образ жизни древних хакасов, их уклад и занятия, их отношение к природе повлияли на формирование хакасского фольклора. Жанр, к которому мы сейчас обратимся, очень любим вами. Вы догадались, о каком жанре идёт речь? Правильно, о сказке.

(Прикрепляем лепесток со словом "сказка")

- Выполняя задания, не забывайте про правила работы в группах.

(Правила находятся на столах детей)

- А помогут вам работать терпеливость, доброжелательность, вежливость.

- Перед вами лежат карточки зелёного цвета. Прочитайте задания и подготовьте выступления.

Группа №1 - Инсценирование сказки "Адычах и Кечох"

Группа №2 - Собрать разрезанную пословицу: " Ума не купишь, самому думать надо"

Группа №3 - Прочитать по ролям сказку "Медведь и бурундук"

Группа №4 - Прочитать и отгадать хакасские загадки.

Чёрный, но не ворона, рогатый, но не бык (Жук)

В простом поле кипит чёрный котёл (Муравейник)

На чёрном шёлке рассыпаны бусы (Небо и звёзды)

Если в воду зайдёт - тысяча, если из воды выйдет - один (Хвост лошади)

(Проходит выступление групп)

- Какие жанры хакасского фольклора мы увидели в выступлениях детей?

(Появляется лепесток со словом "загадки")

- Какую сказку о животных мы услышали? ("Медведь и бурундук")

Одной из характерных особенностей хакасских сказок являются короткие сказки о животных - КИП - ЧОХИ

Все сказки, о которых мы сейчас говорим, называются по - хакасскиЧАЗАF - НЫМАХ, что означает пешие сказки. Они рассказываются без музыкального сопровождения.

Физминутка  - Повторите движения за "лисичкой" из сказки "Хитрая лиса".

(Дети повторяют движения за ученицей в костюме лисы под музыку)

Обобщение изученного и рефлексия

Работа с текстом.

- Найдите карточки синего цвета. Прочитайте текст и задания.В больших богатырских сказаниях воспевались подвиги могучих охотников в борьбе и битвах с враждебными ханами, при участии небесных сил и подземных чудовищ.Хакасы их называли АЛЫПТЫF - НЫМАХ, что означало "сказки с богатырями". Рассказывали их, складывая в рифмы, в сопровождении музыкального инструмента ЧАТХАНА или ХОМЫСА и журчащего, как ручей, горлового пения - ХАЯ. Рассказывание должно было проходить в благочинности, настраивающей людей на высокое внимание.После прочтения каждая группа отвечает на вопросы.

Группа №1 - Как называются сказки, которые сопровождаются пением или игрой на музыкальном инструменте?

Группа №2 - О чём рассказывалось в этих сказках?

Группа №3 - При помощи каких инструментов исполнялись эти сказки?

Группа №4 - Как рассказывали эти сказки?

- Как же назывались эти сказки? (АЛЫПТЫF - НЫМАХ)

Исполняли эти прекрасные сказки мастера устного сказа или, как их называли в народе, ХАЙДЖИ. Один из известных хайджи в Хакасии - Семён Петрович Кадышев.(На доску вывешивается портрет)

- Спасибо всем за  занятие!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Сказки о пожаре."

Очень интересные сказки для уроков по ОБЖ на тему "Пожар,причины его возникновения"....

презентация к классному часу " Моя малая родина - Хакасия"

Презентация предназначена для проведения классного часа " Моя малая родина - Хакасиия". В презентацию входят фотографии природы Хакасии, городов....

Классный час "Сказка о сбереженной энергии"

Классный час "Сказка о сбереженной энергии"...

классный час "Моя Хакасия"

Данный материал поможет в проведении классного часа...

Классный час на тему: «Традиционная пища хакасов»

Данные материалы позволяют познакомить учащихся с национальной пищей Хакасов...

Классный проект "Сказка всегда с нами"

Данный проект помогает в формировании у детей чувства собственного достоинства, чувства прекрасного, развивает наблюдательность, творческие способности, умение давать полную характеристику героя, рабо...

Классный час "Сказки водят хоровод"

Классный час "Сказки водят хоровод"...