Язык, литература и их значение в культуре народа.
статья

Язык, литература и их значение в культуре народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazyk_literatura_i_ih_znachenie_v_kulture_naroda.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                          С.Х. Хут.

Учитель адыгейского языка и литературы,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 7 имени Н.Т. Джаримока"

а. Джиджихабль Теучежского района Республики Адыгея.    

                                     

Язык, литература и их значение в культуре народа.

Одним из величайших изобретений человека является речь. Язык не просто важнейший инструмент общения людей, но и один из главных компонентов духовной культуры каждого этноса. По сути дела, и исчезнувшие и ныне живущие народы делились и делятся по принадлежности к тому или иному языку. Через родной язык человек не только получает информацию или передает ее другому, но через него человек познает окружающий нас мир природы и мир самого человека. Через язык человек утверждает себя как личность и свою принадлежность к тому или иному этносу.  Через родной язык человек создает свой национальный образ мышления.

Язык явился отправным пунктом истории рода человеческого. На протяжении тысячелетий человек изобрел на основе языка множество его форм общения. Речь идет о том, что в основе таких великих открытий человека, как письменность, бумага, книгопечатание, радио, телевидение, компьютер и многое другое лежит именно язык, как средство передачи накопленного опыта предыдущими поколениями, его сохранения для будущего. Язык является не только важнейшим компонентом культуры любого народа, рычагом развития его духовной культуры, но он также является, пожалуй, одним из важных инструментов глобализации. Именно язык положил ей начало, ибо он стал первым способом общения наших древних предков, способствовал их объединению.

   Язык играет всегда не только положительную роль в истории человеческой цивилизации, но такие его компоненты как телевидение, радио, компьютер значительно способствуют «растворению» культуры и языка малочисленных народов в среде более многочисленных этносов. Такова диалектика языка в самом широком смысле этого слова. Поэтому перед любым цивилизованным государством стоит одна важнейшая задача в деле сохранения языка и культуры каждого народа. Это – строгая научно обоснованная языковая политика, которая должна способствовать развитию и сохранению каждого народа, его культуры в целом.

Одним из древних языков на Северном Кавказе является адыгский (адыгейский, черкесский, кабардинский, шапсугский). История адыгского языка уходит своими корнями в глубокую древность, ибо история его носителя – адыгов, имеет давнюю историю. Формирование адыго- абхазского языка началось с VII тысячелетия до н.э., когда Северо-Кавказско-Баскская ветвь языков распалась на Басскую и Северо-Кавказскую ветви. На адыгском языке сейчас в Российской Федерации разговаривают более 700 тысяч черкесо-адыгов. Его носителями также является определенное количество черкесов за рубежом, которые разбросаны по всему миру. В настоящее время по неполным данным в различных странах дальнего зарубежья, прежде всего в Турции, Иордании, Сирии, США и т.д., проживает от 3 до 5 млн. адыго-черкесов. Однако, к величайшему сожалению, носителями родного языка является ничтожное количество людей. И одной из главных проблем адыгов является сохранение и развитие национального языка и культуры в целом.

Как известно история адыгов полна драматических эпизодов, когда этот народ подвергался неоднократному физическому уничтожению, стало быть, и языка и культуры. Только на рубеже XVIII-XIX вв. почти 9/10 численности его населения либо уничтожено, либо выгнано со своей исторической Родины. В результате этого геноцида многие этнические группы адыгов и их языки и диалекты исчезли. К ним относятся, например, махоши, жанеевцы, натухаевцы, хатукаевцы, хагачи, егерухаевцы и другие. Частично исчезли абадзехи, совершенно исчез убыхский и его язык стал мертвым.

Несмотря на это, к счастью, адыги, проживающие в Российской Федерации, смогли сохранить свой родной язык и культуру, как самое его большое достояние. Адыги всегда придавали огромное внимание языку – слову. В нем он выражал свое отношение к жизни, к окружающим, в том числе к другим этносам. Когда адыг говорит о языке, он подразумевает слово – «псалъэ». А последнее означает вместилище души. «псэ» – душа, «лъэ», «лъахэ» – место. Таким образом, адыги ставили «язык – слово» рядом с душой человека. Это говорит об огромной роли «слова» в их представлении.

Со «словом» связано адыгское «гупшысэн» - «мыслить», «думать». Это означает, что адыг каждое слово пропускает через свое сердце и душу. Именно такие слова являются проявлением высочайшей культуры. В адыгском языке много слов - обращений к людям, где подчеркивается уважительное отношение к ним.

С языком тесно связан общеизвестный адыгский этикет, который регламентирует поведение и слова адыга. По адыгскому этикету речь человека, его язык должны быть на высочайшем уровне и с большим уважением к человеку.

Если телевидение, радио, компьютер и т.д. являются изобретениями отдельных людей, то язык – творчество всего народа. Каждый отдельный социум независимо друг от друга изобрел свой собственный язык общения и этим он положил начало своей истории. Адыги в этом плане не исключение. Их язык, как у любого народа отображает его национальный образ мышления, его эмоциональное состояние, его мироощущение. В языке отображается даже национальный образ жизни народа. 

 Национальный язык – это дух народа.  Адыгейский литературный язык представляет собой высшую форму национального языка. В отличие от диалектов он является образцовым, общепринятым. Литературный язык богаче диалектов, совершеннее по грамматическим формам, устойчивее по своим традициям. Современный адыгейский литературный язык - это нормированная и обработанная форма общенародного языка. Нормализации подвергаются произношение, письмо, слово, словообразование, словосочетание, предложение.

Спецификой образования новописьменных литературных языков, в отличие от старописьменных литературных, является то, что нет большого разрыва между письменностью и литературным языком. Это проистекает из того, что, если в старописьменных языках процесс образования литературного языка происходит естественным путем, так сказать, стихийно, т.е. в качестве литературной основы выдвигается обычно центральный диалект - диалект столицы (политического, экономического, культурного центра страны).''

Адыгейский литературный язык прошел небольшой, но очень насыщенный в своем развитии путь. За короткий срок он стал основным средством общения адыгейского народа со своими многообразными стилями. Историю становления адыгейских литературных языков А.А. Шаов делит на два периода: «В первый период (который охватывает время от начала формирования адыгских автономных образований до начала 40-х годов) развернулась созидательная работа во всех сферах жизни. В связи с этим расширились и коммуникативные функции адыгских языков: они стали языками школы, периодической печати, художественной, общественно-политической и методической литературы. Важное место в этот период занимала разработка графической системы и теоретической основы орфографии этих языков... В это же время завершается создание стабильных учебников, начинается изучение диалектов, издаются научные грамматики, а также терминологические, орфографические и другие учебные словари.

Второй период начинается с 1945г. - года окончания войны и продолжается до наших дней. В эти годы продолжалось интенсивное изучение вопросов становления и развития адыгских литературных языков: упорядочивают их орфографические и произносительные нормы, определяют грамматические законы и т.д. Наряду с научными грамматиками и другими многочисленными теоретическими работами значительную роль в научной регламентации адыгских литературных языков играют также вышедшие различные типы словарей: орфографические, терминологические, национально-русские, толковые и др.»

В настоящее время функционирование адыгейского литературного языка приобрело более широкий размах. Он стал языком массовой информации о достижениях хозяйства, науки, культуры, других сфер жизни общества. В этих условиях знание языковых норм приобретает особое значение.

Родные языки, в том числе адыгский, в нашей стране находятся под защитой государства, и оно гарантирует равные права и возможности их функционирования и развития. Однако, следует отметить, что в реальной жизни, в том числе в адыгских республиках Российской Федерации не все языки имеют равные права. Правда, в этом деле имеются причины объективного характера. Тем не менее не все государственные учреждения и руководители трудовых коллективов и ведомств создают необходимые условия для использования родных языков в делопроизводстве, в общении между людьми и т.д. На улицах наших населенных пунктов не всегда найдешь вывески на родных языках, не в достаточной степени изучаются они в учебных заведениях, количество эфирного времени, отводимого на телевидении, радио на родном языке недостаточно.

   Народ как отдельный этнос живет до тех пор, пока живет его родной язык.

И адыги, выжившие после многочисленных катаклизмов, с которыми столкнула их судьба, не в праве предавать забвению свой древний и неповторимый язык, ибо он его дух, его образ мышления, его менталитет.

Глобализация – необратимый и объективный процесс. С этим необходимо считаться. Главную роль в нем играют средства массовой информации, в основе которых лежит язык. Но из этого процесса необходимо извлечь все позитивное, сохраняя при этом родной язык и культуру. Как утверждал Гегель, культура служит единственным ключом к пониманию мудрости народа. А язык, как известно, важнейший компонент культуры народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на 2012-2013 учебный год по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Материал содержит рабочие материалы по новому курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

Рабочая программа  «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса на татарском языке...

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

Рабочая программа для 4 класса по     «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» на татарском...

"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)

"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)...

Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга

Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры       ...