Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные краеведы"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Любас Светлана Александровна

Курс внеурочной деятельности краеведческой направленности расчитан для обучающихся начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Юные краеведы»

Пояснительная записка

Прекрасно это чувство – любовь к своему краю, к своей малой родине

Но, чтобы полюбить родной край, нужно его знать.

Программа курса внеурочной деятельности «Юные краеведы» реализует духовно-нравственное развитие  учащихся и разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Концепции сформулирована высшая цель образования — воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.         

         Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений.

Малая Родина ребёнка – это природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села и, конечно, люди, гордость и слава родного села.

На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным, как ведущий фактор воспитания патриотизма. Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.          

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю. Для развития, обучения и воспитания школьников исключительно важны связь с прошлым поколением, формирование культурной и исторической памяти.

Программа «Юные краеведы» имеет краеведческую направленность.

 Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.                

Цель: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой родной край, его традиции, памятники природы, истории и культуры.

Задачи курса:

1) расширять и углублять знания детей о своей малой Родине. Изучать историю, культуру, природу, географические особенности родного края;

2) формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности, развивать интерес к окружающему миру, учить быть внимательным к предметам, явлениям и людям, находящимся вокруг;

3) способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников;

4) формировать уважительное бережное отношение к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

5) достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования.

В программе заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей. Курс использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии, изобразительного искусства, музыки.

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности - знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основные методы обучения:

  • словесные методы: рассказ, беседа, дискуссии, встречи с интересными людьми;
  • наглядные методы: демонстрация рисунков, иллюстраций;
  • практические методы: наблюдение, интервьюирование, составление презентаций PowerPoint, исследование.

Формы организации занятий:

беседы, экскурсии, заочные путешествия, посещение школьного музея, встречи с участниками исторических событий, интересными людьми, исследование, работа в группах, использование Интернет- ресурсов.

Программа курса «Юные краеведы» предусматривает как теоретические, так и практические, и экскурсионные занятия.

Срок реализации программы: на курс внеурочной деятельности «Юные краеведы» отводится 1 час в неделю (34 часа в год).

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции.

1.Планируемые результаты освоения   

курса внеурочной деятельности «Юные краеведы»

Данная программа способствует формированию у младших школьников следующих видов универсальных учебных действий.

В сфере познавательных универсальных учебных действий:

У учащегося будут сформированы знания:

-об истории и традициях своей семьи;

-  о фамилиях, именах, отчествах своих прародителей в 3-4 поколениях;

- о профессиях своих родителей, бабушек, дедушек;

-об истории образования своего села, района;

- о символике района;

- о выдающихся людях – уроженцах села, района;

- об историко-культурных достопримечательностях села, района;

- об истории и традициях родной школы.

Ученик получит возможность для формирования умений:

- собирать краеведческую информацию у членов своей семьи;

- делиться собранной информацией с друзьями;

- обобщать собранный материал;

- проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свой народ и историю;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- развитие чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученик научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- адекватно воспринимать оценку учителя.

2.Содержание курса внеурочной деятельности «Юные краеведы»

1. Введение - 1 ч.

Знакомство с целями и задачами занятий внеурочной деятельности «Юные краеведы».

Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.

Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

Экскурсия в природу. Сбор листьев осенних растений, формирование букетов.

2. «Я и моя семья» - 4 ч.

Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти.

Семейный альбом. Семейные реликвии. Традиции семьи. Составление генеалогического древа.

3. «Наша школа»- 5 ч.

Моя школа, мой класс. Экскурсия в музей школы. История школы. Какой была школа много лет назад. Фотографии многое расскажут. Традиции школы. Мои родители учились в этой школе…. Почему мои родители гордятся школой.

4. «Мой край на карте Родины» – 2 ч.

Сибирь – частица России.

Флаг и герб Новосибирской области. Г.Новосибирск – областной центр.

5. «Моя малая родина» - 9 ч.

Моё любимое село. Географическое положение. Природа родного края. Знакомство с символами родного края. Предприятия села. О чем шепчут названия улиц родного села.

6. «История села» - 4 ч.

Легенды и предания.

Исследование: Связь моей семьи с этапами развития села, района. Моя семья в истории села.

7«Культура и быт родного края» - 2 ч.

Население района, села. Изучение народных традиций и обычаев.

Народные праздники.

8.«Достопримечательности моего села» - 3 ч.

Священные места села. Памятники.

9.«Деятели культуры моего края» – 3 ч.

Писатели, поэты, музыканты, художники Сузунского района.

 

10. Обобщение – 1 ч.

3.Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы

Тема занятия

Содержание занятий

Дата

теория

практика

Введение – 1 ч.

1

Краеведение – наука о родном крае. Экскурсия «Природа - наш общий дом».

Сбор листьев осенних растений, формирование букетов.

0,5

0,5

«Я и моя семья» - 4 ч.

2

Я и мое имя. Мои родители.

1

3

Семейный архив. Традиции моей семьи.

1

4

Моя родословная.

П/р. Составление генеалогического древа

1

5

Защита проекта

1

«Наша школа»- 5 ч.

6

Я - ученик. Права и обязанности ученика. Экскурсия по школе.

0,5

0,5

7

Знакомство с историей школы. Экскурсия в музей школы. П/р Сочинение: «Школа моей мечты».

1

8

Конкурс сочинений. Школьный архив. Судьбы выпускников.

1

9

Мои родители – выпускники школы? (исследование). Обработка и оформление результатов исследования.

1

10

Защита проекта

1

«Мой край на карте Родины» – 2 ч.

11

Сибирь– частица России. Флаг и герб Новосибирской области.

1

12

Г.Новосибирск. Виртуальная экскурсия. Викторина.

1

«Моя малая родина» - 9 ч.

13

Моя малая родина. Сузунский район.

1

14

Природа родного края.

Особенности зимы в нашем крае. Наблюдение за погодой. Конкурс рисунков: «Зимушка-зима».

1

15

Знакомство с символами родного края.

1

16

О чем шепчут названия улиц родного села. Проектная работа: «Моя улица».

1

17

Защита проекта «Моя улица»

1

18-20

Промышленность и сельское хозяйство села. Экскурсии в учреждения села:

-почта,

-библиотека,

- больница,

-дом культуры.

3

21

Обобщающее занятие

1

«История села» - 4 ч.

22

Исторические корни нашего села. Легенды и предания

1

23-24

История села. Исследование: Связь моей семьи с этапами развития села, района. Моя семья в истории села.

2

25

Защита проекта

1

«Культура и быт родного края» - 2 ч.

26

Изучение народных традиций и обычаев.

1

27

Народные праздники.

Просмотр презентации.

1

«Достопримечательности моего села» - 3 ч.

28

Священные места села. Наши земляки в ВОВ.

1

29

Экскурсия к Памятнику

1

30

Экскурсии по селу

1

«Деятели культуры моего края» – 3 ч.

31-32

Писатели, поэты моего села, района.

2

33

Музыканты моего края. Посещение ДК.

1

Обобщение – 1 ч.

34

Творческий проект: «Мой край – мой дом родной».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы".

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Клуб краеведов (Кронштадт)» - 3 класс

Программа внеурочной деятельности «Клуб краеведов» – это программа общекультурной направленности для детей младшего школьного возраста, проявляющих интерес к изучению истории и разви...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы" 2 класс Шефер Т.Н.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы" 2 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные краеведы" 2 класс

Рабочая программа курса  «Юные краеведы: мир культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения НОО,концепции преподавания уч...