Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Клуб краеведов (Кронштадт)» - 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Войтович Ольга Александровна

Программа внеурочной деятельности «Клуб краеведов» – это программа общекультурной направленности для детей младшего школьного возраста, проявляющих интерес к изучению истории и развитию города Кронштадта и создана на основе программы по краеведению Н.П. Лебедевой «Кронштадт – мой город».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность

«Клуб краеведов» - 3 класс (34 часа)

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Клуб краеведов» – это программа общекультурной направленности для детей младшего школьного возраста, проявляющих интерес к изучению истории и развитию города Кронштадта и создана на основе программы по краеведению Н.П. Лебедевой «Кронштадт – мой город».

Педагогическая целесообразность программы

Программа «Клуб краеведов» связана с личностным становлением школьников, овладением речевой культуры и краеведческих знаний. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Актуальность программы

Актуальность программы заключается не только в пробуждении чувств любви к своей малой Родине, но и в изучении её истории, в практическом знакомстве с её проблемами, в выработке активной жизненной позиции учащихся.

Основная часть программы включает вопросы, которые предполагается рассматривать на занятиях как теоретических, так и практических. Практические задания позволят закрепить знания, полученные на теоретических занятиях и создавать определённый эмоциональный настрой в группе.

Цель программы

Формирование интереса и стремления к более глубокому изучению историко-художественных путей развития Кронштадта. Формирование чувства сопричастности тому, что происходит в городе, способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры.

Задачи:

  1. Дать представление о специфике города как среды обитания, раскрыть роль кронштадтцев в создании, развитии и сохранении культурного наследия города.
  2. Научить поиску нужных фактов и обработке материалов поиска, поиск нужных фактов и ответов на вопросы.
  3. Научить пользоваться топографическими картами и применять их на практике.
  4. Научить описывать памятники, достопримечательности города.
  5. Дать начальные представления о работе экскурсовода.
  6. Познакомить с историей возникновения Кронштадта, его роли в истории развития города Санкт-Петербурга.
  7. Воспитывать чувство любви и гордости за свой город.

Условия реализации программы:

Программа рассчитана на изучение истории Кронштадта. В коллектив принимаются все желающие дети, в возрасте 8-10 лет с сформированным интересом к истории развития города. Срок реализации программы – 1год, 34 занятия, 1 раз в неделю.

Планируемые результаты:

В результате освоения программы дети будут

1) знать:

  • историю Кронштадта, основные памятные даты и события;
  • городские объекты, которые делают Кронштадт уникальным и неповторимым городом России (памятники истории и культуры).

2) уметь:

  • пользоваться планом города;
  • владеть краеведческими терминами;
  • проводить экскурсии на улицах своего города, района.

Личностные результаты:

  • Выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;
  • Компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
  • Основы гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым Кронштадта, России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
  • Эстетические ценности и на их основе эстетические критерии;
  • Обучающиеся научатся и приобретут:
  • Основы становления личности в форме осознания «Я», как жителя Петербурга и Кронштадта, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свой город, свою Родину.
  • Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с удивительным обликом Кронштадта, его достопримечательностями и символами.
  • Эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД.

Обучающиеся научатся:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • Учиться работать по предложенному учителем плану;
  • Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • Проявлять инициативу в межличностном сотрудничестве;
  • Уметь ориентироваться в зрительном материале
  • Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания и регуляции своей деятельности;

Обучающиеся получат возможность:

  • Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • Повысить творческую активность и самостоятельность;

Познавательные УУД.

Обучающиеся научатся:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
  • Использовать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
  •  Строить сообщения в устной и письменной форме;
  • Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его устройстве, свойствах и связях;
  • Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • Устанавливать аналогии;

Обучающиеся получат возможность:

  • Записывать, фиксировать информацию о городе как окружающем мире
  • Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД.

Обучающиеся научатся:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Договариваться и проходить к общему мнению в совместной деятельности;
  • Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • Задавать вопросы;
  • Использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные результаты

В ходе реализации программы у учащихся сформируется:

  • Расширение знаний о городе при работе с дополнительными источниками информации, при посещении музеев, , выставок,  экскурсиях, в исследовательской деятельности- Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей; Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам, желания «делать открытия» в привычной городской среде;
  • Понимание значимости Кронштадта в истории нашей страны;
  • Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым кронштадцам;

Учащиеся научатся:

  • Находить информацию о городе, памятниках, петербургских традициях, а также о различных учреждениях из письменных источников, доступных возрасту детей.
  • Объяснять понятия: «Мой город», «Мой край», «Малая Родина», «Культура», «Городская среда», «Облик города», «Образ города» и использовать эти понятия.

Подведение итогов.

Текущий – по итогам пройденных тем (краеведческая игра, составление мини-экскурсий по уголкам Кронштадта)

Промежуточный – викторины, практических заданий, принятие участия в конкурсах района.

Итоговый – коллективная творческая работа или проект на выбранную тему.

Способы фиксации и результата.

Фотоотчеты о посещении музеев и экскурсиях, участие в школьных районных и городских конкурсах, анкетирования, отзывов родителей и детей.

Содержание программы.

Тема 1. Вводное занятие. Легенда о названии острова.

Правила поведения в классе. Ознакомление с техникой безопасности при проведении занятий. Общие сведения о Кронштадте. Визитная карточка. Легенды острова.

Тема 2. Мой микрорайон. Где я живу? Экскурсия по микрорайону «19 квартал».

Понятие микрорайон. Краткая история строительства. Почему так названы улицы? Ближайшее историко-культурное окружение микрорайона. Правила поведения при проведении экскурсий.

Тема 3. Как узнают о прошлом.

Наука история и краеведение. Помощник исторической науки – археология. В музей со служебного входа. Как узнают о прошлом людей, городов, предметов культуры (на примере одного объекта).

Тема 4. С чем можно сравнить город.

Отличия города от деревни. Структура города: дом, семья, квартира, жилой дом, общественные здания, улицы; реки, каналы, сады, парки, скверы. Польза этих частей города для горожан.

Тема 5. Какие бывают города.

С какого периода Кронштадт становится городом. Город – крепость (въезд и выезд из города. Городские ворота: Цитадельские ворота, Петербургские ворота. Кронштадтские ворота. Город-остров (сообщение с материком в разное время).

Тема 6. Части города. План-карта города Кронштадта.

Как называются части города. Где находятся основные достопримечательности. Заочная Экскурсия к интерактивной карте в Краеведческом музее Кронштадта. Топонимика улиц.

Тема 7. Мой любимый уголок Кронштадта.

Проект «Мой любимый уголок Кронштадта».

Тема 8. Зеленый наряд города. Сады и парки.

Сады и парки Кронштадта. Природный заказник «Западный Котлин». Правила поведения в садах и парках города.

Тема 9. Город и горожане.

«Горожане-помощники» города. «Горожане-разрушители». Правила поведения горожан.

Тема 10. Управление городом.

Городские власти. Глава района. Здание администрации. Муниципальные власти. Глава муниципальных властей. Где находится? Как избираются? Чем занимаются в городе власти.

Тема 11. Болезни города. Как болеют памятники, дома, парки и дороги в городе.

Болезни города. Причины, обусловившие состояние города. Взаимосвязь горожан и природы. Как лечат памятники, дома, дороги, сады.

Тема 12. Кронштадт на географической карте.

Наука география. Географическое положение острова, размеры острова. Балтийское море. Финский залив. Наводнения. Природные и климатические особенности. Численность населения города. Фарватер – морская дорога для кораблей.

Тема 13. Как родился Кронштадт.

История невских земель в допетровское время. «Путь из варяг в греки». Война со Швецией. Закладка Петербурга. Первый форт. Город –крепость Петровских времен.

Тема 14. Экскурсия в краеведческий музей Кронштадта. Начало строительства города.

Начало строительства города. История строительства форта «Кроншлот». Первые дома и дворцы. Создатели первых зданий: архитекторы, строители. Типовой проект.

Тема 15. Символы Кронштадта.

Официальные символы Кронштадта. Герб. Неофициальные символы. Достопримечательности «Семь чудес Кронштадта».

Тема 16. Кронштадтцы. Почетные жители Кронштадта. Встреча с интересным человеком.

Кронштадтцы (уроженец, коренной, истинный). Знаменитые Кронштадтцы и улицы названные в честь них. «Почетный гражданин» Кронштадта.

Тема 17. Богатства и украшения города. Достопримечательности.

Заводы (Морской завод) музеи, библиотеки, Дом культуры театры.

Тема 18. Петровский парк. Петровская пристань.

История Петровского парка. Личность Петра I. Памятник Петру I. Петровская пристань Гавани. Усть-Рогатка.

Тема 19. Кронштадт – город воинской славы.

Знакомство с понятием «Город воинской славы». История присвоения почетного звания «Город воинской славы». Заслуги города в военной истории России. Наиболее значимые военные события, связанные с городом. Кронштадтцы, получившие звание Героя Советского Союза. Стела «Кронштадт – город воинской славы». Другие города Ленинградской области, имеющие это звание.

Тема 20. 900 дней блокады. Памятники Великой Отечественной войны.

Блокада в городе. Первые самые страшные дни блокады. Героизм горожан и моряков. Быт блокадного Кронштадта. Памятники войны. Подвиг моряка.

Тема 21. Посещение выставки в краеведческом музее Кронштадта «900 дней блокады».

Блокада в городе. Как жил и работал город в дни блокады .

Тема 22. Якорная площадь.

Проект «Главная площадь Кронштадта». Происхождение названия. Главные украшения площади. Главное место проведения городских праздников: День ВМФ, День рождения города, новогодние торжества.

Тема 23. Какие бывают памятники.

Архитектура. Скульптура (барельеф и горельеф). Как делают памятники? Какие дома в городе можно считать архитектурными памятниками. Украшения домов (декор). Как лечат дома и памятники (реставрация). Красота города в деталях.

Тема 24. Морской собор - жемчужина Кронштадта, главный собор моряков России.

История строительства Морского собора. Храм-памятник российским морякам. Архитектор А. Косяков. Святой Николай Чудотворец. Судьба собора через историю страны. Возрождение собора. Морские символы в отделке собора, витражи, мозаика, резьба, майолика.

Тема 25. Памятник Адмиралу Макарову.

Личность С.О. Макарова. Заслуги вице-адмирала перед отечеством. Памятник С.О. Макарову. История появления памятника. Памятник в деталях.

Тема 26. История страны в истории города.

Революционные страницы в жизни страны и города. Марсово поле (вечный огонь) в Петербурге и крейсер «Аврора». Кронштадтский мятеж. Братская могила на Якорной площади.

Тема 27. Чугунная мостовая. Как мостили улицы города. Транспорт города. Железная дорога.

Чугунная мостовая. Булыжная мостовая. Асфальтная дорога. Тротуар. Проезжая часть. Транспорт города. Железная дорога.

Тема 28. Главная улица. Николаевский проспект. Козье болото.

Главная улица. Названия улицы. Значимые объекты (храмы, здание почты, магазины, Гостиный двор, администрация Кронштадта, ДХШ им. М.К. Аникушина, Дворец Культуры, Козье-болотная площадь)

Тема 29. Храмы Кронштадта. Андреевский собор.

Храмы и часовни Кронштадта. Православные (Андреевский собор, Владимирский собор). Храмы других вероисповеданий (Лютеранская церковь св. Елизаветы и св. Николая католическая церковь апостолов Петра и Павла, мечеть, синагога). Судьбы храмов.

Тема 30. Музей-квартира Иоанна Кронштадтского (экскурсия).

Личность священника Иоанна Кронштадтского (Иван Ильич Сергиев). Основные биографические сведения из жизни. Значение личности Святого в жизни города и страны.

Тема 31. Кронштадт – щит Санкт-Петербурга. Форты и КЗС.

Огневой щит Петербурга. Форты вокруг острова (названия и история). Строительство Комплекса защитных сооружений от наводнений. Как сегодня защищают город от наводнений.

Тема 32. Игра – викторина по Кронштадту.

Викторина «Знай и люби свой город». Награждение команд и лучших знатоков.

Тема 33. Кронштадт сегодня. Итоги курса. Фотоотчет.

Кронштадт вчера и сегодня. Итоги курса. Представление проектов, выполненных за год. Награждение самых активных учеников.

Тема 34. Обзорная экскурсия по Кронштадту.

Маршрут и основные объекты: Советская улица. Якорная площадь. Петровский парк. Губернские дома. Петровский сухой док. Меншиковский дворец. Павильон мареографа. Главная улица Кронштадта. Крепостная стена.


Календарно-тематическое планирование

п\п

Тема занятия

Содержание

Кол-во

часов

Деятельность учащихся УУД

Дата

план

факт

1

Вводное занятие. Легенда о названии острова.

Правила поведения в классе. Ознакомление с техникой безопасности при проведении занятий. Общие сведения о Кронштадте. Визитная карточка. Легенды острова.

1

Обсуждают основные обязанности ученика в школе. Знакомятся с техникой безопасного поведения. Активизируют свои знания о городе. Составляют визитную карточку города. Слушают легенды о Кронштадте

04.09

2

Мой микрорайон. Где я живу? Экскурсия по микрорайону «19 квартал».

Понятие микрорайон. Краткая история строительства. Почему так названы улицы? Ближайшее историко-культурное окружение микрорайона. Правила поведения при проведении экскурсий.

1

Учатся правилам поведения при проведении экскурсий. Смотрят и учатся оценивать окружающие их городские объекты. Учатся задавать вопросы рассматривать городские объекты. Как устроен дом? Участвуют в практическом эксперименте: «О чем рассказал кирпич дома». Учатся ориентированию на местности. Узнают историю микрорайона и улиц.

11.09

3

Как узнают о прошлом.

Наука история и краеведение. Помощник исторической науки – археология. В музей со служебного входа. Как узнают о прошлом людей, городов, предметов культуры (на примере одного объекта).

1

Совершают виртуальное путешествие в прошлое. Узнают о профессии историка, (историка–краеведа) и археолога. Учатся делать выводы и оценивать значимость объекта в истории. Выстраивают цепочку последовательности попадания объекта культуры в музей. Участвуют в деловой игре «Археологические находки»

18.09

4

С чем можно сравнить город.

Отличия города от деревни. Структура города: дом, семья, квартира, жилой дом, общественные здания, улицы; реки, каналы, сады, парки, скверы. Польза этих частей города для горожан.

1

Выявляют отличия города от деревни. Составляют большие и малые клетки города- кварталы и районы, дома, квартиры и т.п. Обсуждают понятия: улица, площадь, сад, парк, сквер, реки каналы. Делают вывод о пользе этих частей города для горожан.

25.09

5

Какие бывают города. Город на острове и его особенности.

С какого периода Кронштадт становится городом. Город – крепость (въезд и выезд из города. Городские ворота: Цитадельские ворота, Петербургские ворота. Кронштадтские ворота. Город-остров (сообщение с материком в разное время).

1

Участвуют в игре «Города» Узнают о том какие бывают города. Сравнивают возраст городов. Учатся делать выводы о обобщать полученную информацию. Узнают о хаотичной застройке и регулярной. Делают выводы о значении Кронштадта для истории Санкт-Петербурга.

02.10

6

Части города. План–карта Кронштадта.

Как называются части города. Где находятся основные достопримечательности. Заочная Экскурсия к интерактивной карте в Краеведческом музее Кронштадта. Топонимика улиц.

1

Учатся ориентироваться в городской среде и находить основные достопримечательности на карте. Участвуют в интерактивном путешествии по карте. Узнают о памятниках, названиях улиц и площадей. Составляют маршрут прогулки по городу.

09.10

7

Мой любимый уголок Кронштадта.

Проект «Мой любимый уголок Кронштадта».

1

Обсуждают план работы над проектом. Составляют план описания объекта. Отбирают информацию об объекте и фотографии. Составляют альбом с рассказами о «Мой любимый уголок Кронштадта»

16.10

8

Зеленый наряд города. Сады и парки.

Сады и парки Кронштадта. Природный заказник «Западный Котлин». Правила поведения в садах и парках города.

1

Учатся находить сады и парки на карте. Участвуют в игре «Что растет в Кронштадте?». Узнают о природном заказнике «Западный Котлин». Обсуждают правила поведения в парках и в заповеднике. Создают памятку правила поведения. Участвуют в заочной экскурсии по заказнику и узнают об охраняемых объектах.

23.10

9

Город и горожане.

«Горожане-помощники» города. «Горожане-разрушители». Правила поведения горожан.

1

Участие в ролевой игре «Вежливый горожанин». Разбирают ситуации и дают оценку действиям, в которые попал горожанин в городском транспорте, в школе, в магазине, в музее… Вспоминают правила дорожного движения в городе. Сотрудничают в группе в совместном решении.

06.11

10

Управление городом.

Городские власти. Глава района. Здание администрации. Муниципальные власти. Глава муниципальных властей. Где находится? Как избираются? Чем занимаются в городе власти.

1

Узнают об управлении городом (на примере школы) их основных обязанностях. Работают в малых группах и составляют по плану обращение о благоустройстве, ремонте, сносе зданий (объекты предлагает учитель).

13.11

11

Болезни города. Как болеют памятники, дома, парки и дороги в городе.

Болезни города. Причины, обусловившие состояние города. Взаимосвязь горожан и природы. Как лечат памятники, дома, дороги, сады.

1

Составление карты больных мест Кронштадта. Учатся анализировать и выявлять городские проблемы, доказывать свою позицию. Фестиваль «Кронфест» (экологический фестиваль). Сотрудничают в группе в совместном решении проблемы разрушителей города, его болезней.

20.11

12

Кронштадт на географической карте.

Наука география. Географическое положение острова, размеры острова. Балтийское море. Финский залив. Наводнения. Природные и климатические особенности. Численность населения города. Фарватер – морская дорога для кораблей.

1

Знакомятся с вопросами чем занимается наука география? Анализируют природные и климатические особенности острова. Выясняют уникальность географического положения острова. Учатся находить Балтийское море, остров на карте. Знакомятся с понятием наводнение, футшток. Прокладывают на карте фарватер.

27.11

13

Как родился Кронштадт.

История невских земель в допетровское время. «Путь из варяг в греки». Война со Швецией. Закладка Петербурга. Первый форт. Город –крепость Петровских времен.

1

Узнают историю борьбы за выход России к Балтийскому морю. Узнают о строительстве форта «Кроншлот» и первых постройках на острове. Учатся делать выводы.

04.12

14

Экскурсия в краеведческий музей Кронштадта. Начало строительства города.

Начало строительства города. История строительства форта «Кроншлот». Первые дома и дворцы. Создатели первых зданий: архитекторы, строители. Типовой проект.

1

Знакомятся с правилами поведения в музее.  Расширяют свои представления о истории строительства города- крепости.

Рассматривают объекты в музее учатся понимать их уникальность для истории.

11.12

15

Символы Кронштадта.

Официальные символы Кронштадта. Герб. Неофициальные символы. Достопримечательности «Семь чудес Кронштадта».

1

Знакомятся с наукой о гербах- геральдика. Узнают о символике цвета в геральдике. Раскрашивают герб Кронштадта. Ищут изображения герба на улицах и фасадах зданий в городе. Актуализируют свои знания о городских достопримечательностях. Участвуют в блиц- опросе «Самые главные достопримечательности города» Учатся формулировать устные речевые высказывания и доказывать свою позицию. Фиксируют свои выводы и формируют список «Семь чудес Кронштадта»

18.12

16

Кронштадтцы. Почетные жители Кронштадта. Встреча с интересным человеком.

Кронштадтцы (уроженец, коренной, истинный). Знаменитые Кронштадтцы и улицы названные в честь них. «Почетный гражданин» Кронштадта.

1

Знакомятся с именами известных кронштадтцев. Определяют кого избирают Почетными горожанами в прошлом и настоящем. Осуществляют поиск и отбор информации о знаменитых людях города. Посещают портретную галерею в Администрации Кронштадта (заочно). Встречаются с интересным человеком (видеоинтервью с Галиной Вишневской)

25.12

17

Богатства и украшения города. Достопримечательности.

Заводы (Морской завод), музеи, библиотеки, Дом культуры, театры.

1

Актуализируют знания о своем городе. Получают представление о богатствах в родном городе. Узнают историю пароходного завода. Составляют «Цветок богатств города»

15.01

18

Петровский парк. Петровская пристань.

История Петровского парка. Личность Петра I. Памятник Петру I. Петровская пристань Гавани. Усть-Рогатка.

1

Работают с энциклопедией, документами занимаются поиском информации о биографии Петра I. Участвуют в обсуждении значимости личности Петра I в истории России. Участвуют в игре «Верю не верю» (Факты из биографии Петра I). Рассматривают Памятник Петру I в парке и сравнивают памятник с другими памятниками в Петербурге (Медный всадник, Памятник Петру в Петропавловской крепости). Учатся замечать прекрасное по средствам заочной экскурсии в парк (времена года). Знакомятся с ближайшим окружением парка.

22.01

19

Кронштадт-город воинской славы.

Знакомство с понятием «Город воинской славы». История присвоения почетного звания «Город воинской славы». Заслуги города в военной истории России. Наиболее значимые военные события, связанные с городом. Кронштадтцы, получившие звание Героя Советского Союза. Стела «Кронштадт – город воинской славы». Другие города Ленинградской области, имеющие это звание.

1

 Работа в малых группах с литературой. Поиск и отбор необходимой информации о городах воинской славы Ленинградской области. Рассматривают коллекцию боевых медалей времен ВОВ (по средствам заочного посещении Морского музея в Кронштадте и коллекции монет, выпущенных в серии «Города воинской славы». Совершают заочную экскурсию в «Парк Патриот». Осознают значение нашего города при защите Петербурга. Здесь жили и служили герои. Знакомятся с героями ВОВ.

29.01

20

900 дней блокады. Памятники Великой Отечественной войны.

Блокада в городе. Первые самые страшные дни блокады. Героизм горожан и моряков. Быт блокадного Кронштадта. Памятники войны. Подвиг моряка.

1

Слушают аудиозапись песни «Вставай страна огромная». Совершают заочную экскурсию к памятным местам блокады (Малая Дорога жизни, Аллея славы на Якорной площади, памятник морякам подводникам, памятник работникам Морзавода, Обелиск на городском кладбище, Морякам-катерникам Балтики, памятник А.Маринеско, памятник Петергофскому десанту, якоря на Петровской пристани катеров Петергофского десанта, памятник Жильцову, орудие И.Тамбасова, якоря с линкора «Октябрьская революция», Братская могила, погибших при взрыве на линейном корабле «Марат». «Подвигу подводников-балтийцев в годы Великой Отечественной войны», выполненному в виде рубки подводной лодки С156 «Комсомолец Казахстана». Памятный знак «Эта сторона улицы наиболее опасна», блокадной колюшке). Учатся ориентироваться по карте города. Прокладывают маршрут по героическим местам в городе.

05.02

21

Посещение выставки в краеведческом музее Кронштадта «900 дней блокады».

Блокада в городе. Как жил и работал город в дни блокады .

1

Закрепляют правила поведении в музее. Актуализируют знания о блокадной жизни города. Знакомятся с фотодокументами и видеохроникой военных лет. Слушают звукозапись метронома, шум самолета сбрасывающего авиабомбы на город. Расширяют представление о жизни горожан по средствам посещения Блокадной комнаты в краеведческом музее Кронштадта. Знакомятся с подлинными вещами военных лет. В ходе знакомства приходит осознание ужаса, в котором прибывал и жил город, но не сдался. Героизм, патриотизм, мужество и стойкость.

12.02

22

Якорная площадь.

Проект «Главная площадь Кронштадта». Происхождение названия. Главные украшения площади. Главное место проведения городских праздников: День ВМФ, День рождения города, новогодние торжества.

1

Участвуют в обсуждении работы над проектом. Разрабатывают маршрут мини-экскурсии по площади. Выбирают объекты, заслуживающие наибольшего внимания. Работают в малых группах. Представляют свои проекты на всеобщее обсуждение. Оформляют лучший проект.

19.02

23

Какие бывают памятники.

Архитектура. Скульптура (барельеф и горельеф). Как делают памятники? Какие дома в городе можно считать архитектурными памятниками. Украшения домов (декор). Как лечат дома и памятники (реставрация). Красота города в деталях.

1

Актуализируют знания о памятниках в городе. Знакомятся с процессом реставрации зданий и памятников в городе. Убеждаются в необходимости реставрации некоторых кронштадтских домов и памятников (выбирают объекты для реставрации). Рассматривают интересные детали в архитектурном оформлении домов. Учатся замечать детали (то что не заметят туристы, но увидят и узнают его жители).

26.02

24

Морской собор – жемчужина Кронштадта, главный собор моряков России.

История строительства Морского собора. Храм- памятник российским морякам. Архитектор А. Косяков. Святой Николай Чудотворец. Судьба собора через историю страны. Возрождение собора. Морские символы в отделке собора, витражи, мозаика, резьба, майолика.

1

Узнают историю строительства собора о разных периодах жизни страны. Совершают заочную экскурсию в современный собор рассматривают морскую тематику в оформлении собора (в интерьере и на фасаде). Осознают архитектурную уникальность и значимость собора в жизни города и страны. Составляют план мини- экскурсии по Морскому собору.

05.03

25

Памятник Адмиралу Макарову.

Личность С.О. Макарова. Заслуги вице-адмирала перед отечеством. Памятник С.О. Макарову. История появления памятника. Памятник в деталях.

1

Работают в группах и выполняют задание по поиску необходимой информации. Итог поисковой деятельности игра-викторина «Заслуги С.О. Макарова.» Учатся формулировать вопросы уважительно выслушивать ответы. Рассматривают детали памятника и ищут какие значимые события в жизни Макарова отобразил скульптор в барельефах памятника.

12.03

26

История страны в истории города.

Революционные страницы в жизни страны и города. Марсово поле (вечный огонь) в Петербурге и крейсер «Аврора». Кронштадтский мятеж. Братская могила на Якорной площади.

1

Узнают о революционных событиях и мятежах в жизни страны и города. Рассматривают фотодокументы, свидетельствующие о этих событиях. Учатся бережному отношению к истории страны и города.

19.03

27

Чугунная мостовая. Как мостили улицы города. Транспорт города. Железная дорога.

Чугунная мостовая. Булыжная мостовая. Асфальтная дорога. Тротуар. Проезжая часть. Транспорт города. Железная дорога.

1

Узнают о мощении улиц в разное время. Находят в современном городе остатки мощеных булыжником и уникальными чугунными шашками участков. Зарисовывают шашку и булыжник. Знакомятся с профессией извозчика водителя. Узнают где в Кронштадте была Железная дорога и для каких нужд она была построена..

02.04

28

Главная улица. Николаевский проспект. Козье болото.

Главная улица. Названия улицы. Значимые объекты (храмы, здание почты, магазины, Гостиный двор, администрация Кронштадта, ДХШ им. М.К. Аникушина, Дворец Культуры, Козье-болотная площадь)

1

Знакомятся с историей улицы и ее основными объектами. Учатся выделять значимые(главные) объекты. Находят на плане карте изучаемые объекты. Учатся определять точный адрес и называть адрес дома или магазина. Нумерация домов (четная, не четная сторона улицы) Составляют кроссворд «Главная улица Кронштадта». Учатся правильно формулировать вопросы.

09.04

29

Храмы Кронштадта. Андреевский собор.

Храмы и часовни Кронштадта. Православные (Андреевский собор, Владимирский собор…). Храмы других вероисповеданий (Лютеранская церковь св. Елизаветы и св. Николая, католическая церковь апостолов Петра и Павла, мечеть, синагога. Судьбы храмов.

1

Учатся ориентироваться в зрительном материале, правильно называть культовые объекты. Знакомятся с понятиями: костел, синагога, мечеть, православный храм. Слушают аудиозапись колокольного звона. Учатся толерантному отношению к людям других вероисповеданий. Находят на карте Кронштадта изучаемые объекты.

16.04

30

Музей-квартира Иоанна Кронштадтского (экскурсия).

Личность священника Иоанна Кронштадтского (Иван Ильич Сергиев). Основные биографические сведения из жизни. Значение личности Святого в жизни города и страны.

1

Узнают о личности Иоанна Кронштадтского. Погружаются в особую атмосферу музея- квартиры (домовая церковь). Рассматривают предметы и личные вещи Святого. Осознают особую миссию, которую выполнил на земле этот Святой.

23.04

31

Кронштадт – щит Санкт-Петербурга. Форты и КЗС.

Огневой щит Петербурга. Форты вокруг острова (названия и история). Строительство Комплекса защитных сооружений от наводнений. Как сегодня защищают город от наводнений.

1

Заочная экскурсия по фортам на «Рипербане». Узнают о значении фортов в обороне от врагов наступавших на Санкт-Петербург. Заочная экскурсия на Комплекс защитных сооружений знакомство с его работой. Знакомятся с природой петербургских наводнений , крупнейшими наводнениями, и их последствиями для города и горожан.

30.04

32

Игра–викторина по Кронштадту.

Викторина «Знай и люби свой город». Награждение команд и лучших знатоков.

1

Актуализируют знания, полученные за год. Демонстрируют в учебной игре полученные знания и умения.

07.05

33

Кронштадт сегодня. Итоги курса. Фотоотчет.

Кронштадт вчера и сегодня. Итоги курса. Представление проектов, выполненных за год. Награждение самых активных учеников.

1

Демонстрируют итоги в оформлении фотоотчета «Самое интересное за год» (фотографии с посещений музеев и экскурсий) Высказывают пожелания на следующий учебный год.

14.05

34

Обзорная экскурсия по Кронштадту.

Маршрут и основные объекты: Советская улица. Якорная площадь. Петровский парк. Губернские дома. Петровский сухой док. Меншиковский дворец. Павильон мареографа. Главная улица Кронштадта. Крепостная стена.

1

Участвуют в пешеходной экскурсии отвечают на вопросы. Убеждаются в уникальности и героическом прошлом нашего города. Учатся бережному отношению к памятникам истории и культуры. Делают фотографии понравившихся уголков любимого Кронштадта.

21.05


Список литературы

Для педагогов:

  1. Алексеева С.В., Балашов Е.А., Владимирович А.Г. «Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга», изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2003. – 808 с.
  2. Григорович Т. «Кронштадт – Чудотворная земля России». – СПб.: Савож, 2011. – 119 с., ил.
  3. Дмитриев В.К. «Пригороды Санкт-Петербурга. Кронштадт: Пособие по истории города с вопросами и заданиями начальной школы». – СПб.: Корона принт, 2007. – 64 с., ил.
  4. Еськов А.И. «Кронштадт в открытках и фотографиях конца XIX – начала XX века». – СПб.: РПК «МСТ», 2004. – 210 с., ил.
  5. Исакиев Д.Т., Еськов А.И. «Кронштадту – 300 лет: Фотоальбом». СПб.: Международный фонд «300 лет Кронштадту – возрождение святынь», 2003. – 151 с., ил.
  6. Исакова Е.В., Шкаровский М.В. «Морской собор в Кронштадте. Исторический очерк». – СПб.: ИПЦ «Площадь искусство», 2012. – 88 с.
  7. Исакова Е.В., Шкаровский М.В. «Храмы Кронштадта». – СПб.: «Паритет», 2004. – 384 с., ил.
  8. Красавкин В.К., Раздолгин А.А. «Кронштадт: три века истории». – СПб.: Издательский дом «Морской Петербург», 2004. – 336 с., ил.
  9. Крестьянинов В.Я. «Кронштадт». – СПб.: Остров, 2003. – 159 с., ил.
  10. Крестьянинов В.Я. «Кронштадт – город-музей». – СПб.: Лики России, 2008. – 120 с., ил.
  11. Крестьянинов В.Я., Ключников В.Ф., Кобчиков Е.Ю. «Памятники и мемориальные доски Кронштадта. Каталог. Часть 1. Памятники Кронштадта». – СПб.: Лики России, 2014. – 128 с., ил.
  12. Мазуров М.Е. «Краткий исторический очерк двухсотлетия города Кронштадта». – СПб.: Фотостудия «Мазуров и сыновья», 2013. – 90 с., ил.
  13. Мясникова Л.И. «Форты Кронштадта». – СПб.: Издательский дом «Петроградский», 2012. – 25 с.
  14. Петров Г.Ф. «Кронштадт. Очерк истории города», 2-е изд., перераб. и доп. – Л.: Лениздат, 1985. – 333 с., ил.
  15. Полозов А.В. «Морские ворота Петербурга. Защита от наводнений». – СПб.: Русская коллекция, 2011. – 208 с.. ил.
  16. Полозов А.В. «Три времени великой стройки: 1979–2011. Хронограф» - фотоальбом. – СПб.: Русская коллекция, 2011. – 176 с., ил.
  17. Попова Н. «Кронштадт литературный». – СПб.: СЗИПЦ, 2004. – 54 с., ил.
  18. Раздолгин А.А., Скориков Ю.А. «Кронштадтская крепость». – Л.: Стройиздат, Ленинградское отд-ние, 1988. – 420 с., ил.
  19. Шлендова М.А. «Город морской славы». – СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2004. – 236 с., ил.
  20. Шлендова М.А. «КРОНШТАДТ. История в загадках и ребусах». – СПб.: МКС, 2004. – 224 с., ил.

Для детей:

  1. Гурьева Н.А. «Детям о Кронштадте». – СПб.: Паритет, 2015. - 96 с., ил.
  2. Дмитриев В.К. «Пригороды Санкт-Петербурга. Кронштадт: Пособие по истории города с вопросами и заданиями начальной школы». – СПб.: Корона принт, 2007. – 64 с., ил.
  3. Лебедева Н.П. «Кронштадт- мой город»: Тетрадь по краеведению. – Кронштадт.: Дизайн-студия «Серж и К°», 2003. - 28 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуба «Исток» для 1 класса

   Педагогическая целесообразность программы объясняется особенностями современного подрастающего поколения.     Данная программа направлена на формирование а...

Рабочая программа по внеурочной деятельности - клуб "Здоровячок", 1 класс

В данной работе приводится рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления - клуба "Здоровячок" в 1 классе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "КЛУБ ПЕШЕХОДОВ" 3 КЛАСС

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основа...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные краеведы"

Курс внеурочной деятельности краеведческой направленности расчитан для обучающихся начального общего образования....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для 2-4 классов «Основы проектной деятельности »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельностидля 2-4 классов«Основы проектной деятельности »...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуба интеллектуальных игр "Что? Где? Когда?"

Рабочая программа разработана для курса внеурочной деятельности "Клуб  интеллектуальных игр "Что? Где? Когда?", 4-5 класс. Для проведения тренировок собиратся команды по 6 человек ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные краеведы" 2 класс

Рабочая программа курса  «Юные краеведы: мир культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения НОО,концепции преподавания уч...