Рабочая программа по внеурочной деятельности - клуб "Здоровячок", 1 класс
календарно-тематическое планирование по зож (1 класс) на тему

В данной работе приводится рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления - клуба "Здоровячок" в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kluba_zdorovyachok.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пушкинского муниципального района

«Софринская средняя общеобразовательная школа № 2»

                             

                               

                   

                                                                                         «Утверждаю»

Директор МБОУ «Софринской СОШ № 2»

 _______________________Никонова Н.В.

                                                                            Приказ  от «____»__________   2015 г. № ____  

Рабочая программа

по внеурочной деятельности –

клуба «Здоровячок».                                                  

  1 Б класс.

Составитель: Бортникова Е.И.,

учитель начальных классов 

2015 г.

Пояснительная записка

Программа курса клуба «Здоровячок» составлена в соответствии с требованиями ФГОС, ООП школы.

Текущее десятилетие стало революционным для целого поколения в России. Это связано не только со сложной общественно-политической ситуацией в стране, но и с серьезными психологическими изменениями в окружающем мире. Появились принципиально новые ценности, о которых не знали люди старшего и средних поколений. Биологическое окружение человека все больше заменяется технологическим. Феномен хорошо отлаженной работающей машины представляется желательным образом для всех сфер жизни, включая медицину. Становятся пророческими слова философа Мартина Хайдеггера: «Смысл техники сокрыт от нас. Мы не успеваем осмысливать значение новых технических средств, мы едва успеваем их потреблять, не считаясь с возможностями и запросами своего организма, своей личности. Эта проблема особенно актуальна для Москвы и Подмосковья, на которую обрушился шквал электронной, бумажной, «пищевой», наркотической и иной информации со всего мира.

Употреблять ее в полном объеме невозможно и даже вредно, а разобраться, что хорошее, а что плохое, - трудно. Это не всегда по силам взрослому населению, что же говорить о детях. У них все чаще стали наблюдаться случаи ригидного, ограниченного и болезненного восприятия мира, которое врачи-психиатры называют неврозом.

Слово «здоровье», как и слова «любовь», красота», «радость», принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. Классическое определение, данное ВЗ в 1949 году, которое характеризует здоровье как состояние полного психического, физического и социального благополучия, - скорее лозунг, чем специально работающее понятие. Бесспорно, что здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте образования. Главная цель клуба «Здоровячок» - знакомство с самым тонким инструментом познания окружающего мира – с самим собой. В начальной школе многие темы касаются отдельных качеств человека. Предлагаемая программа – это первая попытка создать единый «человекоцентрический» предмет, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, гигиене, кулинарии и многим другим предметам служат самопознанию, самовосприятию, самоуважению. Программа дает школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний и т.д. Она учит методам конструктивного переживания внутренних конфликтов.

Цель данного курса:

первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.

Исходя из главной цели были сформулированы и задачи программы:

- научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;

- показать практические методы общения между людьми в самом широком диапазоне от желательного до крайне нежелательного, от полноценного конструктивного до пустого и разрушительного, научить ребенка позитивным методам решения конфликтных вопросов со взрослыми и сверстниками, научить ребенка практическим методам самостоятельного принятия решений. Ориентированных на собственное здоровье;

- познакомиться с основами безопасного поведения в самых различных ситуациях.

Место курса в образовательном процессе.

Занятия проводятся с учащимися 1 класса 1 раз в неделю (всего 33 учебных занятия в год).

Содержание программы.

Самопознание через чувство и образ.

Что такое здоровье? Я познаю себя. Внешнее и внутреннее строение человека. Скелет и мышцы –наша опора. Что такое осанка? Как сформировать и сохранить красивую осанку? Уход за руками и ногами. Кожа – надежный защитник организма. Гигиена кожи. Правила личной гигиены. Строение и гигиена органов зрения и слуха. Что такое сон человека и для чего он нужен организму. Я – ученик. Настроение ученика в школе и после школы.

Ослепительная улыбка на всю жизнь.

Зачем человеку рот и что в нем находится? Какие зубы есть у человека, их название, строение и функции. Правила ухода за зубами. Как правильно чистить зубы? Здоровое питание – здоровые зубы. Как нужно беречь зубы?

Школа здорового питания.

Зачем человеку нужно питаться? Строение и функционирование пищеварительной системы человека. Питательные вещества и их значение для роста и развития организма человека. О пользе овощей и фруктов, молока и меда. Питание и индивидуальное здоровье. Полезные и вредные продукты для организма. Откуда пришел хлеб? Традиции русской национальной кухни. Гигиена питания. Производство, хранение и распространение продуктов питания.

Профилактика аддитивного поведения.

Полезные и вредные привычки. О вреде курения и алкоголизма. Лекарственные препараты, правила их употребления и хранения. Что такое толерантность? Инфекционные и неинфекционные болезни. Зачем нужно делать прививки? Безопасность при работе на компьютере, просмотре телевизионных передач.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностные результаты.

Ученик научится:

- быть готовым и способным к саморазвитию;

- сформируется мотивация к учению и познанию, ценностно-смысловым установкам, отражающим их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личные качества.

Ученик получит возможность научиться:

- сформировать основы российской, гражданской идентичности.

Метапредметные результаты.

Ученик научится:

- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на занятии;

- высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, научится работать по предложенному учителем плану;

- научится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Ученик получит возможность научиться:

- оценивать свои образовательные достижения;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказ на основе простейших моделей, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей;

- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), работать в парах и малых группах.

Предметные результаты.

Ученик научится:

- понимать смысл выражения «здоровый образ жизни» и его составляющих;

- понимать строение и работу органов человека, правил их гигиены;

- понимать строение, функции зубов, правилам их гигиены;

- понимать зачем человеку нужно питаться и из чего должен состоять рациональное питание;

- понимать роль эмоций человека для его здоровья;

- понимать, что такое полезные и вредные привычки, инфекционные и неинфекционные болезни.

Ученик получит возможность научиться:

- понимать роль питательных веществ для роста и развития организма человека (белки, жиры, углеводы и витамины);

- понимать, что такое толерантность и стремиться жить в соответствии с нормами общения людей.

Учебно-тематическое планирование курса

№№ п/п

Название раздела программы

Количество часов

Количество контрольных работ

1.

Самопознание через чувства и образ.

12

нет

2.

Ослепительная улыбка на всю жизнь.

5

нет

3.

Школа здорового питания.

8

нет

4.

Профилактика аддитивного поведения.

8

нет

Итого:

33

нет

Календарно-тематическое планирование занятий клуба «Здоровячок» в 1Б классе. 2015/2016 учебный год.

№№ п/п

Тема урока

Коли-чество часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

планиру-емая

факти-ческая

1 четверть (9 часов)

Самопознание через чувства и образ (12 часов)

1.

Что такое здоровье.

1

Знакомство с понятиями «здоровье», «здоровый образ жизни» и его составляющими.

2.

Я познаю себя. Внешнее строение человека.

1

Знакомство с внешним строением человека. Умение выделять основные части внешнего строения человека: голова, туловище, верхние и нижние конечности.

3.

Я познаю себя. Внутреннее строение человека.

1

Знакомство с внутренним строением человека, системами его органов и их назначением.

4.

Кожа – надежная защита организма.

1

Знакомство со строением кожи, ее назначением. Знакомство с правилами гигиены кожи.

5.

Скелет и мышцы – наша опора. Что такое осанка?

1

Знакомство со скелетом человека и мышцами, их ролью в организме. Знакомство с понятием «осанка», правилами поддержания правильной осанки.

6.

Уход за руками и ногами.

1

Знакомство с ролью верхних и нижних конечностей для человека и правилами их гигиены.

7.

Забота о глазах.

1

Знакомство со строением глаз – органов зрения. Гигиена органов зрения.

8.

Чтобы уши слышали.

1

Знакомство со строением уха – органа слуха. Гигиена органов слуха.

9.

Правила личной гигиены.

1

Знакомство с правилами личной гигиены. Участие в конкурсе плакатов на заданную тему.

2 четверть (7 часов)

10.

Я ученик. Мое настроение в школе.

1

Знакомство с эмоциями (положительными и отрицательными), с необходимостью поддержания хорошего настроения в школе при общении с учениками и учителями.

11.

Ты пришел из школы.

1

Знакомство с режимом дня школьника, составление режима дня.

12.

Сон – лучшее лекарство.

1

Знакомство с необходимостью сна для организма человека, гигиеной сна.

Ослепительная улыбка на всю жизнь (5 часов)

13.

Зачем человеку рот и что в нем находится?

1

Знакомство со строением органов, находящихся во рту человека, их назначением.

14.

Правила ухода за зубами.

1

Знакомство со строение зубов, их видами и назначением. Знакомство с правилами ухода за зубами.

15.

Как правильно чистить зубы?

1

Знакомство с правилами чистки зубов, назначением и выбором зубной щетки, пасты, зубной нити.

16.

Здоровое питание – здоровые зубы.

1

Знакомство с ролью правильного питания для поддержания здоровья зубов. Знакомство с назначением и правилами использования жевательной резинки.

3 четверть (9 часов)

17.

Как нужно беречь зубы?

1

Знакомство с правилами сохранности зубов, мерами безопасного поведения на улице и дома.

Школа здорового питания (8 часов)

18.

Зачем мы едим?

1

Знакомство с назначением пищи для организма человека.

19.

Система пищеварения человека.

1

Знакомство со строением и работой системы пищеварения человека.

20.

Питательные вещества и их значение для роста и развития организма.

1

Знакомство с важнейшими группами питательных веществ (белками, жирами, углеводами, витаминами), их назначением и содержанием в различных продуктах питания.

21.

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

Знакомство с витаминами, их ролью в организме человека и продуктами, содержащими витамины.

22.

О пользе молока и меда.

1

Знакомство с питательной пользой молока и меда, их производством и правилами их употребления.

23.

Откуда к нам хлеб пришел?

1

Знакомство с технологией выращивания и производства хлеба, его ролью в питании человека.

24.

Праздник русской кухни.

1

Знакомство с традиционными продуктами и блюдами русской национальной кухни.

25.

Производство, хранение и распространение продуктов.

1

Знакомство с правилами производства, хранения и распространения различных продуктов питания. Знакомство с приемами обработки различных продуктов питания. Знакомство с полезными и вредными продуктами питания.

4 четверть (8 часов)

Профилактика аддитивного поведения (8 часов)

26.

Полезные привычки.

1

Знакомство с полезными привычками (соблюдение правил личной гигиены, режима дня, занятия спортом и закаливание).

27.

Вредные привычки.

1

Знакомство с вредом, наносимым организму человека курением, алкоголем. Формирование умения сказать «нет» вредным привычкам.

28.

Что такое толерантность?

1

Знакомство с понятием «толерантность», участие в благотворительной деятельности и помощи инвалидам и нуждающимся людям.

29.

Лекарственные препараты, правила их использования и хранения.

1

Знакомство с видами и назначением лекарственных препаратов, правилами их применения и хранения.

30.

Инфекционные и неинфекционные болезни.

1

Знакомство с инфекционными и неинфекционными болезнями и способами их профилактики.

31.

Зачем нужно делать прививки?

1

Знакомство с видами и назначением прививок, понимание необходимости прививок.

32.

Безопасность при работе на компьютере.

1

Знакомство с правилами безопасности при работе на компьютере.

33.

Итоговый урок – конкурс «Я здоровье берегу».

1

Обобщение и закрепление полученных за год знаний. Участие в подготовке и проведении конкурса «Я здоровье берегу».

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция:

  1. Педагогика здоровья. Методическое пособие под редакцией В.Касатова. М., Линка-Пресс, 2005.
  2. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. М., Вако. 2008.

Печатные пособия:

  1.  Наглядный материал по основам здорового образа жизни.
  2.  Уроки здоровья. Таблицы. 1 класс.

Технические средства обучения:

  1. Классная доска.
  2. Интерактивная доска и проектор.
  3. Компьютер.
  4. Принтер, ксерокс.
  5. CD и DVD диски по ЗОЖ в 1 классе.
  6. Интернет – ресурсы к урокам здоровья.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

      1.   Наборы муляжей продуктов питания.

      2.   Набор предметных картинок.

      3.   Наборное полотно.

      4.   Набор настольных игр по ЗОЖ.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...