Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Доноведение" (4 класс)
рабочая программа (4 класс)

Программа внеурочной деятельности для начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sdachu_donovedenie_4_klass.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Рабочая программа по доноведению составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного МОиН РФ приказом №373от 06.10.2009г.; зарегистрированного Минюстом России 22.12.09, регистрация № 17785;

- авторской программы по доноведению для основной школы (1-4 классы), авторы Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина.

- УМК

1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2012.

2.Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (4 класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2013.

3.Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2012.

- учебного плана МБОУ СОШ №9;

- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС ООН.

Цели курса доноведения в начальной школе:

-ознакомление с разнообразием мира неживой и живой природы родного края;

-ознакомление с жизнью людей в Ростовской области.;

-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

- формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

Образовательные:

- Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

- Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные:

- Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

- Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

- Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

- Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.

                                           

Содержание учебного предмета, курса

(34 часа)

   Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органичное единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» ( начальное звено).

Ведущим из них является принцип целостностикоторый достигатся за счёт интеграции содержания. 
В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено единство системы « природа-человек-общество» Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

История Донского края – часть истории Отечества.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно- нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, творчества детей в различной деятельности.

Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитание у учащихся уважения к истории Донского края и его людям, бережного  

  Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур

 

 

 

                      Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

1 четверть -8 ч

1

  Донской край - мой край

1

03.09

2

 Что ты знаешь о роде своём

1

10.09

3

 Что ты знаешь о роде своём

1

17.09

4

 На казачьем кругу

1

24.09

5

 Донской казак хват, силой, удалью богат

1

01.10

6

 За волю и правду народную. Ермак Тимофеевич

1

08.10

7

 Бунтарь против царского самодержавия. Степан Разин

1

15.10

8

 История России Донского края

1

22.10

2 четверть – 8 ч

9

  Таганрог – первый порт России на морском побережье

1

05.11

10

 Крепость Дмитрия Ростовского

1

12.11

11

Предводитель крестьянской войны. Емельян Пугачёв

1

19.11

12

 Вместе с Суворовым

1

26.11

13

  Платон Матвеевич Иванов

1

03.12

14

 Новочеркасск – столица казачьего Дона

1

10.12

15

 Бакланов Яков Петрович

1

17.12

16

За землю и за волю

 

 24.12

3 четверть – 10 ч

17

  Дон в годы строительства новой жизни

1

14.01

18

 Дон в годы Великой Отечественной войны

1

21.01

19

 

День освобождения родного города

1

28.01

20

Мирное время на Донской земле

1

04.02

21

 Волгодонск – город молодости

1

11.02

22

  Дом, в котором мы живём

1

18.02

23

 Проблемы воздуха в родном крае

 

1

25.02

 

24

Экологические проблемы водоёмов

1

03.03

25

Экологические проблемы почв родного края

1

10.03

26

Охрана полезных ископаемых

1

17.03

 

 

 

 4 четверть -8 ч

 

27-28

  Экологическое равновесие в природе

2

31.03-07.04

29

 Тест. Найди ошибки в тексте

1

14.04

30

 Охранять природу – значит охранять Родину

1

21.04

31

 Летние обряды на Дону

1

28.04

32

 Троица

1

12.05

33

 Иван Купала

19.05

34

Спасы

26.05

Всего 34 часа

    Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

К концу обучения в четвертом классе ученик научится:

 - пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

- формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном стоянии и перспективах культурного развития Донского края.

-развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей;

-формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историк о- культурного потенциала Донского края.

- воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственн6ым эталоном;

-воспитание уважен6ия к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

К концу обучения в четвертом классе ученик получит возможность научиться:

-различать объекты живой и неживой природы Ростовской области;

-понимать особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

- высказывать аргументированное суждение о водоёмах Ростовской области и их значение в хозяйстве;

- понимать важность полезных ископаемых родного края, их местоположение и значение в хозяйстве;

-знать правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

-определять государственную символику Ростовской области, своего района;

-описывать важнейшие события родного края;

-знать народы, населяющие Ростовскую область;

-понимать необходимость родственных связей в семье;

-выполнять правила поведения в общественных местах и на улице;

- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы;

-приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

-использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

-пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов.

                           

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального образования....

Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности (духовно – нравственное направление) «В гостях у сказки» 2 класс

Пояснительная записка  Программа разработана на основе федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развити...