Рабочая программа по курсу "Развитие познавательных способностей" для 1 класса
рабочая программа (1 класс)

Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных способностей составлена для 1 классов на основе авторского комплекта учебно-методического  пособия курса «РПС» О.А.Холодова – Юным умникам и умницам: задания для развития познавательных способностей (7-8лет) /Методическое пособие , 1 класс.- 5-е изд.,перераб.- М.:Издательство РОСТ.-2018.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      Введение

        Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных способностей составлена для 1 классов на основе авторского комплекта учебно-методического  пособия курса «РПС» О.А.Холодова – Юным умникам и умницам: задания для развития познавательных способностей (7-8лет) /Методическое пособие , 1 класс.- 5-е изд.,перераб.- М.:Издательство РОСТ.-2018.

   Цель программы:

  • развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы;
  • расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития;

Задачи программы.

  • Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
  • Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
  • Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
  • Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
  • Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

       Программа рассчитана на 33ч в год (1ч в неделю).

Планируемые результаты  изучения

Личностные результаты:

  • целостное восприятие окружающего мира.
  • развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты:

  • способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  • использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
    аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

  • использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
    оценки их количественных и пространственных отношений.
  • овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Требования к уровню подготовки

В первом классе учащиеся получат возможность:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы; определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • научатся высказывать свое предположение (версию);
  • научатся работать по предложенному педагогом плану;
  • научатся отличать верно выполненное задание от неверного;
  • научатся совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • научатся добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • научатся овладевать измерительными инструментами.
  • научатся выражать свои мысли;
  • научатся объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи

К концу первого класса у учащихся сформируются следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству; устанавливать общие признаки;
  • определять целое и часть;
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
  • определять последовательность действий; наделять предметы новыми свойствами;
  • находить истинные и ложные высказывания;
  • переносить свойства с одних предметов на другие;
  • волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности,  приветствия, прощания;
  • понятия:  слово, толковый словарь, однозначные и многозначные слова;

Содержание учебного курса(34ч)

№п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Содержание тем раздела  и урока

1

Введение. Инструктаж по ТБ.

1

Введение. Инструктаж по ТБ.

2

Выявление уровня развития познавательных процессов

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

3

Тренировка внимания

9

Развитие концентрации внимания

Тренировка внимания.

Задания по перекладыванию спичек

Развитие концентрации внимания

4

Развитие мышления

4

Упражнения по развитию мышления Развитие логического мышления

5

Тренировка памяти

9

Развитие слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти.

6

Совершенствование воображения

4

Совершенствование воображения

7

Развитие аналитических способностей

5

Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей.

8

Обобщающее занятие «Наши достижения»

1

 Контроль знаний,  умений и навыков. .Диагностика.

Тематическое планирование   уроков

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

1

Введение. Инструктаж по ТБ.

1

2-3

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

2

4

Развитие концентрации внимания

1

5

Тренировка внимания. Развитие мышления

1

6

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления

1

7

Тренировка зрительной памяти Развитие мышления

1

8

Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций

1

9

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек

1

10

Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций

1

11

Развитие концентрации внимания Развитие мышления

1

12

Развитие слуховой памяти Развитие мышления

1

13

Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций

1

14

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек

1

15

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций

1

16

Тренировка внимания. Развитие мышления

1

17

Тренировка слуховой памяти Развитие мышления

1

18

Тренировка зрительной памяти Развитие мышления

1

19

Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций

1

20

Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек

1

21

Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций

1

22

Развитие концентрации внимания Развитие мышления

1

23

Тренировка внимания Развитие мышления

1

24

Тренировка слуховой памяти Развитие мышления

1

25

Тренировка зрительной памяти Развитие мышления

1

26

Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций

1

27

Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций

1

28

Развитие концентрации внимания Развитие мышления

1

29

Тренировка слуховой памяти Развитие мышления

1

30

Тренировка зрительной памяти Развитие мышления

1

31

Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций

1

32-33

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций

2

34

Обобщающее занятие «Наши достижения»

1

Итого

34ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецензированная рабочая программа кружка научно-познавательного направления "Юный исследователь"

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВажнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; ...

Рабочая программа курса развития познавательных способностей «Умники и умники»

В рабочей программе представлены цели и задачи курса. Все задания для развития познавательных способностей можно условно разбить на несколько групп: развитие внимания, памяти,  воображения, логич...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Развитие познавательных способностей» «Юным умникам и умницам», 2 класс

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны.Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-...

Рабочая программа по развитию познавательной сферы учащихся начальной школы

Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С. Выготского - Б.Д. Эльконина....

Рабочая программа по развитию познавательных способностей

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе ...

Рабочая программа ПДОУ "Развитие познавательных способностей" 2 класс

Система представленных на занятиях по развитию познавательных способностей (РПС) задач и упражнений позволяет успешно решить проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдател...