Рабочая программа по курсу "Развитие познавательных способностей" для 1 класса
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных способностей составлена для 1 классов на основе авторского комплекта учебно-методического пособия курса «РПС» О.А.Холодова – Юным умникам и умницам: задания для развития познавательных способностей (7-8лет) /Методическое пособие , 1 класс.- 5-е изд.,перераб.- М.:Издательство РОСТ.-2018.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных способностей составлена для 1 классов на основе авторского комплекта учебно-методического пособия курса «РПС» О.А.Холодова – Юным умникам и умницам: задания для развития познавательных способностей (7-8лет) /Методическое пособие , 1 класс.- 5-е изд.,перераб.- М.:Издательство РОСТ.-2018.
Цель программы:
- развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы;
- расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития;
Задачи программы.
- Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
- Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
- Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
- Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
- Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Программа рассчитана на 33ч в год (1ч в неделю).
Планируемые результаты изучения
Личностные результаты:
- целостное восприятие окружающего мира.
- развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
- использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений. - овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. - приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Требования к уровню подготовки
В первом классе учащиеся получат возможность:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы; определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- научатся высказывать свое предположение (версию);
- научатся работать по предложенному педагогом плану;
- научатся отличать верно выполненное задание от неверного;
- научатся совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- научатся добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- научатся овладевать измерительными инструментами.
- научатся выражать свои мысли;
- научатся объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи
К концу первого класса у учащихся сформируются следующих умений:
- сравнивать предметы по заданному свойству; устанавливать общие признаки;
- определять целое и часть;
- находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
- определять последовательность действий; наделять предметы новыми свойствами;
- находить истинные и ложные высказывания;
- переносить свойства с одних предметов на другие;
- волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, приветствия, прощания;
- понятия: слово, толковый словарь, однозначные и многозначные слова;
Содержание учебного курса(34ч)
№п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Содержание тем раздела и урока |
1 | Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 | Введение. Инструктаж по ТБ. |
2 | Выявление уровня развития познавательных процессов | 1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. |
3 | Тренировка внимания | 9 | Развитие концентрации внимания Тренировка внимания. Задания по перекладыванию спичек Развитие концентрации внимания |
4 | Развитие мышления | 4 | Упражнения по развитию мышления Развитие логического мышления |
5 | Тренировка памяти | 9 | Развитие слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти. |
6 | Совершенствование воображения | 4 | Совершенствование воображения |
7 | Развитие аналитических способностей | 5 | Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей. |
8 | Обобщающее занятие «Наши достижения» | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. .Диагностика. |
Тематическое планирование уроков
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 |
2-3 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 2 |
4 | Развитие концентрации внимания | 1 |
5 | Тренировка внимания. Развитие мышления | 1 |
6 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления | 1 |
7 | Тренировка зрительной памяти Развитие мышления | 1 |
8 | Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций | 1 |
9 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек | 1 |
10 | Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций | 1 |
11 | Развитие концентрации внимания Развитие мышления | 1 |
12 | Развитие слуховой памяти Развитие мышления | 1 |
13 | Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций | 1 |
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек | 1 |
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций | 1 |
16 | Тренировка внимания. Развитие мышления | 1 |
17 | Тренировка слуховой памяти Развитие мышления | 1 |
18 | Тренировка зрительной памяти Развитие мышления | 1 |
19 | Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций | 1 |
20 | Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек | 1 |
21 | Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций | 1 |
22 | Развитие концентрации внимания Развитие мышления | 1 |
23 | Тренировка внимания Развитие мышления | 1 |
24 | Тренировка слуховой памяти Развитие мышления | 1 |
25 | Тренировка зрительной памяти Развитие мышления | 1 |
26 | Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций | 1 |
27 | Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций | 1 |
28 | Развитие концентрации внимания Развитие мышления | 1 |
29 | Тренировка слуховой памяти Развитие мышления | 1 |
30 | Тренировка зрительной памяти Развитие мышления | 1 |
31 | Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций | 1 |
32-33 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций | 2 |
34 | Обобщающее занятие «Наши достижения» | 1 |
Итого | 34ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рецензированная рабочая программа кружка научно-познавательного направления "Юный исследователь"
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВажнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; ...
Рабочая программа курса развития познавательных способностей «Умники и умники»
В рабочей программе представлены цели и задачи курса. Все задания для развития познавательных способностей можно условно разбить на несколько групп: развитие внимания, памяти, воображения, логич...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Развитие познавательных способностей» «Юным умникам и умницам», 2 класс
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны.Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-...
Рабочая программа по развитию познавательной сферы учащихся начальной школы
Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С. Выготского - Б.Д. Эльконина....
Рабочая программа по развитию познавательных способностей
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе ...
Рабочая программа ПДОУ "Развитие познавательных способностей" 2 класс
Система представленных на занятиях по развитию познавательных способностей (РПС) задач и упражнений позволяет успешно решить проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдател...