Методическая разработка обзорной экскурсии "Жизнь и быт народов Кузбасса"
методическая разработка

Бондарева Ольга Леонидовна

Данное мероприятие было подготовлено и проведено в рамках празднования 300- летия образования Кузбасса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_muzey_zhizn_i_byt_narodov_kuzbassa.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                             АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«Школа–интернат № 18»

МКОУ «Ш-И №18»

Россия, 652471, город Анжеро-Судженск, Кемеровская область, ул. Прокопьевская, 18А

тел. (8-384-53) 4-13-89; 4-14-57     Е-mail: anschool18@mail.ru

Методическая разработка  обзорной  экскурсии

 «Жизнь и быт народов Кузбасса»

(мероприятие к 300- летию образования Кузбасса)

Руководить школьного  музея «Память»

Бондарева О.Л.

2019

ОТЧЕТ

об экскурсии "Жизнь и быт народов Кузбасса»

        Для учащихся начальных и старших классов школы  21-22 октября, в рамах подготовки к «300 - летию образования Кузбасса»  была проведена экскурсия  в музейной комнате «Русская горница». Дети расширили кругозор об истории и народных  традициях, познакомились с предметами быта  старины, с обстановкой русской избы, обычаем убранства, ремёслами и промыслами, сохранившимися до наших дней.

        Ребята с интересом слушали рассказ о крестьянской жизни и задавали вопросы, изучали предметы старины и фотографировали их на память.

        Все желающие могли попробовать себя в роли хозяев в избе: поставить ухватом чугун в русскую печь,  погладить бельё рубелем и огневым утюгом, налить чая из самовара.

Методическая разработка  обзорной  экскурсии «Жизнь и быт народов Кузбасса»

Цель:

— познакомить детей с жизнью, бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
  • познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;
  • обогатить словарный запас  учащихся.
  •  воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

Ход занятия:

Хозяйка избы встречает детей у входа.

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Приглашаю вас в мини - музей «Крестьянская изба». Добро пожаловать!

Всех привечаем, всех встречаем.

По обычаям по российским

От души поклон вам низкий

С добрым словом и любовью

И с хлебом – солью.

 -Встанем  рядком, да поговорим ладком.

- Сегодня мы побываем в необычном, удивительном месте – русской крестьянской избе. Дети, а знаете, что же в избе было самым главным? Конечно же, печь.

        Печь - это сердце дома. Печка — деревенская кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. 

Давайте рассмотрим крестьянскую утварь.

        Самовар — металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки, наполняемой углями, изобрели на рубеже XVIII в. русские мастера. За  самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя и богатства. (Ребята пробуют налить чай из самовара.)

        Любили печь блины и пироги. Помощником служило сито. Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

        В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя деревянная ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.

        Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.         Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник - ухват. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.   

        Кочерга нужна была для перемещения горящих дров и углей в топке печи.

        Но не только в чугунке готовили пищу в старину. Главной  кУхонной посудой были горшки. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В глиняных крынках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу.  В крынке не кисло молоко. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка, до огромного горшка. (Показ посуды, сравнение размеров). Из дерева делали маслобойки.

        Имелось в крестьянском жилище плетёная утварь – корзины. Из бересты делали бураки, туески.

        Здесь находится «Бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы. Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка.  Возле печи располагался сундук -  он предназначался для хранения различной одежды, приданного, украшений и ценной столовой утвари. По количеству сундуков судили о благосостоянии семьи. Большие сундуки ставили у печи и использовали вместо кровати. 

        Полотенце – рушник  их длина составляла от 1 до 5 м., украшенный  вышивкой, кружевами – часть праздничного убранства избы и никогда не применялись для вытирания после мытья или умывания.

        Непременным занятием крестьянской женщины, особенно в зимнее время, было прядение шерсти и льна на веретене и на самопрялке. Старинные прялки представляли собой конструкцию из кудели и  лопасти. Прядение шло с помощью веретена. (Левой рукой пряха дёргала  пряжу, правой приводила веретено во вращение, тем самым скручивая волокно в нитку (проходит мастер-класс по работе с прялкой и веретеном).  Затем появились самопрялки (у окна) "русские", у которых было колесо. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть, ткать, вышивать с 6-8 лет. Ткань была самотканой (показ женской  рубашки и косоворотки).

         Мужчины занимались ковкой, изготовляли амбарные замки, самодельные гвозди, болванки для изготовления валенок, валенки).

        Счастьем в любой семье считались дети. Здесь представлена  кукла-оберег. Кукла издавна была любимой игрушкой детей русской деревни. (Как можно заметить лицо у этой куклы не изображалось, это значило, что кукла - вещь неживая и в неё не могут вселиться злые духи), изготовляли из дерева матрёшки. 

        Почетное место в музейной комнате занимает детская люлька.
        Нелегкой женской работой была стирка белья. Это коромысло несли сразу два человека: одновременно один с одного, а другой с другого конца. Оно использовалось для переноски тяжёлых вёдер.
- А как же гладили бельё и полотенца наши прабабушки?
Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали на  цилиндрической формы деревянный  валик, а сверху прокатывали по плоской поверхности рабочей частью рубеля. (Показ глажения). 

        Утюги пришли на смену рубелям. Были они чугунными, их нагревали, по мере остывания снова нагревали. На смену им пришли электрические.

- Как вы думаете, какое самое распространённое блюдо было в русской кухне?

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?..(Блины).

Блины – одно из самых старинных и вкусных русских блюд. Угощайтесь!

        До свидания! Буду рада новой встрече с вами в нашем музее.

Самовар

сито

деревянная ложка

чугунок и ухват

крынка и горшок

маслобойка

корзина

туесок

сундук

рушник

самопрялка

веретено

амбарный замок

гвозди

 болванка

кукла-оберег

матрёшка 

        люлька

коромысло

валик и рубель

        утюг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка русского праздника "Пасхальные традиции русского народа""

Цели:1.Знакомить учащихся с пасхальными традициями русского             народа: ...

Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Курс: «Религии мира» Тема урока. «Буддизм – древнейшая мировая религия».

Урок открытий новых знаний (ОНЗ) урок по теме  Буддизм.Целью урока является знакомство с мировой религией - буддизмом, жизнью её основателя Сиддхартхи Гаутамы....

Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."

В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья....

Методическая разработка урока по окружающему миру. «Моя Родина - Кузбасс»

Методическая разработка урокапо окружающему мируТема: «Моя Родина - Кузбасс»...

методическая разработка занятия по краеведению «Легенды Кузбасса»

   Управление образованием Администрации города ЮргиМуниципальное бюджетное учреждениедополнительног...

Методическая разработка "Кузбасс 300"

Данная разработка рассчитана на 2 класс, занимательная математика. Включены задания на повторение пройденного материала : отгадывание ребусов, игра "Собери фразу", решение задач в 2 действия...

Методическая разработка урока Основы религиозных культур народов России по теме "Священные сооружения".

Методическая разработка урока Основы религиозных культур народов России по теме "Священные сооружения"....