география 7 класс
рабочая программа

Козорезова Ольга Николаевна

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gegrafiya_7_kl.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Мамоново

«Рассмотрено»

Руководитель МК

_____        /Курсакова Н.Н.

ФИО

Протокол № 1 от

«26» августа 2016 г.

«Согласовано»

ЗДШ  по УВР

_____        /Олейник М.В.

ФИО

«25 » августа        2016г.

«Утверждено»

Директор школы

_____        /Кутырёва О.С.

ФИО

« 29 » августа 2016г.

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  
С  НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

педагога  первой квалификационной  категории

Козорезовой Ольги Николаевны

по географии

7 класс

2016 - 2017  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по  учебному предмету «география» для обучающихся с  интеллектуальными нарушениями для 7 класса составлена на основе примерной  адаптированной  основной  образовательной  программы основного общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которая является  учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ГОС к освоению обучающимися АООП ООО. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного предмета.

Основной формой реализации программы является урок.

Учебный предмет «география» включен в обязательную предметную область «Естествознание».

Программа составлена на основе программы учебного курса «География»      АООП ООО МБОУ СОШ г. Мамоново и предназначена  для обучающихся с  интеллектуальными нарушениями 7 года обучения  в МБОУ СОШ г. Мамоново.

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы  учебного предмета       « География» (7 класс) составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  • Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  интеллектуальными нарушениями»;
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования, разработанная на основе ГОС для обучающихся  с интеллектуальными нарушениями;
  • Устав МБОУ СОШ г.Мамоново;
  • Адаптированная Основная Образовательная программа МБОУ СОШ г.Мамоново на 2016-2017 учебный год;
  • Учебный план МБОУ СОШ г.Мамоново на 2016-2017 учебный год;
  • Годовой календарный план – график МБОУ СОШ г.Мамоново на  2016-2017

                        учебный год.

Цель: совершенствование процесса социализации детей с  интеллектуальными нарушениями развития путем решения практических задач.

Задачи:

- формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач;

- формировать положительные качества личности, в частности аккуратность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, любознательность, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль;

- воспитывать стремление  применять лингвистические знания в повседневной жизни.

Основные направления коррекционно-развивающей работы.

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие слухового внимания и памяти;

2. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации ;

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

3. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы 

5.Развитие речи, овладение техникой речи.

6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

В процессе реализации образовательной программы по географии решаются  коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий
  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти.
  • коррекция и развитие зрительного и слухового  восприятия
  • коррекция и развитие тактильного восприятия
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
  • умение выражать свои чувства.

Содержание коррекционно-развивающего компонента в сфере развития жизненной компетенции для  детей с  интеллектуальными нарушениями.

  1. Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Направления специальной (коррекционной) работы

Требования к результатам

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

- Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя: в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.

- Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно.

- Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений

- Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей. И объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения.

- Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи

  1. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Направления специальной (коррекционной) работы

Требования к результатам

Формирование активной позиции ребёнка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания дома и в школе; стремления к самостоятельности и независимости в быту; привычки и потребности помогать в быту другим людям.

Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.

Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды; покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды; поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному.

- Представления об устройстве домашней жизни.

- Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность  в каких-либо областях домашней жизни.

Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми.

-Представления об устройстве школьной жизни.

- Умение ориентироваться в пространстве школы и обращаться за помощью при затруднениях или происшествиях.

- Умение самостоятельно ориентироваться в расписании занятий.

- Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Положительная динамика в этом направлении.

Формирование понимания значения праздника дома и в школе, желания участвовать в устройстве праздника, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными.

Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, положительная динамика в этом направлении

III.  Овладение навыками коммуникации

Направления специальной (коррекционной) работы

Требования к результатам

Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях

- Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).

- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор.

- Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

- Умение получать информацию от собеседника и уточнять её.

- Освоение культурных норм выражения своих чувств.

Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении.

Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели.

  1. Дифференциация и осмысление картины мира

Направления специальной

(коррекционной) работы

Требования к результатам

Расширение и обогащение реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей.

- Формирование адекватного представления об опасности и безопасности.

- Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.

- Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации.

- Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др.

- Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрастным возможностям ребёнка.

- Формирование у ребёнка умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.

- Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

- Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и школе, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день и т.п.).

- Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (например, посещение магазина, парикмахерской и т.п. ограничено определёнными часами их работы, посещение театра, музея требует определённого вида одежды и др.)

- Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению.

- Формирование понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой.

- Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми  исследовательскую деятельность.

- Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.

- Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.

Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, рисунок, чтение как коммуникации и др.).

- Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

- Умение принимать и включать  в свой личный опыт жизненный опыт других людей.

- Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.

  1. Дифференциация и осмысление своего социального окружения. Принятых ценностей и социальных ролей

Направления специальной

(коррекционной) работы

Требования к результатам

Формирование знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми.

Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.п.

Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов.

- Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы.

- Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.

Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения.

- Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать  и ограничивать контакт.

- Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.

- Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении.

Расширение круга освоенных социальных контактов.

  ГОС устанавливает единые направления коррекционной работы и базовые требования к результатам обучения в сфере формирования жизненной компетенции ребёнка с  интеллектуальными нарушениями.

      Общее количество обучающихся в классе 12 человек. Данная программа предусматривает обучение  детей с    интеллектуальными  нарушениями. Форма получения образования обучающимися – очная. Класс  коррекционный, преподавание предмета ведётся с учётом индивидуальных особенностей  данной категории детей. Учебный материал ведётся дифференцированно. Задания и упражнения для этих детей отличаются заниженным уровнем сложности. Они более простые, доступные пониманию.

  Содержание программы

           

        Учащиеся знакомятся с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Значительное внимание уделено экологическим проблемам. Необходимо раскрыть причины обострения экологических ситуаций в районах южных морей, Волго-Каспийского бассейна, Прибайкалья и Забайкалья, районов Севера. На изучение «Географии России» отведен 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:

  1. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика).
  2. Природные зоны России.

Требуют особого внимания вопросы геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Необходимо разъяснить направления экономической реформы в России, ее целям и приоритетам.

При изучении курса необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения.

При изучении природных зон России следует обратить внимание на географическое положение каждой природной зоны, ее рельеф, месторождения полезных ископаемых, экологические проблемы. Изучаются климат, водоемы, растительный и животный мир; города, занятия населения, заповедники и заказники каждой природной зоны.

Практические работы:

Работа с физической картой и картой природных зон России.

Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.

Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.

Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых.

Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих причинно-следственные зависимости.

Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.

                      Требование к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

Положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;

Пояса освещенности, в которых расположена наша страна;

Природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;

Природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;

Типичных представителей животного и растительного мира в каждой природной зоне;

Хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;

Экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;

Правила поведения в природе;

Расположение географических объектов на территории России, указанных в рабочей программе.

Учащиеся должны уметь:

Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте, карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;

Показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;

Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

Делать несложные макеты изучаемых природных зон;

Принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно

                                                           

Календарно- тематический план  7 класс

№\П

Тема урока

К-во

часов

Особенности природы и хозяйства России

1

Повторение карты России

1

2

Географическое положение России на карте мира.

1

3

Европейская и Азиатская части России.

1

4

Административное деление России

1

5

Полезные ископаемые, их основные месторождения.

1

6

Типы климата

1

7

Водные ресурсы России, их использование

1

8

Численность населения России. Народы России.

1

9

Промышленность-основа хозяйства, ее отрасли.

1

10

Сельское хозяйство, его отрасли

1

11

Транспорт. Экономическое развитие Европейской и Азиатской частей России.

1

12

Обобщение по теме: «Особенности природы и хозяйства России»

1

13

Карта природных зон России

1

ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ

1

Положение на карте. Моря и острова

1

2

Климат. Особенности природы.

1

3

Растительный и животный мир

1

4

Население и его основное занятие.

Северный морской путь.

1

5

Обобщение по теме:

«Зона Арктических пустынь»

1

ЗОНА ТУНДРЫ

1

Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые

1

2

Климат. Водоемы тундры.

1

3

Растительный мир тундры

1

4

Животный мир тундры

1

5

Хозяйство. Население и его основное занятие

1

6

Города тундры: Мурманск, Архангельск Нарьян-Мар

Анадырь Норильск

1

7

Экологические проблемы севера. Охрана природы тундры

1

8

Обобщение по теме: «Зона тундры»

1

ЛЕСНАЯ ЗОНА

 1

Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые.

1

2

Климат. Особенности природы

1

3

Реки, озера, каналы,. Экологические проблемы водных ресурсов

1

4

Природные богатства лесной зоны.  Растительный мир. Хвойные леса.

1

5

Смешанные леса и лиственные леса

1

6

Обобщение по теме: Климат . Растительный мир

1

7

Животный мир лесной зоны

1

8

Пушные звери

1

9

Значение леса

1

10

Промышленность и с/х Центральной России.

1

11

Города Центральной России.

1

12

Особенности развития хозяйства Северо-западной части России

1

13

Города : Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград .

1

14

Западная Сибирь

1

15

Восточная Сибирь

1

16

Дальний Восток

1

17

Заповедники. Заказники лесной зоны. Охрана леса.

1

18

Обобщение по теме:

«Лесная зона»

1

1

Положение на карте.

Рельеф и ПИ.Реки

1

2

Климат. Проблема водоснабжения.

1

3

Растительный мир степей.

1

4

Животный мир степей.

1

5

Хозяйство. Население и его основные занятия

1

6

Города лесостепной и степной зоны

1

7

Города степной зоны

1

8

Охрана природы зоны степей

1

9

Обобщение по теме: «Степь»

1

ЗОНА ПУСТЫНЬ И ПОЛУПУСТЫНЬ

1

Положение на карте. Рельеф, полезные ископаемые.

1

2

Климат .Реки. Охрана природы.

1

3

Растительный мир и его охрана.

1

4

Животный мир. Охрана природы

1

5

Хозяйство. Основные занятия населения

1

6

Города зоны полупустынь и пустынь

1

ЗОНА СУБТРОПИКОВ

1

Положение на карте. Рельеф. Климат.

1

 2

Курортное хозяйство Население. Города курорты.

1

ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ В ГОРАХ

1

Положение на карте. Поверхность. Климат.

1

2

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа

1

3

Города и экологические проблемы Урал

1

4

Алтайские горы. Население, хозяйство

1

5

Восточная Сибирь. Хозяйство В,С.

Население, города

1

6

Обобщающий урок по теме:

«Высотная поясность»

1

7

Годовая контрольная работа

1

Всего 68 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ответы на билеты по географии для учащихся 9 класса

Данный материал содержит ответы на билеты по географии для учащихся 9 класса, сдающих экзамен в традиционной форме....

Урок окружающего мира в 1 классе "Азбука географии"

« Работа с глобусом и картой на уроках окружающего мира » Одним из видов работ по предмету «Окружающий мир», является работа с глобусом и географической картой. Задача учителя – научить детей работат...

Рабочая программа по географии (8 коррекционный класс VIII вид))

Рабочая программа по географии для 8 коррекционного класса содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

УМК "Школа России" , окружающий мир 4 класс А.А. Плешаков, тема: "Мир глазами географа".

Тест для проверки знаний детей по теме: "Мир глазами географа", к учебнику А.А. Плешакова 4 класс....

Мир глазами географа. - окружающий мир 4 класс

Тема: Мир глазами географа.Цели: - Ознакомить с наукой, изучающей Землю, - географией;- Сформировать представление о глобусе и географической карте;- Закрепить умение работать с картой и глобусо...

Урок окружающего мира на тему "Азбука географии" 1 класс

Урок проведен по системе Л. В. Занкова в 2012 - 2013 уч. году с описанием формируемых УУД...

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс...