Урок окружающего мира в 1 классе "Азбука географии"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

« Работа с глобусом и картой на уроках окружающего мира »
Одним из видов работ по предмету «Окружающий мир», является работа с глобусом и географической картой. Задача учителя – научить детей работать с этим пособием, понимать язык карты: различать условные знаки, понимать назначение градусной сетки, устанавливать пространственные отношения между географическими объектами.
На данном уроке дети знакомятся со  шкалой глубин и высот,  учатся использовать цветовую разметку карты. Для этого были использованы, занимательные и логические задания, а также  исторические сведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc676 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе

Тема: Азбука географии.

Цель: Закрепить знания детей о глобусе и карте.

           Познакомить учащихся с различными видами карт, с помощью

            условных обозначений научить их читать.

            Расширять словарный запас и кругозор учащихся, развивать воображение, логическое      

            мышление.

Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Закрепление ранее изученного материала.
  1. Кроссворд.

1

                                     

 

 

2

3

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Он бывает Тихий, бывает Индийский, Северный Ледовитый и  Атлантический. (океан)
  2. Чего на нашей планете шесть? (материк)
  3. На ноге стоит одной,

       Крутит, вертит головой.

       Нам показывает страны,

       Реки, горы, океаны. (глобус)

  1. Земля, как космическое тело. (планета)
  2. Разгадайте ребус:

  1. Дороги имеются – ехать нельзя,

       Земля есть – пахать нельзя,

       Луга есть – косить нельзя,

       В реках, в морях воды нет. (географическая карта)

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

М

 

 

 

 

Г

 

А

 

А

 

 

 

П

Л

А

Н

Е

Т

А

 

 

 

О

 

 

 

Е

 

 

 

 

Б

 

К

 

Р

 

П

О

Л

У

Ш

А

Р

И

Е

 

 

 

С

 

Р

 

К

 

 

 

 

 

 

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

- Прочитайте слова, которые выделены красным шрифтом.

- Что вы можете сказать о глобусе и карте?

- Что общего? А чем они отличаются?

Глобус – это модель Земли.

Карта – это плоское изображение земной поверхности.

- Когда удобно пользоваться глобусом? (На уроках, выбирая маршрут для путешествия и т.д.) А когда не удобно? (В походе)

Глобус – это замечательное изображение Земли, но его неудобно носить с собой. А географическую карту – рисунок Земли или её части – положил в карман и отправился в поход.

III. Работа по теме урока.

1. Из истории карт.

- Какие бывают карты? (варианты ответов)

Карты бывают разные: политические, физические, исторические, карты звёздного неба и много-много разных других карт. А сборник разных карт называется атласом.

 

                                   

- А знаете ли вы, ребята, что до наших времён сохранились древние карты? Люди создавали карты с незапамятных времён. Самые ранние карты были созданы более четырёх тысяч лет назад. Их сделали на основании рассказов путешественников о тех местах, которые они повидали.

Это, например, выдавлена на глиняной табличке.

Греческий учёный Птолемей умел вычислять расстояние между различными точками на Земле, изучая положение звёзд на небе и собирая информацию от путешественников. Когда Птолемей создавал эту карту мира, он считал, что существует только три континента: Европа, Азия и Африка.

Физминутка.

Волны плещут в океане.  (дети машут руками, изображая волны)

Что там чудится в тумане?  (вытягивают руки вперёд)

Это мачты кораблей. (руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей! (приветливо машут руками)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем. (ходьба на месте)

Ищем ракушке в песке. (наклоны)

И сжимаем в кулаке. (сжимают кулачки)

Чтоб побольше их собрать, -

Надо чаще приседать. (приседания)

Сядем дружно на песок. (дети садятся за парты)

Снова начался урок.

  1. Азбука географии.

Логическая игра «Найди пары».

                         

                                                                                                                       

                                                                                      

                                                                                                                 

                                                                   

Книга – буквы

Следы – животные

Карта – корабль

-Эти предметы я объединила. Почему? Что у них общего? ( Это всё можно читать) Объясните.

                      

Да, ребята! Оказывается, карту тоже можно читать. В книге есть буквы – мы их читаем, на снегу следы птиц и зверей – мы можем прочесть, кто здесь ходил. А чтобы понимать карту и глобус, надо освоить особую азбуку – научиться читать географические знаки.

  1. Работа в тетради  на печатной основе (с. 36).

- Рассмотрите рисунок. Укажите стрелкой географические объекты.

- Скажите, что общего и какая разница между островом, полуостровом и материком?

- Между озером, морем и рекой?

- Между горами и равниной?

В зависимости от того, насколько высокая или глубокая местность, на карте принято обозначать высоту суши и глубину водоёма разными цветами и оттенками. Точкой отсчёта принято считать уровень океана. 

- Рассмотрите карту и расскажите, что и как окрашено на ней.

- Найдите и покажите горы. Равнины. Водоёмы. Сравните их окраску, что можете сказать об этих географических объектах?

   

  1. Итог урока.

- Молодцы! Наш урок подходит к концу. Сегодня вы узнали много интересного и нового.

- Чему мы учились сегодня на уроке?

- Что значит, читать карту?

- На следующем уроке мы продолжим учиться понимать географические знаки и знакомиться с цветовой окраской карты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира на тему "Азбука географии" 1 класс

Урок проведен по системе Л. В. Занкова в 2012 - 2013 уч. году с описанием формируемых УУД...

Урок окружающего мира по теме "Мир глазами географа"

Урок с использованием групповых технологий, технологий развития критического мышления,ИКТ, проблемных....

Урок окружающего мира 4 класс "Мир глазами географа. Географическая карта. Глобус"

Структура и ход  урокаI. Организационный момент.II. Мотивация, актуализация знаний.III. Самоопределение к учебной деятельности.IV. Работа над новой темой.V. ФизкультминуткаVI. Осмысление и закреп...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Азбука географии"

Конспект урока содержит материал по теме "Азбука географии" В урок включены развивающие упражнения, валеологические элементы. Ученики подходят к изучению темы, ставя проблему и решая проблемную ситуац...

Урок окружающего мира для 4 класса по теме "Мир глазами географа"

Урок окружающего мира для 4 класса по теме "Мир глазами географа"...

Урок окружающего мира в 4 классе Мир глазами географа

Урок окружающего мира включает групповую работу учащихся по изучению нового материала...