Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Азбука географии"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Конспект урока содержит материал по теме "Азбука географии" В урок включены развивающие упражнения, валеологические элементы. Ученики подходят к изучению темы, ставя проблему и решая проблемную ситуацию. На уроке используется деятельностный подход к изучению нового  материала. Урок разработан с учётом требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок окружающего мира 1 класс186.06 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока окружающего мира.

1 класс. Система Л.В. Занкова.

Тема урока: Азбука географии.

Цель урока: научить детей читать географические  карты.    

                 

Задачи:

1.Обучение чтению географических знаков, определение географических объектов по их цветовой окраске;

2.Расширение словарного запаса и кругозора  обучающихся;

3.Развитие воображения, логического мышления, умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

4.Обучение работе в группе, вовлечение детей в поисково-исследовательскую деятельность;

5.Воспитание бережного отношения к окружающему миру, воспитание уважения к высказываниям одноклассников, к их мнению.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  2. Развитие самостоятельности, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;
  3. Развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  2. Определение общей цели и путей её достижения;
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  4. Определение наиболее эффективных способов достижения результата;
  5. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов научного характера,
  7. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации; установление причинно – следственных связей;

Предметные результаты:

  1. Умение различать объекты по названным признакам;
  2. Ознакомление со способами чтения географических карт с опорой на условные обозначения;
  3. Умение находить на карте географические объекты;
  4. Формирование представлений о формах земной поверхности: равнина, гора; о водоёмах: река, озеро.

Основные понятия: географические знаки: материки, острова, полуострова, море, океан,

                                   озеро, река, равнина, гора

Межпредметные связи: чтение, изобразительное искусство.

Ресурсы:

  1. Учебник: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 1 класса. Часть 1.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература»
  2. Презентация к уроку;
  3. Географическая карта, глобус;
  4. Карточки для индивидуальной и групповой работы;
  5. Флажки для самооценки.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

  1. Организационный момент

Личностные

Регулятивные

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок,

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Книга, ручка и тетрадки?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Дети организуют своё рабочее место, проверяют готовность к уроку.

  1. Целеполагание

и мотивация

  1. Актуализация знаний

Регулятивные: постановка учебной задачи;

Познавательные:

анализ, выбор;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: доказательство, классификация, подведение общего под частное понятие, поиск информации;

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли в соответствии с нормами родного языка, владение монологической речью.

- Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по стране «География». Что означает это слово?

- Какие качества нам помогут в этом путешествии?

На доске карточки – названия качеств личности:

целеустремлённость, лень, смелость, трудолюбие, трусость, находчивость, взаимопомощь, глупость, смекалка, выносливость.

- Все эти качества нам помогут в нашем географическом путешествии. Главного помощника в пути мы определим, разгадав кроссворд.

 Кроссворд. 

L:\data\articles\52\5276\527644\img1.jpg

  1. Он бывает Тихий, бывает Индийский, Северный Ледовитый и Атлантический. (океан)
  2. Огромный участок суши, омываемый океаном? (материк)
  3. На ноге стоит одной,
    Крутит, вертит головой.
    Нам показывает страны,
    Реки, горы, океаны. (
    глобус)
  4. Земля, как космическое тело. (планета)
  5. Разгадайте ребус:

L:\data\articles\52\5276\527644\img2.jpg6.Дороги имеются – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя,
Луга есть – косить нельзя,
В реках, в морях воды нет. (географическая карта)

L:\data\articles\52\5276\527644\img3.jpg

 - Прочитайте слова, которые выделены красным шрифтом.

- Что вы можете сказать о глобусе и карте?

- Что общего? А чем они отличаются?

- Когда удобно пользоваться глобусом? (На уроках, выбирая маршрут для путешествия и т.д.)

- А когда неудобно?

Глобус – это замечательное изображение Земли, но его неудобно носить с собой.

А географическую карту – рисунок Земли или её части – положил в карман и отправился в поход.

-Какого главного помощника в нашем  путешествии выберем?

L:\data\articles\52\5276\527644\img4.jpg

   

Высказывания детей (география – наука о Земле)

Дети выбирают и дают объяснение выбранному качеству.

Дети отгадывают задания кроссворда и выполняют проверку по слайду.

Глобус – это модель Земли.

Карта – это плоское изображение земной поверхности.

-На уроках, выбирая маршрут для путешествия .

- В походе.

Ответы детей.

.

  1. «Открытие» нового знания.

  1. Самостоятельное применение знаний.

  1. Физкультурная пауза.

Познавательные:

анализ, классификация, синтез, контроль;

Коммуникативные:

умение слушать и строить высказывание;

Регулятивные:

планирование своих действий, прогнозирование;

Личностные:

осознание необходимости новых знаний для ученика.

Познавательные: выбор информации;

Регулятивные: планирование  действий для выполнения самостоятельного задания;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, вести доказательные объяснения.

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли, владение диалогической формой речи;

Личностные: самоопределение, действие нравственно – этического оценивания.

  1. Логическое упражнение.

-Эти предметы я объединила. Почему? Что у них общего?          Объясните.

L:\data\articles\52\5276\527644\img9.jpg

L:\data\articles\52\5276\527644\img10.jpg.

  1. Вывод учителя.

- Да, ребята, оказывается, карту тоже можно читать. В книге есть буквы – мы их читаем, на снегу – следы птиц и зверей – мы можем прочесть, кто здесь ходил.  

Как же прочитать карту?

  1. В случае затруднения учитель предлагает свою  помощь – ведёт рассказ по карте.

Россия лежит в Восточном полушарии, на материке Евразия, который расположен севернее экватора, её омывают с севера и востока океаны, с юга моря. На территории России есть большие реки: Волга, Обь, Лена, Енисей. Горы – Кавказские, Уральские. Большая площадь покрыта лесами.

- Всё это я прочитала по карте. Что мне помогло?

4. Дидактическое задание.

- У вас лежат карточки, которые являются продолжением высказывания. Выбери нужную карточку.

Чтобы понимать и читать карту, надо научиться …

читать слова

считать

читать географические знаки

читать знаки

выполнять задания

- Что это за знаки? В этом разобраться нам поможет игра.

5. Динамическая пауза с элементами дидактической игры.

Карточки развешаны по периметру кабинета. Дети, находя нужное слово, показывают на него рукой.

- Покажи слово и найди объект на карте.

1) Небольшой участок суши, омываемый океаном (остров);

2) Участок острова, с трёх сторон окружён водой, а с четвёртой – соединён с сушей (полуостров);

3) Часть океана, отделённая от него сушей (море);

4) Водный поток, текущий в углублении – русле (река);

5) Замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении (озеро);

6) Большие участки Земли с ровной поверхностью (равнина)

7) Выпуклая форма поверхности Земли, возвышающаяся над местностью на высоту более 200 метров (гора).

1.Работа с учебником с. 36.

- Рассмотрите рисунок. Соедините стрелкой географический объект с его названием.

- Скажите, что общего и какая разница между островом, полуостровом и материком?

- Между озером, морем и рекой?

- Между горами и равниной?

  1. Взаимопроверка с использованием презентации.

1.Беседа  учителя о значении здорового образа жизни.

- Ребята, мы учимся читать карты. А может это нам не нужно? Кому это понадобится в жизни?

- Какими качествами должен обладать учёный, путешественник, капитан корабля? (обратиться к качествам человека 1 этапа урока)

- Что может сделать человека сильным, крепким, выносливым, здоровым?

- Вот и мы сейчас несколько минут посвятим спортивным упражнениям.

2. Спортивные упражнения.

Волны плещут в океане.

Что там чудится в тумане?

Это мачты кораблей.

Пусть плывут сюда скорей!

Мы по берегу гуляем.

Мореходов поджидаем.

Ищем ракушки в песке

И сжимаем в кулаке.

Чтоб побольше их собрать

Надо чаще приседать.

Сядем дружно на песок.

Снова начался урок.

Дети высказывают предположение, на основе которого делают вывод: «Это всё можно читать»

Дети высказывают предположение, доказывают.

Дети слушают рассказ с опорой на карту.

Высказывания детей.

Работа в парах.

Дети, работая в группах, выбирают правильное утверждение и выполняют самопроверку по слайду презентации.

Дети показывают рукой нужное слово и находят объект на карте.

Остров

полуостров

море

река

озеро

равнина

гора

Дети работают индивидуально с заданиями учебника на

с. 36. Соотносят географические объекты с названиями.

Дети подходят к экрану и указкой соединяют нужные объекты.

Размышления детей. Дети называют представителей разных профессий, связанных с изучением географии.

Ответы детей.

Дети повторяют движения:

Изображают волны.

Руки вперёд.

Руки вверх.

Приветственно машут руками.

Ходьба на месте.

Ходьба на месте.

Наклоны.

Сжимают кулачки.

Приседание.

Приседание.

Сели за парту.

  1. Постановка проблемной ситуации.

Познавательные: анализ, синтез, контроль, умение делать выбор, умозаключения;
Коммуникативные: умение слушать, строить высказывание;

Регулятивные: планирование своих действий, прогнозирование;

Личностные: осознание необходимости данных знаний.

1.Создание проблемной ситуации.

Детям предлагается карта в цвете и в чёрно – белом изображении.

- Какую карту выберем для чтения? Почему?

- Как нам поможет цветовая окраска?

2. Вывод.

- В зависимости от того, насколько высокая или глубокая местность, на карте принято обозначать высоту суши и глубину водоёма разными цветами и оттенками. Точкой отсчёта принято считать уровень океана.

3.Рассматривание шкалы высот и глубин.  

- Что означает каждый цвет?        

           

 

 Дети делают выбор и объясняют.

Дети рассматривают цветовую шкалу.

  1. Поисково – исследовательская деятельность.

1.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, определение цели, функции участников, способов взаимодействия;

2.Регулятивные:

Планирование промежуточных действий с учётом конечного результата;

3.Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение необходимой информации;

4.Личностные: оценивание значимости добываемых знаний.

1.Сообщение правил исследования.

- Представитель каждой группы подойдёт к столу и выберет цвет,  над которым будут работать ученики группы.

  голубой                        

  синий

  зелёный

  коричневый

  жёлтый

- Подготовьте ответ по плану:

1. Что означает цвет.

2.Где на карте он встречается.

2. Защита результатов исследования.

Дети выбирают цвет.

Слушают задание.

Идёт работа в группах.

Подготовка ответа по плану.

Представитель каждой группы выступает с сообщением по плану с опорой на карту.

  1. Рефлексия.

1.Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

2.Регулятивные: контроль, оценка и осознание учащимися того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли, владение монологической формой речи, определение способов взаимодействия.

- Пользуясь картой, найдите и покажите горы, равнины, водоёмы. Сравните их окраску, Что можете сказать об этих географических объектах?

Работа с картой.

Ответы детей.

  1. Подведение итогов.

Регулятивные: контроль, оценка;

Коммуникативные: умение строить высказывание с учётом норм языка;

Личностные: личностное самоопределение.

1. Итог урока.

- Мы возвращаемся из своего путешествия. Какие качества нам помогли в пути?

- Какими знаниями мы обогатили себя сегодня?

- С каким настроением мы заканчиваем урок? Почему?

2. Оценка работы.

- На карте самое высокое место – вершина обозначается, каким цветом? Вот и у нас есть свои вершины.

  • Кому легко было сегодня на уроке, и он добрался до вершины – поставьте свой флажок.
  • Если были трудности в пути, не все их смогли преодолеть – поставьте свой флажок на нужную высоту.

Дети возвращаются к началу урока и  перечисляют выбранные качества.

У каждого на рабочем месте лежит флажок для оценки своей работы на уроке. Дети прикрепляют его на  

нужную высоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

Урок окружающего мира по теме "Мир глазами географа"

Урок с использованием групповых технологий, технологий развития критического мышления,ИКТ, проблемных....

Урок окружающего мира 4 класс "Мир глазами географа. Географическая карта. Глобус"

Структура и ход  урокаI. Организационный момент.II. Мотивация, актуализация знаний.III. Самоопределение к учебной деятельности.IV. Работа над новой темой.V. ФизкультминуткаVI. Осмысление и закреп...

Тестовая работа по окружающему миру 4 класс-Мир глазами географа

Тестовая работа по окружающему миру 4 класс-Мир глазами географа...

тест по окружающему миру 4 класс "Мир глазами географа"

тест по пройденному материалу "Мир глазами географа" УМК "Школа России"...