Главные вкладки

    Краеведческий эрудицион "Люби и знай свой край"
    план-конспект занятия (4 класс)

    Галактионова Светлана Аркадьевна

    Краеведение

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Составитель: Галактионова Светлана Аркадьевна,

    учитель начальных классов

     МБОУ  «Брин-Наволоцкая средняя школа»

    «Краеведческий эрудицион. Знай и люби Холмогорский район»

    Мероприятие предназначено для обучающихся 3-4 классов

    Форма: игра

    Цель:

    Содействовать формированию у младших школьников краеведческих знаний о Холмогорском районе.

    Планируемые результаты:  открытие новых знаний о Холмогорском районе.

    Познавательные УУД:

    • умение работать с информацией;
    • умение сравнивать и анализировать;
    • умение формулировать и решать проблемы.

    Коммуникативные УУД:

    • сотрудничество с учителем и товарищами по команде;
    • умение выражать свои мысли;
    • владение формами речи (монолог и диалог).

    Регулятивные УУД:

    • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве;
    • следовать установленным правилам;
    • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и одноклассников.

    Личностные УУД:

    • стремление к самооценке, самосовершенствованию;
    • положительное отношение и интерес к изучению природы, культуры и истории Холмогорского района;
    • осознание своего продвижения в овладении знаниями.

    Основные понятия: природа, малая родина, знаменитые люди Холмогорского района.

    Ресурсы:

    • таблица для жюри (приложение№1);
    • вопросы для  команд;
    • карточки с надписями рубрик;
    • мелки зелёный (для обозначения нумерации рубрик) и красный (для зачёркивания выбывших номеров)

    План мероприятия:

    1. Вступительное слово ведущего.
    2. Знакомство с командами (название, девиз, представление капитана). Команды по очереди выбирают задания на игровом поле. Рубрики «Угадай кто?», «Что это?», «Растения», «География», «Литература». Ответы на вопросы.
    3. Конкурс капитанов (за 1 минуту капитаны команд должны составить как можно больше слов из слова «ХОЛМОГОРЫ»).
    4. Подведение итогов (слово жюри).
    5. Заключительное слово ведущего.

    Вступительное слово ведущего.

         Здравствуйте, я рада видеть всех на мероприятии, которое называется «Краеведческий эрудицион. Знай и люби Холмогорский район».

    - Из каких слов состоит слово эрудицион? (эрудиция и аукцион).

    - Ребята, а кого называют эрудитами? (Эрудит – человек, обладающий обширными познаниями).

    - Что такое аукцион? (Аукцио́н — публичная продажа товаров (ответы на вопросы). В процессе состязания между покупателями (игроками) за право приобрести товар (ответить на большее количество вопросов)  выявляется победитель аукциона.

    Краеведческий  эрудицион  - это деловая игра  краеведческой тематики для эрудированных школьников.

    Сегодня вы попробуете свои силы в познании краеведческого материала о Холмогорском районе.  Итак, мы начинаем.

    Ход игры:

    Знакомство с командами (название, девиз, представление капитана).

    Ознакомление с правилами игры

    В каждой команде по четыре игрока. Всего тридцать вопросов. Первая команда выбирает рубрику и номер вопроса. Ведущий вычёркивает на игровом поле (доске) выбранный номер и озвучивает вопрос. Игроки совещаются, а затем отвечают на вопрос. Если отвечают неверно, то у команды соперников есть возможность ответить на вопрос, тем самым заработать дополнительный балл.

    Жеребьёвка (кто первый начинает игру)

    Состязание команд

    Рубрика «Угадай кто?»

    1. Назовите имя основателя Сийского монастыря. (Преподобный Антоний)

    1. Кто является главой Холмогорского района? Назовите фамилию, имя и отчество.

    (Наталья Владимировна Большакова).

    1. Кто сказал следующие слова «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие»?   (Слова принадлежат М. В. Ломоносову.  Они записаны в его труде «Слово о пользе химии»)

    1.  Кто из земляков М. В. Ломоносова стал величайшим русским скульптором?

     (Федот Иванович Шубин)

    1. Кто в 1685 году заложил первый камень в основание кафедрального Спасо – Преображенского собора в Холмогорах?

    (Архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий)

    1. В 1965 году в Холмогорах открыт памятник Герою Советского Союза.  В марте 1945 года он совершил подвиг на Венгерской земле: в критический момент бросился со связкой гранат под гусеницы вражеской самоходки. Как звали этого героя? (Прокопий Иванович Галушин)

    Рубрика «Что это?»

    1. Что символизирует квадрант на гербе Холмогорского района?

    (Квадрант символизирует мореходную школу, открытую в Холмогорах в 1781 году).  

    Квадрант – это старинный навигационный прибор, которым пользовались мореходы, чтобы определить местонахождение корабля по небесным светилам.

    1. Что называл М. В. Ломоносов «вратами (то есть воротами) учёности?  (Учебники)

    1. Что добывают недалеко от посёлка Светлый Холмогорского района на месторождении «Глубокое»? (Гипс)
    2. Выпускает он листы широченной широты.

    Держатся на стеблях крепких

    Сто плодов шершавых, цепких:

    Если их не обойдешь — на себе их все найдешь. Что это?  (Репейник).

    1. Цветная занавеска ночное небо закрывает (Северное сияние).

    1. Жаровица. Что это?   (Клюква. Заготавливают для морса, киселя. Используют как лекарственное средство).

    Рубрика «Растения»

    1. Какое растение называют заячьей капустой? (Кислица).

    1. Какую ягоду называют северным гранатом? (Костяника).

    1. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум).

    1. Какая северная ягода заменяет лимон? (Клюква).

    1. Плоды этого кустарника содержат много витамина С? (Шиповник).

    1. Как называется растение, которое в народе называют «тетеревиной ягодой»? (Можжевельник).

    Рубрика «География»

    1. Какая деревня  с благословения Петра I стала родиной отечественного торгового кораблестроения? (Деревня Вавчуга).

    1. Эта река освобождается весной ото льда не ледоходом, а так называемой полыньёй. Вспомните и назовите название этой реки.  (Емца).

    1. На этой территории зарегистрировано более ста пещер. Большинство пещер имеют ручьи и озёра. Поверхностные и подземные воды образуют провалы, воронки, котловины. Есть участки крупноглыбового рельефа. Как называется эта территория?  (Чугский государственный ландшафтный заказник).

    1. На полуострове какого острова расположен Антониево-Сийский мужской монастырь? (Михайловское озеро).

    1.  Как называется остров, на котором находится единственное в России Художественное училище резьбы по кости им. Н. Д. Буторина? ( Куростров).

    1. Как называется село, которое является родиной Михаила Евсеевича Головина, русского физика, математика, племянника М. В. Ломоносова?  (село Матигоры).

    Рубрика «Литература»

    1. В каком стихотворении Николая Алексеевича Некрасова упоминается «архангельский мужик» - Ломоносов»? (Школьник»)

    Скоро сам узнаешь в школе,

    Как архангельский мужик

    По своей и божьей воле

    Стал разумен и велик

    1. Кто автор детских стихотворений «Ворона»,  «Про зайца»?  

    (Николай Михайлович Рубцов).

    1.  В каком жанре создавал литературные произведения Ломоносов? (Ода).

    1. Уроженец села Хаврогоры, работал учителем Кехотской школы, автор книги «Родниковое слово». Назовите фамилию поэта.  (Яковлев Евгений Владимирович).

    1. Какому писателю Холмогорского района принадлежат эти строки: «Надо же учитывать, что Холмогоры были центром распространения культуры в Поморье, да и вообще на Европейском Севере страны. Архангельска еще и в помине не было, а Холмогоры – были. Да, в конце концов, случайно, что ли, Михайло-то Васильевич отсюда вышел?..» (Николай Кузьмич Жернаков).

    1. С именем, какого человека связаны создание русской грамматики и формирование в России литературного языка?  (М. В. Ломоносов).

    Конкурс капитанов

    Капитаны за 1 минуту должны составить все возможные слова из слова «ХОЛМОГОРЫ».

    Примерные варианты ответов   (горы, холмы, горло, лом, хор, рог, ор, гром, гол, мыло и т.д.)

    Подведение итогов (слово жюри). Награждение.

    Заключительное слово ведущего.

    Эрудицион окончен. Я надеюсь, что это мероприятие помогло вам ощутить себя частицей малой родины; Сегодня мы вспоминали талантливых и знаменитых людей родного края, достопримечательности Холмогорского района.  Изучайте и любите малую родину. Спасибо за работу.

    Использованная литература:

    1. Антропова Е. Б. От Холмогор до Колы 33 Николы/Елена Антропова; [хужож.: В. Лукконен]. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера». – 136с.: ил. ISBN 978 – 5 – 85879 – 821 - 7
    2. Богданова И.В. Морянка. Краеведческий курс: учебно-методическое пособие для учителя. – Архангельск: АО ИППК РО, 2012. – 144с.
    3. Полякова И.Ф. Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах -  Архангельск: ГОУ «АО ИППК РО», 2010. – 168с.- ISBN 5-85151-118 - 4
    4. Полякова И.Ф. Морянка: Рабочая тетрадь для 2-х классов общеобразовательных учебных заведений.- Архангельск, 2016. – 36с.
    5. Полякова И.Ф. Морянка: Рабочая тетрадь для 3-х классов общеобразовательных учебных заведений.- Архангельск, 2016. – 36с.
    6. Полякова И.Ф. Морянка: Рабочая тетрадь для 4-х классов общеобразовательных учебных заведений.- Архангельск, 2016. – 36с.

    Приложение №1

    Команда                                              (3 класс)

    Команда                                              (4 класс)

    Ответы на вопросы

    Ответы на вопросы

    1.

    1.

    2.

    2.

    3.

    3.

    4.

    4.

    5.

    5.

    6.

    6.

    7.

    7.

    8.

    8.

    9.

    9.

    10.

    10.

    11.

    11.

    12.

    12.

    13.

    13.

    14.

    14.

    15.

    15.

    16.

    16.

    17.

    17.

    18.

    18.

    19.

    19.

    20.

    20.

    21.

    21.

    22.

    22.

    23.

    23.

    24.

    24.

    25.

    25.

    Итого:

    Итого:

    Дополнительные баллы

    Дополнительные баллы

    Общее количество баллов

    Общее количество баллов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Люби и знай свой край

    Цели урока:-обобщить и проверить, а также расширить знания обучающихся по изученному разделу;-развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности, поддерживать интер...

    Викторина "Люби и знай свой край родной" для обучающихся начальных классов

    Викторина ориентирована на обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и способствует формированию патриотических качеств...

    викторина "Знаю свой край"

    Викторина по краеведению для 4 класса "Знаю свой край" посвящена Приморскому краю....

    «Люби и знай свой край родной»

    Цель :углубление знаний о природе  нашего края. Воспитание бережного отношения к природе ,  прививать любознательности. Оборудование: презентация «Поле чудес» , барабан, призы, карточки...

    ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ РОДНОЙ.

    Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросо...

    Краеведческая настольная игра «Знай свой край»

    В учебной литературе практически отсутствует материал по краеведению, многие обучающиеся не владеют достаточной информацией о родном крае, поэтому работа направлена на изучение объектов родной облас...

    Своя игра "Люби и знай свой край"

    Своя игра "Люби и знай свой край" для 4 класса...