Люби и знай свой край
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Ворожбит Татьяна Ивановна

 

Цели урока:

-обобщить и проверить, а также расширить знания обучающихся по изученному разделу;

-развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности, поддерживать интерес к изучению родного края.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, рисунки «Правила поведения в природе», стенгазета, запись трели соловья, карточки с буквами «а», «б», «в», «г».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubi_i_znay_svoy_kray.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Рыльская средняя общеобразовательная

школа №1 им. Г.И.Шелехова»

Предмет: окружающий мир

Класс: 4 «Б» класс

Тема: Люби и знай свой край.

Тип урока: обобщающий урок-путешествие

Учитель начальных классов: Ворожбит Т.И.

2009г.

Цели:

-обобщить и проверить, а также расширить знания обучающихся по изученному разделу;

-развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности, поддерживать интерес к изучению родного края.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, рисунки «Правила поведения в природе», стенгазета, запись трели соловья, карточки с буквами «а», «б», «в», «г».

Ход урока:

I. Организация начала занятия.

-Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их стоя. Садитесь.

(Ученица)

Мир вам, гости дорогие,

Вы явились в добрый час.

Встречу тёплую такую

Мы готовили для вас.

Хлебосольством и радушьем

Знаменит наш Курский край.

Здесь для вас и песни русские,

И медовый каравай.

-Сегодня я предлагаем вам отправиться в занимательное путешествие по нашей

Родине - Курскому краю.

(Мальчики стихи читают с места)

1        чтец

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых        слайд

Рядом с мамой мы идём.

2        чтец

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном.

3        чтец

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Край, в котором мы живём.

Учитель:

-Давайте назовем адрес нашего края:

(Планета Земля, материк Евразия, природная зона смешанных лесов, восточноевропейская равнина)

-Курская область расположена в центре России. Территория области почти 30 000 квадратных километров.

Работа по карте: слайд

-С какими областями она граничит? Назовите наших соседей.

 (Она граничит с Орловской, Липецкой, Брянской, Сумской, Белгородской, Воронежской областями).

-Наше путешествие не только в пространстве, но и во времени. Мы пролетаем над древним Курским краем, этот край не спутать ни с каким иным. На Курской земле люди живут уже с древних времён. Первые жители обитали в землянках, одевались в звериные шкуры, охотились на мамонтов. слайд

-Позже стали заниматься рыболовством, скотоводством, земледелием. В далёком прошлом Курский край назывался Посемьем (от названия реки Сейм). Здесь произрастали густые леса, в которых было много дичи. Сюда приходили охотиться местные жители и даже приезжали из других мест. слайд

-Отправимся и мы в тот лес.      слайд Учитель:

-В лесах Курской области была обнаружена икона Божией Матери! Богородица! В том месте, где лежала икона, вдруг забил ключ. Это было 8 сентября 1 295 года, слайд

-Впоследствии здесь был учреждён мужской монастырь. В честь иконы в Курске был построен Знаменский собор. слайд

-Икона «Знамение» Божией Матери Курская Коренная помогала всем людям в мирное время, а в годы войны помогала курянам одерживать победы над врагом, а затем восстанавливать свой город.

Учитель:

-Наше путешествие продолжается. слайд

  • Мы пролетаем леса, поля, реки. слайд
  • Природа Курского края богата и разнообразна. Насчитывается 265 видов птиц, среди которых самой знаменитой является маленькая серая птичка.

Трели, песни разлились среди листьев и ветвей. Как прекрасно твоё пение,

Голосистый (соловей) слайд

(прослушивание записи с пением соловья)

-Именно благодаря этой птичке наш край получил звание «Соловьиный край»

Учитель:

-В лесах и степях Курской области обитают 59 видов животных. Отгадайте загадки

и узнаете, кто живёт в лесу. слайд

Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?        (белка) слайд

У косого нет берлоги, не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги, а от голода - кора.       (заяц) слайд

На собаку он похож. Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть. На овцу готов напасть.     (волк)   слайд

Недотрога, весь в иголках, он живёт в норе под ёлкой.

Хоть открыты настежь двери, но к нему не входят звери.       (ёж) слайд

Посмотрите-ка какая! Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой. Хвост пушистый и большой.     (лиса)  слайд

-Каких птиц и животных вы еще знаете? (ответы детей)

Учитель:

-Очень богат животный мир в нашем крае и все в нем взаимосвязано.

 -Какие природные сообщества вы знаете? (лес, поле, луг, водоем)

 -Почему они называются сообщества?( потому что они связаны между собой животным и растительным миром)

-Давайте составим с вами пищевые цепи: Щука, мотыль, карась ( мотыль- карась-щука)

Утка, головастик, водоросли ( водоросли-головастик-утка)

Лягушка, цапля, комар (Комар-лягушка-цапля)

Дятел, ель, короед (ель-короед-дятел)     слады

-Все эти животные живут в наших лесах и на побережьях рек.

-        Есть в наших краях и животные которые занесены в Красную книгу.

 -Какие это животные?( выхухоль, дрофа, змееяд, беркут, черный аист, орлан-белохвост. Редкие: ласка, горностай, светлый хорек, европейская норка, бобр, белка, ондатра, благородный олень, пятнистый олень, лось, кабан.)

-Почему эти животные попали в Красную книгу?(потому что люди истребляли их без надобности, нарушили экологические связи в природе)

Учитель:

-Скажите ребята, Какое животное могло бы о себе так сказать?

Аяв наших лесах - лучший строитель, такой уютной хатки как у меня ни у кого нет (бобр).

-Где строит свою хатку бобр? (под водой в реке,озере,пруду)

  • Какие реки протекают в Курской области? (Сейм, Псёл, Оскол, Тим, Кшень, Тускарь)   слайд
  • Ребята, есть предположение, что река Сейм получила свое название по семи притокам, которые образовали эту реку.

-        Возьмите карточку № 1. Восстановите схему реки и подпишите на ней недостающие названия. У кого-то на схеме не достаёт всех названий, у кого-то нет только части. Я уверена, справиться с этим заданием смогут все. Приступаем к работе.

  1. группа - сильные: подписывают все названия.
  2. группа - средние: подписывают недостающие названия. Проверка фронтальная.        слайд

-На территории нашей области более 700 прудов и водохранилищ.

-Как называется самый крупный искусственный водоем на территории Курской

области? (Курчатовское водохранилище).

-В водоёмах водятся 32 вида рыб.

-        Какие рыбы проживают в наших водоемах?( окунь, плотва, карась, карп, сом, щука, пескарь).

ФИЗМИНУТКА: путешествие по руслу реки Сейм с названием населенных

пунктов по берегам.

Учитель:

-        А вот ребята нам пришла телеграмма от реки: слад реки

«Я протекаю по всей Курской области. На моих берегах находятся города, села, деревни, много промышленных предприятий. Раньше я была судоходная. По мне плавали торговые и прогулочные баржи и катера. А теперь мои воды стали грязными. Сверху плавает цветная масляная пленка, пакеты, различный мусор. Берега мои забросаны разным мусором. Гибнут рыбы, раки, водоросли. Помогите мне, пожалуйста.»

  • Ребята какая река просит у нас помощи? (Сейм)
  • Почему случилась такая беда?( бросали мусор, сливали ядовитые отходы, мыли на берегу рек автомобили)

-Что люди могут сделать, чтобы спасти реку?(ставить очищающие фильтры на предприятия, не загрязнять водоемы)

-Ребята, придумайте название этим знакам поведения на берегу реки! слайд

-Скажите, люди должны заботиться только о реке? (еще о чистоте воздуха, леса, поля, луга, беречь почвы).

Работа с памятками:

-        Прочтите в своих памятках как мы должны заботится о почвах, о луге. (3 человека)

-Посмотрите на фотографии стенгазеты, о какой беде они нам говорят?

-Какое чувство мы испытываем глядя на это? (чувство стыда, вины).

-Как мы можем это исправить? (не разбрасывать мусор, после пикника в лесу, на реке убирать за собой мусор).

-        К этому уроку ребята нашего класса написали обращение ко всем жителям нашей области, составили правила поведения в природе и нарисовали их. (по 1 ученику)

          Уважаемые жители Курской области!

К вам обращаются ученики 4 класса Рыльской средней школы

Наш край чудесный, богатый, уникальный. Но его природа в большой опасности. И главная опасность - это мы с вами! Давайте беречь свою Родину, чтобы сохранить её для будущих поколений! А для этого будем выполнять простые правила.

1. Нор звериных, птичьего гнезда

   Разорять не будем никогда.

   Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живётся с нами рядом!

2.        Я на кусте у родника
Не тронул сети паука.

 Я поглазел на муравьев: У них домище –

 Будь здоров!

Я долго по лесу шагал и никого не напугал.

  1. Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, охраняются змеи, Охраняются даже цветы.
  2. Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остаётся в них навеки Студёная и чистая вода.

  1. Не руби берёзы белой, Не губи глуши лесной! Не губи и зла не делай! А особенно весной!
  2. Родной свой край не засоряй,

А береги родной свой край!

- Помните, что начинать нужно с себя, со своего класса, с территории своей школы, со своего города.

Учитель:

-Путешествуем дальше. В курской области 10 городов и много деревень. Назовите, какие вы знаете, в каком городе живёте?

(работа по карте)

Учитель:

  • Поверхность земли Курского края разнообразна. Здесь встречаются: холмы, овраги, балки, горы, терриконы. Посмотрите на схему и найдите, что здесь лишнее, найдите ошибку, (горы)  слайд
  • Какие полезные ископаемые добывают в Курской области? ( глина, песок, торф, железная руда).

-Посмотрите на карточки с условными обозначениями полезных ископаемых,
которые вы придумали. Отгадайте, что это за
 полезное ископаемое и как оно
используется.
        слайд

-        Для чего используются эти ископаемые?(для строительства)

-Что используется как топливо? (торф)

-Для чего используется руда? ( для изготовления железа, стали, чугуна)

  • Как добывается в нашем крае руда? (в карьерах)
  • Чем славится еще Курская земля ? (черноземом- плодородной почвой) Слайд (Михайловский ГОК)

Отрасли сельского хозяйства:

-Благодаря плодородной почве в нашем крае развиты такие отрасли сельского хозяйства как: растениеводство и животноводство.

-        А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете эти отрасли. Работа по тесту,   слайд

(дети отвечают с помощью карточек а,б,в,г) Работа по карточке №2. «Найди ошибки в тексте».

-Один мальчик писал сочинение о Курском крае и допустил ошибки, исправьте их. «Курский край находится на материке Евразия. Страна Украина. Главный город Льгов. Через всю Курскую область протекает река Лена. Из животных здесь обитают верблюды, волки, кабаны, лисы, бобры и куницы. Также очень много птиц: соловьи, галки, сороки, вороны, журавли, цапли, скворцы, дятлы. В Курском крае развито оленеводство, рыбоводство, свиноводство, птицеводство, плодоводство, полеводство. Добывают полезные ископаемые: нефть, глину, песок, торф, газ, мел. Богата курская земля знаменитыми черноземными почвами.»

Фронтальная проверка   слайд

Учитель:

-Издавна Курская земля славилась своими талантами, Многие знаменитые люди родились на нашей земле. Это писатели, композиторы, актёры. И даже наш президент Д.А.Медведев родом из Курской области,   слайд

-А теперь отправимся в полёт и приземлимся в главном городе области - Курске.

Сообщения детей:

Сначала Курск был маленькой крепостью, городищем, в котором было 3-4 десятка хижин полуземлянок. Крепость была защищена валом, рвом и частоколом. Своё название город получил от названия реки Кур.    слайд

У нашего города есть герб, на котором нарисованы 3 куропатки. Давным-давно в наших лесах водилось очень много куропаток. Эта птица бесконечно предана тому месту, где родилась. И мы должны, как и наши предки, быть верными своему краю и охранять его. Есть пословица: «И лягушка на своём болоте поёт»,    слайд

Человек без Родины, что соловей без песни.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Всякому мила своя сторона.

Родная земля - матушка, чужая сторона - мачеха.

-Курск вместе со всей страной пережил страшные годы войны. Наш город был разрушен, шли кровопролитные бои. В память о подвиге советских солдат созданы мемориальные комплексы, музеи и памятники. Курску присвоено

почётное звание «Город воинской славы»

Ученица:

-Ты мне дорог, мой край, устоявший от гроз.

Я люблю твои дали степные.

Всю Россию родную люблю я до слёз,

А мой Курск — это трижды Россия.

- А сейчас экспресс-путешествие по памятным местам города Курска.  Слайды

Учитель: Любите наш край, нашу малую родину, храните её и гордитесь тем, что мы - куряне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Люби и знай свой край родной" для обучающихся начальных классов

Викторина ориентирована на обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и способствует формированию патриотических качеств...

«Люби и знай свой край родной»

Цель :углубление знаний о природе  нашего края. Воспитание бережного отношения к природе ,  прививать любознательности. Оборудование: презентация «Поле чудес» , барабан, призы, карточки...

ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ РОДНОЙ.

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросо...

Классный час "Люби и знай свой край. Чимеевский Свято-Казанский монастырь"

Классный час "Люби и знай свой край. Чимеевский Свято-Казанский монастырь" 3 класс...

Люби и знай свой край родной

Классный час для начальных классов...

Мастер - класс "Люби и знай свой край"

Презентация мастер-класса по кубановедению...

Своя игра "Люби и знай свой край"

Своя игра "Люби и знай свой край" для 4 класса...