Праздник "Традиции народа коми"
материал (2 класс)

 Кислицина Анна Васильевна

Цель: ознакомление с понятием «традиции»,  их видами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_prazdnik.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Народный праздник

«Традиции коми народа»

(Сценарий воспитательного мероприятия)

                                                                               

  

Составитель: Кислицина А. В.,

учитель начальных классов.

Летка  -  2008

Цель: ознакомление с понятием «традиции»,  их видами.

Задачи:

       1.Развитие интереса к обычаям, традициям коми народа;

 2.Воспитание уважения, любви к своему народу.

                                      Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.

-Сегодня мы с вами поговорим о традициях. Ребята, часто ли вы слышите слово традиция? Где вы его слышали?

  1. Знакомство с традициями коми народа.

-Традиция – это обычай, установившийся порядок в поведении и быту, который передаётся из поколения в поколение. По традициям с их обрядами мы можем судить об истории народа, быте народа, нравственности, его вере.

-Ребята, а какие народы проживают в нашей республике?

-Какие коми народные традиции вы знаете?

-Сегодня, ребята, мы познакомимся с некоторыми традициями народа коми.

-Семейные  традиции – это обычаи, порядок, нормы поведения членов семьи.

Раньше коми крестьянские семьи были большими: во-первых, многодетными; во-вторых, взрослые семьи после женитьбы продолжали жить с родителями. Главой семьи являлся старший мужчина. Его слово было решающим в любом деле, хотя он и учитывал мнение взрослых мужчин. Женской половиной в доме руководила жена хозяина. Но в течение длительного времени, когда муж уходил   на заработки или был на промысле, жена руководила семьёй. ( Демонстрация  рисунков предметов быта,  традиционной одежды, избы  коми семьи) 

Традиция предписывала родителям заботиться  о ребенке, оказывать ему помощь, видя в нем не только продолжателя рода, но и будущего кормильца.  Взрослые члены семьи откликались на просьбы детей, помогали им практически осваивать мир. Освоение правил поведения и норм жизни происходило в семье. Дети на опыте овладевали секретами трудовых действий, участвовали в семейном пении, хороводах, наблюдали и запоминали народные приметы и приемы различного рукоделия и ремесел.

Этической традицией семьи было уважение и почитание старшего поколения младшим, родителей детьми.

-Ребята, как вы это понимаете?

-Например, при появлении старшего младшие члены семьи подымались со своих мест, старших  пропускали вперёд. Или, к примеру, хлеб к столу всегда нарезал глава семьи, он же за столом начинал есть первым.

Важную роль в семье играла религия. Все члены семьи были глубоко верующими. Вся семья участвовала в церковных богослужениях и постах, церковных праздниках.

Праздники.

 -Ребята, какие коми народные праздники вы знаете?

-Традиционные праздники разнообразили и украшали жизнь коми народа. Главными считались праздники и дни, посвященные святым. Например, Рождество Христово, Крещение Господне, Благовещение и другие.

Наиболее яркими праздниками были такие как Святки, Масленица, Пасха, Иванов день, Ильин день

-Посмотрите, как встречали Масленицу.

(На сцене стоит стол, на нём самовар, угощение. За столом сидят хозяйка и хозяин. На скамьях слева и справа от них - гости)

Хозяйка и хозяин. Заходите, гости дорогие. Усаживайтесь поудобнее, праздник близок.

Гость1. Федул, что губы надул? 

Гость2. Да кафтан прожёг.

Гость 1. Зачинить можно!

Гость 2. Да иглы нет.

Гость 1. А велика ли дыра?

Гость 2.Да один ворот остался.

Гость 3. Ты видел моего теленочка?

Гость 4. Рыжего?

Гость 3. Да, рыжего.

Гость 4. С белым пятном на лбу?

Гость 3. Да, с пятном.

Гость 4. И обрывком на шее?

Гость 3. Да верно. Где ты его видел?

Гость 4. Нет, сосед, я такого не видел.

Гость 5. Где ты, брат Иван?

Гость 6. В горнице.

Гость 5. А что делаешь?

Гость 6. Помогаю Петру.

Гость 5. А Пётр что делает.

Гость 6. Да на печи лежит.

Хозяин. А теперь можно и посыльных за гостьей посылать. Это звери и птицы. Спрятались они за сугробом.

Хозяйка. Отгадайте, кто они, - поедут за Масленицей,  а нет – так и послать некого.(По мере разгадывания загадок выходят дети, переодетые в зверей)

Хозяин. Ходит барин по двору,

             Придирается ко всему.

            Красная головушка,

           Двойная бородушка.(петух)

Хозяйка. Мохнатенькая, усатенькая,

               Сядет, песенку поёт. (кошка)

Хозяин. Маленький, беленький,

             Всё полюшко прокружил;

            По дорожке прыг – прыг!

           По снежочку тык –тык! (заяц)

Хозяйка. Пришла из лесу птичница

                В рыжей шубке- кур посчитать. (лиса)

Хозяин. Гладишь – ласкается.

             Дразнишь – кусается. (собака)

Хозяйка. Отправляйтесь в лес, привезите нам Масленицу – хозяюшку, а мы в это время частушки петь будем.

Гости.

 Я плясала в три ноги

Потеряла сапоги..

Оглянулася назад –

Сапоги мои лежат.

                                       Балалаечка – гудок

                                      Своё дело знает,

                                     Она в Ваниных руках

                                     Хорошо играет.

Сидит ежик на березе-

Белая рубашка,

На головке – сапожок,

      На ноге – фуражка.  

                                            На горе стоит телега,    

                                           Слёзы капают с дуги.

                                           Под горой стоит корова,

                                           Надевает сапоги.

Мы пропели вам частушки

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы вы похлопали.          

 Хозяин. Частушки вы хорошо поёте, а что вы про Масленицу знаете? ( Праздник знаменует собой проводы зимы. Масленица предшествует Великому предпасхальному посту и справляется за семь недель до Пасхи. Эта неделя получила название «мясопуст», так как неделю не ели мясо.)

Хозяйка. Как же мы встретим Масленицу?

Гости. Сыром, маслом, блином

            И румяным пирогом!

(Звери ввозят санки с куклой Масленицей)

-Вот так, ребята, встречают Масленицу. В коми крае Масленица считалась чуть ли не самым любимым праздником. Масленичное гуляние продолжалось 4 дня. Начинали его в четверг и завершали в воскресенье. На протяжении всей масленичной недели катались с горок. Их строили из досок, облитых водой. Сооружались они так, чтобы их спуск выходил на реку. Дети чаще всего катались на бересте, иногда на берестяных пестерах или небольших деревянных саночках. Молодёжь съезжала в больших санях, обычно служивших конскими повозками.

Другим популярным развлечением на Масленицу были качели. Их сооружали в сараях накануне праздника. В пятницу масленичной недели начиналось катание на лошадях. Выезжали на расписных, богато украшенных и покрытых цветным сукном санях. Обязательным элементом Масленичного праздника были обильные угощения.

  • Ребята, как вы думаете, что  самое главное в Масленице?

Отгадайте загадку: что на сковороду наливают, вчетверо сгибают? (блин)

-Почему блин был главным на Масленице? На что он похож? (Блин похож на весеннее солнышко. Такой же круглый, румяный.)

В завершение масленичных гуляний соломенное чучело Масленицы насаживали на палку и сжигали на берегу реки.

Из народных праздников, не связанных с церковным календарём, можно отметить «проводы льда», празднование начала и окончания охоты, окончание жатвы.

Досуг

В весенне-летнее  время большой популярностью у детей пользовались подвижные и спортивные игры. В октябре игры и развлечения устраивались в помещении. Дети младшего возраста ( до 8 лет) играли разнообразными самодельными игрушками: куклами, фигурками животных. Мальчики постарше играли  лодыжками, косточками коленного сустава у барана или у овцы. Осенними    и зимними вечерами дети и подростки часто собирались в домах, хозяева которых имели репутацию хороших рассказчиков. Их репертуар включал волшебные сказки, былинки, охотничьи рассказы. Девушки и юноши по вечерам ходили на посиделки. Девушки на посиделки приходили с прялкой, готовили себе приданое. Юноши приходили без дела, чаще с гармошкой.

В праздничные дни на посиделках молодёжь устраивала пир, играла , развлекалась. Предпочтение отдавалось таким играм как «Жмурки», «Водящий в шубе».

-Ребята, а какие коми народные игры вы знаете?

-Предлагаю поиграть в игру «Воробей». ( По жребию выбирают водящего – воробья. Ему завязывают глаза. Он стоит в центре круга, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону. Остальные становятся в круг и поют:

Прилетел к нам воробей

И запел, как соловей.

Эй, ты, птичка, не зевай,

Кто мяукнет угадай.

Все замолкают. Кто-нибудь говорит: «Мяу, мяу», стараясь изменить голос. Водящему нужно узнать, кто подал голос. Если не угадает, продолжает водить далее.)  

 Трудовые традиции. Трудовыми традициями коми народа считались охота, рыболовство, земледелие, животноводство, собирательство, ремёсла и промыслы.

В обязанности мужчин входили такие работы, как столярное дело, изготовление и ремонт орудий труда, заготовка дров, пахота, сев, вывоз навоза на поля, рыболовство, охота. К женским занятиям относились ведение домашнего хозяйства, прядение, ткачество, пошив одежды, вязание, уход за скотом, огородничество, сбор и заготовка ягод и грибов, лекарственных растений.

На сенокосе, жатве работали все.

У коми в труде широко практиковалось взаимопомощь: на строительстве дома, сенокосе, при заготовке дров, при вывозе навоза. Люди объединялись и начинали помогать то одному, то другому. Эта работа проходила в один день с утра до вечера и кончалась общей трапезой – ужином. Люди охотно шли помогать, потому что в труде они могли показать своё мастерство, силу, остроумие.( Работа с энциклопедией)

  1. Итог

-Что такое традиция?

-Ребята, с какими традициями коми народа вы сегодня познакомились?

-Что интересного узнали о традициях?

-Ребята, подумайте, какие традиции сохранились до нашего времени?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративное рисование в полосе элементов орнамента коми народа.

Интегрированный урок (изобразительное искусство + краеведение). Данный урок способствует развитию поликультуного воспитания....

Турнир знатоков. Устное творчество народа коми. "Осень в моем крае"

Внеклассное мероприятие для учащихся 2-х классов....

Сценарий факультативного занятия по теме "Игры народов Коми"

Сценарий факультативного занятия "Край, в которм я живу" по теме "Игры народов Коми"...

Методическая разработка классного часа «ЗАГАДКИ НАРОДОВ КОМИ»

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЛЙ ШКОЛЫ ПО ПРЕДМЕТАМ КОМИ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ, КРАЕВЕДЕНИЕ, ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАП...