Методическая разработка классного часа «ЗАГАДКИ НАРОДОВ КОМИ»
методическая разработка по теме

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЛЙ ШКОЛЫ ПО ПРЕДМЕТАМ КОМИ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ, КРАЕВЕДЕНИЕ, ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas._zagadki_komi.doc155.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt974 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42» г. ВОРКУТЫ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЛЙ ШКОЛЫ ПО ПРЕДМЕТАМ КОМИ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ, КРАЕВЕДЕНИЕ, ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Методическая разработка классного часа

«ЗАГАДКИ НАРОДОВ КОМИ»

                                                                                                        Разработала:

                                                                                                        учитель начальных классов

                                                                                                        МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты

                                                                                                        Осипова Светлана Антоновна

Воркута

Тема: «Загадки народов коми»

Цель:

1. Расширить смекалку, сообразительность,  кругозор, обогащать речь.

2. Способствовать  активизации познавательной деятельности.

3.Способствовать воспитанию любви к культуре коми народа.

Ход урока.

На доске карта Коми и название темы. (слайд № 2)

1. Беседа.

-Прочитайте то что написано на доске и скажите, о  чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Да, о загадках коми народа.

- Подумайте и скажите, когда возникли загадки?

-Да, загадки возникли очень давно, когда не было письменности. Древние  люди к загадкам относились очень серьезно. Человеку нужно постоянно упражнять свой мозг, чтобы он развивался. С глубокой древности люди приучали к этому своих детей. Загадывали им загадки

   Коми люди часто собирались на посиделки, где вязали, вышивали ,ткали , разгадывали загадки. А в загадках отражались смекалка, умение владеть метким словом. Все загадки были о том, что видели, с чем приходилось чаще встречаться, о природе, о животных. Отмечались особые приметы, которые позволяли догадаться и разгадать загадки.  Особую роль в возникновении загадки играло и то, что древние люди, опасаясь навлечь на себя гнев лесных животных и различных хозяев стихий,  старались не называть их по именам. С этой целью они прибегали к иносказательной тайной речи.

   В народных сказках и легендах рассказывали о чудовищах, предлагавших героям самые хитроумные загадки ; разгадаешь- останешься жить, а нет- голова с плеч. Такие сказки есть и у коми народа. Давайте вспомним коми сказки, в которых главному герою приходится отгадывать загадки, чтобы спасти жизнь.

--Да, коми народная сказка «Федот- стрелец», где царь говорит Федоту-стрельцу «Съезди ты -не знаю куда, привези - не знаю кого. Не привезешь- отрублю голову.»

-Сегодня  поговорим о загадках коми народа.

-А что мы ребята, называем загадкой?

(Загадки- это иносказательное описание какого-либо предмета или явления)

-Загадка по- коми называется-«нодны».Тематика загадок ограничивается теми явлениями и предметами, с которыми коми народ ежедневно встречался в своей жизни.  Особой  оригинальностью отличаются загадки, в которых отражены специфические условия быта северного народа. Вот некоторые из них. Давайте , отгадаем.

2. Работа над загадками.

В сенях ходит да в избу не заходит. (дверь)

Четыре брата одной шляпой накрываются.(стол) (слайд №3)

В каждой избе хлев без стен. (стул).

Брякает-звякает, клеть стережет. (замок)

Днем бревно, а ночью поле. (постель). (слайд№4)

-Очень интересны загадки об одежде и украшениях коми народа. Отгадайте.

Вот-вот капнет, вот-вот капнет, но никогда не капнет. (сережки)

Ведро полно мяса, оно без дна. (кольцо) (слайд№5)

 -Молодцы! Коми народ с давних пор восхищался природой. И это восхищение  народ выражал в загадках.

Красивое- красивое (совсем новое) одеяло да все в дырках(звезды и небо)

В огне не горит в воде не тонет. (лед).

Через реку жердь перекинута. (радуга) 

На одной ноге стоит, одним глазом смотрит. (молния) (слайд №6)

Много загадок коми народа связаны деятельностью и их занятием.

Крылья есть, но летает, ноги есть , но не ходит.(рыба)

Кто есть сено тремя зубами? (вилы)

В лесу лает- лает, домой вернется, под лавочку ляжет. (топор).

Мал мужичок да всем нужен.(иголка)(слайд№7)

    Чаще загадки коми народа были о том,  что видели. Отмечались особые приметы, которые позволяли разгадать загадку. Например ,

Кто по снегу , по траве носит лес на голове? (лось)

Сидит дед, на нем сто одежек, кто его разденет, тот и слезы прольет.(лук). (слайд№8)

Кроме того, много коми загадок заимствованно из русского фольклора или создано по аналогии с русскими.

Четыре сестрицы в одну лунку плюют.( корова)

В лес идет – домой глядит, из лесу идет- в лес глядит.(топор)

В Москве рубят, а щепки сюда летят.( письмо) (слайд№9)

-О чем же идет речь в коми загадках? (Ответы детей)

Жизнь не стоит на месте, развивается наука и техника, появляются новые виды товаров, дающие почву для рождения новых загадок.

3.Творческое задание.

Давайте мы разделимся на группы и попытаемся сочинить загадку по темам:

( работа в группах)

1 группа: техника.

2 группа: животные.

3 группа: овощи. (слайд№10)

( Ответы детей)

4. Итог

Итак , что же такое загадка? Для чего они нужны?

( Ответы детей)

(слайд№11)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Осипова Светлана Антоновна Классный час Учителя начальных классов МОУ «СОШ № 42»

Слайд 2

Загадки коми народа

Слайд 3

-В сенях ходит да в избу не заходит. -Четыре брата одной шляпой накрываются.

Слайд 4

-В каждой избе хлев без стен. . -Брякает-звякает, клеть стережет. -Днем бревно, а ночью поле.

Слайд 5

Вот-вот капнет, вот-вот капнет, но никогда не капнет. Ведро полно мяса, а оно без дна.

Слайд 6

-Красивое- красивое (совсем новое) одеяло да все в дырках. -В огне не горит в воде не тонет. -Через реку жердь перекинута. -На одной ноге стоит, одним глазом смотрит.

Слайд 7

- Крылья есть, но летает, ноги есть , но не ходит. -Кто есть сено тремя зубами? -В лесу лает- лает, домой вернется, под лавочку ляжет. . -Мал мужичок да всем нужен.

Слайд 8

-Кто по снегу , по траве носит лес на голове? -Сидит дед, на нем сто одежек, кто его разденет, тот и слезы прольет.

Слайд 9

-Четыре сестрицы в одну лунку плюют. -В лес идет – домой глядит, из лесу идет- в лес глядит. -В Москве рубят, а щепки сюда летят.

Слайд 10

1 группа: техника. 2 группа: животные. 3 группа: овощи.

Слайд 11

Загадка- это иносказательное описание какого- либо предмета или явления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа " Слава Победы"

Цель: воспитание у школьников чувства патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества....

Методическая разработка классного часа на тему "Все профессии важны"

Цель: 1) обобщить знания о профессиях,2) воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий3) показать важность труда...

Методическая разработка классного часа "Вот вырасту и в космос полечу!"

Классный час посвящен  50-летию первого полета человека в космос. Цель: формирование представлений учащихся о космосе; развитие интереса к профессии космонавта. Часть материала представлена в игр...

Методическая разработка классного часа "День знаний" в 4 класс.

Методическая разработка классного часа "День знаний" поможет провести учителям начальных классов  День знаний  первого сентября. Занимательные игры, загадки, шутки сделают праздник весё...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Методическая разработка классного часа «Татары – народ многонациональной России».

Данное мероприятие по этнокультурному образованию младших школьников в форме классного часа, задумано для ознакомления детей с культурными традициями разных народов проживающих на территории России и...

Методическая разработка классного часа во 2 классе «Традиции – семейные и классные»

Цель: углублять представления воспитанников  о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. Задачи:- раскрывать значение понятия «семейные традиции»...