«История появления, использования и значение автомобильного транспорта во Владикавказе на рубеже 19-20 веков»
творческая работа учащихся (4 класс)

Кудзоева Эльвира Маировна

 История появления, использования и значение  автомобильного транспорта во Владикавказе на рубеже 19-20 веков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_avtomobili.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

        Республиканский конкурс «История моего города»

 

Тема: «История появления, использования

и значение автомобильного транспорта во Владикавказе

на рубеже 19-20 веков»

                                                              Автор работы:  

                                                                                                                             Цебоев Марат

                                                                                                                   ГБОУ РФМЛИ

                                                                                                      4 класс  

                                                                   

Научный руководитель:                                                                        

Кудзоева Эльвира Маировна

учитель начальных классов

ГБОУ РФМЛИ

г. Владикавказ 2020 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

               

               

1. Введение......................................................................................................................3-4 стр.

2. Основная часть          

Глава 1............................................................................................................................. 5-6 стр.

Глава 2............................................................................................................................. 7 стр.

Глава 3............................................................................................................................8-10 стр.

3. Заключение................................................................................................................... 10стр.

4. Библиографический список........................................................................................ 11 стр.            

ВВЕДЕНИЕ

 Историческая справка

 «Первый автомобиль завезен в Россию в 1895 году» (Википедия)

«Русскую крепость Владикавказ построили в 1784 году у входа в Дарьяльское ущелье...» (Википедия)

Тема исследования. История появления, использования и значение  автомобильного транспорта во Владикавказе на рубеже 19-20 веков (Слайд 1)

Проблема и актуальность исследования. Огромное количество самых разных машин мчится по улицам Владикавказа, перевозя пассажиров и грузы в разных направлениях.

А как все начиналось? Когда появились первые автомобили в нашем городе? Где применялись? Каково было их значение?        

Эти вопросы подсказали тему исследования, которая непосредственно связана с историей моего города.  Поиски информации показали, что история Владикавказа хорошо изучена. А вот история появления в городе автомобильного транспорта, его использования  и значение освещена не достаточно.

И я поставил перед собой цель: изучить историю появления, использования и значение автомобильного транспорта во Владикавказе.

Задачи исследования: 

-собрать и исследовать документы по теме, по истории Владикавказа на     рубеже 19-20 веков,

 -проанализировать документы, установить значимые события и факты,

 -обобщить полученные результаты, сделать выводы

 -подготовить текст проекта и презентацию.                                      

                                                                                                       

3

 Объект исследования: город Владикавказ на рубеже  19-20 веков.          

  Предмет исследования: история появления, использования и значение автомобильного транспорта во Владикавказе в указанный период.

  Гипотеза исследования: предполагаю, что появлению на рубеже 19-20 веков во Владикавказе автомобильного транспорта способствовали следующие факторы:

-достаточно высокий уровень развития города а этот период;

-военно-стратегическое значение региона, который нуждался в новом транспорте;

-географическое положение, природа, достопримечательности,  привлекающие состоятельных путешественников и автомобильные компании.  

 Методы исследования: -сбор и изучение информации, -анализ, -синтез, -обобщение, -выводы.

  Источники исследования: это архивные фотоматериалы, документы по истории, экономике Владикавказа (вторая половина19 в. - начало 20 в.), материалы по зарождению туризма на Кавказе, публикации по истории автомобильного сообщения.  

                                                                           

   

.                                                              

                 

                                                                   

                                                                                        

4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ                                              

        

При подготовке проекта в соответствии с задачами мною был собран, систематизирован  и обобщен значительный объем информации по теме исследования с использованием интернет-ресурсов. Изучение, анализ текстов, архивных фотодокументов позволили мне установить факты, события, обстоятельства, автомобильные компании, имена исторических личностей, причастных к зарождения автомобильного сообщения во Владикавказе и  сделать выводы. Результаты исследовательской работы легли в основу моего проекта. «Основную часть» работы разделил на 3 главы. В них последовательно изложены результаты исследования  для подтверждения (или опровержения) выдвинутых мною гипотез.

Глава 1

 Изложу краткую историю развития региона для понимания, каким был Владикавказ на  рубеже 19-20 веков.  

Русская крепость Владикавказ была построена для охраны единственного пути через Главный Кавказский хребет из России в Закавказье, Турцию, Персию (Иран) и другие страны Ближнего Востока. С древних времен Россия торговала с ними и вела многочисленные войны с Турцией и Ираном. В том числе за контроль над Северным Кавказом и Закавказьем. В течение последних 300 лет только с Турцией Россия в общей сложности воевала 70 лет. Русские войска не раз переходили через Кавказские горы. Путь был опасным, трудным и долгим. Например, в 1799 году отряд под командованием генерала Лазарева, направленный из Владикавказа в Грузию, прибыл на место только через 36 дней.

С 1811 года Военно-Грузинская дорога находилась под надзором Министерства путей сообщения России, а реконструкцию и ремонт дороги производило Военное министерство. Только с 1814 года Военно-Грузинская дорога стала пригодной для движения колесного (гужевого) транспорта.            

Но и этот вид транспорта не позволял быстро доставлять пассажиров, товары и почту, а в случае военных действий - двигаться войскам, обозам и получать подкрепление.

В 1860 году Владикавказская крепость получила статус города. А через три года Владикавказ стал административным центром Терской области. В 1875 году была

5

 построена железная дорога Ростов-Владикавказ. Она соединила провинциальный Владикавказ со столичными Москвой и Петербургом, а позже с приморским Новороссийском. Владикавказ оказался на перекрестке дорог.

        Это сделало его привлекательным для отставных военных, промышленников, ремесленников, торговцев, крестьян из других губерний России. Расширилась торговля с Закавказьем, странами Ближнего Востока, регионами России. Значительно выросло количество городских жителей самых разных национальностей. Постепенно менялся облик города. (Слайд  2) Появилось множество промышленных предприятий, торговых и страховых обществ, банков. Построены красивые двухэтажные особняки, шикарные гостиницы и дорогие рестораны, модные магазины и ателье, парикмахерские и фотомастерские. Действует водопровод, центральные улицы вымощены булыжником и освещены электрическими фонарями. (Слайд 3) Осуществлен пуск электрического трамвая.  Открыты учебные заведения для мальчиков и девочек,  (Слайд 4) Построены Реальное училище и Кадетский корпус. (Слайд 5) Издаются газеты «Терские ведомости» и «Терек». В городе есть общественная библиотека, музей, кинотеатр «Пате» (один из первых кинотеатров в России), городской парк, драматический театр, в котором проходят гастроли выдающихся актеров, музыкантов. (Слайд 6) Проводятся художественные выставки. В городе пользуются популярностью театральные кружки. Горожане становятся свидетелями показательных полетов иностранных и местных авиаторов. Создано «Общество любителей велосипедного спорта». Для перевозки пассажиров, грузов, почты используется гужевой транспорт: дилижансы, фаэтоны, коляски, пролетки, телеги, брички.(Слайд 7)

 По Военно-Грузинской дороге в Закавказье и страны Ближнего Востока товары, почту и пассажиров тоже перевозили колесным  транспортом.

        На основании вышеизложенного делаю вывод.

Владикавказ на рубеже 19-20 веков – это  развивающийся, многонациональный, промышленный, торговый и культурный центр Юга России. Во Владикавказе начиналась Военно-Грузинская дорога, важнейший торговый путь из России в Закавказье и страны Ближнего Востока.

6

Глава 2

В результате изучение документов о зарождении туризма на Кавказе  установил следующее.

В конце 19 и в начале 20 веков становится заметным интерес к природе, культуре, историческим памятникам Кавказа. Горный туризм становится массовым. Отмечается большой наплыв состоятельных любителей путешествий из Москвы, Санкт-Петербурга, из-за рубежа. (Слайд 8) Большим спросом стали пользоваться путеводители, карты, проводники, снаряжение, места отдыха и транспорт. Обеспечить все это могли общества и клубы, в которые объединялись владикавказские любители путешествий. В этот период в «Гранд - Отеле» Владикавказа работает отделение «Русского географического общества». Оно занимается изучением гор, работой метеостанций, организацией экскурсий, которые были популярны и среди владикавказцев. (Слайд 9) В 1903 году начало свою деятельность Владикавказское отделение Русского горного общества. Оно исследовало Кавказские горы, изучало жизнь и быт кавказских народов, издавало путеводители, прокладывало пешеходные тропы, строило горные хижины. Первая хижина была построена у подножия вершины Казбек, вблизи Военно-Грузинской дороги, которая оставалась наиболее популярным маршрутом. По живописным местам Кавказа экскурсанты отправлялись группами и семьями с детьми. (Слайд 10) Пример тому - путешествие по Военно-Грузинской дороге в 1904 году семьи Владимира Муратова, кадрового офицера, военного историка, переводчика, коллекционера живописи.

С появлением автомобильного транспорта во Владикавказе (об этом подробнее в следующей главе) путешественникам стали предлагать для осмотра достопримечательностей поездки на автомобилях в Дарьяльское ущелье, к Казбеку, в Тифлис. (Слайд 11)

На основании  фактов делаю вывод. 

На рубеже 19-20 веков живописный и древний Кавказ привлекает внимание любителей путешествий, экскурсий и горного туризма. Для проживания в городе и во время путешествий созданы благоприятные условия. А в экскурсиях по Военно-Грузинской дороге стал использоваться новый комфортабельный вид транспорта - автомобили.

7

Глава 3

Теперь перейдем к истории появления автомобильного транспорта во Владикавказе. Исследовав все материалы по данному вопросу, установил следующие обстоятельства.

На рубеже 19-20 веков министром путей сообщения России был князь Хилков, человек умный и дальновидный. Министр считал, что автомобильный транспорт должен быть в России обязательно, учитывая ее просторы и отсутствие железных дорог в горных районах. По указанию  министра во Франции было приобретено несколько автомобилей. И в сентябре 1901 года состоялся пробег трех автомобилей по Военно-Грузинской дороге из Владикавказа в Тифлис. Одним из автомобилей  управлял сам министр Хилков. Пробег показал прекрасные возможности автомобиля в сложных условиях высокогорной дороги.

Понятно, что автомобильный пробег заинтересовал Военное министерство и Почтовое ведомство России. (Слайд 12) Они стали всячески способствовать использованию автомобильного транспорта в русской армии и в почтовых перевозках. Вскоре на Военно-Грузинской дороге появились штабные машины и грузовики Кавказского военного округа.

Министерство путей сообщения разрешило частным предпринимателям открыть автомобильное сообщение между Владикавказом и Тифлисом.(Слайд 13) В 1907 году тифлисский предприниматель Едигаров организовал пробную поездку, а с 1909 года -  ежедневные рейсы четырехместного автомобиля из Тифлиса и Владикавказа.

Билеты продавались во Владикавказе в гостинице «Париж».(Слайд 14) Тогда же бельгиец Альфонс Лево открыл регулярное автомобильное сообщение между Тифлисом и Владикавказом. (Слайд 15) Во Владикавказе билеты продавались в гостинице «Гранд-Отель». Но вскоре   перевозки Лево закрылись. И с 1911 года перевозками по Военно-Грузинской дороге занялось «Автомобильное товарищество», основанное купцами Григорьевым, Гавриным и Солововым. (Слайд 16) Из Владикавказа автомобили отправлялись от гостиницы «Европа». На Военно-Грузинской дороге автомобильное сообщение действовало в основном в летний период, так как в другое время года дорога была крайне опасна. В связи с ростом интереса к Кавказу путешественники устремились во Владикавказ. Среди них пользовались особой популярностью поездки на автомобилях по Военно-Грузинской дороге. С каждым летним сезоном поток пассажиров нарастал. Мелкие частные предприятия едва с ним

справлялись.

8

В феврале 1910 года в Париже было основано «Французское общество автомобильных сообщений на Кавказе». Правление общества обосновалось в Париже, российское управление – в Санкт-Петербурге. Сам  Император Николай II утвердил «Положение об автомобильном движении между Тифлисом и Владикавказом».(Слайд 17)  Французское общество назвали по телеграфному адресу – «Владико». Дирекция компании была расположена в Тифлисе. Контора располагалась в гостинице «Гранд-Отель» на Александровском проспекте во Владикавказе.

 Министерство путей сообщения пообещало французам все права на пассажирские перевозки по Военно-Грузинской дороге и, в случае успеха, допуск к дорогам Закавказья. Опытных шофёров, прошедших курс вождения в горах, компания наняла во Франции. (Слайд 18)

        На Военно-Грузинской дороге началась организация промежуточных станций, ремонтных мастерских. Приобреталась недвижимость. Оборудовались комнаты отдыха, буфеты, склады с инструментами и запасными частями. В то время дорога была засыпана гравием, который резал дорогие шины. Выпавшие из лошадиных подков гвозди прокалывали их. Французы оснастили автомобили специальными шинами. (Слайд 19)

Французская компания разработала специально для горных условий два типа расивых и надёжных автомобилей. Водители были одеты в модные костюмы, белые сорочки с галстуками.

        Маршрут открыли  весной 1910 года, ограничив поездки периодом с 15 апреля по 15 октября. (Слайд 20)  Автомобили ходили ежедневно, продолжительность поездки 10 часов. Поездка на почтовых конных экипажах обходилась в два раза дешевле, но занимала вдвое больше времени. По железной дороге из Владикавказа в Тифлис можно было попасть с пересадками за 42 часа через Беслан и Баку. (Слайд 21) Комфортабельные автомобили, условия для отдыха и приема пищи на станциях, скорость передвижения привлекали состоятельных путешественников. В следующем году в автопарке французской компании работало уже 30 автомобилей. (Слайд 22) В 1914 году компания освоила новый маршрут из Владикавказа в Армению.

        Но в 1914 году началась Первая мировая война, однако французская компания продолжала работу. Только теперь пассажирские места заняли офицеры, военные снабженцы, чиновники. Вскоре Турция вступила в войну на стороне противников России. Владикавказ стал прифронтовым городом, в котором действовали законы

9

военного времени. Мастерские и все автомобили перешли в Военное ведомство России до окончания войны.

        В результате  работы  пришел к следующему выводу.

В мирное время по Военно-Грузинской дороге перемещались пассажиры, грузы и почта. В  военные дни  по горной дороге двигались войска, обозы, курьеры. Этот путь в Закавказье и страны Ближнего Востока имел для России важное военно-стратегическое значение. Поэтому  Военно-Грузинская дорога нуждалась в современном, скоростном автомобильном транспорте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены. Собраны и исследованы документы по истории Владикавказа на  рубеже 19-20 веков, по истории  автомобильного сообщения во Владикавказе.  Опираясь на факты, полученные в ходе исследования, я пришел к  некоторым выводам. Выводы подтвердили мои гипотезы о том,  какие факторы способствовали раннему появлению автомобилей во Владикавказе, а именно:

-бурное развитие промышленности, экономики, торговли, строительства, образования и культуры  во Владикавказе требовали надежного автомобильного транспорта  в горном регионе;

-на рубеже 19-20 веков живописные Кавказские горы, Военно-Грузинская дорога становятся наиболее популярным маршрутом среди состоятельных путешественников, которые могли оплачивать путешествия по горным дорогам на комфортабельных автомобилях;

-с древних времен Военно-Грузинская дорога  - это единственный наземный торговый путь из России в Закавказье и страны Ближнего Востока. Этот путь имел  важное военно-стратегическое значение и крайне нуждался в современном  автомобильном транспорте.

Работа имеет практическое значение по следующим основаниям:         

-для доказательства гипотез, для достижения цели изучил большой объем интересной информации, которая  расширила мой кругозор, что важно для меня;         

-работу можно  использовать в учебном процессе и во внеклассной деятельности.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что оно может быть полезным для дальнейшего изучения этой темы.

10

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Долженко Г.К . История туризма в дореволюционной России и СССР.- Изд-во Ростовского университета, 1988

2. Работкин С.В.  Очерки истории Осетии с 1861 до наших дней:

Уч.    пособие - с. Троицкое Моздокского р-на РСО-А, 2019

Интернет источники

3. Владимирова С.Н.  Зарождение туризма на Кавказе в дореволюционный период: Сев.-Кавк. академия государственной службы (филиал).- Пятигорск, 2011 – www/gramota.net/materials/3/2011/8-

4. Кирилец С. «Шайтан-арба» на Военно-Грузинской дороге: Часть 1-3 — http//www.gruzovikpress.ru/article/20605-zarojdenie-avtomobilnogo-soobshcheniya

5. Кобегкаев Э.М.  Экономика Северной Осетии во второй пол. 19 — нач. 20 веков: Автореферат диссертации.- Владикавказ, 2001- www.dslib.net>econom-teoria

6. Лопатин В., Замостьянов А.  12 русско-турецких войн -https://историк.рф/special posts

7.  Русско-персидские войны — https:/www.ru.sempire.ru

8.  Таутиев К. Терские ведомости. Владикавказ в триединой композиции. Электронная версия газеты.

9.  Дневник юной путешественницы. Сайт Старый Владикавказ.

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "История появления газет" 3-4 класс

Презентация для проведения информационного классного часа рассказывает в доступной форме историю появления газет в России. 3-4 класс...

История появления транспорта, на примере Спб

История появления транспорта, на примере Спб...

История появления календарей

Как был придуман календарь? Кто его придумал? И что вообще он представляет в себе? Человечество в свое время придумало уникальный «инструмент измерения времени» - календарь....

История появления системно - деятельностного подхода

История появления системно-деятельностного подхода....

Праздник 8 Марта (история появления праздника). Классный час

В давние времена в начале марта в Древнем Риме отмечался праздник матроналии. В этот праздник матроны (так римляне называли свободорождённых, состоящих в браке женщин) получали от своих мужей подарки ...

Научно-исследовательская работа Тема: Появления и значения «Георгиевской ленточки» - как символа Победы.

На уроках изобразительного искусства, мы рисовали на тему «Великая Отечественная война», из рассказа учителя мы узнали и заинтересовалась одним из главных атрибутов Дня Победы в Великой От...