Мастер-класс "Создание дидактической игры для учащихся начальной школы"
методическая разработка

Грицаенко Юлия Александровна

Мастер-класс для педагогов по созданию дидактической игры для учащихся начальной школы "Путешествие по городу Королеву"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование краеведческого компонента во внеурочной деятельности»

Тема мастер-класса:

«Создание дидактической игры для учащихся начальной школы»

Цель: повышение уровня профессиональной компетенции учителей по созданию дидактической игры в начальной школе.

Задачи:

1) раскрыть специфику «педагогической игры»;

2) продемонстрировать особенности организации, технологический процесс создания игры-путешествия;

3) мотивировать педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.

Ход мастер-класса:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас! (Представление).

       При работе с учениками  начальной школы существует  особая специфика. Каждый учитель начальных классов старается построить урок так, чтобы детям было интересно и эмоционально комфортно.  Я постараюсь провести свой мастер-класс так, чтобы всем было интересно.

-Что же такое мастер-класс?  (Слайд)

      - Это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы. Особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта.

Отгадав ребус, мы определим тему моего мастер-класса. (Слайд)

' C:\Users\Дима\Pictures\2443345.jpgа

(Игра). (анимация)

      В. А. Сухомлинский говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

(Слайд) Тема моего мастер-класса:  «Создание дидактической игры для учащихся начальной школы».

     (Слайд) Игра - занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. (Словарь Ожегова)

       Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию.

     Как определяет Виктор Николаевич Кругликов, (Слайд) дидакти́ческая и́гра — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Кругликов В.Н. «Активное обучение в техническом вузе…», 2000г.

 

Каковы же условия проведения дидактических игр (Слайд)

  1. До начала игры педагог планирует эту деятельность, ставит образовательные, обучающие и воспитательные задачи.
  2. Во время всего процесса игры взрослый остается ее руководителем. Он начинает игру, понятно объясняет правила, следит за развертыванием сюжета и подводит итог.
  3. Педагог принимает активное участие: эмоционально реагирует на моменты игры, при необходимости помогает детям.
  4. Он учитывает индивидуальные особенности детей, изменяя ход или правила игры, если это нужно. Контролирует сменяемость игровых ролей после окончания каждого цикла игры.

    Мне бы хотелось остановиться на дидактической игре, которую я использовала на этапе контроля изученного материала по программе «Краеведение «Мое Подмосковье».

        (Слайд) Дидактическая игра «Путешествие по городу Королеву».

        Перед игрой была проведена предварительная работа: (Слайд)посещение  краеведческого музея, классный час «Моя малая родина», создание и защита проектов: «Градообразующие предприятия», «История создания г. Королева»,  «Улицы г. Королева», «Достопримечательности родного города», «Образов. учреждения г. Королева».

    Одним из требований ФГОС является создание технологической карты урока.

- На мастер-класса предлагаю вам вместе со мной разработать дидактическую игру «Путешествие по городу Королеву» и составить  технологическую карту игры. (Слайд)

(раздать фокус-группе заготовки техн. карты, простые карандаши)

-Перед началом любой деятельности, надо поставить цель.

- Какой цели мы можем достигнуть, проведя такую игру? Напоминаю, используем эту игру на этапе контроля.

Выбрать из предложенных вариантов (в связи с ограничением по времени,  т.к. в реальном времени подготовка любого мероприятия имеет гораздо продолжительное время, чем 30 минут нашего мастер-класса)

(Правильные ответы выделены зеленым цветом)

Цель:

1). Получение новых знаний о родном городе;

2).  Систематизация и обобщение полученных знаний о родном городе;

3). Формирование умений и навыков путешествия по родному городу.

     В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им  оценить свои знания в действии, привести эти знания в систему.  

-Следующий этап нашей работы: сформулировать задачи. Образовательные, развивающие, воспитательные.

Образовательные задачи:

1). Научить ориентироваться на местности;

2). Провести контроль полученных знаний о родном городе;

3). Сформировать навыки работы с географической картой.

Развивающие задачи:

1). Способствовать развитию интереса к истории родного города;

2). Развивать физическую форму учащихся;

3). Активизировать мыслительные операции. 

4).  Формировать навык работы в группах.

Воспитательные задачи:

1). Воспитывать уважение и любовь к родному краю;

2). Формировать умение принятия коллективных решений.

Формирование Универсальных учебных действий

Личностные УУД:

 - умение применять правила поведения при  сотрудничестве;

- формирование основ патриотизма у ребенка.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

-осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

-учиться делать схемы, опорные конспекты.

 Регулятивные УУД: 

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

-адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности;

-прогнозировать выигрыш своей команды.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли;

- умение понимать основания действий другого;

- стремление к сотрудничеству, принятию правил общения  и оказанию взаимопомощи во взаимодействии;

-умение пересказывать сюжет игры.

Планируемые результаты:

-используют  полученные знания по краеведению в практической деятельности;

-называют достопримечательности города;

-находят улицы на карте города;

-формируют  познавательную активность в изучении родного города;

-решают математические задачи на движение;

-умеют слушать и принимают мнения всех членов группы;

- Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем задач (мы их сформулировали) и классификации педагогических игр. Единой классификации дидактических игр нет, т.к. ученые разделяют дид. игры по различным критериям.

   

Возьмем классификацию дидактических игр по Г.К. Селевко. (Слайд)

-Выберем вид нашей игры по данной классификации (…)

1. По области деятельности

Физические

Интеллектуальные

Трудовые

Социальные

Психологические

2. По характеру педагогического процесса

Обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие

Познавательные, воспитательные, развивающие

Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические

3. По игровой методике

Предметные

Сюжетные

Ролевые

Деловые

Имитационные

Драматизации

4. По предметной области

Математические, химические, биологические, физические, экологические, краеведческие

Музыкальные, театральные, литературные

Трудовые, технические, производственные

Физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные

Обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие

-В какой форме будем проводить игру? (…)

   

Форма проведения игры:

1). КВН

2). Игра-путешествие

3). Игра-эстафета

4). «Что? Где? Когда?»

Добавим работу в командах.

     Продолжительность игры

1).  2 урока

2). 20 минут

3). 30-40 минут

-Продумаем содержание игры «Путешествие по городу Королеву» (…)

  (не выносим в технологическую карту)

 Содержание игры:  участники игры виртуально перемещаются по карте города; выполняют задания, на проверку знаний о городе Королеве; отмечают свой маршрут на карте города в своих командах.

Игровая задача: 

1). Правильно ответить на все вопросы;

2). Не помогать своей команде;

3).  Нарушать дисциплину.

 Правила игры:  (раздаваться на карточке, фиксировать на плакате, в виде кластера)

1). Прочитать вопрос и варианты ответов;

 2). Обсудить в команде;

3). Выкрикнуть свой ответ;

4).  Номер ответа показать карточкой;

 5). Зафиксировать свое местонахождение на карте города.

Технология:

1). Технология исследовательских методов;

 2).  ИКТ-технология;

 3). Игровая технология.

-Какими средствами обучения целесообразно воспользоваться?

Средства  обучения:

 Учитель:

1). Электронная презентация;

2).  Мультимедийный проектор;

3). Лабораторное оборудование;

4). Учебник по английскому языку.

Ученики:

1). Микроскоп;

2). Карта города;

3).  Карточки с номерами ответов.

-Какой метод контроля лучше выбрать ? (…)

   Форма  контроля:

1). Тестирование;

2). Проведение контрольной работы;

3).  Письменный опрос по индивидуальной карточке.

         В рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, обучающиеся четвёртых классов начальной школы, выполняют диагностические работы по русскому языку и математике в тестовой форме. В своей работе я часто использую тесты.

-Наверное, самый важный вопрос для каждого педагога, как оценить деятельность участников игры? (…)

Оценка работы:

1).  Выдавать фишки команде за правильный ответ;

2). Фиксировать результат в таблице на доске; (так быстрее)

3). Вручать индивидуальные медали;

Награждение:

1). Сладкие призы;

2). Грамоты «Лучшим знатокам города Королева» (повесить на доску)

3). Подарки.

(Слайд) Технологическая карта дидактической игры

     По результатам работы вручить грамоты «Самый лучший знаток своего города» и мудрики – школьную валюту.

 

Заключение

       По окончанию игры  отмечаю дружные действия детей, подчёркиваю положительные взаимоотношения её участников. Всё это способствует развитию интереса у детей к дидактическим играм.

     Участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества.

         

Провести игру с членами жюри.

Раздаточный материал: карточки с номерами ответов, мудрики, грамоты «Самый лучший знаток своего города».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Грицаенко Юлия Александровна учитель начальных классов МАОУ «Лицей №19» Мой девиз : «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы другие поступали с тобой!»

Слайд 2

МАСТЕР-КЛАСС

Слайд 3

И Г Р А

Слайд 4

« Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности…» В.А. Сухомлинский

Слайд 5

МАСТЕР-КЛАСС « Создание дидактической игры для учащихся начальной школы»

Слайд 6

Игра - занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. («Словарь русского языка» С.И. Ожегов)

Слайд 7

Дидактическая игра — это вид учебных занятий, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил , фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания .

Слайд 8

Условия проведения дидактических игр До начала игры педагог планирует эту деятельность, ставит образовательные, обучающие и воспитательные задачи . Во время всего процесса игры взрослый остается ее руководителем . Он начинает игру, понятно объясняет правила , следит за развертыванием сюжета и подводит итог . Педагог принимает активное участие : эмоционально реагирует на моменты игры, при необходимости помогает детям . 4. Он учитывает индивидуальные особенности детей, изменяя ход или правила игры, если это нужно. Контролирует сменяемость игровых ролей после окончания каждого цикла игры.

Слайд 9

Дидактическая игра « Путешествие по городу Королеву »

Слайд 10

П редварительная работа: посещение краеведческого музея ; классный час «Моя малая родина »; создание и защита проектов : «Градообразующие предприятия», « История создания г. Королева», « Улицы г. Королева », « Достопримечательности родного города», «Образовательные учреждения г . Королева».

Слайд 11

Тема Цель Задачи Образовательные: Развивающие: Воспитательные: УУД Личностные УУД: Метапредметные: Познавательные УУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Планируемые результаты Вид игры Форма проведения игры Продолжительность Игровая задача Правила игры Технология Средства обучения Форма контроля Оценка работы Награждение Технологическая карта дидактической игры

Слайд 12

Создание дидактической игры «Путешествие по городу Королеву» Цель: 1) Получение новых знаний о родном городе; 2) Систематизация и обобщение полученных знаний о родном городе; 3) Формирование умений и навыков путешествия по родному городу.

Слайд 13

Создание дидактической игры «Путешествие по городу Королеву» Образовательные задачи: 1) Научить ориентироваться на местности; 2) Провести контроль полученных знаний о родном городе; 3) Сформировать навыки работы с географической картой.

Слайд 14

Создание дидактической игры «Путешествие по городу Королеву» Развивающие задачи: 1) Способствовать развитию интереса к истории родного города; 2 ) Развивать физическую форму учащихся; 3 ) Активизировать мыслительные операции; 4 ) Формировать навык работы в группах.

Слайд 15

Создание дидактической игры «Путешествие по городу Королеву» Воспитательные задачи: 1 ) Воспитывать уважение и любовь к родному краю; 2 ) Формировать у мение принятия коллективных решений.

Слайд 16

Создание дидактической игры «Путешествие по городу Королеву» Универсальные учебные действия Личностные УУД: 1 ) У мение применять правила поведения при сотрудничестве; 2) Ф ормирование основ патриотизма у ребенка.

Слайд 17

Создание дидактической игры «Путешествие по городу Королеву» Универсальные учебные действия Метапредметные: Познавательные УУД: 1) Ориентироваться в своей системе знаний; 2) Осуществлять поиск и выделение необходимой информации ; 3) Учиться делать схемы, опорные конспекты.

Слайд 18

Создание дидактической игры «Путешествие по городу Королеву» Универсальные учебные действия Метапредметные: Регулятивные УУД: 1) П ланировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; 2) Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; 3) Прогнозировать выигрыш своей команды; 4) Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности.

Слайд 19

Создание дидактической игры «Путешествие по городу Королеву» Универсальные учебные действия Метапредметные: Коммуникативные УУД: 1) Уметь выражать свои мысли; 2) Уметь понимать основания действий другого; 3) Стремиться к сотрудничеству, принятию правил общения и оказанию взаимопомощи; 4) Уметь пересказывать сюжет игры.

Слайд 20

Создание дидактической игры «Путешествие по городу Королеву» Планируемые результаты: 1) И спользуют полученные знания по краеведению в практической деятельности; 2) Называют достопримечательности города; 3) Находят улицы на карте города; 4) Формируют познавательную активность в изучении родного города ; 5) Решают математические задачи на движение; 6) Умеют слушать и принимать мнения всех членов группы.

Слайд 21

Классификация дидактических игр п о области деятельности: Физические Интеллектуальные Трудовые Социальные Психологические

Слайд 22

Классификация дидактических игр п о характеру педагогического процесса : Обучающие , тренинговые, контролирующие, обобщающие Познавательные, воспитательные, развивающие Коммуникативные , диагностические, профориентационные, психотехнические

Слайд 23

Классификация дидактических игр п о характеру педагогического процесса : Обучающие , тренинговые, контролирующие , обобщающие Познавательные , воспитательные, развивающие Коммуникативные , диагностические, профориентационные, психотехнические

Слайд 24

Классификация дидактических игр по игровой методике: Предметные Сюжетные Ролевые Деловые Имитационные Драматизации

Слайд 25

Классификация дидактических игр по предметной области: Математические, химические, биологические, физические, экологические, краеведческие Музыкальные, театральные, литературные Трудовые, технические, производственные Физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные Обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие

Слайд 26

Классификация дидактических игр по предметной области: Математические, химические, биологические, физические, экологические, краеведческие Музыкальные, театральные, литературные Трудовые, технические, производственные Физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические , народные Обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие

Слайд 27

Форма проведения игры: 1) КВН 2) Игра-путешествие 3) Игра-эстафета 4) «Что? Где? Когда?»

Слайд 28

Продолжительность игры: 1) 2 урока 2) 20 минут 3) 30-40 минут

Слайд 29

Игровая задача: 1) П равильно ответить на все вопросы; 2) Не помогать своей команде; 3) Нарушать дисциплину.

Слайд 30

Правила игры: 1) Прочитать вопрос и варианты ответов; 2) Обсудить в команде; 3) Выкрикнуть свой ответ; 4) Номер ответа показать карточкой; 5) Зафиксировать свое местонахождение на карте города.

Слайд 31

Технологии: 1) Технология исследовательских методов; 2) ИКТ-технология; 3) Игровая технология.

Слайд 32

Средства обучения: Учитель: 1) Электронная презентация; 2) Мультимедийный проектор; 3) Лабораторное оборудование; 4) Учебник по английскому языку.

Слайд 33

Средства обучения: Ученики: 1) Микроскоп; 2) Карта города; 3) Карточки с номерами ответов.

Слайд 34

Форма контроля: 1) Тестирование; 2) Проведение контрольной работы; 3) Письменный опрос по индивидуальной карточке.

Слайд 35

Оценивание: 1) Выдавать фишки команде за правильный ответ; 2) Фиксировать результат в таблице на доске; 3) Вручать индивидуальные медали;

Слайд 36

Награждение: 1) Сладкие призы; 2) Грамоты «Лучшим знатокам города Королева»; 3) Подарки.

Слайд 37

Технологическая карта дидактической игры

Слайд 39

Заключение: Участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества.

Слайд 41

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра для учащихся начальной школы

Цель игры: сплочение коллектива, развитие коммуникативных навыков, сообразительноости...

Внеклассная программа по курсу "Подвижные игры" для учащихся начальной школы.

Внеклассная программа по курсу "Подвижные игры" для учащихся начальной школы.Программа рассчитана на 34 часа в год. Программа подходит для работы школьной спортивной секции....

Игра для учащихся начальной школы “ ЗОЖик”

Данный материал поможет сформировать представление о здоровье; основные гигиенические навыки; развивать смекалку, внимание, навыки самостоятельной работы и работы в группах....

Подвижные игры для учащихся начальной школы.

Подвижные игры проводятся на уроках физической культуры, кружках , в походах....

Развитие и коррекция письменной речи. Дидактический материал для учащихся начальной школы.

В данном дидактическом материале предлагаются упражнения для  занятий по развитию устной и письменной речи учащихся. Предлагаемые задания помогут  сформировать навык работы с предложением, т...

Безударные гласные. Дидактический материал для учащихся начальной школы.

Разноуровневый дидактический материал  по теме "Безударные гласные" будет востребован для учащихся 1-4 класов для отработки навыков по закреплению правописания безударных гласных....