Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа развития №24»

Руководитель МО

         Л.В.Данилова

«28» мая 2020

Заместитель директора

         _А.Ф. Хабирова

«27» августа 2020


Пункт        2.2.                                        Основной образовательной                                программы начального общего образования (в        соответствии        с                федеральным государственным образовательным стандартом        начального        общего образования,                        утвержденным

приказом        Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие                федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  в  ред.  от 31.12.2015

№1576) утверждённой приказом от «28» августа 2020 № 338

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

направление: духовно - нравственное название: «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

класс: 1- 4

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

г. Нефтеюганск 2020

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

  1. Личностные результаты.

В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
  • ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей;
  • основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
  • знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
  • эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • установки на здоровый образ жизни;
  • чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.

В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в        сотрудничестве        с        учителем        и        одноклассниками        ставить        новые учебные и познавательные задачи;
  • проявлять познавательную инициативность;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
  • различать способ и результат действия;
  • выполнять        учебные        действия        в        материализованной,        речевой, умственной форме.

В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
  • фиксировать информацию об окружающем мире, о себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • адекватно        воспринимать        и        анализировать        художественные        и познавательные тексы;
  • устанавливать        причинно-следственные        связи        в        изучаемом        круге явлений, обобщать;
  • устанавливать аналогии.

В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).

Выпускник получит возможность научиться:

  • правильно        использовать        коммуникативные,        речевые        средства        для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
  • учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
  • владеть диалогической формой речи; задавать вопросы;
  • осуществлять        взаимный        контроль        и        оказывать        необходимую взаимопомощь.

Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно, как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.

  1. Метапредметные результаты.

В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).

Выпускник получит возможность научиться:

  • организовывать поиск необходимой информации, сведений, фактов,
  • определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученную информацию, сопоставлять и обобщать её;
  • пересказывать текст в разной форме, составлять письменные отзывы;
  • участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
  • осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
  • различать государственные и духовные праздники
  • создавать иллюстрации, по содержанию прочитанного или услышанного;
  • распознавать особенности построения малых фольклорных форм;
  • узнавать государственную символику РФ и региона, достопримечательности родного края и исторических мест России;
  • используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
  • реализовывать свой творческий потенциал;
  • узнавать и эмоционально оценивать шедевры национального искусства;передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведенийнародных промыслов России и своего региона;
  • адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека;
  • готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ.

  1. класс


Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Мир (7 часов)

Солнышко. Мама и папа: Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.

Мир и лад: Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою первую книгу. В первой книге запечатлена душа семьи.

Истоки и школа: Истоки глазами детей. Рождественский дар.

Истоки и радуга: Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга — образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.

Родной край: Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

Святыни России. Щит и меч: (св. Георгий Победоносец, Илья Муромец) Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. Русские богатыри. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир

Слово (6 часов)

Слово: Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет  добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.

Весна и слово: Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.

Золотое сердечко: Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг Святое Слово.

Серебряное копытце. Добрыня Никитич: Добро. Доброе Слово Доброе дело. Честное Слово.

Родительское благословение. Подвиг.

Слово о родителях. Алеша Попович: Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание. Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь.

Чаша жизни: Жизнь. Любовь Добрые дела. Образ (2 часа)

Родник: Род. Родник. Родное слово. Родная земля. Родина. Родник — начало жизни. Живая вода Святой источник. Святая вода.

Образ        Родины:  Родина        Родная        земля.        Отечество.        Святая        земля.        Образ Родины.

Книга (2 часа)

Книга: Книга — живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет Творец. Собирание библиотеки — добрая традиция нашего народа. Книга книг — Библия.

Живое слово книги: Чтение — сердечный дар Живое слово Книги найдет отклик в душе читателя.

  1. класс

РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ. ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ

Родной очаг (5 часов)

Имя: Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

Семья: Мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи.

Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

Род-люди, происходящий от одного предка. Род — твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.

Дом — территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни.

Семейные реликвии и святыни.

Деревня. Город. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

В чем его отличие города от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники.

Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

Родные просторы (5 часов)

Нива и поле. Труд земледельца. Золотая нива. Нива — творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяются сила и дух человека? Поле и воля.

Лес. Река. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.

Море. Океан. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море — конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

Путь – дорога. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

Труд земной (3 часа)

Сев и жатва. Народные приметы земледельцев Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

Ткачихи рукодельницы. Мастера-плотники. Кузнецы-умельцы. (2 ч) Прясть и ткать. Лен и полотно.

Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают? Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные  изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?

Труд души (4 часа)

Сказка-песня. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.

Слово. Книга. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии. Библия — Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

Икона. Храм. Образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека? Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит  труд многих людей.

Обобщающий урок «Труд души»

  1. класс

Вера. Надежда. Любовь. София.

«Вера» (5 часов)

Вводный урок. София. Ступеньки веры — доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело —  к вере.

С верой приходит доброе дело.

Верность. Знак веры — преданность и надежность. Верность — знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.

Правда. Что означает — жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда — путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.

Честь. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала — награда за доблесть, похвала мудрости и поклон преподобному.

«Надежда» (3 часа)

Надежда— стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды — отчаяние.

Согласие — единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.

Терпение — умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).

«Любовь» (3 часа)

Любовь - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела. Милосердие - милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев - там и милость. Милость от любви исходит.

Доброта. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.

«София» (6 часов)

Ум да разум. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.

Истина - подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.

Знания плод учения. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды.

Мудрость и мудрецы. София - Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры.

Обобщающий урок.

  1. класс

Традиции образа (6 часов)

Вводный урок. Первые образы. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание.

Отец родной, крестный, духовный. Мать как душа семьи. Хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная. Крестная, богоданная, названная. Род.

Родоначальник   и   родословие.   Виды   родословной. Что  такое        традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи, общества?

Отечество. Родители. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок.

Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь.

Мир. Священные образы. Образы Спасителя. Художественный и духовный язык образов Спасителя.

Образы Богородицы. Образ Покрова в отечественной традиции.

Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель человека, семьи, храма, страны, народа.

Спаситель. Богородица. Ангел Хранитель.

Светлые образы. Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло — черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце — образы просветителей. Образы праведников и мудрецов. Святые, бессребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики.

Образы-символы: крест купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.

Праведники и мудрецы. Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество. Правила мирского самоуправления.

Традиции слова (5 часов)

Священные слова. Заповеди и заветы. Следование им по жизни - важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.

Сердечные слова. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты - традиционные проявления родительского благословения. Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прошения.

Сердце сердцу весть подает.

Честные слова. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь: не все, что думаешь, говори. Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору. Присяга - слово долга.

Обет - добровольное обязательство. Обобщающий урок.

Традиции дела (6 часов)

Ремесленники и труд. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу - своя пора.

Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам Мастер - золотые руки.

Купцы и предприниматели - деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.

Служение. Воинское служение - защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, зашита Веры. Отцы- командиры. Полководцы.

Священство. Служение священства - научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды.

Суд и управление - сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.

Творчество. Исксники. Талант - особый дар человека.  Творчество иконописца - передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру.

Живописец. Его призвание - раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.

Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества.

Книжники. Научное творчество и его проявления.

Традиции праведного дела. Смысл праведного дела - жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.

Формы организации внеурочной деятельности: Конкурсы, экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, поисковые и научные исследования, различные виды практик, акции, проекты, просмотр и обсуждение фильмов, книг, выступлений.

Виды деятельности:

  • игровая деятельность (в том числе, и высшие виды игры – игра- драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам)
  • учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая, парная работа);
  • индивидуальная учебная деятельность (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
  • творческая деятельность (в том числе, художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);
  • трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно- полезном труде, в социально значимых трудовых акциях).

Тематическое планирование 1 класс

№ п/п

Тема урока

Форма

организации деятельности

Характеристика деятельности

1

Введение в предмет.

Солнышко, мама папа

Урок- путешествие

Иметь представление, что жизнь каждого человека

наполнена сердечным теплом родителей. Мама и папа –самые светлые люди на Земле.

Понимать, что родительское благословение чудо творит. Благодарность родителям развивает благочестие.

2

Мир и лад. (Поле, школа и семья)

Урок-игра

Понимать, что доброе семя добрый плод дает. Добрая семья добрыми делами славится. Не

живет школа без

истоков. Не живет семья без любви.

3

Истоки и школа

Урок- викторина

Понимать, что колокольный звон - язык русской культуры. Колокольчик - символ истоковской школы.

Истоки - начало всего живого на земле. Начало человека - его истоки. Истоки соединяют

живительную силу всего лучшего, что накоплено многими поколениями. Благодаря Истокам мир преображается, наполняется глубоким смыслом

каждое слово, пробуждаются добрые и искренние чувства к ближнему, открываются святыни родной

земли.

4

Дар (Рождество)

Урок- сказка

Иметь представление, что благодаря Истокам мир преображается, наполняется глубоким смыслом каждое слово, пробуждаются добрые и

искренние чувства к ближнему, открываются святыни родной

земли.

5

Истоки и радуга

Урок-игра

Понимать, что живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и

родному очагу. Радуга - светлое и яркое чудо.

6

Родной край

Урок- викторина

Иметь представление, что нет прекрасней земли родной, где родился и вырос, где живут родители и первые друзья. В народной песне воспето все то, за что мы любим родной край. Песни - душа народа.

Красивые у нас песни и красивый народ.

7

Святыни России.

Щит

и герб (св. Георгий Победоносец, Илья Муромец)

Урок- отчет

Иметь представление, что образ святого Георгия Победоносца на государственном гербе.

Россия по

праву признана щитом – совестью матушки-земли. Святой Георгий Победоносец – духовный защитник

нашего Отечества. Иметь представление, что флаг - знак воинской чести. Знать цвета российского флага: белый – святой, светлый, чистый; красный – цвет

красоты, земного жизнелюбия, Пасхи; синий – небесный, неземной. Иметь представление, о чудо - богатырях (добрый молодец

Илья Муромец).

8

Слово

Урок- путешествие

Иметь представление, что человек получает живительную силу любви через Слово. Слово наполняет душу человека светом. Слово - бесценный

дар. Слово проверяется делом.

9

Весна и слово

Урок-игра

Иметь представление, что в душе каждого человека есть

замечательный сад

добродетелей. Слово пробуждает в душе человека сад добродетелей. Душа творит мир. Весна напоминает о

жизнеутверждающей силе Слова.

10

Золотое сердечко

Урок-игра

Иметь представление, что золотое сердечко имеет пять талантов. Доброе слово душу лечит. Честное

слово честь рода бережет. Слово о родителях мир укрепляет. Труд и подвиг характер закаляют. Святое

слово мир спасает.

11

Серебряное копытце.

Честное слово. Добрыня

Никитич

Урок- сказка

Иметь представление, что с добрым словом жить в радость. Доброе дело два века живет

12

Слово о родителях. Святое слово. Алеша Попович

Урок-игра

Иметь представление, что почитание родителей - главное достояние русского народа.

Материнская

любовь - душа семьи. Отеческая любовь – мудрость семьи. Мир и лад - доброй семьи клад.

Иметь

представление, что труд и подвиг характер закаляют. Святое слово мир спасает.

Береги честь смолоду.

13

Чаша жизни

Урок-игра

Иметь представление, что жить

– значит быть добрым и красивым человеком, всегда помогать родителям. Понимать, что значит построить дом, посадить

дерево, вырастить детей.

14

Родник

Урок- путешествие

Иметь представление, что родник - начало жизни. Родник сохраняет чистоту сердца.

Почитание русским народом святых источников.

15

Образ Родины.

Урок-

Иметь представление, что образ

Образ защитника Отечества

викторина

Родины запечатлен в гимне. Большое счастье родиться и жить в России.

Вся Российская земля святая.

16

Книга. Книга книг

Урок - путешествие

Иметь представление, что книга соединяет людей, их мысли, чувства и добрые устремления.

Книга - это

творение души. В каждом человеке живет Творец.

Иметь представление, что собирание библиотеки - добрая традиция нашего народа.

Особое место среди

книг занимает Книга книг - Библия.

17

Живое слово книги.

Первая книга.

Мир книги

Урок- отчет

Иметь представление, что чтение – сердечный дар. Живое слово книги находит путь к

живой душе читателя. Иметь представление, что Первая книга –это светлый и добрый мир любимых слов и образов, мир Истоков. Первая книга - дар добра и любви. Открытие мира книг. Слова

благодарности книге.

Тематическое планирование 2 класс

№ п/п

Тема урока

Форма организации

деятельности

Характеристика деятельности

1

Введение в предмет. Имя.

Урок- путешествие

Уметь извлекать информацию из различных источников.

Уметь слушать и вступать в диалог. Формировать чувства гордости за свою малую

родину, уважение к её истории.

2

Семья.

Работа в паре

Понимать и принять чувства других людей и сопереживать

им.

3

Род.

Работа в паре

Понимать и принять чувства

других людей и сопереживать им.

4

Дом.

Урок-

Уважать историю и культуру

викторина

всех народов; отказ от деления

на «чужих» и «своих»; развивать толерантность.

5

Деревня. Город.

Урок- сказка

Формировать чувства сопричастности своей Родине; уважение к еѐ истории, культурным и историческим памятникам. Уметь описывать на основе иллюстрации

объекты, выделять их существенные признаки

6

Нива и поле.

Работа в паре

Формировать чувства гордости

за свою малую родину, уважение к её истории,

символике. Узнавать, называть и определять объекты

окружающей действительности

7

Лес.Река

Работа в паре

Формировать чувства гордости за свою малую родину,

уважение к её истории, символике. Узнавать, называть и определять объекты

окружающей действительности

8

Море-океан.

Урок- викторина

Узнавать, называть и определять объекты

окружающей действительности. Формировать гражданскую идентичность в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину,

народ, историю.

9

Путь- дорога. Дорога жизни.

Урок- сказка

Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности.

Формировать гражданскую идентичность в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину,

народ, историю.

10

Путь- дорога. Дорога жизни.

Урок-игра

Узнавать, называть и

определять объекты окружающей

действительности.

11

Сев и жатва

Работа в паре

Уважать историю и культуру всех народов; отказ от деления

на «чужих» и «своих»; развивать толерантность.

12

Ткачихи –

рукодельницы. Мастера- плотники Кузнецы-

умельцы.

Работа в

четверке

Уметь извлекать информацию

из различных источников. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией

учебника

13

Ткачихи – рукодельницы. Мастера- плотники

Кузнецы- умельцы

Урок-игра

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

14

Сказка. Песня.

Работа в четверке

Формировать гражданскую идентичность в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ,

историю. Извлекать необходимую информацию при работе с книгой. Уметь вести диалог в соответствии с грамматическими нормами

родного языка; слушать собеседника.

15

Слово. Книга.

Работа в четверке

Формировать гражданскую идентичность в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. Извлекать необходимую информацию при

работе с книгой. Уметь вести диалог в соответствии с грамматическими нормами

родного языка; слушать собеседника.

16

Икона. Храм.

Урок -

путешествие

Уметь извлекать информацию

из различных источников.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией

учебника.

17

Обобщающий урок «Труд души»

Работа в паре

Уметь извлекать информацию из различных источников.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией

учебника.

Тематическое планирование 3 класс

№ п/п

Тема урока

Форма

организации деятельности

Характеристика деятельности

1

Вводный урок Вера

Урок- путешествие

Знать какие знания дает предмет «Истоки»? Знать разделы учебного пособия и рабочей тетради.

Уметь составлять рассказ о Вере, Надежде, Любви и матери их Софии. Минуты творчества.

2

С верой приходит доброе дело.

Работа в паре

Знать, что означают понятия:

«Душа верует. Вера – опора дела. Доверие опыту. Вера и

верность. Присяга и клятва. Знак верности».

3

Верность – знак веры.

Работа в паре

Знать, понятие «Верность»,

«Совесть» Показать понятие веры в действии. Знать, что такое

верность, почему она нужна?

4

Правда – путь к истине.

Правда – путь веры.

Урок- викторина

Иметь представление о понятии, правда. Познакомить детей с идеями прошлого и настоящего. Научить понимать эти категории

ценностей.

5

Честь.

Урок- сказка

Знать что такое воинская честь и доблесть. Честь и хвала мудрости. Поклон

преподобному.

6

Надежда. Тщетная

и твердая

Работа в паре

Надежда на силы и опыт. Сила воли. Тщетная надежда.

Надежда, которая не умирает.

надежд

7

Согласие. Согласие ума, сердца, души

Урок - путешествие

Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. Знать значение понятий: «Общая надежда и общее согласие. «Согласие и лад для общего дела клад».

Согласие в человеке. Согласие и красота. Несогласие ведет к разногласию».

8

Терпение и умение.

Работа в паре

Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. Знать толкование смысла пословиц: «Без терпения нет умения. Терпение

– ключ к успеху. Терпение и надежда. Опыт терпения – духовное сокровище. Терпение в малом

и большом.

9

Любовь – добро, единство –

дружба

Урок - путешествие

Умение работать с разными источниками информации, соотносить информацию из разных источников. Знать, что

такое любовь

10

Милосердие. Где гнев – там и милость.

Урок- викторина

Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. Знать что такое Благотворительность

Уметь правильно пользоваться этими понятиями.

11

Доброта

истинная и ложная.

Урок- сказка

Умение представлять

результаты наблюдений в разной форме.

Знать что такое Доброжелательность. Истинная

доброта

12

Ум да разум

Урок - путешествие

Умение работать с разными источниками информации, соотносить информацию из разных источников. Знать что такое вразумление. Уметь правильно пользоваться этими

понятиями.

13

Истина

Работа в паре

Умение работать с разными источниками информации, соотносить информацию из разных источников. Знать что

такое- Истина. Искренность.

14

Знания – плод учения

Работа в паре

Умение представлять результаты наблюдений в разной форме.

Знать, что такое знания и для чего они нужны? Уметь

правильно пользоваться этими понятиями.

15

Мудрость

Урок-

викторина

Умение представлять

результаты наблюдений в разной форме.

Знать, что такое мудрость и для чего она нужна? Уметь правильно пользоваться этим понятием.

16

Премудрость

Урок - путешествие

Умение представлять результаты наблюдений в разной форме.

Знать, что такое премудрость и для чего она нужна? Уметь правильно пользоваться этим

понятием. София

17

Обобщающий урок: Дорога Веры, Надежды,

Любви

Работа в паре

Знать, почему Вера, Надежда, Любовь – родные сестры?

Единение Веры, Надежды, Любви, Софии.

Тематическое планирование 4 класс

№ п/п

Тема урока

Форма организации

деятельности

Характеристика деятельности

1

Вводный урок. Первые образы. Отец. Мать.

Урок- путешествие

Развивать стремление к жизненному оптимизму, целеустремленности и

настойчивости в достижении целей; обучать ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

Знать: Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд

души. Вера, Надежда, София.

Истоки.

2

Родители. Отечество.

Работа в паре

Воспитывать любовь и уважение к родителям, развивать нравственные

качества. Знать, что семья-это любовь, забота, согласие. Знать, как в образе отечества

отражается живая связь времен?

3

Мир. Священные

образы.

Работа в паре

Знать, какие три образа живут в

слове «мир».

4

Спаситель. Богородица. Ангел-хранитель.

Урок- викторина

Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. Знать, что такое:

«Спасы, Спаситель» в

народной культуре и традициях. Понимать, что образ «Спаса» - знак любви Божией. «Спас»-это надежда.

Иметь представление о Богородице-Заступнице за весь мир, Утешительница, Охранительница от всех скорбей. Знать, из чего

складывается образ Ангела-

хранителя.

5

Светлые образы. Свет и просветители.

Урок- сказка

Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. Иметь представление о светлых образах, о

людях, которые распространяют истинные знания, веру, добрые нравы.

6

Праведники и

мудрецы.

Работа в паре

Умение представлять

результаты наблюдений в разной форме. Знать, во имя

чего люди тянутся к свету и обращаются к крестной силе?

7

Священные слова.

Заповеди и заветы.

Молитва.

Урок - путешествие

Узнать, что называют заповедями Божиими, а что заветами предков? Как заповеди и заветы живут в

народных обычаях и порядках? Обычаи и традиции молитвы.

8

Сердечные слова. Родительское благословение.

Работа в паре

Проанализировать, почему жить с родительским благословением спокойнее и надежнее? Доброе дело

начинается с благословения.

9

Сердце сердцу весть подает. Сердечные слова.

Урок - путешествие

Познакомить с традициями сердечного слова – одним из механизмов сохранения и передачи базовых

социокультурных ценностей.

10

Честные слова. Правила честного слова.

Урок- викторина

Знать понятия «присяга»,

«обет». Научить детей различать понятия «уговор» и

«договор».

11

Обобщающий урок.

«Традиции слова»

Урок- сказка

Расширить знания детей о сердечных, добрых, душевных словах. Развивать способность чувствовать

доброе отношение друг к другу, к окружающим людям и

желания говорить сердечные слова.

12

Труд. Купцы и

преприниматели.

Работа в

четверке

Уметь извлекать информацию

из различных источников. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией

учебника

13

Служение. Воинство.

Работа в паре

Способствовать формированию нравственных ценностей (любви к Родине, своему народу, чувства

личной ответственности за Отечество) гражданской позиции. Знать, почему воинское служение считается

священной обязанностью?

14

Священство.

Работа в паре

Умение представлять результаты наблюдений в разной

форме. Знать, что такое священство и для чего оно нужно? Уметь правильно пользоваться этим понятием. Знать традиции духовного

служения, духовных войн.

15

Творчество. Искусники.

Урок- викторина

Знать определение понятия творчество и из него

вытекающие понятия талант и искусники.

16

Книжники.

Урок -

путешествие

Умение представлять

результаты наблюдений в разной

форме. Знать, кто такие книжники. Уметь правильно пользоваться этим понятием.

17

Обобщающий урок.

«Традиции праведного дела»

Работа в паре

Формировать у детей понимание значимости традиций праведного дела. Умение жить, трудиться,

служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» 1 класс 2019 – 2020 учебный год

Цель: освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» р...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"

Рабочая программа по курсу «Социокультурные истоки» разработана на основе программы «Социокультурные истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного с...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"

laquo;Социокультурные истоки» – этот курс соответствует требованию ФГОС НОО, который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных гра...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1 класса

Программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» состоит из: пояснительной записки,место курса в учебном плане,ценностные ориентиры содержания учебного предмета,планируемых резул...

Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 3 класс...