Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 3 класс
рабочая программа (3 класс)

ПИЛИПЕНКО ЮЛИЯ ЛЕОНИДОВНА

Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_3_klass.docx224.14 КБ

Предварительный просмотр:

F:\РПВ Титульники\ВД Истоки.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Истоки» в 3 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского         государственного         педагогического         университета         А.В.         Камкина,         доктора исторических наук. Программа дополнительного образования детей «Истоки» является модифицированной и составлена на основе программы «Социокультурные истоки» Кузьмин И.А.М.: «Истоки»,2007. 

Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках социально - культурного направления.

         Цель и задачи учебной программы

Цель: воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное и нравственное развитие. Задачи:

  1. Подвести учащихся к пониманию сути Истоков; 
  2. Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
  3. Развивать образное и логическое мышление;
  4. Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
  5. Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.

         Доминирующая логика учебного предмета «Истоки» в 3 классе: от настоящего – к истокам, а от них – вновь к настоящему, к сознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность. 

В его основу положено многовековое представление нашего народа о важнейших проявлениях духовной жизни человека, заключающихся в: 

а) уме (рациональном, интеллектуальном начале в человеке); 

б) воле (психическом, иррациональном начале); 

в) чувствах (чувственном, эмоциональном начале), и составляющих в совокупности душу человеческую. 

        Общий объём учебного времени составляет 34 часа.          

К активным формам обучения на занятиях по программе «Истоки» относятся: -ресурсный круг; -работа в паре; - работа в четверке. 

1. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

Личностные УУД. 

  1. Реализовать свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направить ее на достижение творческой самореализации. 
  2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям. 
  3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала. Регулятивные УУД. 
  1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов. 
  2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах. 
  3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии. 

Познавательные УУД. 

  1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях. 
  2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры. 
  3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии. 
  4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения. 
  5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 
  6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы 7. Находить необходимую информацию в Интернете. 

Коммуникативные УУД. 

  1. Учитывать позиции собеседника (соседа по парте). 
  2. Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов. 
  3. Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте). 

Требования к уровню подготовки учащихся. 

Ученик должен знать такие понятия, как: 

Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правило. Путеводный образ. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Искренность. Достоинство. Дружба. Дружба народов.         Мир как состояние человека. Лад. Духовное здоровье. Целеустремленность. Воля. Дисциплинированность. Активный отдых. Пассивный отдых. Саморазвитие. Путь к себе.

Обучающиеся научатся: 

  • осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса; 
  • формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовнонравственным ценностям; 
  • выражать свои впечатления от услышанной или прочитан         ной информации; 
  • преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения; 
  • анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы; 
  • принимать совместное решение; 
  • анализировать свою работу, работу пары, группы. 

Обучающиеся получат возможность научиться: 

-  ценить духовно-нравственные категории, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении; 

  • приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы. 

 

2. Содержание изучаемого курса.

Тема «Вера»

ВЕРА. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере.

ВЕРНОСТЬ - преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство).

Верность не знает мелочей.

ПРАВДА. Что означает - жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность.

Справедливость. Правосудие. Право. Правила.

ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала - награда за доблесть, похвала мудрости и поклон добродетели.

Тема «Надежда»

НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда на собственные силы и помощь близких. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние.

СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие, собственное мнение и разногласие.

ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу.

Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).

ПОСЛУШАНИЕ - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание. Непослушание (нарушение норм и правил).

Тема «Любовь»

ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба.

Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.

ДРУЖБА. Внутренняя духовная близость людей. Дружба народов. Единство людей - условие дружбы и мира. Уважение к человеку.

МИЛОСЕРДИЕ - милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев - там и милость. Милость (жалость) от любви исходит. Сестра милосердия.

ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало. ПОКАЯНИЕ - чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.

Тема «София»

УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.

РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение - труд.

ИСТИНА - не ложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ. Истина и правда. ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. Премудрость. Жизнь ума и жизнь сердца. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры.

ЛАД. Мир как справедливые отношения. Мир как духовная общность людей (соборность). Мир - благочестие в отношениях. Вечный мир - мечта людей. Лада, ладушки.

МИР ТВОРЧЕСТВА, ИСТОКИ РАЗВИТИЯ. Творчество как саморазвитие. Путь к себе. Учение как творчество и путь саморазвития. Как научиться сотрудничать.

ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА. Внутреннее достоинство человека. Как внутренний мир человека проявляется. Как люди узнают о внутреннем мире друг друга. Мир да согласие. Мир как согласие. Служение Отечеству, Смелость, Упорство, Отвага, Смекалка, Ответственность. ИСТОКИ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ. Поступки нравственные и безнравственные. Воля, стремление к цели, дисциплинированность, преодоление трудностей. Здоровье и красота (в здоровом теле – здоровый дух).

Народные традиции здорового образа жизни – питание (пост), движение

3.Календарно-тематическое планирование 3 класс

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия

Характеристика видов учебной деятельности учащихся

Формируемые УУД

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникатив ные

Раздел «Вера» (8 часов)

1

 

Вера. С верой приходит доброе

дело

 

Ресурсный круг «Какие знания дает предмет "Истоки"?».

Работа в паре «Что объединяет Вера?», «Правила нравственности»

Проявление уважения к своей семье, к своим родственникам, любви к родителям.

Формирование интереса (мотивации) к учению. Оценивание

жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета:

здороваться, прощаться, благодарить. Слушать и понимать речь других.

Участвовать в паре, группе,

«круге»

2

 

Верность – знак веры. Верность не знает мелочей

Ресурсный круг «Верность Родине». Работа в паре «Верность в повседневных делах», «Верность семейным традициям»

3

 

Правда – путь к истине. Правда – путь веры

Ресурсный круг «Какой образ является путеводным?». Работа в паре «Пословицы о правде»

4

 

Честь. Воинская

честь и доблесть

 

Ресурсный круг «Береги честь смолоду». Работа в паре «Честь»

5

 

 

Честь и хвала мудрости

 

Ресурсный круг «Береги честь смолоду». Работа в паре «Честь»  

6

 

Поклон преподобному

Ресурсный круг «Береги честь смолоду». Работа в паре «Честь»

7

 

Береги честь смолоду

Ресурсный круг «Береги честь смолоду». Работа в паре «Честь»

8

 

Обобщающий

урок по теме «Береги честь смолоду»

Работа в паре «Честь по заслугам» (оценивающий тренинг)

Раздел «Надежда» (9 часов)

9

Надежда на силы и опыт

 

Ресурсный круг «Как в жизни помогает надежда?»

Принятие следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Проявление уважения к своей семье, к своим родственникам, любви к родителям.

Формирование интереса (мотивации) к учению. Оценивание

жизненных ситуаций и поступков героев художественных

текстов с точки зрения общечеловеческих норм

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определять план выполнения заданий внеурочной

деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета:

здороваться, прощаться, благодарить.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в паре, группе,

«круге»

 

 

 

 

10

 

 

Тщетная и твердая надежда

 

Работа в четверке «Что укрепляет надежду?»

11

Согласие

 

Ресурсный круг «Строительство моста»

12

 

 

Согласие ума,

сердца, души

 

Работа в четверке «Согласие в деле»

13

 

 

Терпение и умение

Работа в четверке «В каких делах необходимо терпение?» (оценивающий тренинг)

14

 

 

Терпение и спасение. Послушание опыту

 

Ресурсный круг «Самый терпеливый человек». Работа в четверке «Послушание»

15

Жизненный опыт и мудрые советы

 

 

Работа в четверке «Надежда – устремление к доброму исходу дела» (оценивающий тренинг)

16

Послушание

 

Работа в четверке «Послушание»

17

 

 

Обобщающий урок: Послушание совести и закону

Работа в четверке «Надежда – устремление к доброму исходу дела» (оценивающий тренинг) 

Раздел «Любовь» (8 часов)

18

 

 

Любовь – добро, единство – дружба. Семейная любовь

Работа в четверке «В чем проявляется любовь к ближнему?» 

Формулирование собственной позиции и мнения

Принятие следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Проявление уважения к своей семье, к своим родственникам, любви к родителям.

Формирование интереса (мотивации) к учению. Оценивание

жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Формирование умения строить монологическое высказывание, умение формулировать собственное мнение

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Формировать основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи

Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Знаково-символические – моделирование и преобразование модели

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Анализировать объекты.

Моделировать с помощью знаков и символов

Осознавать качество и уровень усвоения

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета:

здороваться, прощаться, благодарить. Слушать и понимать речь других.

Участвовать в паре, группе, «круге».

Принимать и сохранять учебную задачу

19

 

 

Семейная любовь

Ресурсный круг «Почему любовь – это труд души?»

20

 

 

Милосердие. Где гнев – там и милость

Работа в четверке «Милосердие»

21

 

 

Где гнев – там и милость

 

Работа в четверке

«Слово о милосердном человеке» Ресурсный круг «В чем проявляется твое милосердие?» 

22

 

 

Доброта

Работа в четверке «Добрые дела» (оценивающий тренинг)

23

 

 

Доброта истинная и ложная

 

Работа в четверке «Доброта истинная и доброта ложная».

Ресурсный круг «Что такое делать добро?»

24

 

 

Покаяние. Покаяние и любовь

Работа в четверке «Раскаяние». Работа в группе «На пути раскаяния»

25

 

 

Обобщающий урок: Сад добродетелей

 

Работа в четверке «Сад добродетелей» (оценивающий тренинг). Ресурсный круг «Почему любовь делает мир чище и лучше?»

Раздел «София» (часов)

26

 

 

Ум да разум

 

Работа в четверке «Ум да разум»

Принятие следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Проявление уважения к своей семье, к своим родственникам, любви к родителям.

Формирование интереса (мотивации) к учению. Оценивание

жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Оценивание жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Отвечать на простые вопросы

учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы, объекты:

находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Формировать умение самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в

жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

 

Анализировать объекты.

Моделировать с помощью знаков и символов

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета:

здороваться, прощаться, благодарить. Слушать и понимать речь других.

Участвовать в паре, группе,

«круге»

Способствовать мобилизации сил и энергии, волевому усилию

27

 

 

Разум рассуждает, уму помогает

 

Ресурсный круг «Ум да разум»

28

 

 

Истина. Истинный человек

 

Ресурсный круг «Истина в слове»

29

 

 

Истина в образе

и деле

 

Ресурсный круг «Как предмет "Истоки" помогает постигать истину?»

30

 

 

Знания – плод учения. Мудрость.

Премудрость

 

Работа в четверке

«Мудрые советы

Владимира

Мономаха» (оценивающий тренинг)

31

 

 

 

Мудрость

 

Ресурсный круг «Какими словами ты расскажешь о мудром человеке?»

32

 

 

Премудрость

 

Ресурсный круг «Какими словами ты расскажешь о мудром человеке?»

33

 

 

София – Премудрость

Божия

Работа в четверке «Истоки победителя»

34

 

 

Обобщающий

урок: Дорога Веры, Надежды, Любви

Работа в четверке «Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви?» (оценивающий тренинг)

 Ресурсный круг «Чему ты научился на уроках по предмету «Истоки» (итоговый тренинг)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» 1 класс 2019 – 2020 учебный год

Цель: освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» р...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"

Рабочая программа по курсу «Социокультурные истоки» разработана на основе программы «Социокультурные истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного с...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решен...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1 класса

Программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» состоит из: пояснительной записки,место курса в учебном плане,ценностные ориентиры содержания учебного предмета,планируемых резул...

Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 2 класс...