Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» 1 класс 2019 – 2020 учебный год
рабочая программа (1 класс)

Белобородова Светлана Новомировна

Цель: освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» родной культуры.

Задачи:

  • Приобщить детей, их семьи к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;
  • Организовать взаимодействие детей и взрослых;
  • Создать условия для развития познавательной сферы ребенка;
  • Формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру;
  • Формировать способности получать значимые социокультурные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sotsiokulturnye_istoki.docx45.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                                        приказом № _____

________________________ Т.В. Дидич                                                                                      «___» __________ 20____ г.                                                                                                                «___» __________ 20____ г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

 «Социокультурные истоки»

1 класс

2019 – 2020 учебный год

Учитель: Белобородова Светлана Новомировна

Квалификационная категория: высшая

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № __ от «___» _______ 20____г.

г. Советский

2019 г.

                                                                                    Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности  «Социокультурные истоки»  разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы И.А. Кузьмина, А.В. Камкина «Социокультурные истоки» (1-4 классы), – М: Истоки, 2010.  

Учебник:

Давыдов Е.Ю., Кузьмин И.А. «Азбука истоков». «Золотое сердечко». Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2011;

Цель: освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» родной культуры.

Задачи:

  • Приобщить детей, их семьи к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;
  • Организовать взаимодействие детей и взрослых;
  • Создать условия для развития познавательной сферы ребенка;
  • Формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру;
  • Формировать способности получать значимые социокультурные результаты.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности .

Курс «Социокультурные истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению обучающимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение 3 человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности. Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер, что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Основой данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов. В основе преподавания курса «Социокультурные истоки» лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения. Главными целями системы активных форм являются развитие у обучающихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов. В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:

  Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Социокультурные истоки»;

  Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;

 Управленческий – развитие управленческих способностей;

 Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

  Социокультурный — осознание смысла служения Отечеству. Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта.

 Место   в учебном плане курса внеурочной деятельности: 

Программа разработана для учащихся 1-4 классов и рассчитана на 4 года обучения. Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности образовательного учреждения, рассчитана на 135 часов: в 1 классе –33часа, а во 2,3 и 4 классах по 34 часа в каждом классе. На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю, во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности

Описание ценностных ориентиров содержания рабочей программы курса внеурочной деятельности

В 1-м классе являются:

  Освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга

.  Развитие системы духовно – нравственных ценностей жизни.

  Развитие целостного восприятия мира внешнего и мира внутреннего, способности слышать Слово, видеть Образ, создавать Книгу.

Во 2-м классе являются:

  Раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, к истокам духовных ценностей и образа жизни.

  Приобщение обучающихся к целостному взгляду на окружающий мир, выявление истоков мира посредством совместной деятельности обучающихся и его семьи, направляемых учителем.

  Развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка, формирование у него ощущения своего начального родства с окружающим социокультурным и духовным пространством.

 В 3 классе являются:

 Освоение ребенком первого опыта целостного и системного осознания внутреннего мира человека.

  Актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и его семьи.

 Содействие развитию этнического самосознания ребенка, переживанию им ощущения социокультурного родства с окружающим миром, уверенности в том, что это родство создает условия для самореализации, достойной жизни человека.

В 4 классе являются:

 Формирование межличностных отношений (ребенок — ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель)

.  Формирование ценностных отношений (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум).

                        Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

Личностные УУД.

1. Ставить значимые цели и последовательно стремиться к их достижению;

2. Учиться умению уважительно относиться  к духовно-нравственным ценностям.

3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.

Регулятивные УУД.

1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.

2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.

3. Учиться  проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.

Познавательные УУД.

1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.

2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.

3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.

4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.

5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы

7. Находить  необходимую информацию в Интернете.

Коммуникативные УУД.

  1. Уметь слушать и слышать.
  2. Учиться приходить к согласию.
  3. Уметь общаться в паре, группе и классе.
  4. Приобщаться к единому контексту категорий и ценностпй Истоков.

Учиться доверительному общению с учащимися, родителями и преподавателем/

Предметные результаты

Обучающийся должен знать такие понятия, как:

Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское  благославение. Благодарность. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В  Первой книге запечатлена душа семьи. Истоки глазами детей. Рождественский дар. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга –образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир. Добро. Доброе слово. Доброе дело. Честное слово. Родительское благославение. Подвиг.  Благославение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение и почитание.  Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. Жизнь. Любовь. Добрые дела. Родина . родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Святой Александр Невский – солнце земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память. Книга-живое существо. Доброта и красота. В каждом человеке живет Творец. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку. Чтение –сердечный да. Живое  слово Книги найдет отклик в  в душе читателя. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.

Обучающиеся научатся:

- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса: Мира, Слова, Образа, Книги;

- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;

- выражать свои впечатления от услышанной или прочитаной информации;

- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;

- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;

- принимать совместное решение;

- анализировать свою работу, работу пары, группы.

 Обучающиеся получат возможность научиться:

- ценить духовно-нравственные категории: Мир, Слово, Образ, Книга, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;

- приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы

 Содержание изучаемого курса.

Мир  (8 часов)

СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское  благославение. Благодарность.

МИР И ЛАД. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В  Первой книге запечатлена душа семьи.

ИСТОКИ И ШКОЛА. Истоки глазами детей. Рождественский дар.

ИСТОКИ И РАДУГА. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга –образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.

СКАЗКИ ПУШКИНА. В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.

РОДНОЙ КРАЙ. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

ЩИТ И ГЕРБ. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.

Слово  (8 часов)

СЛОВО. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.

ВЕСНА И СЛОВО.  Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающейсиле Слова.

ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО.  Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое Слово.

СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ. Добро. Доброе слово. Доброе дело.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ. Честное слово. Родительское благославение. Подвиг.

СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Благославение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение и почитание.

АЛЕША ПОПОВИЧ. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.

ЧАША ЖИЗНИ. Жизнь. Любовь. Добрые дела.

Образ  (8 часов)

РОДНИК – род, родник родное слово, родная земля, Родина. Родник – начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

ОБРАЗ РОДИНЫ. Родина . родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА. Святой Александр Невский – солнце земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.

ОБРАЗ ПРАЗДНИКА. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память

Книга  (8  часов)

КНИГА. Книга-живое существо. Доброта и красота. В каждом человеке живет Творец.

КНИГА КНИГ. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.

ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ. Чтение –сердечный да. Живое  слово Книги найдет отклик в  в душе читателя.

ПЕРВАЯ КНИГА. МИР КНИГИ. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего
часов

Основные виды  
деятельности обучающихся

1.

Мир  

8

Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.

Ознакомление с основными правилами поведения в школе.

Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности вне школы

Участие в коллективных играх, приобретение опыта 14 совместной деятельности

2.

Слово

8

Знакомство с важнейшими событиями в истории нашего города .

 Приобретение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым.

Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. 18 Слово о родителях.

Знакомство с профессиями своих родителей, участие в организации и проведении презентаций «Семейный альбом».

3.

Образ

8

Ознакомление с героическими страницами истории России.

Ознакомление с героическими страницами истории России.

4.

Книга

9

Разрешение реальных ситуаций, описанных в заданиях путем рассуждения, анализа, решения.

Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности.

ИТОГО

33

Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 учебный год

№ п/п

Тема

Основное содержание

Дата проведения

по плану

по факту

Раздел «Мир» 8 ч

1.

Вводный урок

Мир и лад.

Ресурсный круг «Зачем я пришел в школу? К. Ушинский «Поле и школа», размышление над пословицами.

2.

Радуга дружбы.

Работа в микрогруппах «Радужный букет».  Т. Григорьева «Росинка»  Е. Пермяк «Надежный человек»  , В.Катаев «Цветик-семицветик».

Рисование Цветика-семицветика.

3.

Мои близкие и родные люди. Солнышко,  мама и папа.

Работа в паре «Родительская любовь». Стих» Солнышко»

 С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», размышление над пословицами.

Рисование иллюстрации к стихотворению.

4.

Семейный праздник.

Работа в микрогруппах «Семейный праздник». И.С. Шмелева «Лето Господне («Рождество»), стихиА. Кринфского, А.Фета, К. Лукашевич , А.Федорова-Давыдова, М.Достоевского «Божий дар»  Графическая мозаика Подарок. 

5.

Слово Жить

Работа в микрогруппах «Доброе дело». И. Шмелева «Лето Господне» («Именины»), Е. Благинина «Огонек», П.Бажов Серебряное копытце»

6.

Моя Родина.

Работа в микрогруппах «Слова, посвященные Родине». Стихи И. Никитина «Русь», С.Есенина «Береза»  «Тебе одной плету венок», А Пушкин «Зимнее утро», Ф Савинов «Родина», размышление над пословицами. Рисование иллюстраций на тему МОЯ РОДИНА

7.

Щит и герб. Образ защитника Отечества.

Работа в микрогруппах «Защитник. Родины». Подвиги Георгия Победоносца «Чудо Георгия о Змее», Куликовская битва, Дмитрий Донской Илья Муромец, былина; Е.Санина «Святой  благоверный князь Александр Невский, рассказы «Невская битва», «Ледовое побоище».

8.

Обобщение по разделу «МИР»

Активное занятие в паре «Вопросы – ответы»

Работа в паре «Честь по заслугам». Демонстрация страниц Первой книги. Презентации работ.

Раздел «Слово» 8 ч

9/1

Слово. Бесценный дар.

Важнейшие события в истории нашего города.

10/2

Весна и слово. Добродетель. Сад добродетелей.

Работа над страницей «Добродетель». Ответы на вопросы по содержанию, оценивание своих эмоциональных реакций, формулировка главной мысли с помощью учителя.

11/3

Золотое сердечко. Талант. Честное слово. Труд и подвиг. Слово о родителях.

Работа над страницей «Мои Таланты»,  «Талант моих родителей».

Работа  в четверке «Пять талантов золотого  сердечка», «Почему «верная тропа узка?». Рисование семейного портрета.

12/4

Серебряное копытце. Добро. Доброе дело.

Активное занятие в четверке «Доброе слово. Ответы на вопросы по содержанию, оценивание своих эмоциональных реакций, формулировка главной мысли с помощью учителя.

13/5

Честное слово. Подвиг. Добрыня Никитич, родительское благословение.

Работа в четверке «Слово – наука». Ответы на вопросы по содержанию, оценивание своих эмоциональных реакций, формулировка главной мысли с помощью учителя.

Работа над страницей «Подвиг Добрыни Никитича», «Родительское благословение».

14/6

15/7

Слово о родителях.

Родительское  слово.  Уважение и почитание

Святое слово. Алеша Попович. Богатырская доблесть.

Чаша жизни. Жизнь. Любовь. Добрые дела.

Ресурсный  круг «Материнская и отеческая любовь». Работа над страницей «Материнская и отеческая любовь». Сочинение-рассуждение «Послушание в моей семье».

Работа в четверке «Честь». Ответы на вопросы по содержанию, оценивание своих эмоциональных реакций, формулировка главной мысли с помощью учителя.

16/8

Обобщающий урок по разделу «СЛОВО»

Работа над страницей  «Правила нашей жизни».  Оценивающий тренинг                                                                                                                                                                                                                                                            по разделу.

Раздел «Образ» 8 ч

17/1

Родник. Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

Работа над страницей «Наш род»

18/2

Образ Родины. Родная земля. Отечество. Святая земля.

Работа над страницей Моя малая Родина» Работа в четверке «Богатство Родины и богатство языка». Рисование сюжета по поэтическим произведениям С. Есенин «Береза», А. Пушкин «Зимнее утро», С. Санин «Здравствуй, Русь», Ф. Савинов «Родина», И. Никитин «Русь», Ф. Тютчев «Весенняя гроза».

19/3

Образ защитника Отечества Солнце земли русской

Работа над страницей «Защитники Отечества», Работа в четверке «Подвиг». Рисунок «Образ защитника».

20/4

Святой Александр Невский. Ангел –хранитель русского народа

Ресурсный круг «Защитник Отечества». Е. Санина «Святой  благоверный князь Александр Невский , рассказы «Невская битва», «Ледовое побоище»

21/5

Образ праздника

(День Победы)

Работа над страницей «День Победы» .День  Победы В. Харитонов  

Праздник Победы по Н. Васильевой  Ресурсный круг «Светлая память»

Рисование  символа Победы.

22/6

Покровительство Георгия Победоносца.

Ресурсный круг «Святая память».

23/7

Покаяние и любовь.

 Работа в четверке «На пути покаяния» Рисование храма.

24/8

Обобщение по разделу «ОБРАЗ»

Оценивающий тренинг   «Вопрос-ответ».                                                                                                                                                                                                                                                          

Раздел «Книга » 9 ч

25/1

Книга – живое существо. Книга. Добро и красота. Творец.  

Ресурсный круг «Моя первая книга».  Пословицы про книги.

26/2

Святые Кирилл и Мефодий  

Иллюстрации древних книг, букв славянской азбуки. Иконы Святителей Кирилла и Мефодия. Стихотворение Хомякова «Просветители славянские». Ресурсный круг на целостное восприятие: «Что вам понравилось в древнерусской школе?»

27/3

Книга книг. Библия.

Работа над страницей «Библия – книга книг». Работа в четверке «Истина в слове».

28/4

Библиотека. Собрание библиотеки. Связь поколений. Книга.

Ресурсный круг  «Какие книги передаются в семье из поколения в поколение. Почему?»

29/5

30/6

Живое слово книги.

Чтение. Сердечный дар.

Практическая работа

«Моя Первая Книга»        

Работа над страницей «Наша семейная библиотека»,  работа в четверке «Книга – культурное наследие народа».

 Ресурсный круг «Моя Первая Книга». Завершение работы по оформлению  Первой Книги

31/7

Дом. Книга. Добро. Истоки. Мир книги. Слово. Образ.

 Ресурсный круг« Открытие мира книг»,   работа в четверке «Слова благодарности книге»

32/8

Знания и мудрость

Обобщение по разделу «Книга».

Активное собеседование по пословицам, работа в четверке «Что помогает нам идти по дороге жизни?». Ресурсный круг «Чему ты научился на уроках по предмету Истоки?»

33/9

Чистое сердце. Чистая речь. Доброе слово.

Работа в микрогруппах «Как мы изменились за этот год?» Выставка – презентация Первых Книг.

Материально-техническое обеспечение курса.

Ссылки на Интернет-ресурсы:

  • Сайт ОС «Школа 2100»http://www.school2100.ru/uroki/elementary/
  • Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
  • Сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам window.edu,ru/
  • Сайт федерального центра информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru
  • Сайт «Светочъ» православная вера в презентациях http://www.svetoch-opk.ru/

 Список литературы.

Дополнительная литература для учащихся:

  • В. Белов «Лад»
  • Деревенские святцы, И.Д. Полуянов, Технологическая школа бизнеса, Москва, 1998

Дополнительная литература для  учителя:

  1. Деревенские святцы, И.Д. Полуянов, Технологическая школа бизнеса, Москва, 1998
  2. Истоковедение, тома 2, 5,  8, 9.  Издательский дом «Истоки», 2007 год
  3. История русской культуры под редакцией Ю.С. Рябцева М. «Владос», 1997 Музыка,  
  4. Православный храм и икона, «Эксмо», Москва, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Город мастеров» на 2019-2020 учебный год

Программа разработана для учащихся 3 класса расчитана на 2 часа .Программа разработана  дя работы с бумаой  в разных техниках : квиллинг , аппликация, бумагопластика, кусудами, создание праз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ВУД «Социокультурные истоки» на 2019-2020 учебный год 1-4 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ВУД  «Социокультурные истоки»  на 2019-2020 учебный год      1-4 классы...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1 класса

Программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» состоит из: пояснительной записки,место курса в учебном плане,ценностные ориентиры содержания учебного предмета,планируемых резул...

Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 3 класс...